Бернштейн А., Время и дела Александра Курса_Киноведческие записки № 53 - 2001_с 260-289
ные детали: «Сидят царь с царицей на своем «раскошенном троне»: три ножки точеные, вместо четвертой—полено». У народного героя-кузнеца— «диво-радиво с говорильной трубой и дальновидным зеркалом», в котором он видит «другое государство забубенное: домики на столбах, крыши на бекрень, чугунный дворец на железном столбу поворачивается...» На бал коне королевна Тетеха. «У ней личико не бледное, груди арбузами, заднее место печкой...», Тетеха прижимает Дурандая «к своему ожирению», гене рал-фельдмаршал командует: «Мордолупку начинай!», скоморохи пригова ривают: «Сказка-смехота, да смех-то неспроста» и т.д. Мне удалось найти пять непоставленных сценариев А.Л.Курса: «Быст рее, Америка», «Веселый кусок хлеба» и три сценария про произведениям А.П.Чехова. В кинематографических рассказах о современной Курсу жиз.- ни ощущается незаурядное дарование художника. Он писал отточенными фразами, образным эмоциональным языком, легко создавая оригинальную характеристику героя или блестяще используя параллельный монтаж. Вот как он представляет зрителю и режиссеру в сценарии игровой ленты «Быст рее, Америка» племянницу машиниста Гордона—«куколку»: «Лицо розо во-белой эмали, прекрасное, как обложка бульварного журнала. Голубые глаза, влажные губки ребенка. Глаза мягкие, как у болонки. И золотые воло сы, прижатые прутками сетки-завивалки. Только что из школы и ошараше на прелестями жизни, прочитанными в кинокартинах». Американскую жизнь А.Л.Курс характеризует с марксистских классовых позиций. Его герои— талантливые рабочие: машинист Гордон, увлеченный симфонической му зыкой и представляющий себя дирижером, кочегар Майкл, поэт, влюблен ный в «миллион американских цветов», «птичью песню Америки». Им противостоит другая Америка: отрицательные персонажи дельцов Голли вуда, продажные служители седьмой музы: здесь и киномагнат-миллионер мистер Смит, романист из Англии, зав. рекламой, два кинорежиссера, исте рическая кинозвезда со «змеиным телом» и «кокаином в глазах» и две кино актрисы, «готовые на всё». Они веселятся, пьянствуют в роскошном салоне курьерского поезда, «голливудят», как выражается сценарист. Жизнь трудо вой Америки символизирует большая свалка с «холмами гниющей рыбы и горами ржавых консервных банок». Здесь, на конвейере сортируя «добы чу», трудятся эмигранты: итальянцы, индейцы, евреи—люди, получившие временную работу и радующиеся выловленным вещам. Это, говорит автор, «скрытая от мира американская демократия». Эти кадры даются параллельно с изображением путешествия «голливудствующих» визитеров в курьерском поезде, роскошном автомобиле. Им нужна новая кинозвезда, и легкомыс ленная куколка, в которую влюблен кочегар Майкл, соглашается поехать в Голливуд на съемки фильма «Быстрее, Америка» и удобно устраивается в салоне курьерского поезда, где сразу попадает на колени миллионера-кино- магната мистера Шмидта. Майкл потрясен предательством «куколки», ко-' торую называет «мисс Америка». Курьерский поезд, в котором она едет, ведет машинист Гордон, а в топку подбрасывает уголь кочегар Майкл. И снова даются в острых параллельных сопоставлениях с тем, что происхо дит в поезде, эпизоды восстания безработных, трудового люда свалки и их схваток с полицией. Возникает образ «Америки—экстренного поезда», ко-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2