Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

ния быта теленгутов и искоренение эксплуатации, тяготеющей над ними во всех видах»110. Е. Г. Новикова, анализируя творчество писа­ теля, считает, что приводимый Наумовым пример есть «одна из форм социокультурного насилия над народами Сибири и Алтая»111. Вместе с тем сторонники рассматриваемого движения активно поднимали «инородческий вопрос» и с позиций геополитических, рассматривая регион как своеобразный мост в Центральную Азию. «Не в завоеваниях... должно состоять будущее Сибири,— утверж­ дал Дцринцев,— а в создании цивилизации для своего народа, кото­ рый вместе с торговлей будет иметь влияние на весь Восток и на Азию. День ото дня мы ждем, что мир должен связаться братской любовью взамен прежней исторической вражды, ибо как принципом современного мира была Война, Завоевание и Рабство, так принци­ пом нового будет Мир, Цивилизация и Свобода!»112. Поэтому Пота­ нин страстно призывал к развертыванию масштабных исследований народов Центральной Азии. «Пренебрежение ученых к степным на­ родам задерживает развитие науки,— писал он.— Установлению правильных взглядов на роль этих варваров и на историю духовно­ культурных заимствований мешает наше арийское высокомерие, ложная историческая перспектива... и несмелость мышления, пора­ бощенного рутинными взглядами и рутинными верованиями»113. В целом, решение проблемы гармоничного развития абориген­ ных этносов региона областники видели прежде всего в усилении просвещения и коллективизма. Так, А. П. Щапов видел прочный залог возрождения отдельных народов в существовании и дальней­ шем развитии общины. «Другая замечательная особенность бурят­ ской улусной родовой общины,— замечал он,— порожденная есте­ ственными социальными институтами и объективно свойственная всем общинам,— это наибольшая естественная наклонность... ее членов к артельности, к развитию принципа социально-кооператив­ ной взаимности, согласия и солидарности»114. Ядринцев выступал за образование на родном языке аборигенов, прозорливо заявляя: «Про­ свещение на родном языке и знакомство с наукою, надо заметить, нимало не отталкивает образованного инородца от русского языка к национальному, но более сблизит его, так как развернувшаяся лю­ бознательность заставит его познакомиться не только с жизнью

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2