Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

линии и в ближайшем будущем нет никаких реальных сил, которые могли бы задержать это торжество»39. В ответ на это И. И. Попов заявлял, «что перед Сибирью два пути: один блестящий путь западноевропейского капитализма, дру­ гой — тернистая дорога существующих народных форм жизни в более высокие». Предпочтение отдается второму варианту, кото­ рый «при дружной работе правительства и общества будет направ­ лять эволюцию народного хозяйства в сторону второго пути и спа­ сет Сибирь от стремительного потока развития капиталистичес­ ких форм»40. В последующем он конкретизировал свое видение ситуации. Заявляя о неперспективности развития капиталистических от­ ношений в регионе, редактор «Восточного обозрения» считал необходимым распространение здесь «существующих народ­ ных форм жизни» — кустарных промыслов и общины41. Его поддержала определенная часть сторонников движения. Другие выражали сомнение. «Может быть, и нужно, как утверждают соци­ ал-демократы, чтобы наш мужик переварился в фабричном котле, может, и без этой приятной операции обойдется. Возможно, что „об- щина“ народников---- путь к спасению,—■все это рецепты еще не испытанные»,— писал в 1898 г. В. И. Анучин42. Но жизнь показала, что патриархальной Сибири приходит конец. Хотя инерция либеральной народнической традиции еще сказы­ валась, в начале XX в. областники постепенно начинают осознавать, что основной силой современной Сибири «является купец и про­ мышленник, этот настоящий сибирский янки со своею самостоя­ тельностью, самодеятельностью, энергией и умением понимать и создавать прогресс и улучшения в родном краю»43. Обоснование капиталистического пути они связывали с такими актуальными воп­ росами местной жизни, как отношение к иностранному капиталу и развитию путей сообщения. «Для пробуждения нашего капиталиста-промышленника нужно не только не закрывать тех путей, по которым идут иностранные капиталы, а наоборот, открыть доступ для произведений иностран­ ной мануфактуры»,— заявляло «Восточное обозрение» в 1897 г.44 Объяснения для столь парадоксального, на первый взгляд, вывода,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2