Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
Действительно, Ядринцев отмечал сокращение численности ряда ко ренных этносов региона, более того — одна из его статей называлась «Осужденные на смерть племена»104. Но отмеченное явление он счи тал не закономерностью, а следствием стечения обстоятельств. «Из всех добытых нами фактов,— подчеркивал он в 1883 г.,— мы не мо жем никоим образом вывести заключение о неизбежности вымирания инородцев. Причины вымирания лежат далеко не в свойствах самой расы, но в чисто внешних обстоятельствах, неблагоприятно влияю щих вообще на человеческую жизнь»105. К тому же он четко учитывал специфику правительственной политики по данному вопросу на протяжении всего периода освое ния Сибири русскими. По его мнению, «присоединенные части го сударства и народности нуждаются во всем мире в терпимости, в гарантии человеческих прав и в ограждении этих прав законами. Государство им это гарантировало, и это была государственная по литика, и умные государи и государственные люди не желали раз дражать присоединенные народности, они сохраняли за ними неко торые права», «даже московские цари в своих приказах воеводам повелевали не разорять покоренных новых подданных... Правитель ство желало оставить свободу культа и веры язычникам, магомета нам и буддистам, так как гонения на веру самая опасная вещь и может раздражать народности более всего»106. Идеологи движения, прежде всего Г. Н. Потанин, Н. М. Яд ринцев и Н. И. Наумов, были решительными противниками любых духовных миссий: христианских, мусульманских, буддийских, так как видели в их деятельности насилие над мировоззрением абори генов, «замену одного идеалистического учения другим, более изощренным»107. Единственным радикальным средством в борьбе с религиозной нетерпимостью Потанин считал развитие светской куль туры у коренных народов и замечал по этому поводу: «Торжествую щим средством в борьбе с мусульманским клерикализмом может быть только свое киргизское светское направление; чтобы оно появи лось, нужно возбудить в верхних слоях киргизского народа интерес к своей народности, интерес к изучению своего родного языка, своей истории, своих обычаев, своих устных памятников старины»108.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2