Шиловский М. В. Судьбы, связанные с Сибирью - Биогр. очерки-2007
шедший круги ада в Иркутс кой бурсе, так описывал по рядки в ней: «Бурсаки, в осо бенности казенные, жили впроголодь и ходили как ни щие в рваных, засаленных ха латах, часто босиком и без шапок»2. В 1846 г. лучшим учеником Щапов переводит ся для продолжения духов ного образования в местную духовную семинарию. Поми мо программы, включающей в общей сложности 43 пред мета, он много читал, попав под обаяние «Истории госу дарства Российского» Н .М . Карамзина и начал задумываться о специфике формирования отечественной цивилизации. В 1860 г. по этому поводу наш ге рой говорил в лекции: «Когда я в первый раз в жизни выезжал в одежде крестьянского мальчика одной отдаленной провин ции, из самого глухого захолустья, из деревни в главный гу бернский город,— меня тогда сильно поразило резкое разли чие города и деревни, городских и сельских жителей; там — крайне убогие хижины, в городе — чересчур высокие, огром ные палаты; там люди проще и грубее, здесь хитры и говорят каким-то особым языком и т. п. Я задумался. Потом меня всегда погружало в думу какую-то грустную, когда я в месяч ную зимнюю ночь, русскую, морозную, градусов в тридцать пять, видел длинный обоз с кладью, как он тянется, напр[и- мер], от Казани до Перми или от Тобольска до Казани: мужи ки идут, кряхтя, подле воза то одиноко, то артелями с обнаде женными лицами... Да, наша обширная, разнообразная сель ская Русь — это загадка истории Русской! Когда я изучал историю Устрялова и Карамзина, мне всегда казалось стран ным, отчего в их историях не видно нашей сельской Руси, исто- А. П. ЩапоВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2