Советская Сибирь № 129 - 1994

2 . Г МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ Живешьв селе - будь егп хозяином Администрация Барабин- ского района провела на терри тории Зюзинского сельсовета районный семи­ нар сельских старост. Со­ бравшимся было предложе- но обсудить вопрос «О бла­ гоустройстве и наведении порядка в селах». Обсужде­ ние вышло за рамки постав­ ленного вопроса. А тон дис­ куссии задал глава район­ ной администрации В. И. Гросс. Особо интересовали собравшихся полномочия старосты в системе местного самоуправления: каковы его права и обязанности? Ибо без этих правовых норм нельзя вести речь об актив­ ной работе старост. К сожа­ лению, Государственная Ду­ ма затягивает принятие За­ кона «О местном самоуправ­ лении». Правда, в Конституции Российской Федерации, в статьях 130—133 очерчены роль и место самоуправле­ ния в жизни общества. Есть Указы Президента РФ Ель­ цина Б. Н. «О реформе мес­ тного самоуправления в Рос­ сийской Федерации», «О га­ рантиях местного самоуп­ равления в России». Но не­ обходим закон, раскрываю­ щий все многообразие и правовую основу местного самоуправления. А между тем жизнь идет и выдвигает все новые и но­ вые проблемы . Прежняя структура порушена, а но­ вая не создана. Надо отдать должное руко­ водству Барабинской адми­ нистрации, которая основы­ ваясь на главе восьмой Кон­ ституции РФ «Местное са­ моуправление», указы Пре­ зидента РФ и учитывая осо­ бенности своего района, разработала свою систему организации и порядок мес­ тного самоуправления. В ча­ стности, разработаны «Вре­ менное положение о Бара- бинском районном собра­ нии представителей населе­ ния», «Общее положение и компетенция (полномочия) старосты». Сельские старо­ сты активно обсуждали, предложенные администра­ цией района «Правила об­ щежития граждан населен­ ных пунктов Барабинского района». «Стремясь обеспечить гражданский мир и согла­ сие, веру в добро « справед­ ливость, — говорится в «Правилах», — считаем не­ обходимым каждому гражда­ нину выполнять следующие правила общежития в насе­ ленных пунктах...». И далее излагаются пункты правил ' по трем разделам: — по санитарной очистке и благоустройству; — по обеспечению обще­ ственного порядка; — в области преодоления духовного кризиса. К данным «Правилам...» приложен «Комментарий некоторых обязанностей и прав старосты населенного пункта». Глава Зюзинской сельской администрации В. М. Куки- шев подробно и доходчиво рассказал участникам семи­ нара о проблемах, сложно­ стях в работе сельских ста­ рост, о их роли в организа­ ции благоустройства и сани­ тарной очистке сел. Кстати, В. М. Кукишев сам предложил провести се­ минар на территории окру­ га. Хотя, объективно говоря, села в данном сельском Со­ вете были далеко не показа­ тельны. Но за сравнительно короткое время была прове­ дена большая работа по бла­ гоустройству. Было бы наивно утверж­ дать, что все селяне сразу ак­ тивно взялись за наведение порядка. Например, в селе Новотандове староста А. Л. Казаненко быстро организо'- вал жителей на уборку улиц, в этом селе традиции по на­ ведению чистоты давно ут­ вердились. А вот в селе Ка­ занцеве старосте В. В. Кури­ ловой пришлось немало по­ хлопотать, а кое с кем и серь­ езно поговорить. Но зато се­ ло теперь выглядит по-друго­ му. На первый взгляд, ка­ жется, простые вопросы: очистить дворы от навоза и захламленности, покрасить (побелить) палисадники, подмести улицы, организо­ вать пастьбу телят, так часто блуждающих по улицам, обязать хозяев не выпускать свиней на улицы. Но до­ биться порядка не так-то просто. Вот тут-то и надо ста­ росте употребить свои пра­ ва, а слишком несговорчи­ вых привлечь к администра­ тивной ответственности. Надо отдать должное Ва­ лентине Васильевне Кури­ ловой за ее активность, от­ ветственное отношение к обязанностям старосты. Ра­ ботая бухгалтером фермы, она много сил, энергии, внимания отдает заботе о сельчанах. А вопросов надо решить много. В разгаре ле­ то, надо помочь жителям с сенокосом, организовать за­ воз топлива, продажу строй­ материалов. Пока плохо ор­ ганизован прием молока от частного сектора. Участники семинара не только ознакомились с опы­ том работы старост, но про­ шли по улицам, побеседова­ ли с жителями, убедившись, что при активной работе с людьми, можно многое сде­ лать по благоустройству сел. На семинаре было объяв­ лено своеобразное соревно­ вание по выполнению «Пра­ вил общежития гражданами населенных пунктов». А по­ бедителю такая награда — асфальтирование села или установка водопровода за счет средств районного бюд­ жета. В ходе обсуждения акту­ альных вопросов жизни села участники семинара выска­ зали ряд предложений по усилению роли сельского старосты. В селах, где про­ живает более 400 человек, целесообразно старосту из­ бирать на постоянной, опла­ чиваемой основе. Ибо рабо­ тать на общественных нача­ лах очень сложно. Целесообразно сельским старостам иметь на подотче­ те хотя бы небольшое коли­ чество средств для решения неотложных и крайне ост­ рых вопросов. Старосты приняли пред­ ложение администрации района регулярно проводить подобные семинары, чтобы обсуждать злободневные вопросы жизни села. Ф. КИСЕЛЕВ. Консультант областного Совета депутатов.^ СОВЕТСКАЯ СИБИРЬ 12 ИЮЛЯ 1994 г., ♦ № 129. «АРМЕТ» В КАЧЕСТВЕ СООТВЕТЧИКА Компания англо-русские металлы бу­ дет защищать свои интересы акционе­ ра в качестве соответчика Новосибир­ ского оловокомбината (НОК) по иску «О незаконности приватизации НОК». Как стало известно агентству «Си- бирь-пресс», компания англо-русские металлы («Армет») намерена защищать свои интересы как инвестора в качест­ ве соответчика в случае передачи про­ курором Новосибирской области иска в арбитражный суд, т. к. предъявление иска может причинить ей значитель­ ный материальный ущерб. Инициато­ ром иска о незаконности приватизации Новосибирского оловокомбината вы­ ступил комитет по управлению имуще­ ством Новосибирской области. В этой связи по поручению компа­ нии «Армет» международной юридиче­ ской фирмой «Бейкер и Маккензи» (Векег & МсКеп 21 е) была проведена проверка законодательных и норма­ тивных актов, а также других докумен­ тов, связанных с приватизацией. В ак­ те, полученном в результате проверки, проведенной фирмой «Бейкер и Мак­ кензи», полностью опровергаются дан­ ные о не зак он н ости приватизации НОК. Компания «Армет», как сказано в акте, являясь победителем инвестици­ онного конкурса, приняла обязательст­ ва инвестировать в реконструкцию комбината до 10 января 1995 г. средст­ ва в размере 2 млрд. 140 млн. руб., третья часть из которых на данный мо­ мент уже оплачена компанией в соот­ ветствии с условиями инвестиционной программы. Также компания обяза­ лась передать безвозмездно результа­ ты научно-исследовательских работ для увеличения извлечения олова и технологии очистки слива ливненако- пителя. При этом доля компании в ус­ тавном капитале НОК составила 14,25 процента. При этом приобретение ком­ панией акций НОК произведено в пол­ ном соответствии с Законом «Об ино­ странных инвестициях в РСФ СР», со­ гласно которому иностранные инвесто­ ры имеют право на возмещение убыт­ ков. включая упущенную выгоду, при­ чиненных указаниями госорганов. По данным фирмы «Бейкер и Мак­ кензи», при увеличении уставного ка­ питала на 1 млрд. 160 млн. 780 руб. до­ ля компании «Армет» в уставном фон­ де снизится до 3,65 процента, т. е. в 3,9 раза. В аналогичном положении ока­ жутся и другие акционеры, не являю­ щиеся членами трудового коллектива. Также это повлечет за собой приоста­ новление инвестиций и взыскание свя­ занных с этим больших убытков, что нанесет также существенный ущерб НОК. Ф ирм а «Бейкер и Маккензи», как следует из акта их проверки, при предъявлении иска в арбитражный суд намерена защищать интересы компа­ нии англо-русские металлы «Армет» как акционера. Акт направлен проку­ рору Новосибирской области г-ну То­ кареву, председателю Госкомимущест­ ва РФ г-ну Чубайсу и председателю Комитета по металлургии РФ г-ну Афо­ нину. По словам начальника отдела инве­ стиций Новосибирского фонда имуще­ ства Елены Бондиной, участие только одного инвестора в торгах обусловле­ но условиями инвестиционной про­ граммы НОК, связанной со специфи­ кой комбината и требующей крупных вложений. По ее мнению, участие ино­ странного инвестора в приватизации НОК необходимо рассматривать преж­ де всего как благоприятный фактор в развитии экономики. По ее словам, желая снизить степень риска, больший ----- ПРИВАТИЗАЦИЯ процент иностранных инвесторов от­ дают предпочтение программам пред­ приятий, с которыми уже налажены партнерские отношения, в этой связи инвестиции могут рассматриваться с точки зрения доверия зарубежной сто­ роны НОК. По мнению местных наблю­ дателей, в данной ситуации государст­ во, препятствуя деятельности НОК как самостоятельного предприятия, всту­ пает в противоречие с законом РФ «О собственности» и тем самым не учиты­ вает прав акционеров, снимая при этом с себя ответственность за прово­ димые экономические реформы. * * * Справка: международная юриди­ ческая фирма «Бейкер и М а кк ен ­ зи», имея представительства в 52-х странах, в т. ч. и в России, оказыва­ ет юридическую помощь компани­ ям, осуществляющим инвестиции в экономику России. («СИБИРЬ-ПРЕСС»). В ПРЕДДВЕРИИ НОВОСЕЛИЙ Этот красивый 150-квартирный жилой дом в Кировском районе Новосибирска (внизу) возвели для рабочих и специалистов своего коллектива строители акционерного общества «Трест-43». Сейчас на объекте идут отделочные работы. Осенью нынешнего года здесь наступит радостная пора новоселий. В числе других ра­ бочих СУ-13, СУ-33, СМУ-2 на строительстве дома отлично потрудились каменщики муж и жена Александр Михайлович и Полина Артемьевна КИСЕЛЕВЫ, которых вы видите на верхнем снимке. Фото Б. МОСКВИНА. ( РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ) Товары и услуги: в динамике цен После январского скачка цен, вызванного повышени­ ем тарифов на жилищно- коммунальные услуги, тем- Опережающими темпами продолжают расти цены на продукты питания — по сравнению с предыдущим месяцем они выросли на 8,2 процента, превысив уровень декабря 1993 г. в 4,6 раза. В большей степени по­ дорожали фрукты — на 4 8,6 процента, из них ябло­ ки — на 56,9, апельсины — на 2 8,4 процента. На 12,7 процента дороже стали мя­ сопродукты, из них сосиски, сардельки — на 18 процен­ тов, говядина — на 17 про­ центов, вареная колбаса — на 10,8 процента. Однако на ряд товаров це­ ны снизились. Понижение оптовых цен на молоко при­ вело к снижению цен на мо­ локо и молочную продук­ цию: на кисломолочную пы инфляции замедлились и в июне ^остались на уровне предыдущего месяца. Общий сводный индекс на продукцию — на 2 1,8 про­ цента, жирный творог — на 18.6 процента, молоко — на 9.2 процента, сметану — на 5.3 процента. Потребительские цены на промышленные товары за месяц выросли на 4,5 про­ цента, а по сравнению с де­ кабрем прошлого года — в 3,9 раза. Рост цен произо­ шел по всем товарным груп­ пам. Особенно высокими темпами росли цены на строительные материалы — на 16 процентов, в том чис­ ле на тарированный цемент — на 63,9 процента, шифер — на 3 1 ,3 процента. На 12.6 процента подорожали школьные тетради, на 12,9 процента — медикаменты, в том числе эритромицин — в 2,8 раза. потребительские товары и услути характеризуются сле­ дующими данными: Цены и тарифы на плат­ ные услуги повысились за этот же период на 2,2 про­ цента, а с начала года —- в 5,7 раза. На 30 процентов дороже стали услути санаторно-ку­ рортных и оздоровительных учреждений, здравоохране­ ния, на 10,2 процента — бы­ товые услуги, из них услуги фотографий — на 27,1 про­ цента, ремонт бытовых при­ боров — на 21,5, ремонт и строительство жилищ — на 18,5 процента. Для индексации денежных доходов и сбереж ений граждан России рассчитыва­ ется индекс потребитель­ ских цен без товаров и услуг необязательного пользова­ ния, который в июне соста­ вил: июнь 1994 г. в % К маю декабрю июню 1994 г. 1993 г. 1993 г. На все товары и платные услуги 105,7 180,6 492,5 На все товары 106,7 153,4 427,0 На продовольственные товары 108,2 158,6 455,8 На непродовольственные товары 104,5 146,3 387,6 На платные услуги 102,2 570,9 1443,9 июнь 1994 г. в % К маю декабрю июню 1994 г. 1993. г. 1993 г. На все товары и платные услуги 106,0 184,7 507,8 На все товары 107,1 154,6 435,6 На продовольственные товары 109,2 161,1 471,6 На непродовольственные товары 104,5 146,6 391,9 На платные услуги 102,2 573,5 1449,9 Е. ЦЫЦАРКИНА. Зам. начальника областного управления статистики, начальник отдела статистики цен. • Письмо Президенту Российской Федерации Ельцину Б. Н. РАНЬШЕ С НАМИ СЧИТАЛИСЬ Многие жители Новосибирской области, особенно пожилые люди и ветераны Великой Отечественной войны, часто звонят и пишут в обла­ стной совет ветеранов войны, труда. Вооруженных Сил и правоохрани­ тельных органов с большой обидой и даже горечью в связи с сообщения­ ми о том, что Россия не была при­ глашена на торжества по случаю 50- летия открытия второго фронта в Ев­ ропе в годы второй мировой войны. При этом организаторы празднества не затрудняли себя долгими раз­ думьями и выдвинули первый попав­ шийся повод: Россия не воевала на втором фронте.. Общеизвестно, что еще в сороко­ вые годы, сразу после окончания второй мировой войны, народы и правительства всех стран мира одно­ значно признали решающий вклад советского народа, его Вооруженных Сил в разгром фашизма. Об этом не­ однократно и недвусмысленно гово­ рили Ф. Рузвельт, У. Черчиль, Ш. де Голь. Д. Эйзенхауэр и многие другие. Кому же сегодня потребовалась пе­ реоценка роли России в мире и во второй мировой войне? А ведь Рос­ сия сегодня преемница СССР. Горько сознавать, что великой де­ ржаве, великому народу выпала участь из перворазрядной, всеми уважаемой в мире стать третьераз­ рядной страной. Невольно возникает вопрос: а возможно ли было это во времена существования Советского Союза? Конечно же. нет! Тогда не столько боялись военной мощи на­ шей страны, сколько считались с ее признанным международным авто­ ритетом. Главной составляющей еди­ ного Союза была Россия. Тогда она тоже была авторитетной и уважаемой в мире. Когда же она потеряла это уважение? Как могло случиться, что стране, внесшей решающий вклад в разгром гитлеровской Германии и фашизма в целом, сегодня отказы­ вают в признании ее исторических заслуг во второй мировой войне? Правильно поймите нашу горечь и законное возмущение. В этих словах звучит не ложная и слепая велико­ державность. а обида людей, одер­ жавших великую Победу 50 лет на­ зад, ковавших тогда трудом и ратны­ ми подвигами величие и авторитет своего Отечества! От имени и по поручению президиума Новосибирского областного совета ветеранов председатель областного совета ветеранов А. НИКОЛАЕВ. ..— - — РАЗДУМЬЯ УЧИТЕЛЯ 1.Надо прекратить панику Со всех сторон — разговоры, иногда стоны: погибла школа, учить детей негде, катастрофа! Неужели и впрямь катастрофа? Давайте остановимся и честно посмотрим в глаза друг другу: да нет никакой катастрофы! Да не погиб­ ла школа! Хотя болезни, пороки, грехи общества на шко­ лу, естественно, проецируются и следы оставляют. Но раз­ ве успехи нашей науки (в том числе и ВПК, и космическо­ го комплекса), нашего искусства появились (среди прочего) не трудом школы? И если мы не хотим попасть впросак и со школой, как попали со многим другим, надо прекратить панику, пре­ кратить стоны, крики, суету, оскорбления. Некоторым средствам массовой информации, нагнетающим психоз по школьному вопросу, пора приостановиться, подумать и вспомнить: неужели у журналистов, поливающих школу грязью, в их собственной учебной жизни ничего доброго, светлого не было? Неужели так приятно оплевывать соб­ ственное прошлое? Развернули бы такие журналисты свою энергию на созидание, — так еэдь и «чучельство» школьное поскорее бы таять начало! И почему мы только бесконечно завидуем всему в других странах? Да ведь в них частных школ — от 5 до 10 процентов. А в остальных, государственных, и наполняемость классов значительно большая, чем у нас, и мебели не хватает, и дисциплина зна­ чительно хуже, и академичность школьного образования «пожиже». Об этом нам рассказывают сами американцы, например, учителя на многочисленных сегодня встречах с нами. Обманывают, что ли, нас американские газеты, уд­ рученно сообщающие время от времени о полуграмотно- сти или вовсе неграмотности многих выпускников средних школ в США? Каково сегодня истинное положение школы? Предлагаю читателям несколько конкретных мыслей, рассуждений, замечаний. Школы сегодня усиленно разделяются, «почкуются», дифференцируются. Гимназии, колледжи, лицеи... И ниче­ го страшного, правда? На здоровье! Но только... Это все альтернативные формы (методы, концепции) обучения? Или всего-навсего варианты (где улучшенные, а где не пошедшие дальше смены вывески и форм финанси­ рования) все той же родимой общеобразовательной госу­ дарственной школы? Так, может быть, бурно приветствуя родовые муки гим­ назий и лицеев, стоит все-таки хоть чуточку внимательнее, с желанием помочь, отнестись и к праматери? Многие госшколы работают сейчас в таких физических, материальных условиях, что говорить о них «работают» можно лишь с большой натяжкой. Они из последних сил борются за «выживание» ( как и большая часть нашего народа). Вот варианты реальной жизни. Школы «функционируют» в старых, ветхих зданиях; ме­ стами обрушиваются перекрытия, догнивают полы и окон­ ные переплеты, не держащие тепла... Школьные туалеты на улице, не очень близко, естествен­ но. И бегут ребятишки (в том числе и девочки-первоклас­ сницы) туда на переменках и под дождем, а где зима есть (а где ее в России нет!), и в пургу, в мороз... Асфальта в поселке (городке, деревне) нет, от грязи в школе не избавиться никак, несмотря на героические уси­ лия директора, дежурных, уборщиц (работающих в основ­ ном за «спасибо» и уже пять лет назад истративших все свои домашние запасы тряпок для мытья пола...). — Есть у бедной школы «своя» кочегарка... У кочегаров зарплата маленькая, а труд большой и тяжелый. Спраши­ вается: кто идет в кочегары? Понятно. Тем более если учесть, что уголь по ночам усиленно разворовывается, не­ смотря ни на какие усилия сторожа, и в кочегарке изжив­ шие себя уже 2 0—30 лет назад котлы и батареи. Новые школьные здания такого исполнения, что лучше не вспоминать: в подвалах вечная вода, крыши текут, ка­ нализацию прорывает ежедневно, тоненькие (обычно даже в северных районах южновариантные) блоки тепла не де­ ржат, а между блоками чаще всего вообще пусто, свароч­ ные и прочие работы ведутся, как правило, «под очень вы­ соким градусом», сантехника (о школьная сантехника!), водопровод, теплоснабжение, электричество, отделочные работы — все это исполняется из материалов такого каче­ ства, что обыкновенно выглядит прилично после сдачи максимум два-три месяца... На текущий ремонт школам (особенно в последние годы) денег дается все меньше и меньше, а краска, линолеум, дерево, замки, лампочки и проч. становятся с каждым ча­ сом все дороже. Говорят, ищите спонсоров. Городские школы могут найти, и то не все, а сельским что делать, если на все село — ни одного банкира и даже ни одного спекулянта? И краски... Иногда еще что-то удается «до­ быть», но какой колер! Банно-тюремный. В школьных библиотеках катастрофически мало книг, в кабинетах истории и географии не хватает карт. Диафиль­ мы, диапозитивы, таблицы школьные (если не изготовле­ ния, то содержания) по меньшей мере, пятидесятилетней давности; о необходимом наборе кодопозитивов, об од­ ном (!) компьютере — для многих и многих школ — нечего и заикаться. Слишком большая роскошь. Четверть века назад в Москве была развернута между­ народная выставка школьного оборудования. Какие там были приборы по физике! Какие там были американские киноаппараты индивидуального пользования (как они за­ правлялись! Кассетку в паз, щелк — поехали. Звук через наушники, затемнения не требовалось)! Какая там была японская множительная техника! Четверть века назад! Школьные здания проектируются у нас, вне сомнений, только бывшими двоечниками. При каждом учебном каби­ нете должна быть хоть крохотная лаборантская! В каждом классе двери должны быть двойными (и еще какие-нибудь меры нужны по звукоизоляции шума и с улицы, и из ко­ ридора). При библиотеке должен быть читальный зал! В любой школе, даже обучающей детей в три смены (а сколько их, таких несчастных, по России!), должны быть ну хоть 2-3 маленькие комнатки для кружковой работы. В каждой школе должен быть, наконец, спортзал, зал для спортивных снарядов, тренажерный зал (про бассейны и говорить не стоит: слишком большая роскошь для россий­ ских детей. Да и где воды столько взять в России-то!). В каждой школе должен быть актовый зал со сценой (ну хва­ тит уже торжественные и прочие сборы в коридорах про­ водить!). В каждой школе должен быть, наконец, резерв помещений для организации учебных кабинетов, только тогда мы выйдем из страшного, из преступного положения со школьной мебелью (когда, скажем, в одном и том же учебном кабинете сидят ученики то 1 1-го, а то и 5-го клас­ са, в результате близорукость, сколиоз и десятки других болезней у огромного количества детей). В школе № 40 г. Вильнюса (Литовской теперь державы) вообще учебные кабинеты и классные помещения (последние — почти до­ машнего типа) — разные, даже расположены в разных блоках (по возрастам). Какой умница архитектор Барана- ускас, какие умники из проклятой империи дали когда-то будущей державе деньги на эту школу! А в каждой школе хорошо бы иметь помещения для шахматного клуба, настольного тенниса, даже бильярда. Власть! Дайте нам для этого хотя бы сухие и теплые под­ валы под школами. Ну почему русские школы строятся с «перспективой» (в отношении школьных «пространств») только на год-полтора? Ведь не пожалели же мы когда-то денег для свободной, прекрасной школы № 40 г. Вильню­ са! Верните в школу парты! Усовершенствованные, легкие, но с наклонной верхней плоскостью! Не губите и дальше российских детей горизонтальной плоскостью столов! Мо­ жет быть, делать столы с «изменяемой геометрией» кры­ шек? Научились же просто, быстро и легко это делать ли­ товцы в Паневежисе! Я уже не говорю о голландской школьной мебели. Или у нас леса меньше? Или руки ху­ же? И дали бы в зону (ведь именно оттуда идет такая боль­ шая часть школьной мебели?) побольше клея: ведь поло­ вина школьных парт разваливается уже через месяц поль­ зования. Доски у нас в классах либо (изредка) стеклянные, по ко­ торым писать — без нервов остаться, либо линолеумные, фанерные, которые мы дорогими дефицитами протираем (уксусом, водичкой с сахаром!), — все равно мел по ним не идет, хоть стреляйся. А какие идеально прекрасные до­ ски в Чехо—Словакии, например. Ну не хватает ума у рос­ сийских технологов — может, «за бугром» технологию за­ купить? Много еще трудных вопросов, проблем: питание и одеж­ да школьников; жилье, отдых и лечение учителей; детских дошкольных учреждений в стране остается все меньше и меньше — скоро это скажется на уровне работы началь­ ных классов. Школе нужна психологическая служба: не для устране­ ния конфликтов, конечно. Для выработки умелой тактики воспитания, для выявления индивидуальных склонностей, особенностей ребенка, для вооружения каждого учителя глубокими знаниями хотя бы Для начала по возрастной психологии. Надо что-то делать для повышения уровня самого учите­ ля. Учить учителя — благодарная работа. Все окупится с лихвой. Но как часто уж очень невысоким бывает уровень курсовой переподготовки! В «Учительской газете» как-то рассказывалось (13.10.92), что проверяют в Австралии при приеме молодых на работу: «... язык и манеры обще­ ния, ... научное и технологическое мышление, каков их культурный уровень, способны ли они к самоанализу, а также обладают ли находчивостью в решении проблем и коммуникабельностью». Вот бы нам этот опыт перенять при приеме студентов в педагогические институты. В. КОМАРОВ. Директор Дупленской средней школы Коченевского района.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2