Советская Сибирь, 1999, № 179
ж с КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ 3 19. ■ННЯНВНШ1 ш т С уннизм — как более умерен ное направление в исламе — приобрел многочисленных сто ронников — до 80% всех мусуль ман. За тысячу лет ислам претерпел значительные изменения в своих до гматах и канонах. Будучи изначально крайне противоречивой религией, он превратился в стройную логически и содержательно систему религиозных воззрений и мусульманского права, формирующих образ жизни, мышле ния, психологию ее последователей. В XVIII веке в Аравии в сунниз ме возникает новое религиозно по л и ти ч е ско е течение — ваххабизм — по имени его осно вателя проповедника Мохаммеда ибн Абдаллы Ваххаба. Ваххабиты считали, что чистота ис лама нарушена, сторонники его не придерживаются религиозных кано нов, поэтому мир рушится, устои об щества расшатываются. Решение этих и других проблем ваххабиты видели в очищении ислама. Отсюда и основ ные идеи ваххабизма: - строжайшее соблюдение принци па единобожия; - отказ от поклонения святым и свя тым местам; - очищение ислама от поздних на слоений и нововведений, то есть воз врат к истокам, к первоначальной чистоте ислама; - исключение любых посредников между человеком и Богом. Совершенно очевидно, что у вахха битов ислам превращается в суровую, аскетическую и непримиримую рели гию. Так, в вопросах веры и мусуль манского права ваххабиты придерживаются наиболее консерва тивных позиций, утверждающих тра диционализм (фундаментализм). Ваххабизму свойственен крайний фа натизм в вопросах веры и столь же крайний экстремизм в достижении своих политических целей. Именно ваххабиты сделали упор на зловещее понятие джихада — священную войну за веру. Джихад означает еще и приложение максимума усилий для достижения экономической и воен ной мощи, основываясь на принципе — цель оправдывает средства. В то же время в общественно-политичес кой жизни ваххабиты проповедуют братство всех мусульман, строгое со блюдение морально-этических при нципов ислама и даже... социальную гармонию. Война вДагестане показы вает, какую гармонию проповедуют ваххабиты и в какой степени все му сульмане для них являются братьями. Ваххабизм стал государственной религией современной Саудовской Аравии, проповедуется в ряде Арабс ких Эмиратов, поэтому ваххабитами иногда называют религиозно-поли тические течения, группировки в раз ных странах, финансируемые саудовскими властями и проповедую щие установление «исламской влас ти». Ну а какие возможности финансирования есть у саудовских властей, известно всем — неограни ченные. О чевидно, в России ваххабис- тские общины были созданы из-за рубежа и на зарубежны е деньги. В мусульманских республи ках Северного Кавказа для них не было идеологической базы. Поэтому преследуемые цели в России значи тельно иные, чем в других мусульман ских странах. Прежде всего они имеют ярко выраженный политичес кий и экономический характер, при крытые внешне религиозными лозунгами. Хочу подчеркнуть: события в Чечне и Дагестане необходимо рассматри вать в контексте развала СССР и дальнейших попыток изнутри и извне развалить Россию. Имея в виду эту стратегическую мысль, цели ваххаби тов и тех, кто за ними стоит, конкрети зируются в следующие: 1. Ослабление юга России и его фактическое изъятие из правового пространства страны. Выдавить Рос сию из всего Прикаспийско-Черно морского региона. 2. В перспективе — территориаль ная экспансия, расчленение России с юга и эксплуатация гигантских запа сов нефти и газа. 3. Прекращение нефтеэкспорта с Кавказского региона — убытки Рос сии составят в этом случае 1 млрд долларов в год. В этом заинтересова ны Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, США, страны ОПЕК. Дело в том, что российская нефть более де шевая и ее неограниченный экспорт сбивает цены на мировых рынках. Указанные страны несут убытки. Ислам, возникший в 622 г., в наше время в то р а я по численности последователей ми ровая религия — около 900 млн верующих. Примерно в 662— 663 гг. мусульманская об щина раскололась на т р и ч а с ти : х а р и дж и то в , шии тов и сунни тов , причем основой раскола явились представления верующих о природе верховной вла с ти . Чрезвычайно важный вопрос в политическом отношении, т а к как в исламе изначально из самой его с у т и вы текало единство религиозной и светской власти . ВАХХАБИТЫ КТО ОНИ И ЧЕГО ПОБИВАЮТСЯ? Наши олигархи, упоенные своей властью, не идут ни на какие соглаше ния с ОПЕК и тем самым подталкива ют тех на поддержку войны в Чечне и Дагестане. Не видеть этого мешает политическая и экономическая бли зорукость наших олигархов и напле вательское их отношение к российским интересам. В контексте сказанного очевидно, что контроль над Дагестаном дает возможность Чечне торговать не фтью самостоятельно через Каспий и далее шиитский Иран. Ну а насколько возрастут ее политические и экономи ческие возможности влиять на Рос сию, можно только догадываться. Ставки в войне весьма велики. М ногие аналитики считают, что ваххабиты и чеченские террористы хотят создать на Се верном Кавказе некую единую ис лам скую республику. Конечно, любые идеи и варианты развития си туации надо учитывать. Но более оши бочной точки зрения трудно себе представить. Типичный результат не знания ситуации на Северном Кавка зе. Никто, даже если сама Россия этого захочет, не сможет создать такую республику. Взгляните на карту. Северный Кавказ является на стоящим «котлом народов». От Кас пия до Черного моря цепочкой тянутся девять национальных образо ваний, а в самом Дагестане — их более 30. Мусульманские республики надвое рассекаются христианской Северной Осетией. И уже поэтому на званная идея нереализуема хотя бы с географической точки зрения. Надо учесть и то, что Кабарда, Карачаево- Черкесия, Адыгея являются родст венными народами, понимающими друг друга без переводчика. Дагес танцы в своем громадном большинст ве — тюркоязычные народы. Чеченцы же и ингуши относятся к группе кавказско-иберских народов. Экономические основы их нацио нальных хозяйств, по существу, раз личны. Найти в этом «котле» единую экономическую, социальную и поли тическую основу для такой искусст венно создаваемой, тем более исламской, республики невозможно. Вспомним хотя бы судьбу Терской республики в 20-х годах. Она не про держалась и пяти лет, хотя все сторо ны были заинтересованы в ее существовании. Надо еще учитывать и желание народов Северного Кавказа, которые не видят иного пути разви тия, чем с Россией. Конечно, ваххаби ты мечтают и о выходе напрямую на мусульманские республики По волжья, чтобы изнутри терзать Рос сию. Конечно, они стараются сорвать все социальные программы в России и породить внутреннее недовольство населения страны, доводя его до взрыва. И это им в значительной сте пени удается, так как громадные суммы денег изымаются из всех ста тей бюджета и расходуются на войну. Конечно же, одной из главных целей является насаждение национальной розни. В Р оссии вы раж ение типа «лицо к а в к а з с к о й нацио нальности» при столь различных по характеру и культуре там живу щих народов не может быть осно вой для взаимопонимания. «Мы можем потерять Кавказ», — пугают нас политики. Самое удиви тельное то, что мы его еще не потеря ли. При таком отношении московской плутократии к проблемам Кавказа и России и в самом деле удивительно. Однако, будучи сам кавказцем, до лжен сказать — Кавказ мы не потеря ем. Вопли рассчитаны на растерянность центральных властей, и этот расчет оправдывается. Напу гать их и принудить решить-таки кав казскую проблему предоставлением Чечне независимости. Разделим во прос на две части: Кавказ и Чечня. Кавказ: чеченский вопрос нас будо ражит, пугает, терроризирует вот уже 9 лет. А задумывался ли читатель над одним, на первый взгляд, странным явлением. Ни Дудаева, ни Масхадова персонально, ни Чечню в целом в ее войне с Россией ни один северокав казский народ не поддерживал и не поддерживает ни в какой форме. Подчеркиваю — ни один. В рядах че ченских террористов можно было найти кого угодно: русских(!), украин цев, эстонцев, латышей, сирийцев, даже африканцев, но ни осетин, ни кабардинцев, ни карачаевцев там не было и нет. За одного-двух я не руча юсь, но поддержки в целом не было. А почему? Задуматься бы надо! Осо бенно нашим политикам. На Кавказе никто без России себя не мыслит потому, что народы осоз нают одну простую истину — Россия является для них наднациональной силой, уравновешивающей их всех в «котле народов». Иони прекрасно от дают себе отчет в том, во что превра тится Кавказ, уйди оттуда Россия. К тому же кавказские народы хорошо помнят, какой игрушкой они были на шахматной доске истории. То Персия, то Турция, то Крымское ханство... Кто только ни отыгрывался на них, пыта ясь захватить этот благодатный край, являющийся к тому же стратегичес ким ключом к Индии, Ближнему и Среднему Востоку, а с той стороны — ключом к России и к ее несметным богатствам. Народы Северного Кав каза таяли вборьбе с внешним врагом и в борьбе друг с другом. И только с приходом России туда прекратились межнациональные распри, появился экономический рост, начали разви ваться как сами народы, так и их наци ональные хозяйства. Через Россию же они приобщились к общечелове ческим ценностям, к мировой культу ре. Вот почему Северный Кавказ до сих пор с Россией и будет с ней, если Россия их сама не оттолкнет своей не продуманной и неразумной полит икой. Судите сами. В аххабиты еще три года назад начали возводить укрепрай- оны в Дагестане, где забили тре вогу. Кто там только ни перебывал: Куликов, Ковалев, Степашин! И что же? «Это симпатичные бородачи, не надо их трогать», — изрек С. Степа шин. «С террористами можно догово риться, купить у них безопасность», — заявляет исполнительный секре тарь по делам СНГ Б. Березовский. Забыта простая истина: «Никаких ус тупок! Никакой торговли! Никаких пе реговоров с террористами». Как не вспомнить слова бывшего министра своей интеллигентности в отчаянии от безразличия к кавказским проблемам высшего руководства страны писал: «Россия давно решила бы все свои проблемы, если бы российский чи новник не продавал свою Родину у каждого фонарного столба». Чечня. Нас постоянно убеждают в том, что нужно предоставить ей неза висимость. Эту идею усиленно про талкивают наши СМИ и особенно канал НТВ, а также некоторые ново сибирские демократы. А может быть, наши политики не задумываются над тем прискорбным фактом, что под ло зунгом соблюдения демократических принципов и проповеди общечелове ческих ценностей в 1991 году Россия вернулась к своим границам 1653 года. Если народы начнут «глотать су веренитет сколько смогут», кто смо жет сказать, в границах какого года и века окажется Россия в будущем и кто от этого выиграет? А может быть, горе-политики не понимают, что как бы нам трудно ни было сейчас, мы все же решаем свои внутренние пробле мы. При независимой Чечне, которая в тот же момент станет центром меж дународного терроризма, если не стала им сейчас, нам придется сталки ваться с решением международных проблем, что значительно сложнее. Нам надо сохранить национальное, гражданское и государственное единство России. Пора прекращать смотреть на Запад и защищать только свои российские интересы, а раз это так, то никакой необходимости бо роться с терроризмом конституцион ными методами нет. Нужно, чтобы российский парламент объявил тер роризм вне закона Такие весьма по казательные прецеденты есть: США и Израиль. Почему мы хотим казаться демократичнее и цивилизованнее этих двух стран, которые смертельно оскорбятся, если назвать их действия против террористов недемократичны ми. Ч еченский «котел» заварил ся, по моему убеждению, по том у, что из него «хлебаю т» высшее российское и чеченское руководство, наши олигархи, че чен ские полевые ком андиры и иже с ними. Ведь Чечня — бездон ная бочка для желающих разбога теть. Согласно Хасавъюртским соглашениям в Чечню за 3—4 года официально было перекачано, по разным источникам, более 10— 12 млрд рублей. И где же они? Как Гроз ный стоял в развалинах, так и стоит, как были нищими 95% населения Чечни, так ими и остаются. Где же деньги? Наверное, там же, где оседа ет валюта за экспортированную нефть, куда уходят кредиты МВФ и Мирового банка, предоставленные России. Вот почему «российские власти никак не наиграются в войну». В Хасавъюрте генерал Лебедь зара ботал политический авторитет ценой оскорбительных для России уступок противнику. Да, он остановил бойню. И этим вроде бы все сказано. Но не даром директор Института политиче ских исследований России С. Марков сравнивает Хасавъюртский договор с Мюнхенским. Капитуляция перед на глым врагом и там, и тут привела к еще более жестокой войне. Теперь аналогичной бездонной бочкой для тех же людей хотят сделать Дагестан. Пора понять, что Чечня нам не враг! Враги наши и многострадального че ченского народа, который не меньше, а значительно больше устал от войны и противостояния, — полевые коман диры со своими дружинами фанати ков, поддерживаемых и финансируемых как из-за рубежа, так и из России. И ряды этих фанатиков будут пополняться, так как им абсо лютно наплевать, что они грабят, на силуют, мучают тот самый чеченский народ, от имени которого выступают. Теперь очередь за Дагестаном. России по делам национальностей Р. Абдулатипова, который при всей Ч то ж е де лае т Россия? Она как б у д то м е ч та е т избавить ся о т Северного Кавказа, доставляющего ей столько х ло п о т. Ни одного позитивного решения она еще не приняла по э том у региону. Иначе как объяснить сегодня рядовому граж данину России, почему, имеямощную армию, в составе к о т о рой н а х о д я т с я э л и тны е ч а с ти с мировой р е п у та ц и е й , которым в войсковых учениях проигрывают аналогичные американские соединения, наше военное руководство броса е т в бой вчерашних мальчишек, необученных, а по том у заве домо обреченных. Почему против террористов, прошедших огни и воды, не бросят гвардейскую дивизию имени Ф. Дзер жинского, для которой чеченские террористы проблема на один день? Когда-нибудь на все э т и вопросы п о тр е б уе тс я да ть прямой о т в е т , и я очень надеюсь, ч то э т о случится при нашей жизни и жизни т е х , к т о должен за все э т о о т в е т и т ь . В . БАЛИКОЕВ . Д о к т о р э к о н о м и ч е с к и х н а у к, п р оф е с с о р , д и р е к т о р и н с ти т у т а э к о н о м и к и и м е н е д ж м е н т а НГАСУ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2