Бернштейн А., Время и дела Александра Курса_Киноведческие записки № 53 - 2001_с 260-289

партии В.Ломинадзе28 и другие. Вопрос о перемещении Сталина на иную должность они хотели поставить на очередном пленуме ЦК и ЦКК в декаб­ ре 1930 года. Однако Сталин, имевший своих осведомителей в среде фрак­ ционеров, узнал всё. В то время он уже создал вокруг себя ореол непоко­ лебимого ленинца, незаменимого руководителя страны и прочно держал в руках весь огромный аппарат власти. Вождь сумел представить С.Сырцова и его сторонников как предателей, выступивших против генеральной ли­ нии партии. На срочно созванном внеочередном заседании Политбюро вы­ ступление С.Сырцова было встречено в штыки. Как рассказывает историк Б.Старков29, Л.Каганович даже потребовал его ареста. Вскоре В.Каврайский, И.Нусинов, А.Гальперин, Курс были исключены из рядов ВКП(б) «за анти­ партийную двурушническую фракционную работу», Л.Шацкина исключи­ ли из состава ЦКК ВКП(б), С.Сырцова вывели из Политбюро и ЦК. Быв­ ший председатель Совнаркома РСФСР имел мужество во время разбора его дела в ЦКК ВКП(б) назвать Сталина «тупоголовым человеком, который ведет страну к гибели». Через некоторое время С.Сырцова отправили за Урал, где он работал руководителем нескольких хозяйственных предприятий. В 1935 году его арестовали за неосторожно сказанные слова: «Сталин на костях Кирова мостит дорогу к власти». Следователь Л.Влодзимирский30никаких призна­ ний из него не выбил. Весной 1937 года Сырцов был расстрелян. Судьбы единомышленников С.И.Сырцова не менее трагичны: почти все они были расстреляны или покончили с собой. Курс сначала работал в Москве препо­ давателем Коммунистического института журналистики, затем, уже исклю­ ченный из партии и допрошенный ОГПУ первого ноября 1930 года, начи­ нает работать по договорам как киносценарист на киностудиях «Межраб- помфильм» и «Союзмультфильм». Ему приходилось и дорабатывать чужие сценарии , и пользоваться помощью знакомых журналистов. А.Л.Курс ни­ когда не был суровым, непримиримым рапповцем, марксистом-фанатиком, каким его иногда хотели представить. При всех своих невзгодах он оставал­ ся очень порядочным человеком, романтиком, преданным другом многих близких ему людей. Известный кинокритик 20-30-х годов Хрисанф Хер­ сонский отмечал в нем «незаурядный критический ум», «независимость взглядов», «ненависть к рабству», «отвращение к тому, что способствует духовному унижению человека». Его деятельность журналиста, критика, сценариста не была простой и легкой. В.Шкловский, Х.Херсонский, П.Крас- нов часто видели его расстроенным и страдающим, поверженным неспра­ ведливой критикой или хамством чиновника. По воспоминаниям Х.Хер- сонского, А.Л.Курс не выносил бюрократизма, коленопреклонения перед начальством, призывов не думать, а выполнять указания вождей. В начале 30-х годов Курса стали часто посещать печальные раздумья о прошлом, о судьбе товарищей, и порой он все же жалел, что отдал предпочтение журна­ листике и оставил кино пять лет назад. Хорошо знавшая Александра Льво­ вича актриса Галина Кравченко рассказывала мне: «Мы подружились с Са­ шей в 1924 году. Я бывала в редакциях «Кино» и «Экрана», и он дарил мне свежие номера этих изданий, пользовавшихся тогда огромным успехом. Однажды осенью 1933 года он поделился со мной впечатлениями о поездке

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2