Советская Сибирь № 123 - 1994
Большой — Станислав Ильич, назовите, пожалуйста, цифры и факты, ха рактеризующие размах работы потребкооперации области в наши дни. — Она объединяет около четырехсот тысяч пайщиков, обслуживает свыше де вятисот тысяч жителей области, это 32,5 процента всего населения и 93 — сель ского. Потребительская кооперация име ет солидную сеть предприятий торговли, общ ественного питания, заготовитель ных и перерабатывающих предприятий: 2600 магазинов, 170 предприятий про мы ш л ен н о сти , 400 заго то ви тел ьны х пунктов, более 200 тысяч квадратных метров складских площадей, овощекар- тоф елехранилищ а емкостью 17 тысяч кубических метров. Социальную значи мость ее можно подтвердить следующи ми цифрами. За первое полугодие 1994 года товарооборот в системе облпотреб союза составит почти 100 миллиардов рублей. На собственных промышленных предприятиях произвели товаров народ ного потребления на 13,5 миллиарда рублей. Заготовили сельхозпродуктов и сырья на 4 миллиарда рублей. — Чтобы иметь такие весомые результаты в наше трудное вре мя реформ, вам, вероятно, тоже приходится реформироваться? — Ж изнь поставила перед нами ряд новых задач. Одна из них — наполнение деятельности подразделений демократи ческим кооперати вным и н тегр ац и о н ным содержанием с опорой на самое широкое участие заинтересованного на селения. В первую очередь сельского. Изменились функции и усилилась роль • СЕРВИС В ПУТИ Вокзал автобусный: будни после юбилея Новосибирский автовокзал. Его скромное двухэтажное серое зданьице в начале Красно го проспекта хорошо известно новосибирцам, хотя гости не всегда понимают, что это и есть городской автовокзал. В двух его крошечных зальчиках всегда многолюдно. В застекленных комнатках наподобие скворечников работают кассиры. Народ толпится большей частью во дворе, даже в непогоду. Узкое заасфальтированное пространство ав тостоянок всегда заставлено автобусами. По дле разбитых лавок постоянно стоят люди у грубых металлических штырей, обозначаю щих место посадки. Автовокзал — одна из са мых горячих точек города, поостывшая разве что с тысячекратным удорожанием проездных билетов. Здесь активнее, чем в других местах, сталкиваются интересы жителей села, жажду щих иметь надежный, дешевый доступ к тем же городским магазинам. Вокзал обслуживают всего-то четыре десят ка человек да побольше сотни водителей ПАТП. И, если подвести некоторые итоги, ра ботают эти люди, я бы сказал, по-ударному. По информации руководства автовокзала, сейчас за день, считай за сутки, перевозится от 3 до 5 тысяч пассажиров. До удорожания проездных билетов возили вдвое больше. За 30 лет перевезли около 65 миллионов человек, не считая прибывших из других мест, — пол- России. — Бытовые проблемы у нас известные, — сказал начальник автовокзала А. М. Кулеш, — сейчас райцентры имеют вокзалы более вме стительные и приспособленные для работы. Я здесь человек новый, всего-то пять месяцев, но уже такого наслушался! Зимой пассажиры ме ня обвиняют, что я над ними издеваюсь — во дители машины не глушат и над площадкой стоит смог. Мы в каменном мешке, образован ном насыпью и соседними зданиями... Или вот еще новость: недавно узнал из «Момента ис• СЕГОДНЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КООПЕРАЦИИ альянс и местный ^ Международный кооперативный альянс (МКА) в настоящее^ время насчитывает почти семьсот миллионов кооператоров восьмидесяти стран мира. У истоков рождения этой крупней шей неправительственной организации стояли и россияне, со здававшие потребительскую кооперацию для удовлетворения потребностей членов кооперативов в нужных товарах по до ступным ценам. Идеологическая платформа движения строи лась на принципах добровольности, самостоятельности, рав ноправия, взаимопомощи и свободного сотрудничества. Потребительская кооперация нашей области, зародившись в форме маслодельческих артелей, ведет свой отсчет с Никола евского и Васинского обществ потребителей, организованных в 1912 году. В годы своего развития, познав подъемы и спады, она неизменно проявляла жизнестойкость и отстаивала инте ресы пайщиков. На ней сейчас остро отражается экономиче ский кризис, который переживают страна и наш регион. Вме сте с тем она, представляя собой многоотраслевую организа цию, продолжает занимать заметное место в экономике обла сти. Об этом состоялся наш разговор с председателем Ново сибирского облпотребсоюза С. И. Липским, которого мы вме сте со всей организацией поздравили с праздником. Ч ___________________________________________ _______________________________________________ / областного союза в сф ере защиты инте ресов р ай онны х потреби тельских об ществ и пайщиков в органах власти и управления, в оказании консультацион ной и информационной помощи пред приятиям и организациям в экономиче ской и юридической деятельности, обес печении финансовой поддержки на ре гиональном уровне. Прошло реформирование по закреп лению собственности потребительской кооперации за пайщиками. Это было не обходимо для преодоления отчуждения членов потребкооперации от производст венного аппарата, для обеспечения всем пайщикам возможности распоряжаться результатами деятельности. Районные п о тр еби тел ьск и е общ ества получили полную самостоятельность в распоряже нии доходами, управлении собственно стью. На добровольной основе они могут объединяться в союзы и ассоциации. Взаимоотнош ения между потребитель скими обществами и облпотребсоюзом строятся на договорной основе. — Чем вызвано принятие пра вительством Российской Феде рации постановления по вопро сам потребительской коопера ции и появление последующих д окум ен тов , в том числе на уровне местной власти? — Кризисное положение потребитель ской кооперации препятствует закупке товаров для потребителей, не позволяет использовать имеющийся потенциал по закупке и переработке сельхозпродуктов. Учитывая, что с существованием потреб кооперации связаны жизнь и быт каждо го жителя села, правительство приняло постановление, которым определены ме ры помощи организациям. Далее п р ави тельство России и Центросоюз приняли со гл аш е н и е о в заим о о тн ош ен и ях на 1994 год. Такой же докум ент— соглаше ние между администрацией и облпотреб союзом — принят в нашей области. Следует отметить, что, подписав согла шение, облпотребсоюз взял на себя, а значит, и на систему потребительской кооперации, очень ответственные зада чи: обеспечить продажу необходимых то варов на 450 миллиардов рублей, заку пить сельскохозяйственных продуктов и сырья на 60 миллиардов, выработать на предприятиях товаров на 70 миллиардов рублей и так далее. Постановлением «О содействии деятельности потребкоопера ции области», принятым в июне этого года, администрация оказала существен ную поддержку нашим организациям , предоставила ряд льгот по налогообложе нию и выделила ссуду на пополнение оборотных средств. Мы понимаем трудность взятых на се бя задач по преодолению кризисной си туации, совершенствованию всех сторон деятельности потребительской коопера ц и и . Будем и с к а т ь р е з е р в ы , чтобы впредь не просить помощи, а рассчиты вать на собственные силы. Подготовила Н. ЗУБРИЦКАЯ. тины», что возглавляю мафию, торгующую билетами по завышенной стоимости. А у меня пачка писем в милицию и прокуратуру, сам до глубины души возмущен подобным произ волом... — Александр Михайлович, недавно ваш коллектив отметил свой юбилей... — В общем-то о юбилеях думать некогда. Лично я могу работать вообще без выходных, у нас ведь скользящий график, сейчас 27 мар шрутов обслуживаем. — Насчет заработков как у вас? — Самые низкие по региону — водители получают по 130—150 тысяч рублей, диспет черы — 70, мне недавно оклад подняли до 170 тысяч. Диспетчер в Барнауле в полтора раза больше получает, молчу уж про кемеровских водителей. — А коллектив у вас какой, как вы его оце ниваете? — Только за счет коллектива и держимся. Подавляющее большинство работников тру дится здесь по 15—20 лет. А такие, как В. Ф. Патрин, Н. П. Бирюлин, И. Ф. Ваврук, С. А. Кучина, В. И. Цуканова и другие, работают здесь около тридцати лет. Цены этим людям нет, спасибо им, что вокзал с работой справ ляется. — Вы не знаете, почему город не построил нормальный автовокзал? — спрашиваю руко водителя. Он пригласил зам. начальника С. А. Под дубную, работавшую около десяти лет началь ником автовокзала, и Светлана Анатольевна рассказала о нескольких таких попытках. Но то денег не было, то проекта, то с землеотво дом проблемы. И вот таким он и остался, наш автовокзал, — символ отношения власти к своему народу. ю. КОЗЛОВ. А в остальном, прекрасная маркиза... Имея общительный характер, с детства не люблю поезд. Альтернатива — самолет (быст ро и комфортно) куда более предпочтительна. Впрочем, из-за непомерных цен воздушный лайнер становится все менее доступным. Да и до того же Омска не такое большое расстоя ние. Билет в железнодорожных кассах на вокза ле сегодня купить не проблема. Хотя, как го ворят, разгар сезона. Постоял минут двадцать — и билет в кармане. Отказов почти нет. Од нако и здесь не обходится без маленьких хит ростей. На поезд Благовещенск — Москва продавали билеты лишь в купейные вагоны. А при отправлении оказалось — плацкартные вагоны полупустые. В купе подобрались пассажиры разношерст ные: женщина ехала до Барабинска, молодая пара — до Татарской. Потеряв в цене на би лете, постель они брать отказались. Молодая пара, правда, робко попыталась воспользо ваться своими постельными принадлежностя ми, но получила суровый выговор проводни цы. Запрещено в целях гигиены. Если раньше на голых полках спали лишь бомжи, то теперь постель зачастую отказываются брать и пасса жиры со средним достатком. Мои редакционные шесть тысяч (доплата за купейный комфорт) тоже оказались выбро шенными/на ветер. Сначала проводница, пе репутав расписание, разбудила нас среди но чи. Затем начали выходить один за одним по путчики. Так и не удалось заснуть. Единст венная радость — вагон достался новенький, чистый, уютный. А вечером проводник даже помыл пол в коридоре. Все попытки на железной дороге заполу чить достоверную информацию, как правило, обречены на неудачу. Начиная от цен на би леты, заканчивая различными доплатами. Единожды сев в фирменный поезд Новоси бирск — Омск, наивно полагала — все услуги входят в стоимость билета. Увы и ах... На мой вопрос — за что берется солидная «фирмен ная» доплата — бригадир поезда ограничился общими рассуждениями. В другой раз за про сроченные двое суток в камере хранения вок зала потребовали тройную оплату. На просьбу показать соответствующий документ отсылали от одной инстанции к другой. Омский перрон оказался пустым, и вышли на него всего три пассажира. «А раньше встре чали картошечкой, огурцами, колбасами и ку рами», — грустно пошутил кто-то из дальних пассажиров. Кстати, омский вокзал время от времени тоже «радует» приятными новшества ми. Теряя статус сытого города, предпринима ет судорожные попытки пополнить свой бюд жет. На этот раз взимали плату за передвиже ние по вокзалу (500 руб.). Причем, чтобы войти, купить билет и сесть в поезд, нужно было пройти три кордона. В любопытной ситуации оказались пасса жиры поезда Адлер — Новосибирск. Выско чив во время стоянки пополнить продуктовый запас на вокзале, вынуждены были заплатить взимаемую сумму, ибо забыли захватить свои билеты у проводника. Отдыхающих с юга, не смотря на время отпусков, в вагоне не было. Народ ехал по делам и имел вид озабоченный. Правда, удалось обнаружить группу студен тов, которая спешила отдыхать с рюкзаками на Телецкое озеро. О. КАМЕНСКАЯ. «Советская Сибирь» № 123, 2 июля 1994 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2