Советская Сибирь № 130 - 1994

Особоепрокрустово ложе«самоуправления» Сейчас идет интенсивная работа по подготовке проекта закона РФ об общих принципах организации местного са­ моуправления. Предлагаем читателям мнение одного из участников обсуждения проекта, советника юстиции I клас­ са, заместителя начальника управления юстиции А. С. Бе­ лоуса. Согласно Конституции РФ носителем суверенитета и «единственным источником власти» у нас является много­ национальный народ. В соот­ ветствии со ст. 131 Конститу­ ции в городах, сельских и дру­ гих поселениях осуществляет­ ся местное самоуправление. В то же время знакомство с проектом наводит на неприят­ ный вывод: самоуправляемый народ отстранен от государст­ венной власти — от законода­ тельной, исполнительной, су­ дебной. Из проекта видно, что органы законодательной, ис­ полнительной и судебной вла­ сти настолько самостоятельны и независимы от... народа, что оторваны от него и стали над ним. Разработчики проекта зако­ на так увлеклись детализацией «общих принципов организа­ ции местного самоуправления в РФ», что трудно понять, а что же осталось субъектам Российской Федерации для правового урегулирования по данному вопросу. Вышло так, что проект закона предлагает не общие принципы, а деталь­ ное регулирование всех воп­ росов местного самоуправле­ ния. Следовательно, проект должен претерпеть измене­ ния именно в этом плане, стать действительно основой самоуправления — общими принципами, а не подробной инструкцией. Представляется необходи­ мым изменить название раз­ рабатываемого закона и на­ звать его «Основы законода­ тельства об организации мест­ ного самоуправления в Рос­ сийской Федерации». Учитывая предложения, из­ ложенные в начале, сообразу­ ясь со статьями 3, 4, 5, 6 Кон­ ституции о том, что никто не может присвоить власть в Российской Федерации (ни одна личность и ни даже са­ мая большая группа лиц) и что отдельные ограничения прав и свобод — с указанием пре­ делов и сроков их действия, которые могут устанавливать­ ся только федеральным кон­ ституционным законом, закон о местном самоуправлении должен быть принят не про­ сто как федеральный закон, а как федеральный конституци­ онный закон. В этой связи видится необ­ ходимым включить в проект закона раздел «Участие граж­ дан Российской Федерации и органов местного самоуправ­ ления в управлении делами государства», в который вне­ сти положения статей 32, 132 и некоторых других статей Конституции РФ. Считаю необходимым при доработке проекта столь важ­ ного для жизни россиян зако­ на избежать наметившийся от­ рыв органов государственной власти от городских, сельских поселений и других террито­ рий, где будет осуществляться местное самоуправление, про­ тивопоставления государст­ венной власти местному само­ управлению. Надо добиться того, чтобы местное самоуп­ равление было действительно самостоятельным в решении вопросов местного значения, владения, пользования и рас­ поряжения муниципальной собственностью и чтобы орга­ ны местного самоуправления одновременно были бы и про­ должением (уполномоченны­ ми представителями) государ­ ственной власти на местах. Без учета этих обстоя­ тельств жизнь заставит госу­ дарственную власть, которая сегодня заканчивается на уровне органов представи­ тельной и исполнительной власти субъектов федерации ( т. е. в кабинетах руководите­ лей этих органов, располо­ женных в столице, краевых и областных центрах), возло­ жить исполнение стольких го­ сударственных полномочий, от исполнения которых орга­ ны местного самоуправления (по проекту закона) не вправе отказаться, что они превратят­ ся в некий придаток органов госвласти, их филиалы и пред­ ставительства на местах. Вся система власти должна быть органичной и единой. По проекту же закона получилось так — на местах государствен­ ной власти нет, а всего лишь удельное самоуправление, ко­ торое, как свидетельствует ис­ тория, склонно править по принципу: что хочу, то и воро­ чу. До Бога высоко, до царя далеко и до центра области, края, республики тоже не близко. Представляется очевидным, что проект в этом смысле на­ рушает положение ст. 77 Кон­ ституции РФ о том, что систе­ ма органов государственной власти субъекта Федерации устанавливается им самим в соответствии с основами кон­ ституционного строя РФ и об­ щими принципами организа­ ции представительных и ис­ полнительных органов госу­ дарственной власти, установ­ ленными федеральными зако­ нами. Следовательно, необходи­ мо принять сначала Закон «Основы (основные принципы) законодательства об органи­ зации представительных и ис­ полнительных органов госу­ дарственной власти субъектов РФ», а затем уже принимать закон «Основы законодатель­ ства об организации местного самоуправления в РФ». В проекте не дана структу­ ра местного самоуправления и его органов, т. е. нет деле­ ния. Нет никакого отличия са­ моуправления рядового горо­ да и крохотного городка от большого города, являющего­ ся областным или краевым центром, столицей республи­ ки, городского самоуправле­ ния, от районного, сельского, поселкового и т. п. Поэтому для граждан, если такой закон будет принят, бу­ дет попросту непонятно, где начинается местное самоуп­ равление, а где государствен­ ная власть и где они заканчи­ ваются. Хозяйка вагона Все, кому приходилось ездить фир­ менным поездом «Сибиряк», в вагоне, проводником которого вот уже не пер­ вый год работает Любовь Ивановна Турсунова, отмечают ее высокую про­ фессиональную подготовку, чуткость и внимание к пассажирам. На снимке: Л. И. ТУРСУНОВА. Фото Б. МОСКВИНА. ЖИЛИ и. ДРУЖИЛИ в Карасу- ке два товарища. Теперь уже не дружат, а жизнь каждого из них покатилась в разные стороны и превратилась у одного — в сплошное ожидание, у второго — в постоянные бега как от своего бывшего товарища, так и от офи­ циальных лиц. В ноябре минувшего года на­ чальник районной ветеринарной службы В. Кошеваров обратился к главному зоотехнику райсель- хозуправления, своему давнему сослуживцу, авторитетному чело­ веку Ю. Сиротинскому с прось­ бой дать поручительство за него в банк, чтобы взять в кредит шесть млн. рублей. Три дня его д р уг думал над нешуточной просьбой Кошеварова, в чем-то сомневался, а потом решил: даже в наше тяжкое время честь и до­ стоинство, наверное, стоят боль­ ше 6 млн. За что Кошеваров горя­ чо благодарил своего земляка и в скором времени купил легковой автомобиль. Но быстр был Кошеваров на покупку, а вот с возвратом креди­ та тянул и тянул, с каждой про­ шедшей неделей вытягивая из поручителя жилы и нервы. В мар­ те наконец внес два млн. рублей. А потом стал скрываться: не най­ дешь его ни на работе, ни дома. И все же в один из первых дней июня удалось поручителю захватить своего финансового и душевного «опекуна» и выдавить из него расписку. Чуть успокоился Юрий Кон­ стантинович, но, увы, напрасно. Прошел указанный в расписке Дайте только срок: будет и больница, и водовод «Восток» Черепановской районной адми­ нистрацией введена практика про­ ведения выездных заседаний кол­ легии. Такие мероприятия прошли в Шурыгине, Мильтюшах, Дороги­ не. На днях очередной «десант» побывал в селе Огнева Заимка. От­ крыл и вел коллегию глава район­ ной администрации Г. В. Иващен­ ко. Повестка дня была интересной и разнообразной. Стоит, видимо, сказать, что в этот день в здании сельского ДК, поми­ мо постоянных участников колле­ гии — глав сельских и поселковых администраций, заведующих отде­ лами районной администрации, ру­ ководителей предприятий и орга­ низаций района, присутствовали из­ бранные-старосты и представители общественности всех населенных пунктов огнево-заимковской сель­ ской администрации. На коллегии рассмотрена работа именно дан­ ной сельской администрации. С отчетом выступила глава огне­ во-заимковской администрации Л. И. Татаринова. Ее доклад, крат­ кий по времени, но емкий и дело­ вой по содержанию, отразил самое необходимое: проблемы в строи­ тельной и социальной сферах, ре­ шить которые без участия и помо­ щи районной администрации, рай­ онных служб и организаций им не по силам. И прежде всего завер­ шение строительства участковой больницы, ремонт Бурановского ДК, обеспечение магазинов, райпо товарами повседневного спроса (шифером, стеклом, гвоздями), ре­ монт огнево-заимковской средней школы и содержание сельских до­ рог. Суть обсуждений коллегии со­ стоит в том, что, вникнув в местные проблемы, можно поставить в от­ ветственное положение того или иного руководителя по затронутым в отчете вопросам, обсудить реаль­ ность использования того или ино­ го наказа, исходящего от присутст­ вующих в зале жителей села. Как, например, случилось с просьбой старосты села Новошмакова Н. И. Оселедько обустроить дорогу к ним в село и возрбновить мост че­ рез здешнюю речку. Его не просто выслушали, но включили просьбу в план дорожно-строительных работ. Или поднятая в ходе обсуждения тема молодежной политики на тер­ ритории сельских администраций, где проблема упирается в отсутст­ вие освобожденного работника по делам молодежи. И таких подсказанных жизнью вопросов затронуто на выездной коллегии было немало. На них надо дать ясный и обстоятельный ответ. Поэтому и приглашались на трибу­ ну заинтересованные в практиче­ ском решении ответственные ра­ ботники: по торговым делам зам. председателя райпо С. В. Огурцов, директор ОКП райпо С. А. Ломов, начальник районного узла связи А. А. Березнев, главный инженер дорожно-строительного участка Ю. А. Бондаренко и другие. С ин­ формацией о положении дел в хо­ зяйствах выступили директор гос­ хоза «Заря» А. И. Злобин и дирек­ тор кооперативного хозяйства «Бу- рановское» В. П. Татаринов, у кото­ рого, кстати, в этот день был день рождения, с чем его поздравил глава районной администрации, вручая цветы и книги. Выездная коллегия Черепанов­ ской администрации оценила рабо­ ту огнево-заимковской сельской администрации положительно. С поправками и дополнениями, с ука­ занием конкретных сроков выпол­ нения того или иного пункта приня­ то постановление, направленное на улучшение деятельности социаль­ ной сферы жизни на селе. Выездная коллегия рассмотрела также жизненно важные вопросы: о ходе строительства водовода Безменово—Черепаново и газифи­ кации района, об обеспечении ин­ валидов и участников войны меди­ каментами, о неотложных мерах по усилению борьбы с преступностью. П. КОРОЛЕВ. Зам. редактора газеты «Черепановские вести». ПИ Н. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ■I [ Атомной | ■о ! энергетике { IРоссии - 40 лет! ~ - Дружба дружбой, а денежки отдай! срок, а деньги в эти числа не бы­ ли внесены. Не исключено, что вот-вот не к Кошеварову, а имен­ но к поручителю придет судеб­ ный исполнитель за той немалой деньгой, которую взял не он, а другой. Платить-то придется прежде тому, кто поверил в чес­ тность и порядочность своего то­ варища. Сам же он уже почти об­ реченно повторяет: «Это какой-то кошмар и мошенничество». А проценты на кредит бешено крутятся, и все на поручителя. А мораль все-таки этому одна: новое время меняет людей, к горькому сожалению, не в луч­ шую сторону, В. МАЛЕНКО. г. Карасук. РЕЗОНАНС Избиратели обсуждают I «Греховные миллионы...» Е По инициативе депутата Карасукской городской думы ш В. Лобанова прошла его встреча с избирателями, на кото- ■■ рой обсуждена статья «Греховные миллионы, или Куда идут " деньги карасукских налогоплательщиков», которая была ц опубликована в «Советской Сибири» 23 июня и перепечата- 2 на по просьбе читателей в районной газете. 2 Суть корреспонденции такова: еще в марте региональ- 2 ной группой ревизоров КРУ по Новосибирской области при 5 проверке была установлена сумма ущерба по карасукскому • жилкомхозу более 9 млн. рублей. Акт ревизии тогда же пе- ! редан главе райадминистрации Н. Денисенко, но никакого I ответа ревизоры на него не получали. По фактам ревизии ] и была написана статья. Вот что сообщил на прошедшем собрании избирателей 2 депутат В. Лобанов: 2 На встречу и обсуждение статьи пришло около пятиде- 2 сяти человек. К сожалению, никого из руководителей рай- 2 онной администрации не было, хотя дважды высказывалась 5 такая просьба. Собрание избирателей после почти полуторачасового го- ! рячего обсуждения приняло обращение к районной и го- < родской администрациям, в котором просило решить воп- I рос о соответствии занимаемых должностей лиц, виновных в нарушениях, вскрытых ревизией в жилкомхозе. Админи- 2 страции предложено впредь строго контролировать работу 2 коммунальных служб и ежеквартально отчитываться с пуб- 2 ликацией в местной печати о доходах и расходах местного 2 бюджета. в В. АЛЕКСЕЕВ. Становление, ускоренное развитие, тяжелая авария, почти полное общественное отрицание, борьба за безопас­ ность и снова развитие — так можно обозначить основные вехи 40-летней истории отече­ ственной атомной энергетики, в эти дни отмечающей свой юбилей. 27 июня 1954 года была пу­ щена .первая в мире АЭС в Обнинске. Однако работа по и спользо ванию ядерной энергетики, правда, только для оборонных целей, нача­ лась значительно раньше — в 1943 году, когда была создана лаборатория номер два, раз­ росшаяся ныне до российско­ го научного центра «Курчатов­ ский институт». В 1946 году заработал первый на Евроази­ атском континенте физиче­ ский реактор, на котором Игорь Курчатов получил само- поддерживающуюся цепную ядерную реакцию. Затем был промышленный реактор на «Маяке», испытания первых атомной и терм оядерной бомб. Именно тогда, поняв ужасающий эффект своего от­ крытия, Курчатов сказал: «Это никогда не должно быть при­ менено», а работы по даль­ нейшему изучению атома бы­ ли направлены в мирное рус- 4о. Самым тяжелым потрясени­ ем не только для сотрудников отрасли, но и, пожалуй, для всего мира стала авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году, в результате которой пострадали тысячи людей, бы­ ло загрязнено более 2,5 мил­ лиона квадратных километров территории. До сих бор спе­ циалисты считают, что реше­ ние «чернобыльской» пробле­ мы далеко — ненадежен сар­ кофаг, существует вероят­ ность возникновения само- поддерживающейся реакции из-за попадания в блок воды и выноса с этой водой в грунт радиоактивных элементов. На все работы по обеспечению полной безопасности ЧАЭС требуется 2500—3000 миллио­ нов долларов. Тем не менее АЭС остают­ ся весьма серьезным и на се­ годняшний день незамени­ мым источником энергии. Так, в России действующие 29 энергоблоков на 9 атомных станциях обеспечивают при­ мерно 13 процентов электро­ энергии для страны, причем в центральном ре гионе ее вклад составляет 25 процен­ тов, в северо-западном — бо­ лее 40, а на Кольском полу­ острове доходит до 70, При­ мерно так же обстоят дела на Украине, где 14 энергоблоков производят 33 процента элек­ троэнергии страны. Литва же, опередив Францию, стала ми­ ровым ре ко рд см е ном по ядерному производству элек­ троэнергии (88 процентов в 1993 году). Рассматриваются программы ядерного энерге­ тического развития Казахста­ на и Белоруссии, расконсер­ вируется Армянская АЭС, снят мораторий на Украине, где ожидается ввод еще трех реакторов. Что касается дальнейших планов России по развитию атомной энергетики, то сейчас ! достраиваются пятый блок на ! Курской и третий блок на Ка- ' лининской АЭС. С 2001 по 2010 год намечено ввести но­ вые блоки повышенной бе­ зопасности для замещения выбывающих из эксплуатации: пятый, шестой, седьмой — на Билибинской; шестой и седь­ мой — на Нововоронежской; пятый, шестой, седьмой — на Кольской АЭС. Также предус­ мотрен ввод новых мощно­ стей при условии положитель­ ного решения регионов на Ба­ лаковской (пятый, шестой бло­ ки), Воронежской АСТ (пер­ вый, второй), Южно-Ураль­ ской (первой, второй, третий), Белоярской (четвертый) стан­ циях. Планируется и создание новых АЭС с энергоблоками нового поколения повышен­ ной безопасности на Дальнем Востоке, в Приморье, Хаба­ ровском крае, Ленинградской области. Однако именно сейчас, в дни юбилея отрасли, возника­ ют весьма серьезные сомне­ ния в реальности этих планов. Дело в том, что концерн «Рос­ энергоатом» заявил, что в бли­ жайшее время российские АЭС либо будут снижать мощ­ ность, либо вовсе остановят­ ся. Причина: из бюджета на 1994 года «выпала» одна из поправок — о предоставле­ нии станциям 560 миллиардов рублей для п о д го то в ки к осенне-зимнему сезону. Эти деньги необходимы для закупки топлива и запас­ ных частей, выплаты заработ­ ной платы персоналу, не по­ лучавшему денег уже не­ сколько месяцев. Если сред­ ства не будут выделены, то АЭС не будут отремонтирова­ ны, а продолжение их работы грозит всевозможными ЧП. При остановке же станций они превращаются из произ­ водителей в потребителей энергии, Поддержание их в законсервированном состоя­ нии обойдется государству уже в 1 триллион 300 миллио­ нов, сообщили корр. ИТАР— ТАСС в пресс-службе «Рос­ энергоатома». Причем атомщики не требу­ ют 560-миллиардного «подар­ ка», они хотят взять кредит, возвратить который смогут после получения долгов по­ требителей электроэнергии. На июнь неплатежи составили более 760 миллиардов рублей, сами АЭС задолжали около 600 миллиардов за расходуе­ мые материалы. Из-за этого уже сейчас остановлены пла­ новые мероприятия по обес­ печению безопасности, то есть не производится необхо­ димого ремонта или замены деталей. Как считают в «Росэнерго­ атоме», руководители АЭС бу­ дут вынуждены снижать мощ- црсть энергоблоков для того, чтобы продлить работу на ос­ татках топлива и обеспечивать пристанционные города с на­ селением около 30 тысяч че­ л овек энергией . В зиму 1994—95 гг, сможет работать лишь по одному блоку на каж­ дой станции, на две трети бу­ дет снижен отпуск энергии. Произойдут массовые отклю­ чения потребителей в цент­ ральном, центрально-черно­ земном, северо-западном ре­ гионах, на Кольском полуост­ рове. Вероника РОМАНЕНКОВА. Обозреватель ИТАР-ТАСС. (Продолжение. Начало в № 129). Проблем много. Но где выход? Чего мы ждем? О чем просим? Летом 93-го года одна из газет распространяла «передовой» пе­ дагогический опыт: какой-то школьный директор занялся спекуля­ цией, на выручку покупает для школы приборы. Никакой жалости (хотя бы) к несчастному в статье не прозвучало. Горько говорить, что пока наверху не будет осознан весь трагизм последствий для общества, для государства нынешней недально­ видной школьной политики, ничего в школе изменить не удастся. Как бы ни было тяжело государству напрягаться, делать какие-то переориентировки в финансовой политике, но положенные по Ука­ зу № 1 проценты национального дохода должны быть отданы на­ родному образованию! Ведь даже в тяжелейшие военные и после- . военные годы школы получали деньги и на ремонт, и на все прочее. Как же так?! Удается же администрации Ленинградской области 13 процентов годового бюджета отдавать образованию. Зато какие там школы! Какое техническое оснащение! Какое внимание к учите­ лю! И еще одна деталь. Даже в самые страшные годы наше прави­ тельство понимало, что такое труд учителя. А в итоге учитель к 52 воскресеньям в году имел 48 дней отпуска. Потом первый «пере­ стройщик» добавил всем категориям трудящихся 52 выходные суб­ боты. Правильно сделал, конечно. Но ведь получилось так, что при этом труд учителя, считавшийся испокон веку одним из самых не­ легких, рорчерком хрущевского пера в один миг вдруг превратился в самый легкий в стране. Справедливо ли? А зарплата... Тут дело не только в оскорбительно низких (не по Указу № 1) ставках учителей вообще. Дело еще и в некоторых «ню­ ансах». Надо платить за классное руководство больше, иначе не стоит говорить вслух о воспитательной работе в школе. Учителей начальных классов и воспитателей надо уравнять в правах с осталь­ ными учителями: у учителя ставка 18 часов, в начальных классах — 20, у воспитателя — 30. Что, это легкая работа у учителя начальных классов и у воспитателя? За проверку тетрадей словесникам, мате­ матикам, учителям иностранных языков и начальных классов надо платить в несколько раз больше, чем сейчас: это же важнейшая часть работы, мы же слепнем от этого и почти ничего за это не получаем. И остальным предметникам надо платить за проверку тетрадей. (Проверка очень нужна, а работа ведь эта абсолютно не оплачивается. Почему?). Увидев наши космические успехи, американцы удвоили свои рас­ ходы на образование. Наше правительство, увидев, что нашу страну обходят, снизило расходы на образование в 3 раза. Вот наша «ло­ гика»! Никаким энтузиазмом, никакими стараниями, никаким учитель­ ским мастерством сама школа ни себя, ни свой престиж, ни престиж (и качество!) образования вообще не поднимет, не удержит без поддержки извне. Никакой энтузиазм не может долго переплав­ лять нищету в творчество. Учебную работу в школе тоже и охаивать огульно ни к чему. Здесь нужна не революция, а помощь. Учебу следует потверже на ноги ставить, а не переворачивать все вверх ногами. Что делать с содержанием образования — решать не школе. И не надо школе решать. Содержание образования, стандартизация — дело федеральных органов. До чего надоело «перепутывание» функциональных обязанностей! Недавно довелось слышать, как один ученый горько сетовал: иные директора школ не умеют на должном (столичном? мировом?) уровне стандартизацией занимать­ ся, грамотно устав сочинить. А зачем директору партизанщиной за­ ниматься? У него ведь совсем другие функции. Сейчас много говорят о намечающейся децентрализации образо­ вания. Нужна ли она в большом объеме? Дополнительное регио­ нальное, муниципальное финансирование, конечно же. необходи­ мо, а вот в разработке содержания ... — пошире бы, посильней бы нам — обязательный инвариантный федеральный компонент, кото­ рый бы легче обеспечивался под оком государства и без которого нельзя реализовать гарантии социальных прав человека на образо­ вание. Четверть века назад в Ленинградском Доме литератора проходила встреча с Н. Г. Долининой, писательницей, учительницей. Шел разговор о сложности преподавания литературы в школе. Вдруг поднимается один знаменитый артист и обрушивается на учи­ телей литературы с такой энергией, с такой лютой ненавистью! Пре­ парируют, мол, негодяи, бедную Татьяну Ларину — и все тут! Из-за этого дети ненавидят литературу. Так горько было слушать народ­ ного артиста! Возражений он не слышал, куда там! И ведь мнение это не единичное. И не меняется, не исчезает с ходом времени! То со страниц газет или с экрана ТВ оскорбительно прогремит, то на родительском собрании. А родители уводят ребенка в частную школу. К лучшим учителям? А откуда же они взялись, лучшие? Из госшколы ушедшие. За малым количеством детей в классе, за менее унизительной зарплатой (вот они, подсказки, нашим возможным будущим спасителям). В частной школе что, Татьяну Ларину не «препарируют»? Да нет, там такой же анализ, как в школе «рядовой», те же методики, учебники, програм­ мы. Просто где-то вместо строгости — улыбка (порой заискиваю­ щая). Еще один намек нам (только без заискивания!). Так как же нам образ Татьяны анализировать? Или вовсе не на­ до? А как анализировать, чтобы это не походило на «препарирова­ ние»? Собраться бы для этого хоть разочек большим писателям, ли­ тературоведам, методистам, учителям (уровня Е. Н. Ильина) и ре­ шить, и договориться, как надо, наконец, детей литературе учить. А министерство родное и приняло бы после этого документы соответ­ ствующие. Нервничание всеобщее кончилось бы. А уж энтузиазма, одержимости школьному учителю, честное слово, не занимать. Но если начнется кампания по децентрализации... (По-другому ведь мы не умеем, только кампаниями). Дело ведь совсем не только в литературе. Тысячи уроков прово­ дим по русскому языку (вернее — по его грамматике). Результаты аховые (конечно же, в сравнении с тем, чего бы нам хотелось. Здесь — точка отсчета!). То есть в содержании образования давно уже нужен ремонт не косметический, а капитальный. Только *что проведено изменение программы по литературе. Большой косме­ тический ремонт. Всего-навсего, Зачем? Какая-то где-то у нас тут заминка, остановка. Может быть, одна из причин — отсутствие у многих детей широкого общего развития, которое должно бы идти впереди учебы? И еще один аспект тут пульсирует. Почему С. П. Королев так любил поэзию, а Лейбниц — музыку? Что, кроме наслаждения во время отдыха, давала Эйнш­ тейну игра на скрипке и почему он считал, что «Достоевский дал ему больше... чем Гаусс»? Время требует от нас максимально включать гуманитарные аспек­ ты во все сферы образовательного процесса. Речь идет не только о межпредметных связах. о проникновении гуманитарных момен­ тов в уроки физики, математики. Речь идет о том, что вся школьная атмосфера пронизана предчувствием появления каких-то новых ин­ теграционных дисциплин. На теперешнем же этапе движения надо, помимо углублений в специфику предмета, больше и умнее учить школьников общеучебным умениям, наращивать опыт межпредмет­ ных связей, введения новых факультативных курсов, проведения всевозможных интегрированных уроков. Во Всеволожском районе Ленинградской области редкостно талантливые учительница музыки М. И. Пиккарайнен и учительница рисования А. И. Ярошенко про­ вели в 1993 году интегрированный урок «Образ моря в искусстве». Получилось почти на уровне Чюрлениса. Получилось чудо! Давно уже назрела необходимость дифференцированного обуче­ ния. Наука, к сожалению, молчит. И министерство молчит. А школы дифференцируют. Ох, надифференцируем! А ведь это сегодня в школе проблема № 1. Женя С. не дает классу учиться. Ну не дает, хоть тресни. И учи­ теля в классе* работают, честное слово, хорошие. Некоторые даже милостью Божией учителя. Не срабатывает здесь известная «муд­ рость»: не бывает плохих садов... Бывают. Никакие комиссии и ко­ митеты ничего не могут поделать. Папы там, в семье Жени, обычно либо сроду не бывало, либо их там, пап, излишки. Мама в школу не идет. Й не пойдет. Но кормит Женю, одевает, прав родительских ее не лишат (да и не надо: в детдоме Жене будет еще хуже). Позиция роно (варианты): директор — тряпка; классный руководитель зря зарплату получает, сменить его, нака­ зать; надо «проверить», что там, в этой школе, за система воспитатель­ ной работы. Смягчайте, смягчайте, не надо хирургии. Иначе этот Женя там у вас все стекла выхлещет. И все. А Женя продолжает «террор». При всем гуманизме и не­ обходимости педагогического мастерства учитель обычной, нор­ мальной школы должен учить нормальных детей. Давно уже не только созрела, но и перезрела необходимость большей дифферен­ циации специальных школ. Должно быть больше разнообразных школ для детей со «странным» поведением (а не только для детей богатых родителей или для талантливых детей). Ну а с внутриклассным дифференцированием и даже внутри- школьным, если в классе (в школе) будут нормальные дети и если поможет наука (не только с программой, учебником, методикой, но и с формами дифференцированного текущего и итогового контро­ ля), мы справимся легче и быстрее. Власть отдайте школе, пожалуйста (и без ссылок на вечное отсут­ ствие денег в роно и в банке), законные «проценты» на премирова­ ние учителей (на стимулирование передового, лучшего). Например, так: администрация ведет экран результатов работы учителей (ЭР- РУ). Там есть почти все: качество открытых и просто посещенных уроков, рейтинг, дежурство по школе, уровень выступлений учите­ ля, «выходы» на район, область, качество работы над методической темой, ведение журнала, проверка тетрадей и еще десятки пози­ ций, добавляемых самими учителями! Никто Не в обиде: это совсем не фискальная система, учителя это поняли. Администрация обяза­ на работать — все видеть, все учитывать; да, негатив тоже есть, но главное — позитив. А важен любой позитив, даже самый малень­ кий. (Недаром и зам. министра А. Г. Асмолов говорит: «Самая боль­ шая трагедия учителя в нашем обществе — это проблема незаме- ченности»). Конечно, больно, горько, что лучшего в учителе не видит государство, общество (иногда видит, конечно, чего уж там... Но ре­ дко, редко...). Но администрация-то хоть школьная должна видеть в каждом учителе Учителя. И все лучшее в нем. Получается все объективно. И абсолютно не нужны никакие пре­ словутые «фронтальные проверки», даже и при спокойном исходе оскорбительные, унизительные, не могущие быть объективными! И директора с завучем не надо ни в угол ставить, ни по голове гла­ дить. Доверили — так дайте работать, не мешайте! И еще: отдайте школе больше «процентов» аттестации учителей и возможностей морального поощрения. Почему это делают в основ­ ном инспектора-методисты? Они — лучшие из лучших, справедли­ вейшие из справедливых? Всегда ли? Недавно удалось уговорить умницу-учительницу 1-го класса атте­ стоваться на 2-го категорию. Как готовилась! Как волновалась! Де­ тей учит замечательно. Весь пед. коллектив един в этом мнении. Родители тоже. Дети в нее влюблены. Возвращается из роно чернее тучи. «Что?»— «Спросили, сколько лет после декретного работаю. Узнали, что год, — сказали, что стыдно в таком случае на аттестацию приезжать. Никогда в жизни больше не поеду ни на какую аттестацию». Собралась вообще — от унижения, от обиды — уходить из шко­ лы. А учительница — милостью Божией! Но периодические приезды в школу умного, интеллигентного, любящего школу, уважающего учительский труд, доказавшего свое умение работать в школе инспектора нужны! Пусть помогает, под­ сказывает, анализирует, сравнивает, оценивает. И еще: в роно все инспектора-методисты обязательно должны быть разных специальностей и выезжать в школы (по необходимо­ сти, конечно) на замену заболевших учителей. Помимо прочего, ка­ кая прекрасная возможность активизировать, модернизировать ме­ тодическую работу в какой-то конкретной школе. В. КОМАРОВ. Директор Дупленской средней школы Коченевского района. (Окончание в следующем номере). ■ -- ----- --- -------- — РАЗДУМЬЯ УЧИТЕЛЯ 2. Где и в чем выход?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2