Советская Сибирь, 1999, № 179

ж с КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ 3 19. ■ННЯНВНШ1 ш т С уннизм — как более умерен­ ное направление в исламе — приобрел многочисленных сто­ ронников — до 80% всех мусуль­ ман. За тысячу лет ислам претерпел значительные изменения в своих до­ гматах и канонах. Будучи изначально крайне противоречивой религией, он превратился в стройную логически и содержательно систему религиозных воззрений и мусульманского права, формирующих образ жизни, мышле­ ния, психологию ее последователей. В XVIII веке в Аравии в сунниз­ ме возникает новое религиозно­ по л и ти ч е ско е течение — ваххабизм — по имени его осно­ вателя проповедника Мохаммеда ибн Абдаллы Ваххаба. Ваххабиты считали, что чистота ис­ лама нарушена, сторонники его не придерживаются религиозных кано­ нов, поэтому мир рушится, устои об­ щества расшатываются. Решение этих и других проблем ваххабиты видели в очищении ислама. Отсюда и основ­ ные идеи ваххабизма: - строжайшее соблюдение принци­ па единобожия; - отказ от поклонения святым и свя­ тым местам; - очищение ислама от поздних на­ слоений и нововведений, то есть воз­ врат к истокам, к первоначальной чистоте ислама; - исключение любых посредников между человеком и Богом. Совершенно очевидно, что у вахха­ битов ислам превращается в суровую, аскетическую и непримиримую рели­ гию. Так, в вопросах веры и мусуль­ манского права ваххабиты придерживаются наиболее консерва­ тивных позиций, утверждающих тра­ диционализм (фундаментализм). Ваххабизму свойственен крайний фа­ натизм в вопросах веры и столь же крайний экстремизм в достижении своих политических целей. Именно ваххабиты сделали упор на зловещее понятие джихада — священную войну за веру. Джихад означает еще и приложение максимума усилий для достижения экономической и воен­ ной мощи, основываясь на принципе — цель оправдывает средства. В то же время в общественно-политичес­ кой жизни ваххабиты проповедуют братство всех мусульман, строгое со­ блюдение морально-этических при­ нципов ислама и даже... социальную гармонию. Война вДагестане показы­ вает, какую гармонию проповедуют ваххабиты и в какой степени все му­ сульмане для них являются братьями. Ваххабизм стал государственной религией современной Саудовской Аравии, проповедуется в ряде Арабс­ ких Эмиратов, поэтому ваххабитами иногда называют религиозно-поли­ тические течения, группировки в раз­ ных странах, финансируемые саудовскими властями и проповедую­ щие установление «исламской влас­ ти». Ну а какие возможности финансирования есть у саудовских властей, известно всем — неограни­ ченные. О чевидно, в России ваххабис- тские общины были созданы из-за рубежа и на зарубежны е деньги. В мусульманских республи­ ках Северного Кавказа для них не было идеологической базы. Поэтому преследуемые цели в России значи­ тельно иные, чем в других мусульман­ ских странах. Прежде всего они имеют ярко выраженный политичес­ кий и экономический характер, при­ крытые внешне религиозными лозунгами. Хочу подчеркнуть: события в Чечне и Дагестане необходимо рассматри­ вать в контексте развала СССР и дальнейших попыток изнутри и извне развалить Россию. Имея в виду эту стратегическую мысль, цели ваххаби­ тов и тех, кто за ними стоит, конкрети­ зируются в следующие: 1. Ослабление юга России и его фактическое изъятие из правового пространства страны. Выдавить Рос­ сию из всего Прикаспийско-Черно­ морского региона. 2. В перспективе — территориаль­ ная экспансия, расчленение России с юга и эксплуатация гигантских запа­ сов нефти и газа. 3. Прекращение нефтеэкспорта с Кавказского региона — убытки Рос­ сии составят в этом случае 1 млрд долларов в год. В этом заинтересова­ ны Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, США, страны ОПЕК. Дело в том, что российская нефть более де­ шевая и ее неограниченный экспорт сбивает цены на мировых рынках. Указанные страны несут убытки. Ислам, возникший в 622 г., в наше время в то р а я по численности последователей ми­ ровая религия — около 900 млн верующих. Примерно в 662— 663 гг. мусульманская об­ щина раскололась на т р и ч а с ти : х а р и дж и то в , шии тов и сунни тов , причем основой раскола явились представления верующих о природе верховной вла с ти . Чрезвычайно важный вопрос в политическом отношении, т а к как в исламе изначально из самой его с у т и вы текало единство религиозной и светской власти . ВАХХАБИТЫ КТО ОНИ И ЧЕГО ПОБИВАЮТСЯ? Наши олигархи, упоенные своей властью, не идут ни на какие соглаше­ ния с ОПЕК и тем самым подталкива­ ют тех на поддержку войны в Чечне и Дагестане. Не видеть этого мешает политическая и экономическая бли­ зорукость наших олигархов и напле­ вательское их отношение к российским интересам. В контексте сказанного очевидно, что контроль над Дагестаном дает возможность Чечне торговать не­ фтью самостоятельно через Каспий и далее шиитский Иран. Ну а насколько возрастут ее политические и экономи­ ческие возможности влиять на Рос­ сию, можно только догадываться. Ставки в войне весьма велики. М ногие аналитики считают, что ваххабиты и чеченские террористы хотят создать на Се­ верном Кавказе некую единую ис­ лам скую республику. Конечно, любые идеи и варианты развития си­ туации надо учитывать. Но более оши­ бочной точки зрения трудно себе представить. Типичный результат не­ знания ситуации на Северном Кавка­ зе. Никто, даже если сама Россия этого захочет, не сможет создать такую республику. Взгляните на карту. Северный Кавказ является на­ стоящим «котлом народов». От Кас­ пия до Черного моря цепочкой тянутся девять национальных образо­ ваний, а в самом Дагестане — их более 30. Мусульманские республики надвое рассекаются христианской Северной Осетией. И уже поэтому на­ званная идея нереализуема хотя бы с географической точки зрения. Надо учесть и то, что Кабарда, Карачаево- Черкесия, Адыгея являются родст­ венными народами, понимающими друг друга без переводчика. Дагес­ танцы в своем громадном большинст­ ве — тюркоязычные народы. Чеченцы же и ингуши относятся к группе кавказско-иберских народов. Экономические основы их нацио­ нальных хозяйств, по существу, раз­ личны. Найти в этом «котле» единую экономическую, социальную и поли­ тическую основу для такой искусст­ венно создаваемой, тем более исламской, республики невозможно. Вспомним хотя бы судьбу Терской республики в 20-х годах. Она не про­ держалась и пяти лет, хотя все сторо­ ны были заинтересованы в ее существовании. Надо еще учитывать и желание народов Северного Кавказа, которые не видят иного пути разви­ тия, чем с Россией. Конечно, ваххаби­ ты мечтают и о выходе напрямую на мусульманские республики По­ волжья, чтобы изнутри терзать Рос­ сию. Конечно, они стараются сорвать все социальные программы в России и породить внутреннее недовольство населения страны, доводя его до взрыва. И это им в значительной сте­ пени удается, так как громадные суммы денег изымаются из всех ста­ тей бюджета и расходуются на войну. Конечно же, одной из главных целей является насаждение национальной розни. В Р оссии вы раж ение типа «лицо к а в к а з с к о й нацио­ нальности» при столь различных по характеру и культуре там живу­ щих народов не может быть осно вой для взаимопонимания. «Мы можем потерять Кавказ», — пугают нас политики. Самое удиви­ тельное то, что мы его еще не потеря­ ли. При таком отношении московской плутократии к проблемам Кавказа и России и в самом деле удивительно. Однако, будучи сам кавказцем, до­ лжен сказать — Кавказ мы не потеря­ ем. Вопли рассчитаны на растерянность центральных властей, и этот расчет оправдывается. Напу­ гать их и принудить решить-таки кав­ казскую проблему предоставлением Чечне независимости. Разделим во­ прос на две части: Кавказ и Чечня. Кавказ: чеченский вопрос нас будо­ ражит, пугает, терроризирует вот уже 9 лет. А задумывался ли читатель над одним, на первый взгляд, странным явлением. Ни Дудаева, ни Масхадова персонально, ни Чечню в целом в ее войне с Россией ни один северокав­ казский народ не поддерживал и не поддерживает ни в какой форме. Подчеркиваю — ни один. В рядах че­ ченских террористов можно было найти кого угодно: русских(!), украин­ цев, эстонцев, латышей, сирийцев, даже африканцев, но ни осетин, ни кабардинцев, ни карачаевцев там не было и нет. За одного-двух я не руча­ юсь, но поддержки в целом не было. А почему? Задуматься бы надо! Осо­ бенно нашим политикам. На Кавказе никто без России себя не мыслит потому, что народы осоз­ нают одну простую истину — Россия является для них наднациональной силой, уравновешивающей их всех в «котле народов». Иони прекрасно от­ дают себе отчет в том, во что превра­ тится Кавказ, уйди оттуда Россия. К тому же кавказские народы хорошо помнят, какой игрушкой они были на шахматной доске истории. То Персия, то Турция, то Крымское ханство... Кто только ни отыгрывался на них, пыта­ ясь захватить этот благодатный край, являющийся к тому же стратегичес­ ким ключом к Индии, Ближнему и Среднему Востоку, а с той стороны — ключом к России и к ее несметным богатствам. Народы Северного Кав­ каза таяли вборьбе с внешним врагом и в борьбе друг с другом. И только с приходом России туда прекратились межнациональные распри, появился экономический рост, начали разви­ ваться как сами народы, так и их наци­ ональные хозяйства. Через Россию же они приобщились к общечелове­ ческим ценностям, к мировой культу­ ре. Вот почему Северный Кавказ до сих пор с Россией и будет с ней, если Россия их сама не оттолкнет своей не­ продуманной и неразумной полит­ икой. Судите сами. В аххабиты еще три года назад начали возводить укрепрай- оны в Дагестане, где забили тре­ вогу. Кто там только ни перебывал: Куликов, Ковалев, Степашин! И что же? «Это симпатичные бородачи, не надо их трогать», — изрек С. Степа­ шин. «С террористами можно догово­ риться, купить у них безопасность», — заявляет исполнительный секре­ тарь по делам СНГ Б. Березовский. Забыта простая истина: «Никаких ус­ тупок! Никакой торговли! Никаких пе­ реговоров с террористами». Как не вспомнить слова бывшего министра своей интеллигентности в отчаянии от безразличия к кавказским проблемам высшего руководства страны писал: «Россия давно решила бы все свои проблемы, если бы российский чи­ новник не продавал свою Родину у каждого фонарного столба». Чечня. Нас постоянно убеждают в том, что нужно предоставить ей неза­ висимость. Эту идею усиленно про­ талкивают наши СМИ и особенно канал НТВ, а также некоторые ново­ сибирские демократы. А может быть, наши политики не задумываются над тем прискорбным фактом, что под ло­ зунгом соблюдения демократических принципов и проповеди общечелове­ ческих ценностей в 1991 году Россия вернулась к своим границам 1653 года. Если народы начнут «глотать су­ веренитет сколько смогут», кто смо­ жет сказать, в границах какого года и века окажется Россия в будущем и кто от этого выиграет? А может быть, горе-политики не понимают, что как бы нам трудно ни было сейчас, мы все же решаем свои внутренние пробле­ мы. При независимой Чечне, которая в тот же момент станет центром меж­ дународного терроризма, если не стала им сейчас, нам придется сталки­ ваться с решением международных проблем, что значительно сложнее. Нам надо сохранить национальное, гражданское и государственное единство России. Пора прекращать смотреть на Запад и защищать только свои российские интересы, а раз это так, то никакой необходимости бо­ роться с терроризмом конституцион­ ными методами нет. Нужно, чтобы российский парламент объявил тер­ роризм вне закона Такие весьма по­ казательные прецеденты есть: США и Израиль. Почему мы хотим казаться демократичнее и цивилизованнее этих двух стран, которые смертельно оскорбятся, если назвать их действия против террористов недемократичны­ ми. Ч еченский «котел» заварил­ ся, по моему убеждению, по­ том у, что из него «хлебаю т» высшее российское и чеченское руководство, наши олигархи, че­ чен ские полевые ком андиры и иже с ними. Ведь Чечня — бездон­ ная бочка для желающих разбога­ теть. Согласно Хасавъюртским соглашениям в Чечню за 3—4 года официально было перекачано, по разным источникам, более 10— 12 млрд рублей. И где же они? Как Гроз­ ный стоял в развалинах, так и стоит, как были нищими 95% населения Чечни, так ими и остаются. Где же деньги? Наверное, там же, где оседа­ ет валюта за экспортированную нефть, куда уходят кредиты МВФ и Мирового банка, предоставленные России. Вот почему «российские власти никак не наиграются в войну». В Хасавъюрте генерал Лебедь зара­ ботал политический авторитет ценой оскорбительных для России уступок противнику. Да, он остановил бойню. И этим вроде бы все сказано. Но не­ даром директор Института политиче­ ских исследований России С. Марков сравнивает Хасавъюртский договор с Мюнхенским. Капитуляция перед на­ глым врагом и там, и тут привела к еще более жестокой войне. Теперь аналогичной бездонной бочкой для тех же людей хотят сделать Дагестан. Пора понять, что Чечня нам не враг! Враги наши и многострадального че­ ченского народа, который не меньше, а значительно больше устал от войны и противостояния, — полевые коман­ диры со своими дружинами фанати­ ков, поддерживаемых и финансируемых как из-за рубежа, так и из России. И ряды этих фанатиков будут пополняться, так как им абсо­ лютно наплевать, что они грабят, на­ силуют, мучают тот самый чеченский народ, от имени которого выступают. Теперь очередь за Дагестаном. России по делам национальностей Р. Абдулатипова, который при всей Ч то ж е де лае т Россия? Она как б у д то м е ч та е т избавить­ ся о т Северного Кавказа, доставляющего ей столько х ло ­ п о т. Ни одного позитивного решения она еще не приняла по э том у региону. Иначе как объяснить сегодня рядовому граж ­ данину России, почему, имеямощную армию, в составе к о т о ­ рой н а х о д я т с я э л и тны е ч а с ти с мировой р е п у та ц и е й , которым в войсковых учениях проигрывают аналогичные американские соединения, наше военное руководство броса­ е т в бой вчерашних мальчишек, необученных, а по том у заве­ домо обреченных. Почему против террористов, прошедших огни и воды, не бросят гвардейскую дивизию имени Ф. Дзер­ жинского, для которой чеченские террористы проблема на один день? Когда-нибудь на все э т и вопросы п о тр е б уе тс я да ть прямой о т в е т , и я очень надеюсь, ч то э т о случится при нашей жизни и жизни т е х , к т о должен за все э т о о т в е т и т ь . В . БАЛИКОЕВ . Д о к т о р э к о н о м и ч е с к и х н а у к, п р оф е с с о р , д и р е к т о р и н с ти т у т а э к о н о м и к и и м е н е д ж м е н т а НГАСУ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2