Бернштейн А., Время и дела Александра Курса_Киноведческие записки № 53 - 2001_с 260-289
которые, не зная предмета, любят погорячиться или, по той же причине, чересчур обильно поливают свою «стряпню» «идеологической водицей». Но, конечно, как сын своего времени, он добивался того, чтобы журналист смотрел на события, социальные явления глазами современного ему трудо вого человека. Однако ни в «Кино», ни в «Экране» при Курсе никогда не было лишней политизированности, ложного пафоса, культа руководителей и вождей, ненависти к оппоненту. Владимир Маяковский,—вспоминали многие друзья и родные Курса,— называл Александра Львовича «газетчиком от бога». Поэт говорил о чрез мерной политизированности прессы, навевавшей скуку и не учитывавшей «всей сложности интересов читательской массы». Маяковский не мог при нять мнение журналиста М.Левидова14, будто писателей, поэтов «не нужно пускать» в газеты и журналы, и настаивал на обратном, сожалея о том, что 90 процентов редакторов опираются только на свои постоянные штаты. В марте 1926 года на диспуте о советском иллюстрированном журнале он произнес важную фразу: «Разговоры об искоренении литературы—сплош ное недомыслие», вспомнив ранее, что «большой... квалифицированный писатель Зощенко разошелся в «Огоньке» в 2 000 000 экземпляров». В «Экране» А.Л.Курс печатает стихи Эдуарда Багрицкого, сценарий Исаака Бабеля «Блуждающие звезды», в котором действие известного ро мана переносится в Замоскворечье. В журнал приходят писатели, поэты, кинематографисты Инбер, Эмиль Кроткий, Фореггер, Юткевич, Тарич, Коль цов, даются переводы англоязычных авторов. На страницах «Экрана» мно го выразительных рисунков, фотопортретов, шаржей: например, публику ется шарж на А.В.Луначарского, в чьей статье в «Правде» от первого мая 1926 года было написано о достижениях отечественного искусства, но ни чего не говорилось о кино. Сегодняшнего читателя могут привлечь в жур нале хорошие рецензии на фильмы, живая публицистика (например, очерк | о Ларисе Рейснер), многочисленные материалы о зарубежном кино. И.Эрен- бург увлеченно пишет о французском кино, которое, по его мнению, пре вратилось в народное искусство, перестав быть «суррогатом театра»; те перь его основа—«новый сюжет» и «развитие оптического потрясения». В коротком письме Курс отвечает германскому журналу, соглашаясь, что для борьбы с американским кинокапиталом необходимо сотрудничество немец кого и российского кино, но делает такой вывод: «Мы против засилия аме риканского капитала, но мы очень ценим американскую технику, американ ский темп, американские методы в работе». К сожалению, через три-четыре года «Экран» станет «Советским экра- L нoм» и утратит этот облик изящного, содержательного, задиристого журна ла, каким он был в 1926 году. В сущности, в этот период происходит расцвет журналистской и твор ческой деятельности Александра Курса, который много сделал для печати, начал писать сценарии и даже выпустил в 1927 году свою первую, полную оригинальных мыслей книгу о кино «Самое могущественное». Взгляды А.Л.Курса на литературу и искусство сформировались под влия нием Левого фронта искусств. Он любил Чаплина, Эйзенштейна, Кулешова и считал необходимым, полезным создание картин с сильным «социально
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2