Бернштейн А., Время и дела Александра Курса_Киноведческие записки № 53 - 2001_с 260-289

новых советских газет и журналов, приходя к выводу, что он «должен иметь уклон к разговорному языку масс». В четвертом номере «Журналиста» за 1925 год Курс в статье «О цинизме, политической целесообразности и язы­ ковой косности» справедливо подчеркивал, что редактор не должен идти по пути «олитературивания» живого русского языка рабкора или селькора, так как часто «их грубые, простые, пропитанные бытовой образностью и жизненной силой выражения расплющиваются карандашом косноязычно­ го правщика, заменяясь плоскими литературно-газетными трафаретами». Особенно занимают его проблемы, связанные с деятельностью рабкоров и селькоров, которые, по его мнению, отражают общественное мнение рабо­ чего класса и крестьянства в печати. Он настаивает на том, что только сама редакция газеты должна организовать обширную сеть рабкоров и селько­ ров, но не придавая им официального статуса, чтобы избежать злоупотреб­ лений и погони за гонорарами. Занимаясь проблемами кинопрессы, ведая вопросами кино и литературы, А.Л.Курс успевает в те же годы (1924-1926) выполнять обязанности главного редактора газеты «Кино» и журнала «Эк­ ран». Под его руководством эти издания сделали значительный шаг вперед, они завоевали популярность у читателей благодаря ярким иллюстрациям и интересным материалам. Из газеты «Кино» можно было узнать, что гово­ рят в деревне о крестьянской теме на экране, что думают в Германии о «Бро­ неносце «Потемкине», печаталось много материалов о западном кино, что не допускалось, например, в «Известиях», редактируемых Ю.Стекловым13. Ряд публикаций в газете «Кино» пояснял, чему можно учиться у американ­ ского кино, а чему не надо. Например, следовало, по мнению редакции, использовать правильную организацию сложных трюковых съемок, техни­ ки безопасности на съемочной площадке. Лев Кулешов, писавший для жур­ нала, восхищался дарованием американской звезды Дугласа Фербенкса, замечая и дурной вкус и надуманность иных сюжетных ситуаций, но не забывал сказать об умелом создании американцами актерского ансамбля. По инициативе Курса в газете проводится дискуссия о творческой судь­ бе актера, и наиболее острым откликом на нее стала статья С.Эйзенштейна, взявшего под защиту киноактрису Александру Хохлову, которую некоторые чиновники-кинематографисты не хотели видеть на экране. В марте 1926 года в «Кино» печатаются фрагменты сценариев Бабеля «Блуждающие звезды» и Шкловского «По закону». И, что особенно важно, получает поддержку группа ФЭКСов: положительно оценивается их поруганная лента «Чертово колесо». Материалы самого Курса всегда были наиболее проблемными. В частности, в статье «У постели больного» он убедительно говорил о бесхо­ зяйственности, ненужной трате кинопленки, денег на киностудиях, что про­ исходило по причине «отсутствия источников финансирования», из-за разрыва «между прокатом и финансированием». Редактор предлагает со­ здавать точный план съемок в соответствии с продуманной калькуляцией. Значительно интереснее с января 1926 года стал «Экран», ставший более глубоким по содержанию и лучше иллюстрированным. А.Л.Курс,—вспо­ минал зав. редакцией П.Краснов,—требовал от критиков, журналистов го­ ворить с читателем в простой, спокойной, но эмоциональной манере. Он часто повторял, что есть еще журналисты с фальшивым темпераментом,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2