Шиловский М. В. Сибирское областничество в общ.-полит. жизни региона во втор. пол. XIX-пер.четв. XX в.-2008

Суммируя требования областников в этой сфере, Ядринцев в 1883 г. писал: «Правильная постановка крестьянского самоуправления, лучшая организация земского хозяйства и отделение его от земской политики, совершенствование городского самоуправления, разделение администрации и суда, реорганизация волостного и земского управле­ ния; развитие народного просвещения — вот лучшие гарантии и конт­ роль, указываемые временем»85. Решающее значение в решении практически всех обозначенных вопросов внутренней жизни Сибири сторонники движения придава­ ли просвещению и интеллигенции. А. П. Щапов, а затем Н. М. Яд­ ринцев отметили преобладание у сибиряков эгоизма, своекорыстия, хитрости и грубости при почти полном отсутствии у них «высоких человеческих чувств» и гуманизма. К тому же «при господстве эго­ истических, кулацко-приобретательских и семейно-родовых интере­ сов в сибирских городских обществах крайне недостаточно было развитие общественной солидарности, социального объединения»86. А это, в свою очередь, определило слабое развитие культурной жиз­ ни, которой в современном областникам местном обществе практи­ чески не было. Поэтому Ядринцев рисует безотрадную картину культуры региона накануне его 300-летнего юбилея: «А настоящее? Чем ознаменовали мы его? Выставит ли нам Кондрат бочку сивухи, и то если прикажет исправник? Прочтет ли нам классик нашего уез­ дного училища рацею, вдохновясь Устряловым? Устроим ли мы клубный вечер с картами или проезжий коллежский регистратор Семечкин выпишет новый канканчик? Разве нам не все равно?»87. Поэтому развитие образования, культуры, формирование собствен­ ной интеллигенции сторонники движения рассматривали как сред­ ство развития региона. Для всего этого, по мнению «Восточного обозрения», «нужно создать в Сибири класс образованных граждан, нужно развивать просвещение здесь»88. Апологетика просвещения и культуры приобретала у отдельных областников самодовлеющее значение. М. В. Загоскин заключал: «Свет тихий, свет науки и просвещения, свет правды и человече­ ства, свет свободы и самосознания придет и вселится в нас»89. Ему вторил Ядринцев: «Если знание — сила, то дайте эту силу Сибири, поднимите социальный уровень народа. И вы увидите, какое могу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2