Шиловский М. В. Судьбы, связанные с Сибирью - Биогр. очерки-2007

сти теории, обосновав неизбежность и прогрессивность разви­ тия капитализма. Но вот механизм перехода к социализму трактовался им в духе теории гражданского общества. Нико­ лай Михайлович предлагал «заняться воспитанием народа». «Сила образования,— подчеркивал он,— особенно универси­ теты, будут способствовать развитию интеллигенции не в бур­ жуазном, а в демократическом духе, политике, чтобы у нас буржуазия не создавалась в прочное сословие и не создавала своих образовательных учреждений. Эта демократическая ин­ теллигенция, с народом в союзе, никогда не допустит олигар­ хии. Напротив, она будет сила, она даст новую демократичес­ кую окраску обществу и укажет направление жизни и ее строя»25. Тем не менее обоснование прогрессивности развития ка­ питализма, неизбежности разложения под его воздействием об­ щины и артели можно было бы поставить в заслугу Н. М. Яд- ринцеву как одному из первых отечественных марксистов (несмотря на то, что цитированные письма были опубликова­ ны в 1917 г.), если бы он спустя некоторое время не отказался под воздействием Г. Н. Потанина от этих взглядов. Сибирс­ ких областников, как в целом народников, от марксизма от­ талкивала перспектива «язв пролетарства», неизбежная на этапе первоначального накопления. В ссылке Николай Михайлович активно сотрудничает в журнале «Дело», опубликовав целый ряд статей, посвященных проблеме каторги и ссылки. В 1872 г. на их основе он издает в Петербурге книгу «Русская община в тюрьме и ссылке». Преж­ де всего, в этих публикациях отвергалось представление об уго­ ловном преступлении как явлении нравственном и оно прямо связывалось с социальной мотивацией. Далее, автор выступал принципиальным противником ссылки, поскольку, «служа тяжким средством наказания (она.— М. Ш .) при нынешних ус­ ловиях не могла осуществлять своего исправительного значе­ ния. Призвание ссылки не осуществилось в ее идеале ни у нас, ни за границей»26. Данное обстоятельство он обосновывал следую­ щими положениями. Во-первых, как «карательная и дисципли-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2