Шиловский М. В. Судьбы, связанные с Сибирью - Биогр. очерки-2007

молитв и церковных песен. Успехи миссии нельзя назвать зна­ чительными. Теленгуты смотрят на миссию как на вредное уч­ реждение и удаляются от нее вглубь гор, потому что считают принятие православия равносильным потере национальности. Теленгуты, бегущие от миссии в горы, беднеют день ото дня; одинаково беднеют и те из них, которые, приняв православие, поселяются на жительство около миссии»20. Процитировав этот отрывок, Е. Г. Новикова заявляет, что «православие ин­ терпретируется здесь Наумовым в качестве одной из форм со­ циокультурного насилия над коренными народами Сибири и Алтая»21. Кроме того, он в 1894 г. специально для казахских читателей написал очерк, посвященный жизненному пути Ч. Ч. Валиханова (1835-1865), с которым встречался в Петер­ бурге на сходках в сибирском землячестве. Николай Ивано­ вич утверждал, что «выбившись на широкую дорогу и вполне освоившись с цивилизованной жизнью , Валиханов не стал чужд своей родине, как часто бывало в таких случаях. Напро­ тив, высоко ценя условия культурной жизни, он в то же время горячо любил свой народ, сознавая, что только под могуще­ ственным покровительством России в состоянии выйти азиат­ ские народы из своего векового застоя и невежества»22. Основной жанр в творчестве Наумова — социально-бы­ товой очерк, посвященный отдельным сторонам жизни сибир­ ских крестьян, приисковых рабочих, аборигенов. Автор не пре­ тендует на многоплановый охват действительности, намеренно ограничивая себя. Эту характерную черту, как несомненный плюс, отмечал Г. Н. Потанин, отвергая критику в адрес писа­ теля со стороны Н. М. Ядринцева. «Вы желаете от Н[иколая] Ивановича] всесторонней картины общества,— замечал он в 1872 году,— он между тем народный бытописатель, и лучше, если он не будет сворачивать с дороги»23. Очень высоко оценивали творчество Наумова идеологи сибирского областничества. Отправляясь в длительное путе­ шествие в Центральную Азию, Г. Н. Потанин в мае 1876 г. пи­ сал Н. М .Ядринцеву: «Скажите Н. И. Наумову, что я его ро­ ман „Сила солому ломит“ беру с собой в дорогу в виде посто

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2