Шиловский М. В. Судьбы, связанные с Сибирью - Биогр. очерки-2007

ный лист. Уже в процессе «хождения» книга активно использо­ валась народниками для работы среди крестьян. Рассказы чи­ тались вслух во время бесед, пересказывались, распространя­ лись россыпью . По свидетельству участников акции, они производили сильное впечатление на сельских жителей и очень часто обнаруживались жандармами при обысках11. В записке министра юстиции сборник был назван в числе книг, в кото­ рых «пропагандируется мысль о безвыходном положении ра­ бочего, об эксплуатации его капиталистами, о гибельных последствиях кулачества и, наконец, выставляются разные примеры протеста среди задавленного крестьянства и вообще низших классов»12. В конечном счете ожидались неприятнос­ ти. «Книгу Наумова „Сила солому ломит“ отбирают при обысках и изъяли из продажи, негде купить», — сообщал Г. Н. Потанин в одном из писем за 1875 г.13 В 1881 г. выходит из печати второй сборник рассказов «В тихом омуте» также с подзаголовком «Рассказы из быта си­ бирских крестьян»; в 1882 г. появляется третий сборник. Еще в 1879 г. Наумов вместе с Г. И. Успенским, В. И. Гаршиным и Н. Н. Златовратским принимает участие в создании народни­ ческого артельного журнала «Русское богатство». В нем, а также в близких к нему по духу журналах — «Устои», «Дело», «Слово» — появилась большая часть написанных в это время произведений: «Кающийся», «Горная идиллия», «Святое озеро», «Фургонщик», «Обездоленный», «Нефедовский починок», «Па­ утина», «Зажора», «Ночь на озере» и т.д. В центре литературного творчества Н. И. Наумова нахо­ дились сибирские крестьяне, ведущие постоянную борьбу с кулаками. Как верно подметил Г. В. Плеханов, он был убеж­ ден, что «между крестьянином-кулаком и крестьянином-жер- твой кулацкой эксплуатации нет ровно ничего общего; кулак казался... случайным плодом внешних неблагоприятных вли­ яний на народную жизнь, а не необходимым результатом той фазы экономического развития, которую переживало кресть­ янство»14. Поэтому Николай Иванович изображал кулаков и торговцев «либо пришедшими со стороны, либо местных, но

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2