Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008
Суммируя требования областников в этой сфере, Ядринцев в 1883 г. писал: «Правильная постановка крестьянского самоуправления, лучшая организация земского хозяйства и отделение его от земской политики, совершенствование городского самоуправления, разделение администрации и суда, реорганизация волостного и земского управле ния; развитие народного просвещения — вот лучшие гарантии и конт роль, указываемые временем»85. Решающее значение в решении практически всех обозначенных вопросов внутренней жизни Сибири сторонники движения придава ли просвещению и интеллигенции. А. П. Щапов, а затем Н. М. Яд ринцев отметили преобладание у сибиряков эгоизма, своекорыстия, хитрости и грубости при почти полном отсутствии у них «высоких человеческих чувств» и гуманизма. К тому же «при господстве эго истических, кулацко-приобретательских и семейно-родовых интере сов в сибирских городских обществах крайне недостаточно было развитие общественной солидарности, социального объединения»86. А это, в свою очередь, определило слабое развитие культурной жиз ни, которой в современном областникам местном обществе практи чески не было. Поэтому Ядринцев рисует безотрадную картину культуры региона накануне его 300-летнего юбилея: «А настоящее? Чем ознаменовали мы его? Выставит ли нам Кондрат бочку сивухи, и то если прикажет исправник? Прочтет ли нам классик нашего уез дного училища рацею, вдохновясь Устряловым? Устроим ли мы клубный вечер с картами или проезжий коллежский регистратор Семечкин выпишет новый канканчик? Разве нам не все равно?»87. Поэтому развитие образования, культуры, формирование собствен ной интеллигенции сторонники движения рассматривали как сред ство развития региона. Для всего этого, по мнению «Восточного обозрения», «нужно создать в Сибири класс образованных граждан, нужно развивать просвещение здесь»88. Апологетика просвещения и культуры приобретала у отдельных областников самодовлеющее значение. М. В. Загоскин заключал: «Свет тихий, свет науки и просвещения, свет правды и человече ства, свет свободы и самосознания придет и вселится в нас»89. Ему вторил Ядринцев: «Если знание — сила, то дайте эту силу Сибири, поднимите социальный уровень народа. И вы увидите, какое могу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2