Советская Сибирь № 123 - 1994

Большой — Станислав Ильич, назовите, пожалуйста, цифры и факты, ха­ рактеризующие размах работы потребкооперации области в наши дни. — Она объединяет около четырехсот тысяч пайщиков, обслуживает свыше де­ вятисот тысяч жителей области, это 32,5 процента всего населения и 93 — сель­ ского. Потребительская кооперация име­ ет солидную сеть предприятий торговли, общ ественного питания, заготовитель­ ных и перерабатывающих предприятий: 2600 магазинов, 170 предприятий про­ мы ш л ен н о сти , 400 заго то ви тел ьны х пунктов, более 200 тысяч квадратных метров складских площадей, овощекар- тоф елехранилищ а емкостью 17 тысяч кубических метров. Социальную значи­ мость ее можно подтвердить следующи­ ми цифрами. За первое полугодие 1994 года товарооборот в системе облпотреб­ союза составит почти 100 миллиардов рублей. На собственных промышленных предприятиях произвели товаров народ­ ного потребления на 13,5 миллиарда рублей. Заготовили сельхозпродуктов и сырья на 4 миллиарда рублей. — Чтобы иметь такие весомые результаты в наше трудное вре­ мя реформ, вам, вероятно, тоже приходится реформироваться? — Ж изнь поставила перед нами ряд новых задач. Одна из них — наполнение деятельности подразделений демократи­ ческим кооперати вным и н тегр ац и о н ­ ным содержанием с опорой на самое широкое участие заинтересованного на­ селения. В первую очередь сельского. Изменились функции и усилилась роль • СЕРВИС В ПУТИ Вокзал автобусный: будни после юбилея Новосибирский автовокзал. Его скромное двухэтажное серое зданьице в начале Красно­ го проспекта хорошо известно новосибирцам, хотя гости не всегда понимают, что это и есть городской автовокзал. В двух его крошечных зальчиках всегда многолюдно. В застекленных комнатках наподобие скворечников работают кассиры. Народ толпится большей частью во дворе, даже в непогоду. Узкое заасфальтированное пространство ав­ тостоянок всегда заставлено автобусами. По­ дле разбитых лавок постоянно стоят люди у грубых металлических штырей, обозначаю­ щих место посадки. Автовокзал — одна из са­ мых горячих точек города, поостывшая разве что с тысячекратным удорожанием проездных билетов. Здесь активнее, чем в других местах, сталкиваются интересы жителей села, жажду­ щих иметь надежный, дешевый доступ к тем же городским магазинам. Вокзал обслуживают всего-то четыре десят­ ка человек да побольше сотни водителей ПАТП. И, если подвести некоторые итоги, ра­ ботают эти люди, я бы сказал, по-ударному. По информации руководства автовокзала, сейчас за день, считай за сутки, перевозится от 3 до 5 тысяч пассажиров. До удорожания проездных билетов возили вдвое больше. За 30 лет перевезли около 65 миллионов человек, не считая прибывших из других мест, — пол- России. — Бытовые проблемы у нас известные, — сказал начальник автовокзала А. М. Кулеш, — сейчас райцентры имеют вокзалы более вме­ стительные и приспособленные для работы. Я здесь человек новый, всего-то пять месяцев, но уже такого наслушался! Зимой пассажиры ме­ ня обвиняют, что я над ними издеваюсь — во­ дители машины не глушат и над площадкой стоит смог. Мы в каменном мешке, образован­ ном насыпью и соседними зданиями... Или вот еще новость: недавно узнал из «Момента ис• СЕГОДНЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ КООПЕРАЦИИ альянс и местный ^ Международный кооперативный альянс (МКА) в настоящее^ время насчитывает почти семьсот миллионов кооператоров восьмидесяти стран мира. У истоков рождения этой крупней­ шей неправительственной организации стояли и россияне, со­ здававшие потребительскую кооперацию для удовлетворения потребностей членов кооперативов в нужных товарах по до­ ступным ценам. Идеологическая платформа движения строи­ лась на принципах добровольности, самостоятельности, рав­ ноправия, взаимопомощи и свободного сотрудничества. Потребительская кооперация нашей области, зародившись в форме маслодельческих артелей, ведет свой отсчет с Никола­ евского и Васинского обществ потребителей, организованных в 1912 году. В годы своего развития, познав подъемы и спады, она неизменно проявляла жизнестойкость и отстаивала инте­ ресы пайщиков. На ней сейчас остро отражается экономиче­ ский кризис, который переживают страна и наш регион. Вме­ сте с тем она, представляя собой многоотраслевую организа­ цию, продолжает занимать заметное место в экономике обла­ сти. Об этом состоялся наш разговор с председателем Ново­ сибирского облпотребсоюза С. И. Липским, которого мы вме­ сте со всей организацией поздравили с праздником. Ч ___________________________________________ _______________________________________________ / областного союза в сф ере защиты инте­ ресов р ай онны х потреби тельских об­ ществ и пайщиков в органах власти и управления, в оказании консультацион­ ной и информационной помощи пред­ приятиям и организациям в экономиче­ ской и юридической деятельности, обес­ печении финансовой поддержки на ре­ гиональном уровне. Прошло реформирование по закреп­ лению собственности потребительской кооперации за пайщиками. Это было не­ обходимо для преодоления отчуждения членов потребкооперации от производст­ венного аппарата, для обеспечения всем пайщикам возможности распоряжаться результатами деятельности. Районные п о тр еби тел ьск и е общ ества получили полную самостоятельность в распоряже­ нии доходами, управлении собственно­ стью. На добровольной основе они могут объединяться в союзы и ассоциации. Взаимоотнош ения между потребитель­ скими обществами и облпотребсоюзом строятся на договорной основе. — Чем вызвано принятие пра­ вительством Российской Феде­ рации постановления по вопро­ сам потребительской коопера­ ции и появление последующих д окум ен тов , в том числе на уровне местной власти? — Кризисное положение потребитель­ ской кооперации препятствует закупке товаров для потребителей, не позволяет использовать имеющийся потенциал по закупке и переработке сельхозпродуктов. Учитывая, что с существованием потреб­ кооперации связаны жизнь и быт каждо­ го жителя села, правительство приняло постановление, которым определены ме­ ры помощи организациям. Далее п р ави ­ тельство России и Центросоюз приняли со гл аш е н и е о в заим о о тн ош ен и ях на 1994 год. Такой же докум ент— соглаше­ ние между администрацией и облпотреб­ союзом — принят в нашей области. Следует отметить, что, подписав согла­ шение, облпотребсоюз взял на себя, а значит, и на систему потребительской кооперации, очень ответственные зада­ чи: обеспечить продажу необходимых то­ варов на 450 миллиардов рублей, заку­ пить сельскохозяйственных продуктов и сырья на 60 миллиардов, выработать на предприятиях товаров на 70 миллиардов рублей и так далее. Постановлением «О содействии деятельности потребкоопера­ ции области», принятым в июне этого года, администрация оказала существен­ ную поддержку нашим организациям , предоставила ряд льгот по налогообложе­ нию и выделила ссуду на пополнение оборотных средств. Мы понимаем трудность взятых на се­ бя задач по преодолению кризисной си ­ туации, совершенствованию всех сторон деятельности потребительской коопера­ ц и и . Будем и с к а т ь р е з е р в ы , чтобы впредь не просить помощи, а рассчиты ­ вать на собственные силы. Подготовила Н. ЗУБРИЦКАЯ. тины», что возглавляю мафию, торгующую билетами по завышенной стоимости. А у меня пачка писем в милицию и прокуратуру, сам до глубины души возмущен подобным произ­ волом... — Александр Михайлович, недавно ваш коллектив отметил свой юбилей... — В общем-то о юбилеях думать некогда. Лично я могу работать вообще без выходных, у нас ведь скользящий график, сейчас 27 мар­ шрутов обслуживаем. — Насчет заработков как у вас? — Самые низкие по региону — водители получают по 130—150 тысяч рублей, диспет­ черы — 70, мне недавно оклад подняли до 170 тысяч. Диспетчер в Барнауле в полтора раза больше получает, молчу уж про кемеровских водителей. — А коллектив у вас какой, как вы его оце­ ниваете? — Только за счет коллектива и держимся. Подавляющее большинство работников тру­ дится здесь по 15—20 лет. А такие, как В. Ф. Патрин, Н. П. Бирюлин, И. Ф. Ваврук, С. А. Кучина, В. И. Цуканова и другие, работают здесь около тридцати лет. Цены этим людям нет, спасибо им, что вокзал с работой справ­ ляется. — Вы не знаете, почему город не построил нормальный автовокзал? — спрашиваю руко­ водителя. Он пригласил зам. начальника С. А. Под­ дубную, работавшую около десяти лет началь­ ником автовокзала, и Светлана Анатольевна рассказала о нескольких таких попытках. Но то денег не было, то проекта, то с землеотво­ дом проблемы. И вот таким он и остался, наш автовокзал, — символ отношения власти к своему народу. ю. КОЗЛОВ. А в остальном, прекрасная маркиза... Имея общительный характер, с детства не люблю поезд. Альтернатива — самолет (быст­ ро и комфортно) куда более предпочтительна. Впрочем, из-за непомерных цен воздушный лайнер становится все менее доступным. Да и до того же Омска не такое большое расстоя­ ние. Билет в железнодорожных кассах на вокза­ ле сегодня купить не проблема. Хотя, как го­ ворят, разгар сезона. Постоял минут двадцать — и билет в кармане. Отказов почти нет. Од­ нако и здесь не обходится без маленьких хит­ ростей. На поезд Благовещенск — Москва продавали билеты лишь в купейные вагоны. А при отправлении оказалось — плацкартные вагоны полупустые. В купе подобрались пассажиры разношерст­ ные: женщина ехала до Барабинска, молодая пара — до Татарской. Потеряв в цене на би­ лете, постель они брать отказались. Молодая пара, правда, робко попыталась воспользо­ ваться своими постельными принадлежностя­ ми, но получила суровый выговор проводни­ цы. Запрещено в целях гигиены. Если раньше на голых полках спали лишь бомжи, то теперь постель зачастую отказываются брать и пасса­ жиры со средним достатком. Мои редакционные шесть тысяч (доплата за купейный комфорт) тоже оказались выбро­ шенными/на ветер. Сначала проводница, пе­ репутав расписание, разбудила нас среди но­ чи. Затем начали выходить один за одним по­ путчики. Так и не удалось заснуть. Единст­ венная радость — вагон достался новенький, чистый, уютный. А вечером проводник даже помыл пол в коридоре. Все попытки на железной дороге заполу­ чить достоверную информацию, как правило, обречены на неудачу. Начиная от цен на би­ леты, заканчивая различными доплатами. Единожды сев в фирменный поезд Новоси­ бирск — Омск, наивно полагала — все услуги входят в стоимость билета. Увы и ах... На мой вопрос — за что берется солидная «фирмен­ ная» доплата — бригадир поезда ограничился общими рассуждениями. В другой раз за про­ сроченные двое суток в камере хранения вок­ зала потребовали тройную оплату. На просьбу показать соответствующий документ отсылали от одной инстанции к другой. Омский перрон оказался пустым, и вышли на него всего три пассажира. «А раньше встре­ чали картошечкой, огурцами, колбасами и ку­ рами», — грустно пошутил кто-то из дальних пассажиров. Кстати, омский вокзал время от времени тоже «радует» приятными новшества­ ми. Теряя статус сытого города, предпринима­ ет судорожные попытки пополнить свой бюд­ жет. На этот раз взимали плату за передвиже­ ние по вокзалу (500 руб.). Причем, чтобы войти, купить билет и сесть в поезд, нужно было пройти три кордона. В любопытной ситуации оказались пасса­ жиры поезда Адлер — Новосибирск. Выско­ чив во время стоянки пополнить продуктовый запас на вокзале, вынуждены были заплатить взимаемую сумму, ибо забыли захватить свои билеты у проводника. Отдыхающих с юга, не­ смотря на время отпусков, в вагоне не было. Народ ехал по делам и имел вид озабоченный. Правда, удалось обнаружить группу студен­ тов, которая спешила отдыхать с рюкзаками на Телецкое озеро. О. КАМЕНСКАЯ. «Советская Сибирь» № 123, 2 июля 1994 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2