Бернштейн А., Время и дела Александра Курса_Киноведческие записки № 53 - 2001_с 260-289

ные детали: «Сидят царь с царицей на своем «раскошенном троне»: три ножки точеные, вместо четвертой—полено». У народного героя-кузнеца— «диво-радиво с говорильной трубой и дальновидным зеркалом», в котором он видит «другое государство забубенное: домики на столбах, крыши на­ бекрень, чугунный дворец на железном столбу поворачивается...» На бал­ коне королевна Тетеха. «У ней личико не бледное, груди арбузами, заднее место печкой...», Тетеха прижимает Дурандая «к своему ожирению», гене­ рал-фельдмаршал командует: «Мордолупку начинай!», скоморохи пригова­ ривают: «Сказка-смехота, да смех-то неспроста» и т.д. Мне удалось найти пять непоставленных сценариев А.Л.Курса: «Быст­ рее, Америка», «Веселый кусок хлеба» и три сценария про произведениям А.П.Чехова. В кинематографических рассказах о современной Курсу жиз.- ни ощущается незаурядное дарование художника. Он писал отточенными фразами, образным эмоциональным языком, легко создавая оригинальную характеристику героя или блестяще используя параллельный монтаж. Вот как он представляет зрителю и режиссеру в сценарии игровой ленты «Быст­ рее, Америка» племянницу машиниста Гордона—«куколку»: «Лицо розо­ во-белой эмали, прекрасное, как обложка бульварного журнала. Голубые глаза, влажные губки ребенка. Глаза мягкие, как у болонки. И золотые воло­ сы, прижатые прутками сетки-завивалки. Только что из школы и ошараше­ на прелестями жизни, прочитанными в кинокартинах». Американскую жизнь А.Л.Курс характеризует с марксистских классовых позиций. Его герои— талантливые рабочие: машинист Гордон, увлеченный симфонической му­ зыкой и представляющий себя дирижером, кочегар Майкл, поэт, влюблен­ ный в «миллион американских цветов», «птичью песню Америки». Им противостоит другая Америка: отрицательные персонажи дельцов Голли­ вуда, продажные служители седьмой музы: здесь и киномагнат-миллионер мистер Смит, романист из Англии, зав. рекламой, два кинорежиссера, исте­ рическая кинозвезда со «змеиным телом» и «кокаином в глазах» и две кино­ актрисы, «готовые на всё». Они веселятся, пьянствуют в роскошном салоне курьерского поезда, «голливудят», как выражается сценарист. Жизнь трудо­ вой Америки символизирует большая свалка с «холмами гниющей рыбы и горами ржавых консервных банок». Здесь, на конвейере сортируя «добы­ чу», трудятся эмигранты: итальянцы, индейцы, евреи—люди, получившие временную работу и радующиеся выловленным вещам. Это, говорит автор, «скрытая от мира американская демократия». Эти кадры даются параллельно с изображением путешествия «голливудствующих» визитеров в курьерском поезде, роскошном автомобиле. Им нужна новая кинозвезда, и легкомыс­ ленная куколка, в которую влюблен кочегар Майкл, соглашается поехать в Голливуд на съемки фильма «Быстрее, Америка» и удобно устраивается в салоне курьерского поезда, где сразу попадает на колени миллионера-кино- магната мистера Шмидта. Майкл потрясен предательством «куколки», ко-' торую называет «мисс Америка». Курьерский поезд, в котором она едет, ведет машинист Гордон, а в топку подбрасывает уголь кочегар Майкл. И снова даются в острых параллельных сопоставлениях с тем, что происхо­ дит в поезде, эпизоды восстания безработных, трудового люда свалки и их схваток с полицией. Возникает образ «Америки—экстренного поезда», ко-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2