Шиловский М. В. Судьбы, связанные с Сибирью - Биогр. очерки-2007

Землячество устроило свою библиотеку, способствовало идейному развитию учащейся молодежи8. Его представители регулярно встречались на квартире одного из членов для об­ суждения актуальных вопросов, в том числе и сибирских. Так, однокурсник Щапова Я. Г. Рождественский свидетельствует: «Все студенты-сибиряки, сколько я их знал, были люди очень даровитые и отличались характером смелым и прямым... Си­ биряки-студенты в наше время полушутя, полусерьезно назы­ вали свою Сибирь русской Америкой и говорили, что она рано или поздно отделится от России. Эти мысли высказыва­ лись, разумеется, мимоходом и не развивались, но, может быть, они подали повод Щапову мечтать о федерации, хотя впоследствии об этом немало было говорено в русской лите­ ратуре, особенно Н. И. Костомаровым. Вообще, студенты-си­ биряки обладали характером независимым и настойчивым»9. Помимо учебы Афанасий Прокопьевич знакомился с но­ вейшими литературными новинками, в том числе с произведе­ ниями В. Г. Белинского и А. И. Герцена. В 1854 г., по совету казанского архиепископа Григория, он избрал темой магис­ терской диссертации историю раскола русской православной церкви второй половины XVII — первой половины XVIII в. Окончив академию, Щапов в октябре 1856 г. получает в ней место бакалавра по кафедре русской истории. Итоги научных поисков были изложены в магистерской диссертации «Рус­ ский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием русской церкви и гражданственности в XVII веке и первой половине XV III», изданной в Казани в 1858 и 1859 гг. Книга, имевшая подзаголовок «Опыт истори­ ческого исследования о причинах происхождения и распрост­ ранения русского раскола», была сразу замечена. Концепция сочинения, опираясь на философию Гегеля, рассматривала русскую историю изучаемого периода как столк­ новение архаических (патриархальных) и модернистских (об­ новленческих) тенденций. «Щапов выводил раскол из арха­ ического, а преобразовательную деятельность официальной церкви и государства — из прямо противоположного начала.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2