Советская Сибирь № 123 - 1994

• НАШИ ГОСТИ л Я по-прежнему называю ее Эвриднкон Древняя красивая легенда об Эвридике, спустившейся в подземные лабиринты ада в поисках своего возлюбленного Орфея, вспомнилась в тот первый раз, в ту первую встречу с этой девушкой в переходе метро. Под шарканье сотен ног она пела, прислонившись к стене, отрешенно и сосредоточен­ но. Неповторимый, уникальный в своем роде музыкальный инструмент — человеческий голос — звучал в гулком вязком шуме, вступив в соперничество с суетой торопящейся толпы. Не из оригинальности, славы ради или любви к острым ощущениям вышла молодая певица на публику — сумочка возле ног для добровольной платы невольных слушателей го­ ворила об истинной причине. Отчаянный поступок для моло­ дой девушки — петь и играть в метро вопреки законам ули­ цы, пытаться остановить текущую по своему руслу бурную реку толпы и петь так, что обжигает этот голос людские сер­ дца. Вот тогда-то и окрестила я про себя ее Эвридикой, вспом­ нив мужественную мифическую героиню. Но здесь была реальность — суровая, грубая, жестокая, которой девушка бросала вызов. Встретившись с ней позже еще раз, а потом вновь, уже у нас в редакции, о чем расска­ зывалось в заметках, опубликованных в номерах газеты за 25 мая и 10 июня, я многое о ней узнала и подивилась ее дей­ ствительному мужеству, таланту не только музыкальному, но и человеческому. Таланту любить и ненавидеть, отчаиваться и надеяться, не прятаться от жизни, а жить, несмотря на все ее удары. И, конечно, узнала ее подлинное имя — Марина Шатрюк. Имя, вполне достойное афиши, как и сама Марина — приличной концертной сцены. Но... вместо нее — лестни­ ца в метро и сотни случайных, а часто и безразличных слу­ шателей. Говорят, что кому много дано, с того много и спросится. Видимо, Марина из ряда этих избранных. В свои двадцать с небольшим лет она перенесла столько, что иному и на три жизни не хватит. А поначалу все, казалось, предвещало чудесное и радост­ ное будущее: в два годика — первый стишок сочинила по Крошечку-Хаврошечку, в четыре — на пианино первую свою мелодию сыграла, а уж пела, кажется, с пеленок. Свои поэ­ тические и музыкальные способности черноглазая, хоро­ шенькая девчушка быстро развивала на радость родителям. Это вообще была музыкальная, дружная и веселая семья, и домашние концерты устраивались часто — стоило папе взять в руки скрипку, маме — аккордеон, и обе дочки — старшая Наташа и Марина начинали петь. Первый гром судьбы над головой Марины прогремел, когда ей было тринадцать — разбилась на мотоцикле. Множество переломов — позвоночника, ног — это уже потом, в больни­ це выяснилось. А в первый момент — без признаков жизни. Еще тогда, когда складывали, собирали под гипс ногу, когда выхаживали под капельницей, девочка узнала, что такое не­ стерпимая физическая боль. И что такое боль душевная, если перед тобой тревожные лица родных, близких, с вымученной ободряющей улыбкой. Наверное, о себе думала меньше, на­ деленная чувством сострадания к другим, беспокоилась боль­ ше о маме и отце. Но гроза вроде бы прошла. Вернулись силы, здоровье, школа, стихи, музыка и надежды. Самая огромная, желан­ ная из них — стать артисткой. И почему бы нет — свежень­ кий аттестат об окончании школы быстро перекочевал в при- Даты июля в щ ля Кто в сотый раз все начинал сначала, Вдали от близких, одинок и гол, Чья песня, прерываясь, но звучала В дому друзей, где был убогий стол. Тот и меня понять сумеет тоже, Как лезу вверх, уже сорвавшись вниз. И всех-богатств земных теперь дороже Мне имя благородное — Артист. Когда с нуля, без денег и без званий, Вновь набираешь в жизни высоту, Боишься ты не новых начинаний, А срывов в безызвестность, в пустоту. Но вот опять, назло пророкам злобным, Наперекор рассудку и судьбе, Я поднимусь, усталой и голодной, И двинусь вверх, к заведомой звезде. Кто начинал, меня понять сумеет, Когда, сорвавшись, словно желтый лист, И, пав на землю, от беды немеет, Сквозь боль себе твердит: «Вставай, Артист!». И он встает. И я вставала молча. И шла туда, где тернии в пути. Но жизнь моя становится короче... Неужто не успею я дойти1 Ищите утешения в любви. Она душе подарит очищение. Она подонков делает людьми И виноватым дарует прощенье. Ищите наслаждения в мечте. Она зажжет, она возвысит душу. И в бурной повседпспнпй суете Она скитальца вы м гос ист, на сушу. м сзъ роъ'к'яе Мать -Россию хаять стало модно, Привязав к позорному столбищу, Обливая грязью всенародно, Обзывая и слепой, и нищей. Но она с седою головою Все прощает детям неразумным, Остается гордой и... босою, А точнее, нами же разутой. емную комиссию театрального училища. Конкурс большой, но она впереди, и вот уже список принятых на первый курс — она в числе десяти из двухсот состязавшихся. Какая ра­ дость! Какое счастье! Все звенело и ликовало внутри. Воз­ можно, тогда родилась эта строчка: «И всех богатств земных теперь дороже мне имя благородное — Артист». ...А это стихотворение Марины — листаю синюю тетрадь, которую она мне оставила, — называется «Рок». Не могла она пройти мимо этой темы. Уж слишком явно вмешивались злые силы в ее судьбу, беспощадно и безжалостно. И эти строчки Марина написала с полным правом: Устала я лететь, В тисках лихой погони Судьбы тугая плеть Сечет мои ладони. Тугая плеть судьбы хлестанула девушку и в тот радостный миг зачисления в будущие артистки. Скоропостижно скон­ чался отец. Горе разметало счастье семьи, болезнью ошело­ мило мать, перевернуло все мечты и надежды. Вместо учи­ лища осенью Марина пошла работать — все равно куда, пусть будет завод авиационный, неважно кем, хоть грузчи­ ком в цех. Она перевозила на автокаре коробки, ящики и ящички, поднимала их и загружала в машину. Спросить ее: «Было ли тяжело?» — так же нелепо и неловко, как и пред­ ставить эту хрупкую девушку грузчиком. А потом заболела нога, старые переломы спровоцировали новую тяжелую и опасную болезнь. И пошло — больницы, консультации, рентгены, лекарства. Только все бесполезно, болезнь прогрессировала, испытывая девочку на прочность, выносливость, когда вынести было вроде бы и невозможно. Помогала теперь тросточка — можно не опираться на боль­ ную ногу. Кончилось все операцией. Да кабы одной — три­ надцать операций перенесла Марина в Курганской железно­ дорожной больнице, что рядом с клиникой всемирно извест­ ного профессора-костоправа Илизарова. Бедную ее ногу вновь ломали, рубили, пилили, складыва­ ли, вставляли железки, потом вынимали их, все под общим наркозом, с массой сильнейших лекарств — и так почти де­ сять месяцев. Мечта стать артисткой разбивалась по кусочкам с каждой новой операцией, с каждым днем, приучающим не обходить­ ся без костыля, с каждой инвалидской пенсией. Но талант через поэтическую строчку, через мелодию и пение выразить всю «силу страданий» своих, пережитые чувства и уже не юношески наивные мысли — этот талант сложившейся не­ заурядной личности нельзя бьшо упрятать в больничной па­ лате, в четырех стенах дома. Возможно, он ее и спасает от боли, от отчаяния, от безверия. Он рвется наружу, к людям, в любой доступной для нее сегодня форме — петь даже так, на лестнице метро, сочинять стихи, мелодию, лежа под ка­ пельницей. Мы сидим с Мариной, разговариваем. Всматриваюсь в ее темные большие и умные глаза, в ее манеру рассказывать... Нет, ни тени, ни даже легкого налета отчаяния, ущербности или забитости нет в ее поведении. Чудесная рассказчица, ве­ селый живой человек, обаятельный и общительный. Востор­ женно и с юмором она вспоминает, как выступала в Томске с несколькими концертами (друзья устроили) перед студен­ тами, перед следователями реей области и перед... зэками в колонии особого режима. Счастливый миг в ее судьбе, такой суровой и беспощадной, но сделавший ее, вероятно, одновре­ менно и глубокой, чуткой натурой. Сегодня талант Марины в полном расцвете. Ах, если б на­ шелся ценитель, способный помочь сделать записи ее песен — таких страстных, вдохновенных, заражающих слушателей и болью, и радостью, любовью и надеждой. Она, конечно же, артистка. Судьба дала, ей для этого многое, но и нагромозди­ ла на пути к сцене много препятствий. Упорно и мужествен­ но она их преодолеет — вот только чуть помочь ей надо, и щедрый ее дар сполна вернется к людям. В. ГОЛОВИНА. Сегодня мы публикуем стихи разных лет Марины. Стихи из синей тетради. Фото Б. МОСКВИНА. _ У С ПО АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ ) 1 0 -1 1 ИЮЛЯ. 50 лет со времени гибели (1944 г.) Николая Пла- хотного, Героя Советского Союза, уроженца Новосибирской области. Приближается 50-летие Победы советского народа в Великой Оте­ чественной войне. Долг каждого честного человека - вспомнить тех, кто отдал за это свою жизнь. Одним из них был Николай Михайлович Плахотный. Он родился в 1922 году в селе Коченеве Новосибирской области. Учился в Новосибирской 73-й средней школе, работал на заводе «Сибсельмаш». В армию был призван в июле 1942 года, во­ евал на Брянском и 1-м Прибалтийском фронтах, В полку Николай Плахотный слыл опытным и храбрым офицером. Накануне боя получил высокую награду - орден Отечественной вой­ ны. Батарея противотанковой артиллерии Ппахотного занимала огне­ вые позиции вблизи переднего края фронта. С наблюдательных пун­ ктов ему сообщили об атаке вражеских танков и пехоты. Батарея от­ крыла огонь... До подхода наших основных сил она в течение двух суток отбивала натиск превосходящих сил противника, были уничто­ жены более десяти вражеских пулеметов, два танка, свыше 150 сол­ дат. Но силы оказались неравными. Когда кончились снаряды, капитан Николай Плахотный поднял бойцов в атаку. Он первым вступил в ру­ копашную схватку, хотя был уже ранен. Двенадцать гитлеровцев пы­ тались окружить и схватить его. Шестеро тут же были им убиты, но автоматная очередь настигла командира. Фашисты, отступая, пово­ локли его за собой. Они подвергли умирающего советского офицера жестоким истязаниям... Весть о бессмертном подвиге воина-сибиряка разнеслась по всей Литве, по всему фронту... Звание Героя Советского Союза капитану Николаю Плахотному присвоили посмертно Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за подвиг, совершенный в районе деревни Сервиджяй Вильнюсской области. На месте гибели стоит памятник, а 73-я Средняя школа и улица Новосибирска носят его имя. 13 ИЮЛЯ. 70 лет назад (1924 г.) в Новониколаевске состоялась торжественная закладка фундамента Дома Ленина. По получении экстренного выпуска газеты «Советская Сибирь» о смерти В. И. Ленина, трудящиеся города (тогда Новониколаевска) не­ скончаемым потоком направились на городскую площадь. Здесь на двадцатитысячном митинге было внесено предложение увековечить память Владимира Ильича — построить на народные средства Дом имени В. И. Ленина. Постановлением губкома РКГЦб) была создана специальная комис­ сия. С первых же дней начались массовые отчисления от зарплаты трудящихся, субботники, целевые концерты и многие другие формы мобилизации средств. В мае 1924 года была выпущена специальная карточка-жетон в количестве одного миллиона штук. Идея заключалась в том, что ку­ пивший карточку вкладывает свой «кирпич» в строительство памят­ ника В. И. Ленину. Выбор места под строительство был связан с захоронением 104-х героев, погибших за дело революции. В марте 1924 года был объявлен конкурс на проект здания. Торжественная закладка Дома состоялась 13 июля 1924 года. В кратчайший для того времени срок, менее года, здание было построено. 20 ИЮЛЯ. 100 лет назад (1894 г.) состоялась закладка первого камня в крайний правобережный кессон железнодорожного моста. Более года велись подготовительные работы к закладке железно­ дорожного моста через Обь. На церемонии присутствовали томский губернатор Г. А Тобизен, начальник строительства Средне-Сибирского участка магистрали Н. Н. Меженинов. В честь закладки первого камня в кессон желез­ нодорожного моста отслужили торжественный молебен. Все было: хвала Богу, царю и губернатору, забыли лишь рабочих, заложивших первый мост через Обь. Только в работах по непосредственному воз­ ведению его, развернувшихся после закладки, участвовало свыше 330 человек — 110 каменотесов и каменщиков, 40 плотников, 120 мастеровых и рабочих других профессий. Всего на строительстве тру­ дилось до 5 тысяч человек. Мост сооружался по проекту профессора Николая Аполлоновича Белелюбского (1845-1922 г.) — крупного теоретика строительной механики. Возводимый по его проекту мост через Обь отличался ори­ гинальностью как один из первых в России консольных мостов, про­ леты которого перекрывались металлическими конструкциями кон­ сольно-балочного типа, изготовленными на Боткинском заводе. Опо­ ры моста из местного гранита были заложены на скальном основании с больших плотов. 26 ИЮЛЯ. 80 лет назад (1914 г.) в Новониколаевске состоялась закладка часовни во имя чудотворца Николая и в память о 300-летии царствования Дома Романовых. Потом часовня была разрушена. Сейчас на ее месте построена но­ вая часовня. ТАТЬЯНА МУГАКО. Научный сотрудник Госархива. 1 Ш «Советская Сибирь» № 123, 2 июля 1994 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2