Советская Сибирь, 1998, № 120

П Р О Б Л Е М Ы О Б Р А З О В А Н И Я I еужели эта сволочь до ЯШ Я Я с и х по р в вашей ■ I I I школе? !» — в о с кли к - I I нула знакомая. Я мысленно перебрала в голове имена кол ле г — и не нашла ни одн о го , к о г о бы так нелестно охарактеризовала. А ж е н щ и н а пр од олжал а б у р н о выливать эм оц и и , т а к что шедшие по М о р с ко м у пр оспе кт у люди невольно оглядывались. А м е р и к а н ц ы , у потребляя под о б н ы е слова, о б ы ч н о говоря т: «Пардон за мой «фра нцуз ски й». Но разгневанная родительница и не думала извиняться за грубые выражения . Зато я након ец уяснила, что о на имеет в виду л ю б и ­ мо го учителя моей старшей дочери , ч ел ов ека , к к о т о р о м у вся наша семья испытывает глубочайшее ув а ж е н и е и бл а го дарность . По м и м о п р о ч и х по ло ж и тел ьных качеств, он обладает тон ким чувством ю м о р а и по то м у , я над е ю с ь , «п р о с ти т мой ф р а н ц у з с ­ к и й » , узна в в да н но й си туации себя. Благодаря этой простодушной беседе я поняла, что часть родителей дала бы следующее оп ре ­ деление: хо р ош ий учитель — это тот, к то ставит моему ребен ку хорошие оц енки . Увы, т ако г о оп ределения явно не достаточно. Есть дети, к оторых при всем старании не научишь на пять. Но есть и учителя, которые не умеют учить, у них почти все дети «тупые, слабые, ра вн одуш ные». Бывает и так, что учитель х о р о ­ ший и ученик старается, а не получается. В нашей вечной школ ьной триаде учи тел ь— у ч е н и к — родитель всякое встречается: р о ­ дители ру гают и хвалят собственных детей, учителей, учителя руга ют и хвалят детей и родителей, ученики сегодня о бо ж ают , а завтра ненавидя т о д н о г о и т о г о ж е учителя. И все ж е если учитель, к а к г о ­ ворили в с тар ин у , «м ило стью бож ьей» , то это н екое объективное качество, к ото р о е пр изн ают и недовол ьные , и д о во л ьные . На примере своих детей я осознала , наскол ь ко велика роль учителя в л ю б о м классе. В начальной ш к о л е нам очень п о ве зл о , дочь попала к талантливой мо лодой учительн ице А л и н е Ни колае вне Масл овой . Пр о в о ж а я р е б е н к а в к л а с с , я и з о дня в день видела, к а к р а д о с тн о де ти встречают с вою класс ную, бро саются к ней, обнимаю т, не давая переодеться, вы крикиваю т новости, выпаливают мнение об ее од ежде , прическе, зад аю т невероятные вопросы. А она с у лыбкой отвечала, п о ж и ­ мала р у к и , б ы с тр о рассаж ивала тридцать с лишним детей, и к началу у р о к а в классе всегда были тишина и порядок. Ни о к р и к а , ни лиш них замечаний. Судя по тому, что "д ом аш ки " дочь делала сама, новый материал всегда подавался на н ужном уровне. По о кон ча ­ нии начальной школы класс показал очень х о р о ш и е результаты. Видно было, что учительница болеет за к а ж д о г о ребенка, готова помочь, дать совет. Ш к о л а — это не т ол ь к о у роки . Регулярные родительские с обрания, праздники , по х о д ы ,с о р е в н о ­ вания. .. «Мам, ты замечаешь, какая А л и н а Николаевна кр а с и ­ вая?» — спр ашивала дочь. К о ­ нечно, зам ечаю . Еще замечаю , что у нас ни ра зу не было к о н ф ­ л и к т о в , неприятностей , л ю б о е мероприяти е п р ои с х од ило в об ­ с т ан ов ке вза имн о г о уважения . Всегда казалось, что учительница ни о чем д руго м и не мечтала, к а к пойти с нами в выхо дной день в по х од или поехать в театр. Классн ый ру к о в о д и те л ь в начальной ш к о л е в с ущественной мере за ­ клады вает осн овы успешной работы с теми ж е детьми в дальнейшем. Приучила работать, н о р ­ мально вести себя на у р о ка х , понимать, что важен каждый предмет, потому что это часть единой школьной программы . Потом учи- телям -п редметникам легче, да и дети не испытывают ш о ка от изобилия предметов и учителей. В с р е д н и х и с т арш и х класса х ш колы № 130 ру сский я з ы к ведет з а с л у ж е н н ы й учитель России Владимир Ф ед ор ов и ч Рудак. Он давно в школе, ег о з наю т в А к а ­ демгородке, в НГУ, в издательствах и инсти тутах . Мнения о нем пр иходится слышать разные, но все сходятся в одном: свой предмет он знает, к а к никт о, и научить способен любо го . Да и установ ка у него такая: «Учить мы обязаны всех. К а к о й класс достался, такой и ведешь». К а к он справляется с о г р о м н ы ­ ми кла с с ами , не з н а ю , но зат о в иж у ре зультаты. К а ж д а я тема разбирается гл у боко , проводятся м н о го ч и с л е н н ы е и р а з н о о б р а з ­ ные формы кЬнтроля: самостоятельные работы, опро сы. В начале го д а быва ло , что чуть ли не весь кла с с получал з а письменн ую д в о й к и . О д н а к о учитель не вызывал в ш к о л у ро дителей , не ру гал детей, лишь высказал непр и вы чную т о ч к у з ре ни я : «Не надо обращать внимания на текущие плохие оц енки . Посмо трим, к т о что нараб от ает в ко н ц е четверти, к а к усвоит темы». Я д о ве ряю уч ителю, а потому не де р г ал ась и не лез ла . Зачем мешать? К о г д а старшая дочь по сле четырех лет в ам ер и ка нс ­ к о й ш кол е попала в выпускном классе к Рудаку, подр уг а сказала мне: «Вам повезло, тут не надо ни репетитора, ни лиш них волнений, он научит, если у нее есть желание». Очень быстро мы увидели прогр есс. Почти все вып у с к н и ки гуманита рного класса, проучившиеся у Рудака, поступают в НГУ, а моя дочь поступила в МГУ и за пят е р к у на с л о ж н е йш е м э к з а м е н е по р у с с к о м у я з ы к у благо дарила с в о е г о ш к о л ь н о г о учителя. Известно, что Владимиру Ф е д о р о ­ вичу не надо делать подношений. Он все равно качес твенно учит, выкладывается ради к а ж д о г о ребенка. Мне повезло, могу пр онаблюдать и сравнить методи ку учителя в ст арших и младших классах благодаря тому, что мои дети попали к нему в разно м возрасте. О д н о де ло — в ы пу с к н ой класс, ко гд а дети уже знают, куда хотят пойти учиться дальше, и занимаются изо всех сил, с ними вроде и х л о п о т меньше. Д р у г о е дело , если ре б е н о к попал к учителю в четвертом классе, сразу после начальной школы. Желание-то есть, а умения маловато. В начале года р у с с к и й я з ы к каз ался мно гим детям оч ень с л о ж н ы м предмет ом , в д н и , к о гд а в ра списании стояло подр яд два уро ка , ученики заранее закатывали глаза, «падали в о б м о р о к » , и з о б р а ж а л и повыш е н ную усталость. Но постепенно с л о ж н ы е раньше правила стали казаться все более пр остыми, о ш и б о к стало меньше, а к к о н ц у го да для м н о г и х р у с с к и й я з ы к стал предметом неслож ным. Экзам ены — ос о бое событие. Я видела, к а к болели за выпускн и к о в все учителя, в к а к о м они ном. Многие матери ра ссказывали мне одну и ту ж е историю. Реб е н о к начал учить ан г ли й ский я зы к — и у ж е во втором классе учитель вызывал родителей , с о ­ общал, что «ребено к не способен к ан г л и й с к о м у язы ку , забирайте из ш к о л ы » . А ч т о бы ло потом? «Слава Бо гу , попали к Светлане Бо ри сов н е , и все нор мал и зова ­ лось» . Учившиеся у нее когд а-то дети стали физиками, хими ками, математиками... и все го воря т по- а н г л и й с к и . Пр иви тый в детстве интере с к я з ы к у со х р а н и л с я на всю жи знь. Честно г о во ря , в последние годы мне иной раз казалось, что т а к и х учителей остались единицы. Но, ко гд а все трое моих детей о к а з а л и с ь в ш к о л е , появилась в озмо ж н ос ть сравнивать разные классы, видеть, к а к идет процесс, слушать мн о гочи сл ен ных з н а ко - Учителя делают школе эффективней К о г д а о б ъ я в л я л и о ч е р е д н у ю ш к о л ь н у ю р е ф о р м у , м о я б а ­ б у ш к а , с п я т н а д ц а т и л е т р а б о т а в ш а я у ч и т е л е м , п о в т о р я л а : « С м о т р и , ч т о у г о д н о н а п и с а н о , к р о м е г л а в н о г о — гд е в з я т ь к а д р ы ? О т к у д а п о я в я т с я л ю д и , к о т о р ы е в с е э т о д о л ж н ы ? Если ч е л о в е к р а б о т а е т т р и д ц а т ь л е т « в о д н о м к л ю ч е » , т о о н т а к и б у д е т п р о д о л ж а т ь , н и к а к и е « з а к л и н а н и я » и у т в е р ж д е н и я о т о м , ч т о о н и « д о л ж н ы » , н и ч е г о н е и з м е н я т . Есл и м о л о д е ж ь не н а у ч и т ь н о в ы м п р а в и л а м п е д а г о г и к и , т о и х е д и н с т в е н н ы м о р у д и е м б у д е т п р е ж н е е . Ч у ть ч т о — у г р о з а п о с т а в и т ь к о л . А к т о д о р е ф о р м ы у ч и л х о р о ш о , т о т б у д е т о с т а в а т ь с я х о р о ш и м у ч и т е л е м и п о с л е н е е . И о с н а щ е н и е ш к о л ы т е х н и ч е с к и м и с р е д с т в а м и т у т н и п р и ч е м » . С е й ч а с , п е р е ж и в а я н е п е р в у ю р е ф о р м у в с в о е й ж и з н и , я ч а с т о в с п о м и н а ю ее с л о в а . Ч т о т а к о е « х о р о ш и й у ч и т е л ь » ? Т о т , у к о г о м н о г о п о л о ж и т е л ь н ы х о ц е н о к ? Тот , к т о п о л ь з у е т с я н а у р о к а х с а м ы м и с о в р е м е н н ы м и с р е д с т в а м и о б у ч е н и я ? К т о о т л и ч н о з н а е т п р е д м е т ? К о г о у в а ж а ю т у ч е н и к и и р о д и т е л и ? К т о ум е е т п р и в и т ь и н т е р е с к с в о е м у п р е д м е т у ? н ах о дил ис ь н апряж ении, по ка дети писали сочинение. Рудак без устали ходил межд у рядами, успо каивал, помо гал в р а м к а х дозволенно го . Лишних слов о т него н и ко гда не услышишь, о своих зас л у гах он молчит, к ол ле г не об ­ суждает. Из года в г о д поставляет к о го р т у грамотных людей. О роли учителя в ж и з н и я задумывалась еще в школьные годы. Д л я меня человеком , помогшим мне определиться, к а к и для многи х друг их, была учительница англ и й с ко г о язы ка Светлана Бо рисовна Роман. Нельзя сказать, что эту ж е н щ и н у «все любили». Хара ктер у нее непростой, я зы к был острый, прямота суждений часто вызывала недовольство о к р у ж а ­ ющ и х . Именно о н а привила мне пр ивычку называть лопату не «садовым приспособлением для об ­ ра б о т к и з ем ли » , а п р ос то лопатой. К а к бы ни относились к ней о к руж аю щ и е , о д н о признавали и друзья , и недру ги: высокий проф е с с и он ал и з м , к у д а в х од и л о и гл у б о к о е з нание язы ка , и готов ­ ность выкладываться ради учеников . Она научила нас п р о и з н о ­ сить правильно звуки , в пятом— шестом кл а с с а х п о ощ р я л а чтение, пр иносила нам к ниги, в старших классах с п о ко й но определяла сильнейшего в группе и пресекала зависть. «У нее лучше всего получается это, а у тебя — то. Хо ­ чешь, чтобы тебя хвалили, к а к ее? Работай !» Д о с и х по р , к о г д а я слышу , к а к дети в ы к р и к и в аю т тому, к т о по лучил пя терк у: «О, по ве зл о !» , я тут ж е поправляю : «Не пове зло, а нар аботал!». К о гд а я заканчивала Школу, Светлана Бо ри сов н а была в де кр ет ­ ном от пуске, но продолжала давать мне книги, звала на консультации. В июне, гуляя с кол яско й , пр и гл асил а на п р о г у л к у мою маму и убедила ее отпустить меня в Москву , доказывая, что у меня хватит способностей. Но мне дала н е м н о го иное напутствие : или поступишь, или нет, с реднего не бывает. К а к ни странно, это помо гл о мне с п о ко й н о сдавать э к ­ замены и поступить в МГУ. Потом, работая в НГУ и пр инимая экзамены, я временами слышала в речи студентов нечто знакомо е и спрашивала, у к о г о учились в 130-й ш кол е . Да, у нее. Будто незримое клейм о стоит на нас, пр ош е дш и х в разные годы через талантливые руки Светланы Борисовны Роман. Причем она занималась не т о л ь к о теми, к т о хот ел учиться на гуманитармых. Я убедилась: х о р ош и х учителей по -п р е ж н е м у до стат очно. Учатся от лично у Владимира Ф е ­ до ровича Рудака по русском у , у Людмилы Петровны К о т л я р по истории, у Людмилы Николаевны Чусовитиной и Людмилы А л екс е ­ евны Э нд и ко во й по математике. Кон ечно, я готова была помогать дочери с ан глийским в выпускном гуманитарном классе, если понадобится. Все ж е впереди вступительные эк зам ены . Но де вочка попала к Наталье Валентиновне Заики ной — и мне ни разу не пришлось вмешиваться. Глядя на оц ен ки своих детей по разным предметам, я думала: за год почти все пятерки, одна тро йка. Может, у ребен ка способностей к предмету нет? Свою роль в семье я всегда видела и в иж у в том , чтобы помочь, по ддержать, объяснить. Не ругать за плохие о ц е н к и , не платить за хорошие . Ну пусть будет т р о й к а . Лучше, если по группе предметов пятерки, по друго й группе тройки , чем все тро йки , ведь т ак виднее интересы и с к л о н н о с т и . П о з иц ию в семье -то выработ ать бы ло нет р у д н о , а вот удерж иваться на ней тяжело , было так ое впечатление, что по од ном у предмету у нас ш кол а на дому . Намучившись за два года с математикой, ф и з и ки в шестом классе я ждала с др о ж ью . О д н а к о начало уч е б н о го года оз наменовалось у нас двумя с ю р ­ призами . Во-первых , сменился учитель по матема тике — и дополнительные домашние занятия постепенно свелись к минимуму. В о -в т о р ы х , в ш кол е по явился новый учитель физики — Сергей Николае вич Петренко, и мои страхи ок азались безосновательными. Д о в о л ь н о б ы с тр о дочь стала удивлять нас за у ж и н о м сообщ ен и ям и о ф и з и ч е с к и х явлениях и ответами на риторические вопросы, типа «Ой, что ж е так холодно?» или «Почему ж е молоко убежало? » За домашку садилась с энтузиазмом, на у ро ки физики весь год бежала радостно. Заглянув в зад ачн и к и обн а ружи в там задачу к а к раз то г о типа, кот орый за два предыдущих года я стала ненавидеть лютой ненавистью, я не уде рж алась и спросила: « К ак ж е ты сама решаешь эту задачку, ведь ты совсем и х не мо гл а решать по математике?» Д о ч ка спок о й н о ответила: « А нам Сергей Николаевич на у р о ка х повторяет, чтобы мы не боялись, говорит, у к а ж д о г о из нас в голове есть все, что надо, чтобы ра зобраться. К о г д а что-то непонят но , м о ж н о подойти к нему и спросить». «Если учителю удается возбудить в детях интерес, они с энтуз и а з м о м будут заниматься хоть чем, независимо от будущей специ а ли заци и . О ка за л о с ь , м о ж н о прийти к ф и з и к у с не решенной д о ма зад ачкой и попросить помочь. Ну совсем так , к а к было в мое время. А мы -то у ж е успели п р и вы кн у т ь к тому, что если к а к о й - т о номер в д омаш ке не сделан, то будет двой ка, спрашивать бесполезно. Тол ько и о б с у ж ­ дали на родительс ких собраниях да ме жд у собо й , к а к все вечера сидим и решаем. Ж а л к о ж е ребенка, не хочется получать двойку . Теперь благодаря гуманному подходу од н о го учителя изменилось положение дел в целом. Не помню, чтобы раньше бывал о сверхо ригинальное домашнее задание, а сейчас временами с ним с талкиваюсь: «Учительница велела написать соч инение про Бетховена, не то к о л поставит!» « А сказала, где материал взять?» «Нет», — удивляется четверо- клашка. Ну у меня-то есть эн ц ик ­ лопедия, а к а к быть тем, у к о г о ее нет, к то и не знает, чем Бетховен отличался о т Баха? Соседская бабушка, чья внучка учится в другой школе, спрашивает: «Ты помнишь, что т акое к руго вая диаграмма?» Не по мню я, но нам тоже задали «самим разобраться». Мы ра зобрались и бабушке помогли. Бывало , ко н е ч н о , что родители нам помо гали , но объяснять за учителя новый материал — нет, так о г о не было. Попросту говоря, я ж е не з о в у учителя делать за меня переводы или за муж а у прибор а сидеть. Ну и ты мне не задавай свои темы, сам учи школьн ик о в . Не умеешь — не работай в школе. Отношение учителя к ученикам играет о г ро мн ую роль, какой бы предмет он ни вел. У нас появилась новая учительница труда Наталья Яковлевна Жучкова, и дети ее с р а з у по любили : «Очень добрая». Помимо того, что добрая, умеет учить — фартучек сшили без проблем в рекорд ные с роки . Ни ко гда не повышает голоса, на лице выражение, ясно показывающее, что она очень любит детей и готова заниматься с любой попавшей к ней девочко й . «По- моему, если учитель кричит, то он ра списывается в собст венном бессилии, — сказала она в разго ­ воре. — К о н ечн о , дети разные, д а ж е на у р о к а х труда это сразу видно. Для к о г о - то это вспомогательный предмет, а к то -то только здесь и чувствует себя хо рошо. Я всегда говорю : учись шить, будет к у с о к хлеба, лишнее умение не помешает. А может быть, это вообще призвание ребенка». Х о р о ш и х учителей у нас в ш кол е большинство, всех не перечислишь. Постепенно у меня выработалось рабочее определение: самый хо р ош и й учитель — это тот, про тек ущую работу котор о г о я н и чего не знаю . Я не помню наизусть все орфограммы р у с с к о г о я зы ка , не умею читать математические г р аф и ки , не с ош ью фартучек, не н арисую пейзаж, с ходу не отличаю Бойля о т Мариотта, понятия не имею, к т о т акой «печеночный соса льщ и к» . Мне этого и не надо. Я препо даю ан г л и й с к и й я зы к . Но у детей-то все в порядке . Какие бы оцен ки дети ни получали, учит их сам учитель. Если нужна помощь, он или она мне сообщат, а если н и чего не надо, то они меня не зовут, и я не возникаю . Это учителя л ю б о го пола и возраста, ведущие любо й предмет. Дети отзы ­ ваются о них по -разном у — кто очень строгий, к т о очень добрый, к то часто шутит, к то всегда серьезен, к то готов поболтать о ж и зн и на переменах, к то входит в класс с о з в о н к о м и выходит сра зу по сле з в о н к а . Общие качества выделяются легко: от лично знает предмет, старается привить л ю - б|эвь к нему ученикам, не унижает детей, нев зирая на о ц е н ки . При л ю б ы х о ц е н ка х не приходится учить дома детей русском у язы ку вме сто Владимира Фед ор ов и ча Рудака, объяснять строение клетк и вместо Людмилы Степановны Ступниковой, растолковывать зак о н ы ф и з и ки вместо Сергея Николаевича Петренко, разбираться с «ти пи че скими пе рсо нажами» вместо Веры Александровны Де - рендяевой... Есть, кон ечн о , и еще один су ­ щественный момент.У нас сейчас не часто вспоми нают понятие «п рофессиональная этика», а мне кажется, что она играет большую ро ль в воспр иятии учителя учен и ками . К о гд а - т о с т р о г о со ­ блюдались пр авила поведения учителей, д р у г д р у га при ученик ах называли тол ько по имени-отчеству, на «вы», колле г в присутствии ш кольнико в не обсуждали . Сейчас отнош ения попроще , демократ ичней . Дети не удивляются, если учителя раз го варивают д р у г с др уго м на «ты» и по имени, всем по ня тн о , что учителя т о ж е люди. Но какая-то грань, видимо, д о л ж н а оставаться. Существует учительская, где м о ж н о обсудить текущие заботы , поболтать с к о л ­ легами, а не с учениками. З ах од и т старшеклассница к о мне на у р о к и гр о м ко , возмущенно кричит: «Вы знаете, что такая- т о учительн ица вам завидует? Она ска з а л а , что вы знаете англ и й с ки й , к а к р у с с ки й , любите детей и они вас обожают , но чему вы м о ж е те научить?! К а к ей не стыдно! Это ж е просто зависть!» М о ж н о было бы спросить, почему другая учительница решила, обсудить меня в разговор е с ученицей, какие у нее основания для т а к о г о мнения, но зачем? Навредила она только себе. Улыбаясь, я отвечаю: «Садись, у р о к начинается. Сейчас увидим, чему.я могу тебя научить». Н и н а К О П Т Ю Г . Н А С Н И М К Е : В. Ф . Руд ак с бывшей выпускницей. « З А Я Ч Ь Я Ш К О Л А » Т а к н а з ы в а е т с я н о в ы й с п е к т а к л ь Н о в о с и б и р с к о г о о б л а с т ­ н о г о т е а т р а к у к о л , п р е м ь е р а к о т о р о г о с о с т о я л а с ь 19 и ю н я в Д о м е а к т е р а . Н о с а м о н н е т о л ь к о « з а я ч ь я ш к о л а » , н о и х о ­ р о ш а я ш к о л а с п о л е з н ы м и у р о к а м и д л я д е т е й д о ш к о л ь н о г о в о з р а с т а и п е р в о к л а с с н и к о в . Н е з а м ы с л о в а т а я п р о с т е н ь ­ кая п ьеса б о л г а р с к о г о писа теля Пенчо Манчева в р у к а х у м е л ы х р е ж и с с е р о в з а е л , а р т и с т о в Росси и Ю. К о н д р а т ь е в а и О. Гущ и н о й с т а л а я р к и м п р а з д н и ч ­ н ым пред ста вл ен и ем для м а лы ­ ше й . Т о ч н ы е а к ц е н т ы в д е й с т ­ вии , з а с т а в л я ю щ и е детей о б р а ­ ти ть в ним ан и е на с а м о е г лавное — т р у д о л ю б и е , б л а г о р о д с т в о , в е р н о с т ь в д р у ж б е , — д е л а ю т с п е к т а к л ь д о х о д ч и в ы м и л е г к о в о с п р и н и м а е м ы м . Все с к а з о ч ­ ны е с и т у а ц и и д е т и б ы с т р о пер е н о с я т на о б ы ч н у ю р е а л ь н ую ж и з н ь и д е л а ю т и з н и х вполне о п р е д е л е н н ы е вы в о д ы . С т р о й ­ н о с т ь и б ы с т р о т а д е й с тв и я ув ­ л е к а ю т и х , с н е о с л а б е в аю щ и м и н т е р е с о м с м о т р я т о н и с п е к ­ т а к л ь о т н а ч а л а д о к о н ц а . Э т о м у с п о с о б с т в у е т б о д р а я ж и з н е р а д о с т н а я м у з ы к а , с о ­ п р о в о ж д а ю щ а я дей стви е , и вес е л ы е д е т с к и е п е с е н к и , т е с н о с в я з а н н ы е с с о д е р ж а н и е м цел о г о р я д а сце н ( к о м п о з и т о р В. Н а та н зо н ). Х у д о ж н и к - п о с т а н о в щ и к з а е л , р а б о т н и к к у л ь т у р ы Р о с ­ с и и А . К о р ы т н ы й и к о н с т р у к т о р д е к о р а ц и й Е. М а л ь ч у к о в с о з д а ­ л и п р и в л е к а т е л ь н о е о ф о р м л е ­ ние к у к о л ь н о й « г р я д к и » , з а к о ­ т о р о й у д о б н о р а б о т а т ь а р т и с ­ там. О с о б е н н о л ю б о п ы т н ы п р и ­ с п о с о б л е н и я , д а ю щ и е в о з м о ж ­ н о с т ь п о к а з а т ь с к а з о ч н ы й у р о к в з аячьей ш к о л е с р а з н о г о р о д а в о л ш е б н ы м и п р е в р а щ е н и я м и . К о н с т р у к т о р к у к о л Ю . Ю р и н п р и д у м а л о р и г и н а л ь н ы е о б р а ­ з ы с к а з о ч н ы х ге р о е в , и з к о т о ­ р ы х о с о б е н н о и н те ре с ны Л е с о ­ в и к , У ч и т е л ь и З а й ч и х а . У д а ч ­ ным п р и е м о м и г р ы яв ляется и с ­ п о л ь з о в а н и е т р о с т е в о й к у к л ы Л е с о в и к а в с очетании с ее т о ч ­ н о й к о п и е й , п р е д с т а в л е н н о й в ж и в о м пл а н е . Э т о к а к р а з т о т в о л ш е б н ы й э л е мен т , б е з к о т о ­ р о г о не м о ж е т с у щ е с т в о в а т ь с к а з к а . В с п е к т а к л е н а р я д у с о п ы т ­ ным и ар тистами (КЗ. К о н д р а т ь ­ ев, О . Гущ ина , А . Гал а к т и о н о в , • ПРЕМЬЕРА Г. З а в е р т к и н а , Л . Щ е л к а ч е в а ) р а б о т а е т г р у п п а м о л о д е ж и — в ы п у с к н и к о в Н о в о с и б и р с к о г о го с у д а р с т в е н н о г о т е а т р а л ь н о г о * у ч и л ищ а , п р и гл аш е нны х н а р а ­ б о т у в есной э т о г о г о д а (В . М и ­ х ее ва , С. Д р о к о в а , Н. Не н аше ­ ва, В. К у з н е ц о в , О. Лучшее). И к а ж е т с я , ч т о и менно он и в но с ят в с п е к т а к л ь о с о б ы й м о л сЫ тй з а д о р , э н т у з и а з м , к о т о р б м у п о д ч и н я ю т с я и ар тисты ста р ш е ­ г о п о к о л е н и я . В о о б щ е это х о ­ р ош а я т р а д и ц и я — да вать в о з ­ м о ж н о с т ь м о л о д ы м р а ботать вме сте с о с т а р ш и м и т о в а р ищ а ­ ми п о и с к у с с т в у , о н и в з а и м н о о б о г а щ а ю т д р у г д р у г а . А д и ­ р е к т о р т еатра Н. А . Б и р ю л я з а ­ в е р я е т к о л л е к т и в , ч т о б у д е т в с я ч е с к и п о д д е р ж и в а т ь и у к ­ ре плять эту д о б р у ю т р а д и ц и ю . П . К О К О Р И Н . * • ПАМЯТЬ СЕРДЦА Над городом плывет... . . . с и р е н е в ы й т у м а н . К а к т о ч н о с л ов а и з с т а р о г о р о м а н с а пе ред а ю т и ю н ь с к о е цвет ение с и р е ­ ни. С к о л ь к о се бя п о м н ю , н и к а ­ к и е цветы, в к л ю ч а я э к з о т и ч е с ­ к и е величественные о р х и д е и , с к о т о р ы м и встр етила сь на К у б е , не в о л н о в а л и меня т а к . Я б у к ­ в а л ь н о в п а д а ю в к а к о й - т о неп р о х о д я щ и й в о с т о р г , оц е пе н е ­ ние п р и виде к у с т а , у с ы п а н н о г о це лы ми б у к е т а м и г о л у б ы х , р о ­ з о в ы х , с и н е - ф и о л е т о в ы х с о ­ ц в е т и й . Вы з а м е т и л и , с к о л ь к о ц в е т о в ы х о т т е н к о в бы в а е т д а ж е на о д н о м к у с те , к а к вспых и в а е т в с о л н е ч н о м св ете э т о в о л ш е б н о е и з о б и л и е , к а к неист о в о , б у р н о , в ластно течет это т ц в е т ущ и й п о т о к , о б р ы в а я с ь у с а м о й з е м л и . В с в о е й с у м а с ­ ше дше й л ю б в и к с и р е н и я д о х о ­ ж у д о т а к о г о б е с с ты д с т ва , что р в у ее п р я м о в центре го р о д а , в с к в е р е р я д о м с Ц У М о м , п л о т н о з а г о р о ж е н н о м б е с к о н е ч н ы м и к и о с к а м и и л а р ь ка м и . П р и э т о м я в о в с е не г у б л ю к у с ты , ещ е с детства з н а ю , ч то у с и р е н и н а д о л о м а т ь л иш ь верх ­ н и е , п о ч ти н е д о с т у п н ы е в е т ки . М о е д е т с т в о п р о ш л о на т и х о й т о г д а у л иц е Р ом ан о ва , на месте н аш е го м а л е н ь к о г о д е р е в я н н о ­ г о д о м а , где и бы л с о в е р ш е н н о д и в ны й с а д с гу с ты ми з а р о с л я ­ ми с и р е н и . С ейчас там с т о и т нео бъя тны й Д о м бы та , п р о г л о т и в ­ ш и й почти всю н аш у де р е ве н с ­ к у ю т о г д а ш н ю ю б л а го д а ть . Вся у л и ц а , у п и р а в ш а я с я в Ц е н т ­ р а л ь н ы й п а р к , б ы л а д е р е в я н - Л Е Т И И Е Э Т Ю Д Ы н о и , с п а л и с а д н и к а м и и оч е н ь н а п о м и н а л а о к р а и н у г о р о д а , х о т я с о в с е м р я д о м п р о х о д и л ш ум ны й К р а с н ы й п р о с п е к т . П о м н ю , ч т о у ж е в де т с тв е я и с пы ты в а л а к а к о й - т о з а х в а т ы ­ в а ю щ и й д у х т р е п е т , о к у н а я л и ц о в п р о х л а д у т я ж е л ы х а р о ­ ма т ны х к и с т е й . М ы с д е в ч о н к а ­ ми , пр ячась в з а р о с л я х к у с т а р ­ н и к о в (с а д б ы л д и к и й и со всем не н а п о м и н а л у х о ж е н н ы е а н ­ г л и й с к и е г а з о н ы ) , .под по лзал и к з ав ет н ой с т о р о н е , где у з а б о р а р о с л а с и ре нь , б о я с ь по пасть на г л а з а с в и р е п о м у д е д у С о л о - ш е н к о , к о т о р ы й н ещ а д н о го нял н а с . Э т о я , б у д у ч и во власти с в о е г о н е в е д о м о о т к у д а в зя в ­ ш е г о с я чувства, н а в е р н о е , о н о р о д и л о с ь с о м н о ю вместе , о р ­ га н и з о вы ва л а эти р и с к о в а н н ы е эк с п е д и ц и и . А к а к - т о в к о м а н д и р о в к е , р а ­ з ы с к и в а я д о м з н а м е н и т о й д о ­ я р к и , я ув ид ел а з а о г р а д о й с о ­ в е рш е н н о ош е л о м л я ю щ е й к р а ­ с о т ы к у с т ы с и р е н и . Э т о бы ли д а ж е не ку с ты , а о г р о м н ы е ф а ­ к е л ы х о л о д н о г о р о з о в а т о г о п л а м е н и , з а с т ы в ш и е о т с о з н а ­ ни я с в о й н е з е м н о й п р е л е с т и . О к а з а л о с ь , к а к р а с с к а з а л а мне х о з я й к а , э т о м а х р о в а я си ре нь , пр и ве зе н на я и з д а л ь н и х ст ран, ч у д о м п р и ж и л а с ь в С и б и р и , но о т с а д и т ь ее н е в о з м о ж н о . О на не дает п о б е г ов . Мне по дарил и в е т о ч к у , и о н а , з а с о х н у в , д о л г о с тоял а в вазе, н а к л о н и в ш и с ь , я с л ы ш а л а с л а б ы й а р о м а т , к а к в о с п о м и н а н и е о д а вн о п р о ш е д ­ шей л ю б в и . Г о в о р я т , нет в нашей ж и з н и н и че го с л у чай н о ­ г о , все з а к о н о м е р н о , тщате льн о п р о д у м а н о к е м - т о , гд е - т о в н е о г л я д н ы х с и н и х вы с я х , д о ­ с т у п н ы х т о л ь к о н аш е м у в о о б ­ р а ж е н и ю . Уче ны е у ж е п о к у ш а ­ ю тс я на т е о р и ю М а р кс а , на к о ­ т о р о й мы в ы р о с л и , о н и все гр о м ч е з а я в л я ю т о пр и ори тете д у х а н а д м а т е р и е й , р а з р у ш а я с т р о й н о е п р о л е т а р с к о е учение. У м и р а ю щ у ю ма ть Т е р е з у что т а к д о л г о д е р ж а л о на з ем ле ? Т е л е с н а я м а т е р и я в ней почти и с т а я л а , з а т о д у х б ы л в е л и к и п о р а ж а л всех, к т о бы л р я до м в ее по с л е д н и е часы ... А и с т о р и я о г е р о и ч е с к о й евр е й с к о й ма тери , к о т о р а я , зна я , ч т о с к о р о ум р е т , напи са ла св о ­ е м у е д и н с т в е н н о м у с ы н у , вое в а в ш е м у с н ем ц а м и в а м е р и ­ к а н с к о й а р м и и , б о л е е ста пи се м , к о т о р ы е ем у р е г у л я р н о с л а л а ее п о д р у г а . О н пр и е х а л г е р о е м , с о р д е н а м и и т о л ь к о т о г д а у з н а л о см е рти и подв и ге с в о е й мамы . Ч то р у к о в о д и л о э т о й м а л е н ь к о й п р о в и н ц и а л ь ­ н о й ж е н щ и н о й , к р о м е в ы с о ко й д у х о в н о й о д е р ж и м о с т и ? Все мы з н а е м с о т н и т а к и х п р и м е ­ ров. . . .Н а д г о р о д о м плывет па х у ­ чи й с и р е н е в ы й т у м а н , л иш а я с н а в л ю б л е н ны х и т а к и х , к а к я, о ч а р р в а н н ы х на в сю ж и з н ь памя тью детства. В от б ы вернуться в н е г о х о т ь на день. Н о б иле ­ ты туда д а в н о п р о д а н ы . . . М а р г а р и т а К О Р О Л Е В А . с е з о н а Б о л ь ш и м п р а з д н и ч н ы м в е ­ ч е р о м в к о н ц е п р о ш л о й н е д е ­ л и з а в е р ш и л о с ь п о д в е д е н и е и т о г о в 7 8 - г о т е а т р а л ь н о г о с е ­ з о н а в а к а д е м и ч е с к о м « К р а с ­ н о м ф а к е л е » . С е з о н б ы л п л о д о т в о р н ы м , и п о э т о м у с т р о г о е ж ю р и п о д п р е д ­ с едательством н а р о д н о й ар т и с т ­ к и СССР А . Я. П о к и д ч е н к о (в н е г о в ошли т а к ж е театр альные к р и т и ­ к и , ж у р н а л и с т ы и зр и т е л и ) с у д о ­ вольствием и б е з о с о б ы х пр ений назвал о л у ч ш и х . А с п о н с о р ы матер иа л и з ов ал и пр и зн а н и е талантов в р е а л ь н ы х д е н е ж н ы х пр ем и ­ я х и п о д а р к а х . П р е м и и з а г л а в н у ю ж е н е к д р р о л ь с е з о н а (в с п е к т а к л е « К о з и й о с т р о в » ) у д о с т о е н а зас л уж е н н а я а р т и с т к а Р Ф Г. А л е х и н а . Лучшим и с п о л н и т е л е м г л а в н о й м у ж с к о й ро л и назван в это м с е з о н е з ас л у ­ ж е н н ы й а р т и с т Р Ф В. Б и р ю к о в ( Г о р о д н и ч и й , « Р е в и з о р » ) . Л у ч ш и м и с п о л н и т е л е м в р у с ­ с к о й к л а с с и к е п р и з н а н В и тал и й К о в а л е н к о ( Х л е с т а к о в , «Р е в и ­ з о р » ) , в з а р у б е ж н о й — А н д р е й Ч е р н ы х ( А н д ж е л о , « К о з и й о с ­ тр о в » ) . П о с амым р а з н ы м , н о не менее п р е с т и ж н ы м н о м и н а ц и я м о т м е ­ чены в п р ош е дш е м с е з о н е р а б о ­ ты з а с л у ж е н н ы х ар т и с т о в Р Ф И. Б е л о зе р о в а , В. Чумичева, Т. Д о ­ р о х о в о й , а т а к ж е Н. Д е м и н о й и тал ан тли в ой м о л о д е ж и т еа тр а — Т. К л а с с и н о й , Л. Б а й р а ш е в с к о й , А . и Ю. Д р о з д о в ы х , М. Б и т ю к о в а , А . П а р х о м е н к о и д р у г и х . Пр еми я м э р и и « З а п р е д а н н о е с л у ж е н и е сц е не » в ру чен а з а с л у ­ ж е н н о й а р т и с т к е Р Ф А . С м и р н о ­ вой . КАЛЕНЫЕ ОРЕХИ Мы с д руго м у ж е дней пять заготовляли кедровые орехи. Тот год урожа йным был. Чистые граненые и спелые ореш ки мы ссыпали в мешки и уносили в избушку. Радовались, что дело идет с по ро и, п о ж ал у й , де н ька через два-три м о ж н о плыть домой. Стояла ранняя осень, од н ако ночами над речкой поднимался густой туман, было сыро и холодно. На ос инах трепетали багро во-красные листья, березы пожелтели и обильно роняли на землю золотистый наряд. О днако днем было солнечно и тепло, обильно выпавшая ночью роса быстро высыхала. В тот памятный день мы решили вернуться в избуш ку пораньше. Хотелось отдохнуть и посидеть с удочко й на речке. Наша охотничья избуш ка находилась в тридцати шагах от берега небольшой тае ж н о й р е ки . Обычно в это время х о р ош о клю ет красноперый окунь. А что може т быть лучше о к у ­ невой ухи, сваренной на костре , пахнущей свежим луко м и дымком ? Не знаю. И мы с приятелем частеньк о баловали себя ушицей. Тем более ок ун и в речке были не пуганы, брали крю ч о к с ходу и были довольно крупные. У к а к о г о рыбака не вздрогнет от радости сердце, когд а на крючке затрепещет к и ­ лограммовы й полосатый хищник. А мы с приятелем оба были заядлыми рыбаками. Вернувшись из кедровника, мы даже обедать не стали. Взяли удочки , ведра и отправились на речку. Сложнее было найти червячков, но и тут нам повезло. На берегу, у самой воды, мы нашли довольно х о р ош и х красных червей. О к у н и клевали ж а д н о . Через час у нас ведра были полны рыбой. Но полосатые горбуны хватали по-прежнему жа дно, будто ждали наши крю ч ки , и мы рыбачили д о тех пор, пока не кончились черви. А по то м сидели у костра и варили уху. Рыбы бы ло м н о г о , и мы решили сварить т ро йн ую уху. Тройная уха отличается от обычной тем, что здесь рыба закладывается трижды. Сварил раз, вытащил рыбу и снова в этот ж е отвар новую порцию рыбы спустил. Потом еще раз. Конечно же , уха получилась отменная, настоящая рыбацкая. Мы ели ее, блаженствовали и отдыхали. Пока рыбачили, чистили рыбу, варили ух у и ели, солнце закатилось, и в тайге сразу ж е стало темно. Плотная, кромешная окруж и л а нас со всех сторон темнота. Мы сидели на толстых чурбаках и смотрели на яркие языки огня, слушали, к а к трещат сухие по ленья . Было т и х о и тепло. От об ильной еды, тепла ли чувствовали себя с п о ко й но и умиротворенно . Ничего не хотелось делать. Так бы сидел и сидел, смотрел на ог онь и слушал таежную тишину. Ко гд а кос тер дого рал, приятель встал, сходил в и з б у ш ку и принес ск ов оро ду , почти до краев наполненную кедровыми орехами. — Надо ореш ко в поджарить, — сказал он и поставил сков оро ду на угли. Что ни говори, а жа ре ные орехи куда к а к вкуснее нежареных. Мы теперь смотрели на мерцающие и затухающие угли, иногд а помешивая о р еш ки , чтобы они не пригорели. А через пять минут в окру г уже стоял такой вкусный, ароматный запах жа ре ­ н о г о к е д р о в о г о масла, что мы тут ж е принялись щелкать каленые ор еш ки . Они действительно получились очень вкусные, но были так горя чи, что приходилось д олг о перебрасывать с ладони на ладонь, чтобы остудить. К ос тер по степенно д о го р а л , у г о ль ки темнели, покрывались белым пеплом. Усталость брала свое, и с к о р о приятель ушел в избушку , а я остался один. Надо было дожарить орехи, а потом костер залить водой. Теперь я уже лежал на земле, упершись спиной о чурбак. Временами я поднимался на колени, помешивая ор ехи в с к о в о р о д е и сн ова ложился . По-прежнему было тихо и тепло, да же вершины деревьев не качались. Не знаю, от куда он взялся. Видимо, я задремал и не заметил ег о появления. А ко гд а открыл глаза, увидел, к а к к то - то больш ой и черный склонился над ск оворо дкой . Я даже испугаться не успел, как этот черный вдруг взревел таким ди ким ревом, что у меня по спине побежали мурашки. Однако грубый рев тут ж е сменился на жалобный , стонущий. И это страшилище так ре зво кинул ось в темноту, что тут ж е исчезло из виду. «Медведь», — наконец-то дошло до меня. Я напрягал зре ни е . Старался ра ссмотреть зве ря , но рассмотреть ничего не мог. Тольк о слышался треск валежника, рев, плачь, хныканье . Но и эти звуки с к о р о затихли. Прибежал приятель, он был напуган. — Что случилось? — Знаешь, запах наших жаре ны х ор еш ко в очень приглянулся хозяину тайги. Видно, большой о ка ­ зался сладкоежка. — Медведь? — Он самый, — говорю , а сам чувствую, к а к на меня наваливается н еуд ерж имый смех. К онечно же , это была своего рода разрядка после страха. — Надо же , — говорит приятель. — И костер ег о - не испугал. - — Кос тер уже потух, — го ворю , — а вот орехи все еще горячие. И он их или языком лизнул, или в рот хапнул. — Молодой, видно, мишка, глупый. — По хож е пестун был, — согласился я с приятелем. Видимо, так о н о и было. К ак говорится, у страха глаза велики. Я нашел тряпку, взял с к ов оро д у и пошел в избушку. Зачем дразнить собак, вдруг еще найдется любитель каленых орехов. А л е к с а н д р И В А Н О В . 1998 г. с. Старогорносталево. ГОРЬКАЯ пилюля Ф о т о Б . М О С К В И Н А . 30 июня фут болисты «Чкалов - ца» пр оводили очередной календарный матч в Назаро во — небол ьш ом го р о д к е К р а с н о я р с к о г о к рая . С о п ер н и ком наших спо рт сменов была местная «Виктория» — команда, заставившая много говорить о себе в минувшем сезоне. Но, по хоже , рановато сбросили ее с о счетов и нынче. Среди пострада вших на этот раз (в четвертом туре под «Ви кторию» уго дила «Селенга» — 2:0) оказался наш «Чкаловец» . «Ви к тори я » одер жала убедительную победу над лидером зоны — 3:1. В первом тайме хо зяева дважды заставили гостей начать с центра поля, а во втором довели счет до неприличного — 3:0. Тольк о под занавес встречи гости сумели провести в ворота «Ви ктории» гол прес тижа — он на счету Станислава Дубровина. Кстати сказать, «Виктория» переигр ал а нас на своем поле и в прош лом году, забив «Чкаловцу» ФУТБОЛ два безответных мяча. 1:3 — это, конечно, горькая пилюля. 3 июля наших футболистов принимает к е м е ро вс ки й « К у з ­ басс». Интересная и нас тор аживающая деталь: из шести календарных встреч, проведенных н а своем поле , «К у з бас с » в пяти одержал по беды и лишь в о д н о й была зафиксиро вана ничья. В общем, противник у «Чкаловца» в очередном туре серьезный. Б . К У З Н Е Ц О В . У Ч Р Е Д И Т Е Л И : о б л а с т н о й С о в е т д е п у т а т о в , а д м и н и с т р а ц и я Н о в о с и б и р с к о й о б л а с т и , т р у д о в ы е к о л л е к т и в ы р е д а к ц и и г а з е т ы и и з д а т е л ь с к о —п о л и г р а ф и ч е с к о г о п р е д п р и я т и я « С о в е т с к а я С и б и р ь » . С О В Е Т С К А Я П с и А Д Р Е С Р Е Д А К Ц И И : 6 3 0 0 4 8 , Н о в о с и б и р с к —4 8 , у л . Н е м и р о в и ч а —Д а н ч е н к о , 1 0 4 . Главный редактор Г. И . А В Е Р Ь Я Н О В . Г а з е т а з а р е г и с т р и р о в а н а в З а п а ^ д ц —С и б и р с к о м у п р а в л е н и и К о м и т е т а Р Ф п о п е ч а т и . Р е г . № 36. Т Е Л Е Ф О Н Ы Р Е Д А К Ц И И : • п р и е м н а я г л а в н о г о р е д а к т о р а , п р и е м т е л е ф о н о г р а м м — 5 4 —0 2 —9 1 ; • п е р в ы й з а м е с т и т е л ь г л а в н о г о р е д а к т о р а , п о л и т и ч е с к и й о б о з р е в а т е л ь — 5 4 —0 2 —98; • з а м е с т и т е л ь г л а в н о г о р е д а к т о р а , о б о з р е в а т е л ь п о в о п р о с а м н а у к и и в ы с ш е й ш к о л ы — 5 4 - 5 6 - 6 1 ; • о т в е т с т в е н н ы й с е к р е т а р ь — 5 4 31 9 6 ; • о б о з р е в а т е л ь п о в о п р о с а м э к о н о м и к и — 5 4 - 3 1 - 0 4 ; • о б о з р е в а т е л ь п о в о п р о с а м к у л ь т у р ы и п р о с в е щ е н и я — 5 4 5 6 0 8 ; • о б о з р е в а т е л ь п о в о п р о с а м п р а в а — 5 4 - 0 1 - 8 7 ; • о б о з р е в а т е л ь п о с о ц и а л ь н ы м в о п р о с а м — 5 4 —4 0 —43. О Т Д Е Л Ы : • п о р а б о т е с г о с у д а р с т в е н н ы м и о р г а н а м и в л а с т и и с а м о у п р а в л е н и я — 5 4 - 0 0 - 9 6 ; • а г р а р н о —п р о м ы ш л е н н ы й — 5 4 - 0 0 - 2 8 , 5 4 - 4 0 - 1 2 ; • п и с е м и с о ц и а л ь н ы х п р о б л е м — 5 4 - 2 8 - 0 7 ; • и н ф о р м а ц и о н н о —р е п о р т е р с к а я г р у п п а — 54—2 7 —7 6 , 5 4 —3 1 —28, 5 4 - 0 1 - 3 2 ; • к о р р е с п о н д е н т с у б б о т н е г о в ы п у с к а — 5 4 —0 1 —3 2 ; • ф о т о к о р р е с п о н д е н т ы — 5 4 - 2 6 —9 3 ; • г л а в н ы й б у х г а л т е р — 54—0 1 —57. К О Р П У Н К Т Ы : • Б а р а б и н с к — 5 4 —2 8 ; • Т а та р е к — 2 - 0 8 - 0 9 ; • К а р а с у к — 5 - 1 9 —4 7 . ОТДЕЛ РЕКЛАМЫ Тел. (383-2) 54-02-51. Ф а к с (383-2) 54-03-39. 9-й э таж , к о м и . 74, 75. - т а ! 1 : 50У5|Ь@оп1ше.п5';.5и Н о м е р п о д п и с а н в п е ч а т ь П о г р а ф и к у — 1 4 . 0 0 . Н А Ш П О Д П И С Н О Й ИН Д Е К С : — для и н д и в и д у а л ь н ы х п о д п и с ч и к о в - 52941: для ф и р м , о р г а н и з а ц и й , у ч р е ж д е н и й - * 50262. М 1 2 3 4 5 6 7 8 П 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 4 . 0 0 . . Ф П р и и с п о л ь з о в а н и и м а т е р и а л о в с с ы л к а н а « С о в е т с к у ю С и б и р ь » о б я з а т е л ь н а . З а с о д е р ж а н и е р е к л а м н ы х объявлений о т в е т с т в е н н о с т ь н е с у т р е к л а м о д а т е л и . Г а з е т а в ы х о д и т 5 р а з в н е д е л ю . О т п е ч а т а н а в т и п о г р а ф и и и з д а т е л ь с к о - п о л и г р а ф и ч е с к о г о п р е д п р и я т и я « С о в е т с к а я С и б и р ь » * О ф с е т н а я п е ч а т ь . О б ъ е м 2 п . л. З а к а з 1 1 1 2 0 . Т и р а ж 26399.

RkJQdWJsaXNoZXIy