Советская Сибирь № 123 - 1994
• НАШИ ГОСТИ л Я по-прежнему называю ее Эвриднкон Древняя красивая легенда об Эвридике, спустившейся в подземные лабиринты ада в поисках своего возлюбленного Орфея, вспомнилась в тот первый раз, в ту первую встречу с этой девушкой в переходе метро. Под шарканье сотен ног она пела, прислонившись к стене, отрешенно и сосредоточен но. Неповторимый, уникальный в своем роде музыкальный инструмент — человеческий голос — звучал в гулком вязком шуме, вступив в соперничество с суетой торопящейся толпы. Не из оригинальности, славы ради или любви к острым ощущениям вышла молодая певица на публику — сумочка возле ног для добровольной платы невольных слушателей го ворила об истинной причине. Отчаянный поступок для моло дой девушки — петь и играть в метро вопреки законам ули цы, пытаться остановить текущую по своему руслу бурную реку толпы и петь так, что обжигает этот голос людские сер дца. Вот тогда-то и окрестила я про себя ее Эвридикой, вспом нив мужественную мифическую героиню. Но здесь была реальность — суровая, грубая, жестокая, которой девушка бросала вызов. Встретившись с ней позже еще раз, а потом вновь, уже у нас в редакции, о чем расска зывалось в заметках, опубликованных в номерах газеты за 25 мая и 10 июня, я многое о ней узнала и подивилась ее дей ствительному мужеству, таланту не только музыкальному, но и человеческому. Таланту любить и ненавидеть, отчаиваться и надеяться, не прятаться от жизни, а жить, несмотря на все ее удары. И, конечно, узнала ее подлинное имя — Марина Шатрюк. Имя, вполне достойное афиши, как и сама Марина — приличной концертной сцены. Но... вместо нее — лестни ца в метро и сотни случайных, а часто и безразличных слу шателей. Говорят, что кому много дано, с того много и спросится. Видимо, Марина из ряда этих избранных. В свои двадцать с небольшим лет она перенесла столько, что иному и на три жизни не хватит. А поначалу все, казалось, предвещало чудесное и радост ное будущее: в два годика — первый стишок сочинила по Крошечку-Хаврошечку, в четыре — на пианино первую свою мелодию сыграла, а уж пела, кажется, с пеленок. Свои поэ тические и музыкальные способности черноглазая, хоро шенькая девчушка быстро развивала на радость родителям. Это вообще была музыкальная, дружная и веселая семья, и домашние концерты устраивались часто — стоило папе взять в руки скрипку, маме — аккордеон, и обе дочки — старшая Наташа и Марина начинали петь. Первый гром судьбы над головой Марины прогремел, когда ей было тринадцать — разбилась на мотоцикле. Множество переломов — позвоночника, ног — это уже потом, в больни це выяснилось. А в первый момент — без признаков жизни. Еще тогда, когда складывали, собирали под гипс ногу, когда выхаживали под капельницей, девочка узнала, что такое не стерпимая физическая боль. И что такое боль душевная, если перед тобой тревожные лица родных, близких, с вымученной ободряющей улыбкой. Наверное, о себе думала меньше, на деленная чувством сострадания к другим, беспокоилась боль ше о маме и отце. Но гроза вроде бы прошла. Вернулись силы, здоровье, школа, стихи, музыка и надежды. Самая огромная, желан ная из них — стать артисткой. И почему бы нет — свежень кий аттестат об окончании школы быстро перекочевал в при- Даты июля в щ ля Кто в сотый раз все начинал сначала, Вдали от близких, одинок и гол, Чья песня, прерываясь, но звучала В дому друзей, где был убогий стол. Тот и меня понять сумеет тоже, Как лезу вверх, уже сорвавшись вниз. И всех-богатств земных теперь дороже Мне имя благородное — Артист. Когда с нуля, без денег и без званий, Вновь набираешь в жизни высоту, Боишься ты не новых начинаний, А срывов в безызвестность, в пустоту. Но вот опять, назло пророкам злобным, Наперекор рассудку и судьбе, Я поднимусь, усталой и голодной, И двинусь вверх, к заведомой звезде. Кто начинал, меня понять сумеет, Когда, сорвавшись, словно желтый лист, И, пав на землю, от беды немеет, Сквозь боль себе твердит: «Вставай, Артист!». И он встает. И я вставала молча. И шла туда, где тернии в пути. Но жизнь моя становится короче... Неужто не успею я дойти1 Ищите утешения в любви. Она душе подарит очищение. Она подонков делает людьми И виноватым дарует прощенье. Ищите наслаждения в мечте. Она зажжет, она возвысит душу. И в бурной повседпспнпй суете Она скитальца вы м гос ист, на сушу. м сзъ роъ'к'яе Мать -Россию хаять стало модно, Привязав к позорному столбищу, Обливая грязью всенародно, Обзывая и слепой, и нищей. Но она с седою головою Все прощает детям неразумным, Остается гордой и... босою, А точнее, нами же разутой. емную комиссию театрального училища. Конкурс большой, но она впереди, и вот уже список принятых на первый курс — она в числе десяти из двухсот состязавшихся. Какая ра дость! Какое счастье! Все звенело и ликовало внутри. Воз можно, тогда родилась эта строчка: «И всех богатств земных теперь дороже мне имя благородное — Артист». ...А это стихотворение Марины — листаю синюю тетрадь, которую она мне оставила, — называется «Рок». Не могла она пройти мимо этой темы. Уж слишком явно вмешивались злые силы в ее судьбу, беспощадно и безжалостно. И эти строчки Марина написала с полным правом: Устала я лететь, В тисках лихой погони Судьбы тугая плеть Сечет мои ладони. Тугая плеть судьбы хлестанула девушку и в тот радостный миг зачисления в будущие артистки. Скоропостижно скон чался отец. Горе разметало счастье семьи, болезнью ошело мило мать, перевернуло все мечты и надежды. Вместо учи лища осенью Марина пошла работать — все равно куда, пусть будет завод авиационный, неважно кем, хоть грузчи ком в цех. Она перевозила на автокаре коробки, ящики и ящички, поднимала их и загружала в машину. Спросить ее: «Было ли тяжело?» — так же нелепо и неловко, как и пред ставить эту хрупкую девушку грузчиком. А потом заболела нога, старые переломы спровоцировали новую тяжелую и опасную болезнь. И пошло — больницы, консультации, рентгены, лекарства. Только все бесполезно, болезнь прогрессировала, испытывая девочку на прочность, выносливость, когда вынести было вроде бы и невозможно. Помогала теперь тросточка — можно не опираться на боль ную ногу. Кончилось все операцией. Да кабы одной — три надцать операций перенесла Марина в Курганской железно дорожной больнице, что рядом с клиникой всемирно извест ного профессора-костоправа Илизарова. Бедную ее ногу вновь ломали, рубили, пилили, складыва ли, вставляли железки, потом вынимали их, все под общим наркозом, с массой сильнейших лекарств — и так почти де сять месяцев. Мечта стать артисткой разбивалась по кусочкам с каждой новой операцией, с каждым днем, приучающим не обходить ся без костыля, с каждой инвалидской пенсией. Но талант через поэтическую строчку, через мелодию и пение выразить всю «силу страданий» своих, пережитые чувства и уже не юношески наивные мысли — этот талант сложившейся не заурядной личности нельзя бьшо упрятать в больничной па лате, в четырех стенах дома. Возможно, он ее и спасает от боли, от отчаяния, от безверия. Он рвется наружу, к людям, в любой доступной для нее сегодня форме — петь даже так, на лестнице метро, сочинять стихи, мелодию, лежа под ка пельницей. Мы сидим с Мариной, разговариваем. Всматриваюсь в ее темные большие и умные глаза, в ее манеру рассказывать... Нет, ни тени, ни даже легкого налета отчаяния, ущербности или забитости нет в ее поведении. Чудесная рассказчица, ве селый живой человек, обаятельный и общительный. Востор женно и с юмором она вспоминает, как выступала в Томске с несколькими концертами (друзья устроили) перед студен тами, перед следователями реей области и перед... зэками в колонии особого режима. Счастливый миг в ее судьбе, такой суровой и беспощадной, но сделавший ее, вероятно, одновре менно и глубокой, чуткой натурой. Сегодня талант Марины в полном расцвете. Ах, если б на шелся ценитель, способный помочь сделать записи ее песен — таких страстных, вдохновенных, заражающих слушателей и болью, и радостью, любовью и надеждой. Она, конечно же, артистка. Судьба дала, ей для этого многое, но и нагромозди ла на пути к сцене много препятствий. Упорно и мужествен но она их преодолеет — вот только чуть помочь ей надо, и щедрый ее дар сполна вернется к людям. В. ГОЛОВИНА. Сегодня мы публикуем стихи разных лет Марины. Стихи из синей тетради. Фото Б. МОСКВИНА. _ У С ПО АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ ) 1 0 -1 1 ИЮЛЯ. 50 лет со времени гибели (1944 г.) Николая Пла- хотного, Героя Советского Союза, уроженца Новосибирской области. Приближается 50-летие Победы советского народа в Великой Оте чественной войне. Долг каждого честного человека - вспомнить тех, кто отдал за это свою жизнь. Одним из них был Николай Михайлович Плахотный. Он родился в 1922 году в селе Коченеве Новосибирской области. Учился в Новосибирской 73-й средней школе, работал на заводе «Сибсельмаш». В армию был призван в июле 1942 года, во евал на Брянском и 1-м Прибалтийском фронтах, В полку Николай Плахотный слыл опытным и храбрым офицером. Накануне боя получил высокую награду - орден Отечественной вой ны. Батарея противотанковой артиллерии Ппахотного занимала огне вые позиции вблизи переднего края фронта. С наблюдательных пун ктов ему сообщили об атаке вражеских танков и пехоты. Батарея от крыла огонь... До подхода наших основных сил она в течение двух суток отбивала натиск превосходящих сил противника, были уничто жены более десяти вражеских пулеметов, два танка, свыше 150 сол дат. Но силы оказались неравными. Когда кончились снаряды, капитан Николай Плахотный поднял бойцов в атаку. Он первым вступил в ру копашную схватку, хотя был уже ранен. Двенадцать гитлеровцев пы тались окружить и схватить его. Шестеро тут же были им убиты, но автоматная очередь настигла командира. Фашисты, отступая, пово локли его за собой. Они подвергли умирающего советского офицера жестоким истязаниям... Весть о бессмертном подвиге воина-сибиряка разнеслась по всей Литве, по всему фронту... Звание Героя Советского Союза капитану Николаю Плахотному присвоили посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за подвиг, совершенный в районе деревни Сервиджяй Вильнюсской области. На месте гибели стоит памятник, а 73-я Средняя школа и улица Новосибирска носят его имя. 13 ИЮЛЯ. 70 лет назад (1924 г.) в Новониколаевске состоялась торжественная закладка фундамента Дома Ленина. По получении экстренного выпуска газеты «Советская Сибирь» о смерти В. И. Ленина, трудящиеся города (тогда Новониколаевска) не скончаемым потоком направились на городскую площадь. Здесь на двадцатитысячном митинге было внесено предложение увековечить память Владимира Ильича — построить на народные средства Дом имени В. И. Ленина. Постановлением губкома РКГЦб) была создана специальная комис сия. С первых же дней начались массовые отчисления от зарплаты трудящихся, субботники, целевые концерты и многие другие формы мобилизации средств. В мае 1924 года была выпущена специальная карточка-жетон в количестве одного миллиона штук. Идея заключалась в том, что ку пивший карточку вкладывает свой «кирпич» в строительство памят ника В. И. Ленину. Выбор места под строительство был связан с захоронением 104-х героев, погибших за дело революции. В марте 1924 года был объявлен конкурс на проект здания. Торжественная закладка Дома состоялась 13 июля 1924 года. В кратчайший для того времени срок, менее года, здание было построено. 20 ИЮЛЯ. 100 лет назад (1894 г.) состоялась закладка первого камня в крайний правобережный кессон железнодорожного моста. Более года велись подготовительные работы к закладке железно дорожного моста через Обь. На церемонии присутствовали томский губернатор Г. А Тобизен, начальник строительства Средне-Сибирского участка магистрали Н. Н. Меженинов. В честь закладки первого камня в кессон желез нодорожного моста отслужили торжественный молебен. Все было: хвала Богу, царю и губернатору, забыли лишь рабочих, заложивших первый мост через Обь. Только в работах по непосредственному воз ведению его, развернувшихся после закладки, участвовало свыше 330 человек — 110 каменотесов и каменщиков, 40 плотников, 120 мастеровых и рабочих других профессий. Всего на строительстве тру дилось до 5 тысяч человек. Мост сооружался по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского (1845-1922 г.) — крупного теоретика строительной механики. Возводимый по его проекту мост через Обь отличался ори гинальностью как один из первых в России консольных мостов, про леты которого перекрывались металлическими конструкциями кон сольно-балочного типа, изготовленными на Боткинском заводе. Опо ры моста из местного гранита были заложены на скальном основании с больших плотов. 26 ИЮЛЯ. 80 лет назад (1914 г.) в Новониколаевске состоялась закладка часовни во имя чудотворца Николая и в память о 300-летии царствования Дома Романовых. Потом часовня была разрушена. Сейчас на ее месте построена но вая часовня. ТАТЬЯНА МУГАКО. Научный сотрудник Госархива. 1 Ш «Советская Сибирь» № 123, 2 июля 1994 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2