Бернштейн А., Время и дела Александра Курса_Киноведческие записки № 53 - 2001_с 260-289
словесности», «Скрипка Ротшильда». Они написаны в типичной для Курса эмоциональной манере и, как всегда, его фантазия опирается на факты жи вой жизни в восприятии А.П.Чехова. Курс умело раскручивает пружины скупых, но удивительно точных чеховских образов в занимательные и вы разительные сцены, диалоги, монтаж деталей и т.д., не искажая ни настро ения, ни главной мысли чеховских вещей. Известная картина Исидора Ан ненского «Медведь» (1938) имеет мало общего с одноименным сценарием Курса по этой драматической «шутке» А.П.Чехова. Сценарист выбирает жанр бытовой комедии, убирая из чеховского текста повторные сентиментально водевильные ситуации и расширяет жизненное пространство пьесы. Ком позиция сценария такова: помещик Смирнов, которому грозит потеря име ния, отправляется в поездку по губернии, чтобы взыскать долги с соседей- помещиков. Это своеобразное маленькое путешествие по разоряющимся дворянским гнездам. Мы встречаемся с мотивами и персонажами других чеховских произведений: мужик вырубает вишневый сад, помещик Симео- нов-Пищик спасается от Смирнова бегством, купец, бывший крепостной, с помощью судебного пристава описывает за долги имение прежнего хозяи на. Особенно смешон хилый маленький помещик Хлыкин, жертва своей деспотической жены, переписавшей его имение на свое имя. Никто не мо жет вернуть Смирнову взятые у него деньги. Наконец, он попадает в име ние очаровательной вдовушки Поповой (этот эпизод занимает вторую по ловину сценария). Смирнов на лошади, с нагайкой, крупный, породистый «медведь» лишен у Курса всякого фанфаронства и любит повторять: «Стре ляться, к барьеру!» Он ведет себя, как настойчивый охотник, а не как жено фоб. И.Анненский придумал сцены, которые не могли придти в голову Кур су: его Смирнов стреляет по женским фарфоровым статуэткам, поет кафе шантанную песню «Мой папаша пил как бочка...», перехватывает завтрак, который слуга несет Поповой. Смирнов Курса не лишен иронии, но в нем сильнее любовный азарт. Нельзя не обратить внимание и на своеобразный юмор сценария в двух сценах: изящный жеребчик Поповой и кобыла Смир нова обсуждают по-французски поведение своих хозяев, перипетии их лю бовного поединка: «Какой ужас!», «Это безвкусица», «Артиллерийские ма неры», а когда в финале хозяева целуются, кобыла говорит: «Слава богу— все кончено!» А жеребчик отвечает: «Ах, моя дорогая... да, все кончено. Только теперь оба имения с молотка пойдут». В фильме Анненского Попо ва разговаривает с портретом покойного мужа в несколько сентименталь ном тоне, прощает ему некоторые грехи и клянется в верности. В сценарии Курса портрет оживает, и около покойного мужа героини появляются две дворовые девушки, с которыми он заигрывает. Второй раз портрет оживает, когда она расстегивает высокий ворот платья, открывая красивую шею. Муж на портрете делает лихое движение, а Попова грозит ему кулаком, реши тельно оглядывает себя и идет к двери сражаться с медведем. Фильм Ан ненского и сценарий Курса во многом различны, но оба автора сумели по казать поражение лицемерия и ханжества в столкновении с живыми чело веческими чувствами. Мастерство Курса-кинематографиста достаточно ярко проявилось в дру гих сценариях по новеллам А.П.Чехова «Учитель словесности» и «Скрипка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2