Шиловский М. В. Судьбы, связанные с Сибирью - Биогр. очерки-2007

формирования общественного сознания. На этот период Си­ бири необходимо было предоставить частичное самоуправле­ ние, а посредником между правительством и местным обще­ ством должен выступать идеальный администратор, образец которого он видел в М. М. Сперанском. И уже после длитель­ ной эволюции, как писал Всеволод Иванович в своем полити­ ческом завещании (февраль 1890 г.), Сибирь должна стать фе­ деративной республикой, сохраняющей договорные отноше­ ния с российским государ ством . Упразднив губернии, предлагалось разделить регион примерно на равные по чис­ ленности населения округа, наделяемые полномочиями, близ­ кими к компетенции штатов в федеральной системе США. За­ конодательным органом нового государственного образова­ ния должно было стать народное собрание, а исполнительная власть должна быть передана главноуправляющему (прези­ денту.— М. Ш.) и министрам29. Около 30 лет Вагин активно сотрудничал в Восточно- Сибирском отделе Русского географического общества. На ос­ нове впервые выявленных источников, он написал и опублико­ вал в «Известиях» отдела такие статьи, как «Хвостов и Давы­ дов в Японии», «Дополнения и поправки к запискам Головина и Рикорда», «Материалы к истории Сибирского межевания», «Посольство графа Головкина в Китай в 1805 году» и др.30А 22 де­ кабря 1888 г. сотрудники первого научного учреждения в Си­ бири торжественно отметили 25-летие членства нашего героя в ВСОРГО. Юбиляр был награжден серебряной медалью Им­ ператорского Русского географического общества, а в памят­ ном адресе подчеркивалось, что он «был тем писателем, кото­ рый помогал возрождению своего края и верил в его будущ­ ность»31. Несмотря на преклонный возраст, в октябре 1892 г. его избирают председателем статистической секции отдела. Помимо этого, Вагин длительное время состоял членом коми­ тета общества по оказанию помощи учащимся Восточной Сибири, заведовал выпиской новых книг для городской обще­ ственной библиотеки, был членом ряда других благотвори­ тельных и просветительских объединений32.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2