Советская Сибирь, 1999, № 179
Жизнь, непохожая 8 0 С О В Е Т С К А Я на сказку, похожая на жизнь Костина Елена Валерьевна, заведующая отделом писем и социальных проблем. Если бы я не простудилась в начале сентября, накануне кар тофельной страды и в разгар редакционной предъюбилейной суеты, то сейчас вопросы мне задавал бы Андрей Евгеньевич Нестеренок. Неутомимый коллега, решивший открыть чита телям альтер эго совсибирских журналистов, взял с меня слово, что с больничного выйду с готовым материалом для пятничной толстушки. И вот, закутанная в толстенный шерс тяной шарф, я сижу, склонясь над машинкой, пью чай с медом и думаю: о чем рассказать? Андрей непременно спросил бы о хобби, этим вопросом он журналистов затерзал. До того дошло, что редакционеры, у кого этого хобби нет вовсе, стали всерьез переживать: может, это неприлично — не иметь хобби. Мне полегче. Все, чем занима ются мои четырехлетний сын и шестилетняя дочь, и есть мое хобби. Вот стоит, свесив голову, фио летовый ослик. Мы чуть-чуть просчитались с выкройкой, и ослик получился чересчур голо вастым. А фиолетовый он пото му, что под руку попался кусок ткани от старой школьной формы, в мелкий рубчик, помни те? Психологи говорят, что фио летовый цвет свидетельствует о неуверенности в себе. Так что осел у нас очень умный, но рас терявшийся. Вчем виноваты, на верное, я и российская действи тельность. А еще мы собираем народные сказки. На книжных полках в детской — цыганские, монгольс кие, французские и другие ска зания, легенды, притчи. Недавно мне попала в руки замечательная книга — «Мифы и сказки буш менов». Ее мир, таинственный, насыщенный африканским ко лоритом, заполнил наши вечера на две недели. Если бы Андрей попросил меня рассказать самую полюбившуюся из буш менских сказок, я выбрала бы эту. В давние времена Луна при звала черепаху и велела ей пере дать людям такие слова: — О люди, какя, умирая, снова возвращаюсь к жизни, так и вы, умерев, воскреснете! Черепаха отправилась в путь, но шла она так медленно, что по забыла послание, и решила вер нуться к Луне. Луна очень рас сердилась на бестолковую чере паху и отправила к людям зайца, сказав ему те же самые слова. Заяц бежал быстро, но, увидев вкусную травку, остановился по обедать. И все позабыл. Однако он побоялся вернуться и прогне вать Луну. Прибежал заяц к людям и сказал: — О люди, вы умрете, и умрете навсегда! Вскоре приползла черепаха и стала спорить с зайцем, кто из них правильнее передал посла ние Луны. Люди не поверили че репахе, а на зайца рассердились: один человек бросил в него кам нем и разбил зайцу губу. С тех пор люди умирают. Меня в этой сказке не столько привлек оригинальный ответ на сакраментальный вопрос чело вечества — почему живем один раз. Сказка, как ни странно, об ращена к работе журналиста. Если свести до простой формулы то, чем мы занимаемся в газете, то это обыкновенная передача информации. Не каждому выпа дает нести «благую весть», но, даже рассказывая о самых рядо вых событиях, не хотелось бы уподобиться ни одному из геро ев поучительной сказки. Не хо телось бы, а случается. Порой чувствуешь, как пробивается за ячья шерсть и отрастают уши. Один раз, например, я, что на зывается, слона не заметила. А «слоном» оказался... посол США в России. Это было два года назад во время визита Хиллари Клинтон в наш город. Я написа ла, что посол в Новосибирск не прилетел, а на самом деле все было несколько иначе. Случа лись идругие «проколы», за одни стыдно, другие вспоминаются с улыбкой. Слабым утешением служит то, что я не сделала «классической» журналистской ошибки: не похоронила живого и не оживила мертвого. Черепаший панцирь нисколь ко не приятнее заячьих ушей. Осознание этого ко мне пришло не сразу. Это было восемь лет назад, я только окончила отделение жур налистики Томского универси тета и первый год работала в га зете, в отделе писем. В пятницу, часов в одиннадцать, позвонила пожилая женщина с улицы Вату тина. Голос ее выдавал сильное нервное напряжение, порой срывался, и было просто невоз можно отказать в ее просьбе. Через полчаса я была в ста ренькой пятиэтажной «хрущев ке». Правда, пошли мы не к при гласившей меня женщине, а к ее соседу. Немощный, худой ста рик лежал на диване, прикры тый старым, дырявым одеялом. Никогда не забуду его лицо. Бледно-желтое, оно было похо же на выгоревший на солнце лист бумаги. Глаза, полуприкры тые веками, его не оживляли, они даже не выражали боли, хотя, по словам соседки, старик едва мог шевелиться потому, что у него была сломана нога. В этом возрасте кости плохо срастают ся. Подержав пациента некото рое время в больнице, врачи привезли его на «скорой помо щи» домой и оставили одного. Одинокого и беспомощного. Последующие три месяца о старике заботились соседки по подъезду. Поили, подкармлива ли, хотя он почти ничего не ел, беспокоили врачей местной по ликлиники. Одна из бабушек хо тела оформить опекунство, но какой-то мудрый чиновник ска зал ей, что для этого придется ей со стариком заключить брак. Старик угасал, а бабушкам никак не удавалось достучаться до людей, от которых что-то за висит. Тогда они и решили по звонить в газету. Связавшись с поликлиникой, я узнала, что участковый врач прием уже закончил и будет только в понедельник. Мы поре шили с соседками, что переждем выходные и вместе отправимся к врачам и в соцзащиту. А в суббо ту рано утром старик... умер. Некоторое время спустя, я все же изложила эту историю на бу маге. Написала и... не отдала в печать. Через два месяца Вале рия Евгеньевна Головина, мой старший товарищ, нашла мате риал на подоконнике и отругала меня. Когда статья вышла, позво нил собкор одной из централь ных газет и предложил переде лать материал: назвать «своло чей» по именам, тех, кто, недоле чив, бросил старика умирать, кто не хотел предоставить ему место в доме престарелых... Я отказа лась. Урок, который я вынесла из этой истории: уже через день, через час, может быть, поздно что-то изменить. Вскрывая каждый день све жую почту, читая жалобы на местную власть, на соседей, на несправедливый суд на государ ство, я всякий раз боюсь, что внутренний барометр даст сбой. Боюсь, не почувствую, что чело век дошел до последней грани, и завтра может быть поздно. Почему я об этом рассказы ваю? Наверное, потому; что не вижу смысла говорить о биогра фических мелочах: где родился, как учился... Героев своих мате риалов я стараюсь раскрывать через их слабости, через какие- то события в их жизни, которые сформировали личностные ка чества. В этом странном автоин тервью, по аналогии с автобио графией, было бы неверно от ступить от выбранного принци па. Поэтому я касаюсь собствен ных болевых точек. На вопрос о жизненном кредо я бы ответила: постараться не стать циником. И еще: я бы не хотела прийти к убеждению, что человек человеку все-таки волк. Перелистывая Бодлера, в этом, кстати, единственный плюс пре бывания на больничном — есть время нелюбимые книги, я натк нулась на такие строки: «Упадок или прогресс выразится в пол ном одичании человеческого сердца. Сын уйдет от родителей не в 18 лет, а в 12, побуждаемый преждевременно созревшей жадностью. Он уйдет не в поис ках героических приключений, не для того, чтобы освободить из плена красавицу, не для того, чтобы прославить возвышенны ми мыслями какой-нибудь чер дак, для того, чтобы основать со бственное предприятие, чтобы обогатиться и составить конку ренцию своему гнусному папа ше... Все, что не служит Плутосу, богу наживы, будет считаться смешным и нелепым...» Великий пессимист писал это в середине девятнадцатого века, в эпоху ста новления французского капита лизма, а будто бы вчера, и будто о нас. При всем желании журналис ту очень трудно избежать тем, которые мы еще недавно назы вали «чернухой». Этот термин устарел потому, что слишком многое покрылось черным нале том. Матери, продающие своих детей, внуки, убивающие стари ков с целью овладения их квар тирами, стали героями первых полос. Я уже не говорю о терро ристах, для которых подорвать жилой дом — будто выбросить смятый фантик, превратив людей, стены, скарб в кучу мусо ра. Коллеги, быть может, меня уп рекнут за то, что в рубрике, пос вященной юбилею газеты, я го ворю о болезненных вещах: но от этого не спрятаться. Чтобы не стать циником, надо сберечь в себе способность ви деть хорошее там, где все кажет ся серым. Для этого не нужно надевать розовые очки. Пару ме сяцев назад рассказала о парне, который из-за болезни потерял обе ноги. О нем забыли многие, государство, которое не очень печется о судьбах бывших детдо мовцев, милиция, в которой мой герой честно служил, соцзащи та... Что было делать — обвинять всех? Кричать: разве так можно? Присмотревшись, я заметила, что Саша все-таки не один. Рядом с ним — бывшая жена, с которой уже семь лет как расста лись. У Лены новая семья, она воспитывает двоих детей, живет небогато, но именно она стала опорой потерявшему себя в жизни человеку, бывшему суп ругу. Она достучалась в чинов ничьи сердца и выиграла бой с бюрократической машиной ценой больших моральных из держек. За строчками статьи прочитывалось, что настоящая ее героиня — эта маленькая, хрупкая женщина, та самая, что и коня на скаку остановит, и в го рящую избу войдет. А порой вдруг наткнешься на письмо... Бабушка из далекого села пишет, что и мужа война от няла, и дети осели в дальних краях, лиха хлебнула сверх меры, здоровье никудышное, ка залось бы, ложись и помирай. А она заприметила по соседству семью переселенцев из южной республики, голь перекатную, одежонку им кое-какую отдала, взялась ребятишкам варежки вязать. Соседи дров заготовили, с. огородом управиться помогли, и затеплилась снова жизнь в двухдомишках, и те, идругие не гаданное родство обрели. Над таким письмом любой душой от тает. Самый большой дефицит сегодня — дефицит положитель ных эмоций. И объяснять здесь ничего не нужно. С этим ощу щением мыживем. Мне хочется пожелать вам, чтобы, откры вая свежий номер газеты, вы утоляли не только информаци онный голод, но и эмоциональный, чтобы выбез потерь выхо дили из стрессовых ситуаций. Я же буду искать это в ваших письмах. ...Андрей Нестеренок непременно бы спросил и о планах на будущее. Я поделюсь задумкой: открыть в полосе писем руб рику, которая бы стала гаванью для больных одиночеством людей. Письма идут со всех сторон — и от молодежи, и от по жилых людей, рано овдовевших и отчаявшихся найти родст венную душу. Ф о т о С . Д Я ТЛ О В А .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2