Бернштейн А., Время и дела Александра Курса_Киноведческие записки № 53 - 2001_с 260-289

воздействующим настроением». По убеждению Курса, кинофильм—это «монтаж ситуаций», стимулирующих определенные эмоции, ритм действия, главное в нем—«конструктивное начало при отсутствии фальшивого «пе­ реживательного психологизма». Его идеал—новаторская картина Л.Куле­ шова «По закону», где есть «умение сгущать эмоциональные факторы на скупом материале, на небольших внешних масштабах, где Л.Кулешов по­ рывает с традициями американской кинодрамы и разоблачает «романтику» «хищного золотоискательства» . В кинематографе,—считает Курс,—зрите­ ля привлекает «пафос победоносных иллюзий», «жизнь, какой ему хочется, возможность освободиться от «подавленных желаний». С этих позиций он, пожалуй, впервые рассматривает творчество Чаплина, объясняя сочувствие зрителя к его герою социально-психологическими причинами, симпатиями к бедному и униженному маленькому человеку, который на экране побеж­ дает «биржевого Голиафа». Своеобразен и взгляд Курса на документальное кино Дзиги Вертова: у последнего, как полагает критик, нет «чаплинской скромности», а есть только жизнь, «как ее улавливает точка зрения каме­ ры», и «слишком обнажен политический материал, обработанный дидакти­ кой». В итоге у Вертова получаются «революционно-патетические боеви­ ки». «Нельзя работать на пафосе»,—пишет критик, хотя и не отказывает режиссеру в таланте. В 1925-26 году Курс решил попытать счастья в кино и написал сцена­ рий фильма «Журналистка», рассчитывая, что главную роль исполнит А.Хох- лова, а поставит картину Л.Кулешов. Героиня сценария—способная, увле­ кающаяся, чудаковатая журналистка—находила свой идеал в ответствен­ ном работнике Чугункомбината, который оказывался черствым эгоистом, мелким, пустым двуличным человеком. Журналистке, пережившей подлин­ ную трагедию, помогает придти в себя влюбленный в нее работник редак­ ции. Все это происходит в сложном потоке городской жизни, на фоне выра­ зительно поданных журналистских будней; сценарий умело передавал слож­ ность человеческих отношений. Но партийным догматикам из Главреперт- кома нужны были монументальные постановки с счастливым финалом, а критика увидела в этих трех персонажах «ловеласа», «самку» и «культурно­ го самца». Сценарий был вынужден переделывать сам Кулешов, потом Курс, который писал режиссеру о партийных чиновниках, «многодумных дьяках», «обезобразивших лицо «Журналистки», вышедшей под названием «Ваша знакомая». А.Л.Курс, как рассказывал мне П.Краснов, говорил ему после грубых нападок на его первый сценарий: «Я страдаю не один... эти консер­ ваторы в кино, партийные назначенцы, воображающие себя марксистами, не хотят даже пускать на экран хорошие сценарии Маяковского... Володя так и не понял, почему». Последние месяцы 1926 года принесли резкий поворот в жизни А.Л.Кур­ са. С.И.Сырцов, человек смелый, независимый, не ходивший в любимцах у Сталина и, видимо, стремившийся к большей самостоятельности, согласился занять новый пост секретаря Сибирского краевого комитета ВКП(б). В Сибири тогда сложилась сложная экономическая обстановка, особенно в деревне, где с давних времен доминировали индивидуальные крестьян­ ские хозяйства как местных жителей, так и переселенцев. Отношение боль

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2