Бернштейн А., Время и дела Александра Курса_Киноведческие записки № 53 - 2001_с 260-289
воздействующим настроением». По убеждению Курса, кинофильм—это «монтаж ситуаций», стимулирующих определенные эмоции, ритм действия, главное в нем—«конструктивное начало при отсутствии фальшивого «пе реживательного психологизма». Его идеал—новаторская картина Л.Куле шова «По закону», где есть «умение сгущать эмоциональные факторы на скупом материале, на небольших внешних масштабах, где Л.Кулешов по рывает с традициями американской кинодрамы и разоблачает «романтику» «хищного золотоискательства» . В кинематографе,—считает Курс,—зрите ля привлекает «пафос победоносных иллюзий», «жизнь, какой ему хочется, возможность освободиться от «подавленных желаний». С этих позиций он, пожалуй, впервые рассматривает творчество Чаплина, объясняя сочувствие зрителя к его герою социально-психологическими причинами, симпатиями к бедному и униженному маленькому человеку, который на экране побеж дает «биржевого Голиафа». Своеобразен и взгляд Курса на документальное кино Дзиги Вертова: у последнего, как полагает критик, нет «чаплинской скромности», а есть только жизнь, «как ее улавливает точка зрения каме ры», и «слишком обнажен политический материал, обработанный дидакти кой». В итоге у Вертова получаются «революционно-патетические боеви ки». «Нельзя работать на пафосе»,—пишет критик, хотя и не отказывает режиссеру в таланте. В 1925-26 году Курс решил попытать счастья в кино и написал сцена рий фильма «Журналистка», рассчитывая, что главную роль исполнит А.Хох- лова, а поставит картину Л.Кулешов. Героиня сценария—способная, увле кающаяся, чудаковатая журналистка—находила свой идеал в ответствен ном работнике Чугункомбината, который оказывался черствым эгоистом, мелким, пустым двуличным человеком. Журналистке, пережившей подлин ную трагедию, помогает придти в себя влюбленный в нее работник редак ции. Все это происходит в сложном потоке городской жизни, на фоне выра зительно поданных журналистских будней; сценарий умело передавал слож ность человеческих отношений. Но партийным догматикам из Главреперт- кома нужны были монументальные постановки с счастливым финалом, а критика увидела в этих трех персонажах «ловеласа», «самку» и «культурно го самца». Сценарий был вынужден переделывать сам Кулешов, потом Курс, который писал режиссеру о партийных чиновниках, «многодумных дьяках», «обезобразивших лицо «Журналистки», вышедшей под названием «Ваша знакомая». А.Л.Курс, как рассказывал мне П.Краснов, говорил ему после грубых нападок на его первый сценарий: «Я страдаю не один... эти консер ваторы в кино, партийные назначенцы, воображающие себя марксистами, не хотят даже пускать на экран хорошие сценарии Маяковского... Володя так и не понял, почему». Последние месяцы 1926 года принесли резкий поворот в жизни А.Л.Кур са. С.И.Сырцов, человек смелый, независимый, не ходивший в любимцах у Сталина и, видимо, стремившийся к большей самостоятельности, согласился занять новый пост секретаря Сибирского краевого комитета ВКП(б). В Сибири тогда сложилась сложная экономическая обстановка, особенно в деревне, где с давних времен доминировали индивидуальные крестьян ские хозяйства как местных жителей, так и переселенцев. Отношение боль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2