Советская Сибирь, 1998, № 202

ев ( ДВА ДНЯ В КОНЦЕ НЕДЕЛИ 22. « В Ы С Т А В К И Загадки Живого свечения» С т а й к а р е б я т и ш е к , осмотрев с к е ­ л е т м а м о н т а , с л е г к и м ш у р ш а н и е м пе р е т е кл а в зал , гд е в больших а к в а ­ р и ум а х н а с л аж д а л и с ь ж и з н ь ю б ез ­ голосые с о з д а н и я . В филиале област н о г о к р а е в е д ч е с к о г о муз ея открыл а с ь н о в а я э к с п о з и ц и я : « З а г а д к и ж и в о г о с в е ч е н и я » . В р а м о ч к а х под ст екл ом — цветные фотогр аф ии. Необычность в т о м , что цветы и растен и я б ы л и В о б р а м л е н и и п у ч к о в с в е т а . Под ум ал : ш у т к и ф о то гр аф а . Заи нтересовался . Все о к аз ал ось инт е р е с н е й .. . Д а л е к о не всем и з ве с тн а эта ф а м и л и я — К и р л и ан . Вместе с тем Семен Давидович изобрел немало полезного. Ж и з н ь его не была усыпана розами. К усп е х у п р и х о д и л о с ь п р о б и р а т ь с я по ш ип ам . Он р о д и л с я в Е к а т е р и н о д а р е 20 ф е в р а л я 1 8 9 8 года в мног од етн ой трудовой а р м я н с ­ кой семье. С 12 лет — уч ен и к в музы кальном м а г а зин е . З а т е м — учеба в Ека теринодаре - ком му зы кал ьн ом учи лищ е по классу р о я л я . В феврал е 1917 года Семен был мобилизован в цар ск ую армию в з вани и бомбардира. Но уж е в дек абре 1917 года его демобилизовали по состоянию здоровья , и он вернулся на Кубань. П ри зн ани е пришло не сразу . В 194 9 году Сем ен Д а в и д о в и ч и е г о ж е н а , В а л е н т и н а Х р и с а н ф о в н а , п о л у ч и л и а в т о р ск о е с в ид е ­ тельство на изобретение, которое тут ж е з а ­ с екретили . И т олько в шестидесятые годы о нем стало известно всему миру . Таинственное свечение, ис ходящие из кончиков п а л ь ­ цев р у к ч е л о в е к а , п олучи ло на звание «Эфф е к т К и р л и а н а » . И с с л е д о в а т е л и в п ер вы е получили инструмент д л я наблюдения, и зу ­ ч е н и я и с ъ е м к и н е в и д и м ы х г л а з у и з л у ч е ­ н и й , и с х о д я щ и х от ч е л о в е к а , ж и в о т н ы х , рыб, п т и ц и расти тельн ого мира. Это стало сенсацией . Бл а г о д а р я исследованиям С. Д. Ки р л и ан а стало возможным определять жизнеспособность и степени заболевания растений. Мертвы е семена не дают и злуч ени я . Удивление в ы з ы в а е т эт о о т к р ы т и е . О к а з ы в а е т с я , к а к п о к а з а л и м н о г о ч и с л е н н ы е э к с п е р и м е н т ы , состояние ра стений за виси т не т олько от состава атмосферы , но и . . . от воздействия мысл е й и э м о ц и й ч е л о в е к а . Метод К и р л и а н а позволяет по изменен ию картин ы свечения ра стений оценит ь степ ень и ха р а к т е р « в л и я ­ н и я* . У з н ал , что в медицине этот метод исп о л ь зу е т с я и д л я эк спресс-диагн остики болезней на са м ы х н а ч а ль н ы х с тадиях . Можно п о р аж ат ьс я разносторонности ученого. Одним из с амы х перспекти вных п р и ­ менений метода К и р л и ан а яв л я е т с я оцен ка п си хологи че ски х п араметров ч еловек а, его психоэмоционального состояния . В к о н ц е д в а д ц а т ы х Семен Давидович з а ­ н я л с я пол у ч ени ем и ск у с ст в енн ы х а л м а зо в и з с ахара -п е ска при помощи взрыва. Однако в 19 3 7 г оду , после у с пеш ного з а в е р ш е н и я э т о й р а б о т ы , вс я т е х н и ч е с к а я д о к у м е н т а ­ ц и я , готовые образцы были и з ъ я т ы работник а м и НКВД. Огорченному изобретателю вел е л и п о м ал ки в а ть . Л иш ь время при отк рыло завесу над многими тайн ам и . А . Е В Г Е Н Ь Е В . Ищ и т е с в о ю Женщину Б о л ь ш и н с т в о м у ж ч и н у в е р е н ы , ч то они всегда п р а вы , и д аж е не догадываются , кем бы они были , если бы не их ж е н ы . . . Когда у Генри Форда спросили, кем бы он хотел быть , если бы ему была обещана втора я ж и з н ь , он ответил: «Мне все равно, л иш ь бы снова встретиться с моей же ной». Успеха добивается тот, кто рискует, но и неуд ачи при этом неизбежны. К а к ж е относятся к этому мудрые женщины ? Они г о в о р я т : «Ты с м о ж е ш ь , п о т ом у ч то если не ты, то кто же?» И м уж чины добиваю т с я н е в о з м о ж н о г о . М у д ры е ж е н щ и н ы к любым неу д ач ам о т н о с я т с я , к а к к врем ен ­ ным, и всегда м ы слят ка т е гориями успеха. В и тоге ус п е х и у д ач а с т ан о в я т с я у м у ж а результ атом привычки. К т а к о м у выводу п р и ш л и психологи Российской академии иррациональн ой психологии. М О З А И К А «Счасйиивая» п о д к о в а П о ч е м у л ю д и в е р я т , что найденная подкова приносит счастье? В д р е в н о с т и н е к о т о р ы е нар оды верили, что лошади от п у ги в аю т з лы х д у х ов , к о ­ т орыми пе рвобытный челов е к н а с е л и л о к р у ж а ю щ и й мир. Вот почему на крышах д омов в старину прикрепляли в ы р е з а н н ы е и з д е р е в а ф и г у р к и коней , а позднее к п о р о г у с т а л и п р и к р е п л я т ь по дкову ; если лошадь охр аняет от злых духов, т о и подк о в а д о л ж н а бы ть о х р а н и ­ тельницей. Так и укрепилось поверье, что подкова приносит счастье. З а паке*н зем ляны х о/гехов Новый вид у с л у г автолюб и т е л я м п о я в и л с я в к а л и ­ ф о р н и й с к о м п а р к е развлеч е н и й . К а ж д ы й ж е л а ю щ и й м о ж ет там помыть свою маш и н у в с е г о л иш ь з а п а ке т з е м л я н ы х о р е х о в . О пла та п р о и з в о д и т с я н е п о с р е д с т ­ венно обслуживающему персоналу , а точнее, д рес с и р о ­ ван н ой и н д и й с к о й сл они хе Д ж уд и . Она с удовольствием выльет вам на капот 30 литр о в в о д ы — с о д е р ж и м о е св ое го хобота, и после этого, взяв тем ж е х о б о т о м по лотенце, насухо вытрет ваш автомобиль. История стихотворца В н и м а е т о н п р и в ы ч н ы м у х о м С в и с т ; М а р а е т о н е д и н ы м д у х о м Л и с т ; П о т о м в с е м у т е р з а е т с в е т у С л у х ; П о т о м п е ч а т а е т — и в Л е т у Б у х ! А. С . П У Ш К И Н . Р усские фамилии ЛАБЗИН. Лабзиться — ласкаться, угождать, лабза — угодливый человек. ЛАВРЕНЕВ, ЛАВРИКОВ, ЛАВРИМОВ, ЛАВРИН, ЛАВРИЩЕВ, ЛАВРУ- ХИН, ЛАВРУШИН. В осн о ве всех этих фамилий — различные п р ои з ­ водные формы популярных в старину имен. Л а в р (от латин ско го «лау- р у с »— лавровое д ерево или лавровый венок, в переносном смысле — по беда, торжество) и Ла врентий («венчающий лаврами»), ЛАГОДИН. Ла год а в диа ле ктах— кротость, лад, мир. Очевидно , п р о ­ з вищ е кротко го , м и ролю биво го человека. ЛАГУНОВ. Ла г ун — бочка, бочонок . Вероятно , пр озвищ е н и зк о р о с ­ лого, полного человека. ЛАГУТИН. Л а г у га — уменьшительная форма имен Ло гтин , Евлогий, Ф илоло г. «А» вместо «О» пишется по д влиянием акающе го п р о и з н о ­ шения. ЛАЖЕЧНИКОВ. Написание фамилии затемнило ее происхожде ние. Несомненно, было Л о ж е ч н и к о в — от «ложечник»: мастер, и з го товляю ­ щий ложки. И з м е н и т с я л и к л и м а т ? Ученые сч и таю т, что э то подтве ржда ет фа кт глобального потепления за счет па рн ико во го эффекта. По мнению специалистов, изменения климата м о ж н о избеж а т ь л и ш ь п р и з н а ч и т е л ь н о м у м е н ь ш е н и и в ы б р о с а у г л е р о д а при с ж и г а н и и угля и неф тепродуктов. Самым теплым за п о сл е д н и е десятилетия стал 1995 год, утверж д аю т специалисты Бр ита нско го и н с ти т у т а м е т е о р о л о г и и . По их данным, средняя температура на по ве рх н ос ти Земли в 1995 году составила 14,8 градуса по Цельс и ю , ч т о п о ч т и н а п о л г р а д у с а выше п о к а з а т е л е й 1961 — 1990 годов. П О В А Ш Е Й П Р О С Ь Б Е И з р е п е р т у а р а Л е о н и д а У т е с о в а Если лю биш ь — н а й д и С л о в а Л . О ш а н и н а . М у з ы к а К . Л и с т о в а . В э т о т в е ч е р в т а н ц е к а р н а в а л а Я р у к и т в о е й к о с н у л с я в д р у г . И в н е з а п н о и с к р а п р о б е ж а л а В п а л ь ц а х н а ш и х в с т р е т и в ш и х с я р у к . Г д е п о т о м м ы б ы л и , я н е з н а ю , Т о л ь к о г у б ы п о м н ю в т и ш и н е , Т о л ь к о т е с л о в а , ч т о , у б е г а я , Н а п р о щ а н ь е т ы ш е п н у л а м н е : П р и пе в : Е с л и л ю б и ш ь — н а й д и , Е с л и х о ч е ш ь — п р и д и , Э т о т д е н ь н е п р о й д е т б е з с л е д а . Н о е с л и ж н е т у л ю б в и , Т ы м е н я н е з о в и , В с е р а в н о н е н а й д е ш ь н и к о г д а . И н о ч а м и с н я т с я м н е н е д а р о м Х о л о д о к о с т а в л е н н о й с к а м ь и , Т р о н у т ы е л а с к о в ы м з а г а р о м Р у к и о б н а ж е н н ы е т в о и . Н е у ж е л и н е в е р н е т с я с н о в а Э т о й л е т н е й н о ч и з а б ы т ь е , Т и х и й ш е п о т г о л о с а р о д н о г о , Л е г к о е д ы х а н и е т в о е . П ри пе в . Обь в октябре. Ф о т о Б ор и с а М О С К В И Н А . П О Л Ю Б О П Ы Т С Т В У Й Т Е Кто придумал дрель? Мы в с е з н а е м , к то и зобре л ат омный ре ак т о р или ра ди о ло ­ к а т о р , к о т о р ы х б о л ь ш и н с т в о и з нас н и к о гд а в ж и з н и не в и ­ дели, но поня тия не имеем , кто прид ум ал электродрель, к от о ­ рую т а к часто д ер ж и м в руках. О казывается, н ем е ц ки й м е ­ ха н и к Виль гельм Эмиль Ф айн . В 1867 г. он ор га н и зо ва л м а с ­ т е р с ку ю для ре ализа ции своих м н о гочисленных и з обретений : э л е к т р и ч е с к и х п о ж ар ны х с и г ­ н а л и з а т о р о в , п е р е н о с н ы х т е ­ лефонов , и нду к ц и о н н ы х ге н е ­ р а торо в , п р о ж е к т о р о в , эл е к т ­ родвигателей . Но пост е пен н о е го интересы соср ед оточил и сь на р а зрабо т ­ ке и в н едр ен и и в ы с о к о п р о и з ­ в о д и т е л ь н ы х э л е к т р о и н с т р у ­ м е н т о в . С о з д ан н а я им эл е к т ­ родрел ь (18 95 г .) пр ишлась по вку с у пр ед при н им ател ям : она с р а з у ж е с т а л а п о с т у п а т ь на м ашиностроительные заводы, а в д о х н о в л е н н ы й ее у с п е х ом Ф а й н в п о с л е д у ю щ и е г о д ы с к о н с т р у и р о в а л э л е к т р о ш л и - ф о в а л ь н ы е м а ш и н к и , г а й к о ­ верты и высечн ые н ож ницы с эле к т р о п р и в о д ом . Г. М А Л И Н И Ч Е В . З н а м е н и т ы е шутят П ре с та ре лы й Щ е п к и н ж и л лет ом в Кисловод ске . К нему подошли два знак о м ы х м о с к о в с к и х генерала и з к р у г а е го покл оннико в. Один заговорил: — Скажите , Михаил Семенович, почему французски е актеры ловки и своб о д н ы на с ц е н е , а наши, д а ж е пе рвоклассные, б удто чем-то связаны? — Снимите крепос тное и г о — и мы станем развязны и свободны. * * * ...В кабинет известного р у с с к о г о хим и к а Н. Н. Б е ке тов а вбежал взв олнованный слуга: — Н и к о л а й Н и к о л а е в и ч ! В наш ей библиотеке воры! Ученый с трудом оторвался от своих б у м а г В Е С Е Л Ы Й К А Р А Н Д А Ш — И что ж е они, интересно, читают? * * * ...Один бездарный к ом и к предложил т о г д а еще малоизвестному писателю - ю м о р и с т у Д ж е р о м у К. Д ж е р о м у пр о ­ д ать ему з а пять фунтов пять ос т р о т . К о м и к хотел бы выдать их за свои. — Эта сделка для нас обо и х невыгодна, — ответил писатель. — Если у меня увидят пять фунтов, решат, что я украл их, если от вас услышат хор ош ую остроту, подумают, что вы ее украли. Р и с . В . Э КШ А Р О В А и В. СТАРА ДЫМОВА .

RkJQdWJsaXNoZXIy