Бернштейн А., Время и дела Александра Курса_Киноведческие записки № 53 - 2001_с 260-289
кие материалы, печатались яркие гравюры на дереве, линогравюры, рисунки, стихи, интересно оформлялась обложка. Журнал отметили на Кёльнской выс тавке печати в 1928 году. Об Иосифе Сталине и его деятельности там не было ничего, кроме нескольких цитат из его речей, набранных мелким шрифтом, Зато можно было прочесть стихотворение футуриста Д.Бурлюка «Картуз Ле нина», острые правдивые статьи, очерки о «крепких рыцарях частного рынка», о «ярости собственника», о деревне, где люди живут по древнему закону «один день пить—три опохмеляться» и где три года мужики не собирают полностью урожай. Курс, раскрывшийся в журнале как яркий публицист, часто пишет о культурной революции, которая требует терпимости, чуткости, умелой пропа ганды образования. В очерке «Американский костюм» он рассказывает траги ческую историю о двух семнадцатилетних подругах-комсомолках, повесивших ся на одной веревке,—им не хватало красивой жизни, которая потрясла их в голливудских боевиках. Они мечтали носить оригинальную одежду, ручные часики, хлыстик и даже револьвер, им хотелось научиться ездить на мотоцик ле, автомобиле, управлять аэропланом, стать спортсменками и артистками. I Очерк удачно смонтирован из разных фактов, наблюдений и напоминает ма ленький сценарий: информация о самоубийстве, письма девушек, диалоги кре стьян на кладбище, размышления автора, который, сожалея о происшедшем утверждает, что девушек в этой деревне, где командуют хулиганы и собирают ! подписи за открытие кабака, окружала толстая кора ложных представлений, невежества, оскорблений, несправедливостей, фильмов о жизни «американс кой аристократии». По наблюдениям Курса, здесь не замечают «красоты соци алистической», спрятанной «в рациональном труде», в производстве вещи, не обходимой для жизни, а люди не понимают, что «готового счастья не бывает». Вскоре произошли неожиданные события, связанные с критическим взглядом А.Л.Курса на классическую литературу как на прошлое, к которому следует относиться с исторических позиций, не воспринимая советскую действитель ность только лишь глазами Толстого, Достоевского или Горького. Он проти вился тому, чтобы молодые писатели создавали свои произведения «под ста рую беллетристику», под Толстого или Чехова, слепо следуя литературной тра диции. Это, как полагал Курс, отвлекало их от поисков новых литературных форм, новых приемов в писательском искусстве. В такой позиции было много разумного, был повод о многом задуматься, и ее нельзя понимать прямолиней но, без учета полемического задора, требующего и экспрессивности, и некоего провокативного начала в хорошем смысле этого слова. Кроме того, рассуждая таким образом, А.Л.Курс не испытывал никакой ненависти клитературной клас сике—наоборот, любил перечитывать Толстого и Чехова. Александр Львович не открывал ничего нового, он полностью воспринял убеждения своих друзей- лефовцев, многих крупных писателей и прежде всего—своего любимого Вла димира Маяковского, который высказывался в этомдухе задолго до Курса. Поэт говорил, что классики «давили всё новое», что «для народа классики—обыч ная учебная книга», что нельзя переносить «методы работы мертвых в сегод няшнее искусство». И, тем не менее, поэт любил и Пушкина, и Толстого. У этой позиции есть и политический аспект—неприятие литературы «академи- ков-эмигрантов». В.Б.Шкловский посмеивался над теми, кому нужен красный Толстой и красный Чехов. И Маяковский, и Курс высоко ценили В.Э.Мейер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2