Бернштейн А., Время и дела Александра Курса_Киноведческие записки № 53 - 2001_с 260-289
лантливые стихи, в которых фигурирует массовидный герой, проявляется «непреклонная сила восставшего раба». И в то же время Курс с наивным романтизмом уже видит «стирание индивидуализма у поэтов-крестьян», «нарастание коллективного чувства» и осознание того, что революция сде лала их хозяевами деревни и сблизила с рабочим классом. С 1922 года А.Л.Курс—ответственный секретарь газеты «Коммунист» органа ЦК КП(б) Украины, выпускавшейся под руководством Д.З.Мануиль- ского7. Сотрудник газеты журналист Петр Краснов называет Александра Львовича «блестящим организатором газетного дела, «человеком большой и честной души». Однако Курс стремился работать под руководством С.И.Сырцова, кото рого перевели в Москву заведующим отделом ЦК ВКП(б) и редактором журнала «Коммунистическая революция». По вызову С.И.Сырцова Курс приехал в столицу, став с 1924 года инструктором Агитпропотдела ЦК ВКП(б). Одновременно он редактирует журнал «Журналист», а несколько | позже—газету «Кино» и журнал «Экран». Именно в эти годы Курс вошел в жизнь литературной и кинематографической Москвы, близко познакомил ся со многими известными писателями, критиками, работниками кино. Он считал себя лефовцем и поэтому подружился со своим кумиром Владими ром Маяковским, чьи взгляды, даже весьма спорные, всегда разделял. Он часто бывал у Маяковского дома—здесь спорили, шутили, читали стихи, сценарии. Лиля Брик оставила такую запись о Курсе: «Маяковский очень любил его. Мы считали его очень хорошим человеком, верили ему. Помню, что он всегда живо и горячо интересовался новым советским искусством». Именно в Москве Курс раскрылся как кинокритик, сценарист, организатор печати. С ним сотрудничали Асеев, Шкловский, Кольцов, Третьяков, Род ченко, Катанян, Брик, Паустовский, Кулешов, Хохлова, Краснов, Инбер и многие другие литераторы и кинематографисты. Работа в «Журналисте» давала Курсу возможность проанализировать и обобщить опыт многих изданий тех лет и поэтому была наиболее ответ ственной. Сначала журнал вели И.Вардин8 и С.Ингулов9, потом главным редактором стал Курс. В журнале печатались Я.Шафир, О.Брик, В.Нарбут10, В.Регинин11, Н.Асеев, М.Пришвин, сам С.Сырцов, С.Ингулов, П.Кержен цев12. Интересный очерк «Моряки-журналисты» принес в редакцию Кон стантин Паустовский. «Журналист» был серьезным, научным и вполне де мократическим журналом, где никогда не было ни ведомственности, ни политического лизоблюдства, ни культа партийных вождей. В десятом но мере за 1925 год Курс не побоялся поместить довольно смелый отклик Бо риса Пастернака на постановление ЦК РКП(б) о художественной литерату ре: «Культурной революции мы не переживаем, мне кажется, мы пережива ем культурную реакцию. Наличия пролетарской диктатуры недостаточно, чтобы сказаться в культуре». «Журналист» давал острейший материал в та ких рубриках, как «Ножницами по газетам», «Техника и организация», «От станка к читателю», «Белая печать», «Провинция», «Ушедшие», «Справоч ник журналиста», «Заметки книжника» и т.д. С интересом воспринимались статьи Михаила Пришвина «Пушкин-журналист», «Чехов-газетчик», «Жур налист-исследователь». Достаточно много внимания журнал уделял языку
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2