РЫНОК № 36 7 сентября 2016 г. 21 Советская Сибирь www.sovsibir.ru оперативные новости комментарии полные версии текстов Крах автодилеров Как не купить в салоне авто без ПТС или вообще не остаться без денег Расчет с продавцом подержанного автомобиля наличкой в гараже выглядит относительно безопасным способом покупки после скандальных историй с невыдачей ПТС покупателям, уже оплатившим новые машины в крупнейших дилерских центрах. Кризис доверия Импортеры признаютс я, что они бессильны изменить ситуацию. Как не купить в салоне авто без ПТС, каковы приметы официа л ьно г о дил ера - пре д банкро т а , выя с ня л VN. r u , у гл у бивши с ь в ис торию крахов, потрясших автомобильный рынок Нов осибирска. Вопрос о том, насколько можно доверять автодилеру свои деньги, снов а с та л ак т уа льным пос ле скандальной истории с к лиентами са лона Jaguar Land «МАКС Моторс», которые внесли оплату, но так и не смогли получить документы на св ои дорогос тоящие премиальные автомобили. Представители «Jaguar Land Rover Россия» призна лись на брифинге 2 сентября, что система продаж автомобилей несовершенна, так как дилеры являются отдельными юрлицами и контролировать их деятельнос ть нелегко. В итоге заложниками ситуации остаются к лиенты. К лиентов прив лекае т с тат ус «официального дилера», который якобы связан обязательствами с не менее официальным представителем марки в России. Более того, зачастую персонал салона проходит обучение на заводе-производителе, что также внушает доверие. Однако на деле выясняется, что дилерский центр практически не несет прямой ответственности перед своими к лиентами, о чем свидетельс твует ис тория дилерских продаж в Новосибирске. Очевидно лишь то, что первым сигналом ухода дилерского центра с рынка является з а держка выдачи ПТС на оплаченный автомобиль. Как это начиналось Сканд а лы с не выд ач ей док у - ментов з а оплаченный автомоб и л ь р е г у л я р н о п р о и с х о д я т в Нов осибирске на протяжении в сей ис тории дилерских продаж. Первыми на се бе это ощутили к л и е н т ы в с в о е в р е мя с амо г о крупного дилера в нашем городе — компании «Автоленд-Сибирь» . Начиная с середины 2000-х эта комп а н и я с г о л о в ным офи с ом в Екатеринбурге разв ернула бурную и очень впечатляющую деятельнос ть . Ее результаты до сих пор можно л и ц е з р е т ь в в и д е п у с т у ющ е - г о к о м п л е к с а а в т о с а л о н о в н а п е р е к р е с т к е у л и ц Б о г д а н а Х м е л ь н и ц к о г о и О б ъ е д и н е н и я . Поначалу дела у компании шли успешно , популярные модели Mazda, Ford, Mitsubishi шли нарасхват. Но в кризис 2008–2009 годов покупатели поняли, что брать автомобили на падающем рынке крайне рисков анно. Интерне тфорумы автолюбителей в период осени 2008 года пестрят ругательствами в адрес компании, однако речь идет только о задержке ПТС, но никак не об отказ е в ообще отдав ать автомобиль. Ус тавшим ж дать ПТС «Автоленд-Сибирь» просто возвращал деньги. С более сложными проблемами с толкнулись к лиенты са лонов официального дилера Audi «Престиж-Авто» и Skoda («Транзит-Сервис») в Новосибирске. Не вдаваясь глубоко в коллизии взаимоотношений собственников компаний, поясним, что в 2009 году более 40 клиентов обратились с открытым письмом к губернатору области и мэру Новосибирска с просьбой взять под контроль расследование дела — люди отчаялись получить ПТС на свои уже оплаченные автомобили. В результате долгих разбирательств с дилером и импортером марки покупателям Audi удалось получить ПТС на свои автомобили. А вот как минимум два к лиента «Транзит-Сервиса» так и не смогли прокатиться на своих новеньких «Шкодах», стоявших на площадке салона Skoda на улице Дачной. В 2009 году Управление внутренних дел города Новосибирска возбудило уголовное дело в отношении ООО «Транзит-Сервис» по ч. 4 ст. 159 (мошенничество в особо крупных размерах). Однако владельцу компании удалось уйти от ответственности, и он сейчас проживает за пределами России. В а п р е л е 2 01 3 г о д а ТВ-программа «Прецедент» пыталась вернуться к этой теме, однако в результате выяснилось, что салон Skoda, расположенный все там же, на Дачной, принадлежит другому в ла дельцу. И новый дилер марки не имеет никакого отношения к ис тории, с лучившейся в 2009 году. В итоге круг замкнулся — люди остались и без денег, и без машин. Отправляемся в суд К лиенты дилерских цент ров уже не так наивны, как на заре дилерского бизнеса в Новосибирске. В 2015 году, при первых же попытках затянуть время выдачи ПТС в «Тойота Центр Нов осибирск» компании «СЛК Моторс», народ на интернет-форумах заговорил о предс тоящем з акрытии этого са лона, что и произ ошло зимой 2016 года. Однако и тут не обошлось без проблем с задержкой документов на уже оплаченные автомобили. Люди запаниковали. В январе этого года в новосибирских судах скопились десятки дел к лиентов «СЛК-Моторс», месяцами пытавшихся получить автомобили. «Мы выясняем, сможет ли ЗАО «СЛК-Моторс» поставить автомобили после 14 февраля, уже не являясь официальным дилером. Сейчас наше требование в суде — «принудить поставить транспортные средства», но мы не хотим предъявлять заведомо неисполнимые требования. Видимо, нам придется изменить требования на «в озврат денежных средс тв». С января на суды представители ЗАО «СЛК-Моторс» не являются», — так рассказывал о проблеме руководитель общественной организации потребителей «Потребдозор» Антон Тихонов интернет-сайту НГС. «Заходя в са лон, менеджеры с р а з у г о в о ри л и , ч т о , з а к а з а в машину, не фак т, что вы получите ее через три месяца. Возможно, потре буется доплата в связи с кризисом» , — жа луе тс я еще один из бывших к лиентов компании в комментариях к материалу. Другой к лиент пишет: «Мне изменили ус ловия выкупа машины, нужно было покупать ненужное мне допоборудов ание, чтобы получить уже оплаченную 100% машину». Аналогичная ситуация сложилась и в дилерских центрах «СЛКМоторс» в Барнауле. «Когда мой клиент в феврале 2016 года приходил в автосалон с претензией, он в и д е л т ам д о с т а т очно мно г о таких же обманутых пок упателей, — сообщает мес тному изданию юрис т Ирина Сав ельев а. — Вс е они уже вне с ли в ка с с у несколько сотен тыс яч ру блей, а некоторые — более миллиона. Ни к а к и х комм е н т а р и е в п о п о в о - д у т о г о , ко гд а п р и д у т маши ны , з а ко т о рые уже о тд а л и п р е д о - п л а т у, п о л у ч и т ь о т с о т руд н и ко в а в т о ц е н т р а н е у д а л о с ь . Б о л е е т о г о , н а т о т мом е н т у н и х уже н е был о д аже п е ч а т е й — н а н аше й п р е т е н з ии а дми н и с т р а т о р п р о - с т о р а с п и с а л с я » . Напомним, что в св ои лучшие времена г руппа компаний «С ЛКМоторс» была одним из крупнейш и х р е г и о н а л ь н ы х д и л е р о в и яв лялась официа льным предс тавителем Toyot a , Lexus , Ni ssan, Hyunda i , Audi , Volvo, Ford, Lada , Mi t subi shi , а также Toyot a , Lexus в Барнауле (пос ледний са лон — Por sc he — был открыт осенью 2015 года , не в самые лучшие времена д ля компании) . Импортеры «проснулись» Еще один аспек т — на па дающ е м р ы н ке и м п о р т е р ы с т а л и более ак тивно боротьс я з а каждого к лиента , и, соотв е тс тв енно, о т с т а и в а т ь с в о и с о б с т в е н н ы е и н т е р е с ы . В о т п оч е м у в э т ом году импортеры Aud i и Jaguar Land Rover в России с та ли букв а л ь н о в с п е ш н о м п о р я д к е выв озить автомобили с площадок дилеров при первых же мас - совых зв онках к лиентов на горяч ую л и н ию о з а д е ржк а х ПТС . Именно так произ ошло с автомо б и л ями Au d i и J a g u a r L a n d Rove r, р е а л и з уе мыми в д и л е р - с к и х ц е н т р а х «МАКС Мо т о р с » . Здесь определенную роль сыг ра л и социа льный с тат ус пок упателей премиа льных автомобилей, обла дающих финансовыми в оз - м о ж н о с т я м и д л я с е р ь е з н ы х суде бных раз бирательс тв . Примечательно, что к лиенты Jaguar Land Rover присутствовали на брифинг е пред с тавителей «Jaguar Land Rover Россия» и даже предлагали свои варианты — как в будущем из бежать ситуации, в которую они попали. Например , прозвуча л сов е т о переводе к лиентом денежных средств непосредственно на счет импортера, который потом сам вернет сумму ценовой накрутки на товар непосредственно дилеру. Однако предс тавители «Jaguar Land Rover Россия» , признав ая н е с о в е р ш е н с т в о н ы н е ш н е й с и с т е м ы п р од а ж , с о о б щ и л и о нев озможнос ти иных в ариант о в . « Е с л и уже с т оч а т ь м е ры к дилерам, перев одить их на полную предоплату, то в этом с лучае на до уходить с российского рынка», — сказ а ла и.о. генера льного дирек тора, финансовый и а дминис тративный дирек тор «Jaguar Land Rove r Россия» Екатерина Шата лов а. То ес ть риски д ля к лие н т о в п о - пр ежн ему о с т ают с я . Особенно сейчас, в период па дающего рынка, когда с ложно увидеть опаснос ть з а красивым с тек л янным фа с а д ом дил е р с ко г о центра. VN.RU В 2009 году более 40 клиентов обратились с открытым письмом к губернатору области и мэру Новосибирска с просьбой взять под контроль расследование дела — люди отчаялись получить ПТС на свои уже оплаченные автомобили Надежность российских автодилеров пока уступает зарубежным Фото Дмитрия ТРОСТНИКОВА ss_36_21_black.indd 21 06.09.2016 21:32:08
RkJQdWJsaXNoZXIy