Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

идущего вразрез с принципом самобытности Сибири, областники находили самые разнообразные. И понимание невозможности разви­ тия промышленности собственными силами, и осознание недостатка капиталов в Европейской России, и согласие с мыслью М. Н. Соболе­ ва о том, что «строй иностранных предприятий с их более культурны­ ми приемами постановки производства и извлечением прибыли представляют с точки зрения экономических форм шаг вперед по сравнению с обычными типами туземной предприимчивости»45. Одновременно сторонники движения выступали за привлечение иностранных капиталов, видя в нем один из способов борьбы про­ тив колониальной зависимости региона. Они стремились обратить внимание иностранной буржуазии, как более цивилизованной, пред­ приимчивой, на Сибирь и с ее помощью ускорить развитие произво­ дительных сил региона. По этому поводу в редакционной статье «Восточного обозрения» заявлялось: «Мы даже английскую дели­ катность предпочитаем сдиранию шкуры русскими купцами»46. В конкурентной борьбе с предпринимателями Европейской России на­ рождавшаяся крупная буржуазия Сибири хотела иметь союзника в лице иностранных капиталистов. Ратуя за привлечение иностранных капиталов, областники серьез­ ное внимание уделяли введению порто-франко в устьях Оби и Енисея и организации торгового судоходства по Северному морскому пути. Дис­ куссия по этим вопросам началась после ликвидации правительством 3 июля 1898 г. беспошлинной торговли в устьях названных рек. «Таким образом, огромнейшие и богатейшие области были принесены в жерт­ ву небольшой кучке русских фабрикантов»,— восклицал по этому по­ воду С. В. Востротин47. Поэтому сторонники движения отмечали на­ правленность проектов Северного морского пути и введения порто- франко против буржуазии Европейской России48. Обобщением всех требований явились публикации С. В. Востротина и Вл. М. Крутовско- го49. Но их предложения не встретили поддержки в правительстве. Существенные разногласия среди областников возникли по поводу железнодорожного строительства в Сибири. По этому вопросу у них так и не сложилось единой позиции. Но на всем протяжении первого деся­ тилетия XX в. областники смотрели на железную дорогу только как на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2