Советская Сибирь, 1998, № 127

ев ДВА ДНЯ В КОНЦЕ НЕДЕЛИ ) 2 3 . Д е т о к р а с н о е . Ф о т о Б . М О С К В И Н А . П О З А Н И М А Й Т Е С Ь С Д Е Т Ь М И ПОЛМИНУТКИ ДЛЯ ШУТКИ Развиваем речевой слух. Прослушайте стихотворение-загадку. Найдите отгадку. Ч ер ны й в о р о н н а д у б у С б е л о й к р а п и н к о й н а л б у , Бу. От д о ж д я б л е ст и т к о р а , В д а л е к е в и д а гор а. Ра. Н е л е г к о т у д а пройт и , М о ст р а з р у ш е н н а п ути . Ти. В з а м к е с в е т и т с я о кн о . А в г о р а х у ж е т ем н о . Но. П р е в о с х о д н а я к а р т и н а ? К т о х у д о ж н и к ? В А Ш М А Л Ы Ш ОДНИМ ЦВЕТОМ ( р а з ви в а ем сп о с о б н о ст ь п о зн а в ат ь ) 1. Положите перед ребенком два ку би ка — красный и син ий . Возьмит е еще один к расный к у б и к и поставьте е го на первый, назвав е го цвет. Протя нит е ребе нк у второй синий к у би к и попросите поставить его на такой же, на синий. Повторите это задание не с ко л ь ко раз. Возьмите затем кубики д ру ­ гих цветов (черные и белые, желтые и зеленые). 2. Дайт е малышу лист кр а с но й или синей бумаги (м о ж н о взять к у с о к тка ни). Попросите е го найти в ком ­ нате ч т о - ниб у д ь т а к о г о ж е цвета (цвет назовите). Помогите ему, если он затрудняется. 3. Дайте ребенку красный карандаш, пусть проведет им на бумаге не с к о л ь к о линий. «А что у нас в комнате т а ко го ж е цвета, красно ­ го? Правильно, вот это яблоко . Оно красно е». Зеленый карандаш — и лист вашего ко мнатного растения. Же л ­ тый каранд аш — и банан. (Нарисуйте их для малыша). 4. Высыпьте на стол красные, син ие , зеленые, ж е л ­ тые, белые, черные пуговицы. Пусть малыш попробует рассортировать их по цвету — разложит на кучки . Пок ажит е ему, к а к это делается. 5. Вводите в опис анные занятия новые цвета, например, оранж евый и коричневый, ко то рые требуют более т о н к о го цветовосприятия. Всегда называйте цвета ребенку, просите его повторить за вами эти названия. Но не ожидайте, что все они сразу ж е войдут в его речь. У к а к о й рыбы о б е з ь я н и й хв ос т П о м а х и в а е т м о р с к о й к о н е к п л а в н и ч к о м - в е ­ е р о м и плыв ет вперед. Х в о с ­ т и к све р н у л б у б л и к о м , го л о в у в ы с о к о п о д н я л , ж и в о т о м во л ны р а ссекает . И не п одум аеш ь , ч т о м о р с ­ к о й к о н е к — р ы б а . Х в о с т и к ц е п к и й , к а к у о б е з ь я н к и . Го ­ л о в к а , к а к у с к а з о ч н о г о К о н ь - к а - Г о р б у н к а . Чешуи не т. Вм ес т о не е — к о с т я н ы е плас ­ т и н к и . И п л а в н и к о в нет. Есть т о л ь к о о д и н с п и н н о й плавн и к , п о х о ж и й на веер. И з у б о в у к о н ь к а нет. В о т замети л о н м а л е н ь к о г о ра ч ка . О с т о р о ж н о подплыл к н е м у . С о в с е м б л и з к о п о д ­ к р а л с я . В д р у г р а ч о к з а к р у ­ ж и л с я , з а в е р т е л с я . С л о в н о м а г н и т о м , п о т я н у л о е г о прям о в р о т к м о р с к о м у к о н ь - «УРот у м о р с к о г о к о н ь к а тр у ­ б о ч к о й . В эту т р у б о ч к у , будто в п ы л е с о с , з а с а с ы в а е т о н вместе с во д о й с в о ю д о б ы ч у — р а ч к о в р а з н ы х и ч е р вя ко в . П о з а в т р а к а в , м о р с к о й к о н е к в о з в р а щ а е т с я в з а р о ­ сл и в о д о р о с л е й . Там с т а н о ­ вится « на я к о р ь » — обвивает х в о с т о м ст е бе л е к и за м и ра е т в п о зе ш а хм а т н о го к о н я . Был б у р ы й , а попал в зе л е ны е за ­ р о с л и — с р а з у позе ленел . Не х у ж е ха м е л е он а м о ж е т м о р с к о й к о н е к п е р е к р а ш и ­ ваться . К а к а я в о к р у г « д е к о ­ рация» — т а к о г о цвета и тело у н е го . Это ч тобы враги не за ­ метили. И . А К И М У Ш К И Н . ...И пош ел старик к морю. Ф о т о Б . М О С К В И Н А . И ГРО ТЕКА СМОТРИ В КОРЕНЬ Для участ ия в этой иг ре не требуется большой подготовки . Объявляется один ко р е н ь слова. Задача участников и г р ы — написать в о зм о ж н о большее количество слов с этим к орнем в уста ­ новл е н н о е время, н а пример , за 10 м и н у т . Д о п у с т и м , для и г р ы в зя т к о ­ рень «ход». У ч а с т н и к и его записывают, и состязание начинается. Быстро п и ш у т с я слова: «вход, заход, подход, п р и х о д в ы х о д п а р о х о д в о с х о д расход» и т. д. П р ош л и наз наченные 10 мин . Стоп! В игре побежд ает тот, к т о н а п и ш е т больше слов, не п о в т о р и в ­ ш и хся у товарищей. ЗАДАЧА Д Л Я Ш К О Л Ь Н И К О В М Н О Ж И Т Е Л И Д л я развлечения Дмитрий с друзьями задавали друг другу по очереди математические задачи. В частности, они сообщали в задаче на у м н ож ен и е друг другу ответ, и по нему н у ж н о было найти оба множителя. Из наших подсказок определите имя и фамилию к аж д о г о школьника; ответ, который был задан, и правильное значение множителей. Один и з ответов — 144. 1. З а дум анн ое Дмитрием число-множитель — 14. 2. Фамилия Антона — не Иванов. 3 . Множитель, задуманный Да ­ нилой, — 9 . 4 . Николай — и не Дьяков, и не Журавлев. 5 . Яковлев назвал результат 1 2 0. 6 . Человек , кто задум ал множ ит ель 1 3 , и не Дьяков , и не Яковлев, и не Дмитриев. 7. П р ои зв ед е н и е , которое на ­ звал Антон, — 143. 8 . Множитель Николая — 18. Его произведение — 126. 9. Множитель Иванова — 7. в м е с т е с Д Р У З Ь Я М И ПЕРЕСКАЗЧИКИ В игре развивается навык уп отребления различных форм глаго л ов , ко с ве н но й речи. И гр аю т четыре чел овека или четыре группы детей. Первая гр уп па разы грывает самостоятельно сочиненн ую сце н к у ; вторая — пересказч ики; третья — репортеры с места действия, четвертая — повествователи. Первая гр уппа разы гр ывает с це н к у на тему , п о дс к аз а нн ую вз рослым. Задача второй — пересказа ть ее, исп ользуя о бо р о ты косвенной речи. Третья группа называет со вершаемые речевые действия в настоящем времени, четвертая — описывает действия в прошедшем времени. Например: 1- я группа: — Садитесь, пожалуйста. 2- я гр уппа: — Он ск а за л , что бы мы сели. 3- я гр уппа: — Он вежливо предлагает сесть. 4- я гр уп па: — Он вежливо предложил сесть. П ро и гры ваю т те, к т о сделал больше ошиб ок . П О Г О Р И З О Н ТА Л И : 7. Планета. 8. Мелкие разноцветные стеклянные бусины с о п г 4 ~ П А ^ Л сквоз ными отверстиями, употребляемые для вышивания. 9. Спортсмен-бегун на длин- 1 % | 3 ^ ^ ы П ные дистанции. 12. Меховые овчины, применяемые для пошивки вор отников, шапок, ж е н с ки х пальто. 13. Минерал, прозрачная фиолетовая разновидность кварца. 14. Стихотворение М. Лермонтова. 15. К оротк ая , пышная многослойная юбка танцовщицы. 17. Ав то р повести-сказки «Старик Хоттабыч». 20. Магнитный сплав железа с никелем. 23. Спортивная игра на воде с мячом. 24. Род вокальной музы ки . 25. Комедия В. Гусева. 27. Колл е ктив но е посещение досто прим ечате льны х мест. 28. Музыкально -театр альное произведение. 29. Металлическая к о р о б к а с подшипником, передающая давление вагона или ло комотива на о сь колеса. 32. Денежна я единица ЧССР. 36. Длинный балкон. 37. Опера Л. Бетховена. 38. С ка зк а Ш . Перро. 39. Сочетание нескольких зв ук ов различной высоты, воспринимаемых к а к звуковое единство. 40. Наука, изучающая превращения веществ. 41. Моллюск. ПО В ЕР ТИКА ЛИ: 1. Кры то е со оружение для постройки и ремонта судов. 2. Зак лючительный эпизод музыкально го произведения в о с о бо уско ренном темпе. 3. Герой повести-сказки Д . Родари. 4. Вместилище для ж ид ко с т и и газов. 5. Грузинс кий народный парный танец. 6. Одно из объяснений к а ко го - л и б о факта. 10. Левый прито к Тобола. 11. Млекопитающее семейства псовых. 16. Персонаж повести Н. Гоголя «Сорочинская ярмарка». 18. Итальянский живописец, график , лауреат Международн ой Ленин ско й премии. 19. Образец, покр о й платья. 20. Персо наж повести Н. Думоадзе. 21. Русская народная сказк а. 22. Народный артист СССР, исполнитель роли адмирала Нахимова в одно ­ именном фильме. 26. Обращение за п о дд е рж к о й к общественному мнению. 27. Составная часть крови . 30. Химический элемент, важнейшая составная часть всех органических веществ в природе. 31. Инертный газ. 32. Предводитель войс ка и правитель области в феодальной удельной Руси. 33. К ом и к , народный артист СССР. 34. Молочный продукт. 35. У зконосая обезьяна. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ 4 ИЮЛЯ ПО ГО Р И З О Н ТА Л И : 9. Ш к а т у л к а 10. Медуница. 12. А ф а л и н а 13. Каракал . 14. Кашалот. 15. Векша. 17. Мариво. 19. Романс. 21. Дерма. 22. Сабо. 23. Л у ж а 25. Ляпис. 27. Мякина. 29. Отруби. 32. Захар. 34. Осинн ик . 36. Маринад. 37. Рустика. 38. Драглайн . 39. Боровичи. ПО В ЕР ТИКА ЛИ: 1. Мшанки. 2. Панорама. 3. Думпкар. 4. Шквал. 5. Л еж а к . 6. К укуш ­ ка. 7. Симпласт. 8. Вапити. 11. Э л ект ропахота 15. Водолаз. 16. Аралсор. 18. Иваси. 20. Мажор. 24. Амритсар. 26. Гимназия. 28. Кандиль. 30. Угр юмое . 31. Борода. 33. Здание. 35. «Крайс». 36. Майор. С о с т а в и л И . И В А Н О В Р и с . В . С Т А Р А Д Ы М О В А . ШАХМАТЫ ПО СУББОТАМ М а с т е р у с п о р т а по ш а х м а т а м Г е н н а д и ю Н и к и т о в и ­ ч у А н о ш и ­ н у и с п о л ­ н яется 60 лет. О н п р и е х а л в Н о в о с и ­ б и р с к в 1960 году после о к о н ­ ча ния М о с ­ к о в с к о г о го с у д а р с т в е н н о го у н и ­ в е р с и т е та п о г о с р а с п р е д е л е н ию для работы в Инс т и ту т е геологии и г е о ф и з и к и С и б и р с к о г о отделения А к а д е м и и н а у к СССР. У ж е тогда о н был мастером сп орта п о шахматам. А н о ш и н родился в 1938 год у в го ­ роде Орле. В возрасте 12 лет п озна ­ к о м и л с я с ш а х м а т а м и в к р у ж к е Дома пионеров. Вско ре последовали ту р н и р н ы е успехи . В 1953 и 1955 годах о н ■— ч ем пион О р л о в с ко й обл а с т и среди в з р о с л ы х и ч е м п и о н Орла. В 1954 г о д у в Л ен и н гр а д е в составе ю н о ш е с к о й сбо р н о й стал ч е м п и о н о м с т р а н ы в к о м а н д н о м зачете. В 1955 год у пос тупил в М о с ­ к о в с к и й го с ун и в е р си т е т , а в 1958 год у в М о с к в е на т у р н и р е с мастерс к о й но рмой завоевал звание мастера спорта по шахматам. Во время у ч е б ы в у н и в е р с и т е т е у с п е ш н о участ вовал во м н о г и х сор е в н о в а ­ ниях . После о ко н ч а н и я ун и в е р си те т а и переезда в Н о в о с и б и р с к п р и н и ­ мал учас тие во м н о г и х т у р н и р а х . Вот результаты в а ж н е й ш и х и з них. 1963 год — ч е м п и о н р о с с и й с к о г о Д С О « Б у р е в е с т н и к» ; 1964 г о д — победитель п е р в о го ч е м п и о н а та ССС Р среди молодых мастеров; в 1964 году в К р а к о в е и в 1965 году в Р умы нии получил золотые медали в к о м а н д н о м зачете за по бе д у в чемпионате мира среди студентов; в 1968— 1969 годах — первое место на междун ародном ту р н и р е в Л е й ­ пци ге . Были т а к ж е у с п е ш н ы е в ы ­ ступления в к о м а н д ны х первенствах А кадемии н а у к СССР (за сб ор ­ н у ю С О АН ) . Ч то и говорить , до стойная ш ах ­ матная биография! Н о в п оследн ие десятилетия А н о ш и н в свя зи с а к т и в н о й н а у ч ­ н о й деятельностью п о ч т и не в ы с ту ­ пал в ш а х м а т н ы х со р е в н о в а н и я х Т о н к и е исследования п о геохи м ии золота, по м и г р а ц и и в п р и р о д н ы х сферах этого металла и д р у г и х редк и х элементов составили главный и н т е р е с д е я тел ьнос ти у ч е н о г о . В течение 30 лет А н о ш и н создал 160 печатны х работ п о геохимии , в том числе четыре монографии. В рабо тах рассматриваются вопросы рас п р о с т р а н е н и я в п р и р о д е (н а п р и ­ мер, в м о р с к о й воде) золота, серебра, платины, р т у т и и т. д , из лагают ся новые аналитические методы в ге охимии. В 1991 г о д у А н о ш и н возглавил в п е р в ы е с о зд а н ны й ана л ити чёс к и й ц ентр Объеди нен но го и н с т и ­ ту т а геологии, ге о ф и з и к и и мин е ­ р а л о г и и С и б и р с к о г о отделения РАН. Ш ахматис ты Н о в о с и б и р с ка п о з ­ дравляют своего колл е гу с перехо ­ дом в г р у п п у «сеньоров» (так наз ы ­ в аю т шахматистов, к о т о р ы м более 60 лет)! Пр иводим па р т и ю юбиляра, сы г р а н н у ю в 1964 год у в ту р н и р е молод ы х мастеров СССР. Г. Аношин — Г. Ходос Английское начало 1.с4 е5 2.КсЗ Ке б З.К13 15 4.64 е4 5 .К 6 2 К16 б.еЗ дб 7.Се2 Сд7 8 .ЛЫ Фе7 9.аЗ 14 10.К45 К : 4 5 1 1 x 4 1е 12.1е К 6 8 1 3 . 0 - 0 С Кб 14.КрЬ1 К17 15.фс2 С:еЗ 16.К:е4 С:44 17.46 К : 4 6 18.Сд5 Ф :е 4 19.С43 Ф е б 20.ЛЬе1 Се5 21.Л:е5 Ф :е 5 2 2 . С : д 6 + К17 23.С:17 -I-. Че р ны е сдались. К . С У Х А Р Е В . «Советская Сибирь» № 1 2 7 , 11 июля 1 9 9 8 г

RkJQdWJsaXNoZXIy