Бернштейн А., Время и дела Александра Курса_Киноведческие записки № 53 - 2001_с 260-289

РАЗЫСКАНИЯ N V У Аркадий БЕРНШТЕЙН ВРЕМЯ И ДЕЛА АЛЕКСАНДРА КУРСА Когда чекисты увели на Лубянку Александра Львовича Курса, ему было всего лишь сорок пять лет. Все, что сделал этот одаренный журналист, один из первых организаторов советской печати, талантливый кинодраматург, было обречено на забвение в течение многих лет. Люди, хорошо знавшие Курса, либо умерли, либо погибли, а его архив почти не сохранился. Его жизнь известна, к сожалению, лишь узкому кругу специалистов-историков, киноведов, да и то в общих чертах. С 1960-х годов занимаясь судьбами реп­ рессированных кинематографистов, я нашел некоторые документы о жиз­ ни и творческой деятельности Александра Курса, пять сценариев, не реали­ зованных на экране, а главное, получил интересные сведения о нем от его друзей, сослуживцев, знакомых, родственников. Это писатели Виктор Шкловский и Василий Катанян, журналисты Петр Краснов1и Михаил Га­ рин2, вдова сына Курса Мая Гарина3, киноактриса Галина Кравченко, поэт Геннадий Коренев4и другие. Друживший с ним Владимир Маяковский говорил: «Хорошо идешь! Кур- си вперед!» Его высоко ценил Константин Паустовский, работавший с Алек­ сандром Львовичем в одесской газете «Станок». С Курсом плодотворно сотрудничал Лев Кулешов, который называл его «человеком, замечатель­ ным во всех отношениях», «отлично знающим кинодраматургию». Васи­ лий Катанян, вспоминая об открытости, честности, талантливости Курса, полагал, что от него «можно было еще многого ждать». Но наиболее про­ никновенно написал об Александре Львовиче Виктор Шкловский: «Боль­ шой сценарист», «светлая голова и сердце, отданное будущему», «он мне лично помог многое правильно понять в жизни и творчестве», «дружбой с Александром Курсом я горжусь». Вступив в партию во время гражданской войны, Курс был революцио- нером-романтиком, мечтавшим о создании нового советского искусства, о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2