Бернштейн А., Время и дела Александра Курса_Киноведческие записки № 53 - 2001_с 260-289
новых советских газет и журналов, приходя к выводу, что он «должен иметь уклон к разговорному языку масс». В четвертом номере «Журналиста» за 1925 год Курс в статье «О цинизме, политической целесообразности и язы ковой косности» справедливо подчеркивал, что редактор не должен идти по пути «олитературивания» живого русского языка рабкора или селькора, так как часто «их грубые, простые, пропитанные бытовой образностью и жизненной силой выражения расплющиваются карандашом косноязычно го правщика, заменяясь плоскими литературно-газетными трафаретами». Особенно занимают его проблемы, связанные с деятельностью рабкоров и селькоров, которые, по его мнению, отражают общественное мнение рабо чего класса и крестьянства в печати. Он настаивает на том, что только сама редакция газеты должна организовать обширную сеть рабкоров и селько ров, но не придавая им официального статуса, чтобы избежать злоупотреб лений и погони за гонорарами. Занимаясь проблемами кинопрессы, ведая вопросами кино и литературы, А.Л.Курс успевает в те же годы (1924-1926) выполнять обязанности главного редактора газеты «Кино» и журнала «Эк ран». Под его руководством эти издания сделали значительный шаг вперед, они завоевали популярность у читателей благодаря ярким иллюстрациям и интересным материалам. Из газеты «Кино» можно было узнать, что гово рят в деревне о крестьянской теме на экране, что думают в Германии о «Бро неносце «Потемкине», печаталось много материалов о западном кино, что не допускалось, например, в «Известиях», редактируемых Ю.Стекловым13. Ряд публикаций в газете «Кино» пояснял, чему можно учиться у американ ского кино, а чему не надо. Например, следовало, по мнению редакции, использовать правильную организацию сложных трюковых съемок, техни ки безопасности на съемочной площадке. Лев Кулешов, писавший для жур нала, восхищался дарованием американской звезды Дугласа Фербенкса, замечая и дурной вкус и надуманность иных сюжетных ситуаций, но не забывал сказать об умелом создании американцами актерского ансамбля. По инициативе Курса в газете проводится дискуссия о творческой судь бе актера, и наиболее острым откликом на нее стала статья С.Эйзенштейна, взявшего под защиту киноактрису Александру Хохлову, которую некоторые чиновники-кинематографисты не хотели видеть на экране. В марте 1926 года в «Кино» печатаются фрагменты сценариев Бабеля «Блуждающие звезды» и Шкловского «По закону». И, что особенно важно, получает поддержку группа ФЭКСов: положительно оценивается их поруганная лента «Чертово колесо». Материалы самого Курса всегда были наиболее проблемными. В частности, в статье «У постели больного» он убедительно говорил о бесхо зяйственности, ненужной трате кинопленки, денег на киностудиях, что про исходило по причине «отсутствия источников финансирования», из-за разрыва «между прокатом и финансированием». Редактор предлагает со здавать точный план съемок в соответствии с продуманной калькуляцией. Значительно интереснее с января 1926 года стал «Экран», ставший более глубоким по содержанию и лучше иллюстрированным. А.Л.Курс,—вспо минал зав. редакцией П.Краснов,—требовал от критиков, журналистов го ворить с читателем в простой, спокойной, но эмоциональной манере. Он часто повторял, что есть еще журналисты с фальшивым темпераментом,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2