Советская Сибирь № 123 - 1994
У истоков СУРОВОЙ ОРАВДЫ Дед Костя всегда оказывался в центре внимания. Он ни с кем не спорил, никому ничего не доказывал: все у него получалось как-то непринужденно, будто само собой к слову пришлось. Мно го интересных историй и случаев из своей жизни рассказал он. Бывало, вспоминая о прожитом, старик волновался до слез. 1. ТАК ВОТ И ЖИЛИ — Что и говорить, трудновато приходилось бедному мужику в старые времена, — расска зывал он. — Никаких у него прав не было. Кто побогаче, тот и сильнее. В нашей деревне Усть- Сумы из 350 дворов всего пять-шесть справных хозяев было, на них и работали всем селом. У богатых лучшие земли, много скота, хорошие постройки, плуги, сеялки, молотилки. Попробуй, бывало, не угодить в чем-то богатому, потом сам не рад будешь. Возьмите нашу семью: большая была и вечно голодала. Тихон Мелешенко моего отца всю жизнь притеснял. Помню, приходит он как-то к нам, злющий до невозможности. Мы, дети, еще маленькими были. Батька больной на печке ле жал. — Лежишь? — сурово спросил Тихон. — Больным прикинулся? Грех на душу — детей сиротить, не то удушил бы паразита! Такая вот злоба была у человека. Пожаловаться на притеснения богатых можно было лишь Богу, но Бог высоко, наши молитвы до него не доходили. А на земле, в Усть-Сумах, божескими делами управлял священник — ба тюшка Андрей. Был в то время на деревне обычай освящать дворы. За такую услугу батюшку полагалось благодарить. Твердых расценок не было. Платили кто сколько может. Если любишь Бога и хочешь для себя счастья, сам должен понять, чего это стоит. Нужда вконец заедала нашу семью. Босы, голы и поесть нечего. Родители решили позвать на помощь попа. Пока батюшка ходил по наше му двору с кадилом, отец с матерью советова лись между собой, чем заплатить ему за услугу. За освящение двора нужно уплатить рубля три. Как быть? Разменять четвертную было негде. Выкладывать перед попом все 25 рублей, со бранные на покупку коня, опасно. Мать не ре шалась. Отец ее успокоил: — Не сомневайся, жена, у святого отца денег много. Небось, не одну сотенную бумажку мо жет разбить на рубли. Закончив святое дело, поп, ничуть не смуща ясь, взял со стола выложенную перед ним чет вертную, не моргнув глазом, опустил ее в кар ман и повернулся, чтобы уйти. — Куда же ты, батюшка Андрей? - поблед нел отец. — А сдача?.. — Какая еще сдача? — повернулся к нему поп. С тем и ушел. Вместо обещанного благопо лучия священник одним махом отобрал у нас последнюю надежду на облегчение в жизни. Маму водой отливали. Пожаловаться на попа можно было опять же лишь самому Богу. Про бовали — молились всей семьей, да что толку... 2. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ . — Про коллективизацию мне лучше бы по молчать. Хвастать нечем, - говорил дед Костя, — но, коль настаиваете, так тому и быть, рас скажу. Надо же как-то ослобонить свою душу от тяжести. В колхоз-то я, друзья, после всех вступил, вот в чем закавыка. Добро бы несозна тельным или подкулачником каким был, а то ведь голь перекатная, К этому времени жил от дельно. своей семьей, пятеро ребятенков по лавкам бегали. Газеты читал самостоятельно, в активе бедноты состоял, сельским исполнителем от народа был избранный, знак отличия на груди носил. Скажем, раскулачивать кого надо — коммунисты Шабашова (то есть меня) с собой берут. Но это уже после, когда начали колхоз строить, а поначалу у нас коммуна была. «Па мять Ильича» называлась. Многие тогда вступили в коммуну, а мне страшно. Ну как, думаю сам себе, лишиться все го?.. Плохое хозяйство, да свое. Как ни говори — Гнедко, корова, овцы, инвентарь хоть и плохонь кий, да свой. Отдай все это двде, а потом вы глядывай? Нет, лучше синичка в руках, чем жу равль в облаках. Да и те подогревали, у которых мы батрачили, а потом их же кулаками прозы вать стали. Но это уже после, когда разобрались, а в то время они были просто мужики зажиточ ные. К примеру сказать, братья Одереи - Лукь ян. Митрий и Андрей; Максим Чуйко, Герасим Федченко. Земли у них много имелось, инвен тарь хороший: жатки, сенокосилки, грабли кон ные, скота много. А братья Волкодавовы — Петр и Андрей — молотилку свою имели. Председателем коммуны был Виталий Волков, друг мой закадычный и авторитет для меня не пререкаемый, такой же голоштанник, как и я, в газетах разбирался, поговорить с народом умел. Всех подкупало его безупречное прошлое. Про его отца, революционера, истории рассказывали. Любил я его, словно брата, походить на него во всем хотел. А вот как стал Виталий председате лем коммуны, бояться его начал. Встретимся, бывало, он и говорит — Не слыхал? Костя Курский Ивану Чижику косу под лопатку загнал. — За что? — спрашиваю. — Да опять, — говорит, — межи не поделили. Ну а ты, — интересуется, — как, на своей полосе останешься или к нам пойдешь? Молчал. Сомнение у меня большое. Посмот рю, думал сам себе, как дальше пойдет. К тому времени коммуна получила от госу дарства трактор новенький — «Фордзон». Что было! По воскресеньям наряжался народ полу чше и шел смотреть, как трактор пашет. Мако вым цветом полоса цветет от платков женских, бывало. Кто в коммуне не состоял, того близко к трактору не допускали. Первыми трактористами были Пашка Федоров и Николай Бухтияров. Им больше всех улыбок от девок доставалось. Герои! Завидно мне, сахаром в душу! И страшно, черт возьми: а ну как не получится у них жизня? Так оно и вышло. Через год распалась коммуна. Самая заваруха началась в 1930-м году, ког да приехали ,к нам из Ленинграда рабочие Петр Боевой и Анна Налетова — двадцатипятитысяч ники, коммунисты до мозга костей, за мировую революцию готовы душу отдать. Петр колхоз возглавил, а Налетова первым бухгалтером была. Поначалу собрали вокруг себя местных комму нистов, таких, как Гавриил Дорошенко, Иван Ре- шетов, Сергей Дьяков. Иван Ошейчик, Алексей Теклюк. Ячейку создали. Первым парторгом был Алексей Теклюк. Виталий Волков, хоть и беспар тийный, помогал им во всем. Коммуну в колхоз переименовали, на собрании приняли устав ар тели, повели агитацию. Первыми подали заявления в колхоз Филипп Ольховик, Михаил Дьяков. Иван Жмуренко, Ар сентий Дорошенко. Из райколхозсоюза, что был в Каргате, ссуду от государства получили; семе на, машины, лошадей с конной базы. Дело по маленьку пошло. Тех, которые мешали колхоз строить, начали голоса лишать, из деревни вы селять. До смерти не забыть, как Лукьяна Одерея раскулачивали. Весной, в самую распутицу. Ут ром, чуть свет, стучится ко мне Алексей Теклюк: — Собирайся, — говорит. — быстрехонько. Костя, на дело серьезное пойдем, да не забудь «медаль» свою прицепить. Будем сейчас Лукь яна выселять. Собрались мы человек пять, к Лукьяну при шли. Хозяйка во дворе коров доила, а хозяин, надевши сапог на руку, дегтярным квачем ак куратно орудовал. Лукьян встретил нас со злобой, — Вот, — сказал он жене. — Пришли, Ориша, гады ползучие, выгонять нас из дому. Бросила Арина на пол ведра с молоком да в горницу, упала на кровать в истерике, ни живая, ни мертвая. — Поторапливайся, дадя Лукьян, — молвил Теклюк. — Времени на сборы мало, через два часа подводы подадим. Собирай, что можешь с собой взять. Прошлепал Лукьян по разлитому молоку, на чал амбары открывать. На улице уже народу по лно. С того края улицы дикие вопли и причита ния разносились - там Боевой с Волковым «работали»... Время шло. Колхозники уже несколько уро жаев собрали, а мы. единоличники, по-старому жили. На собраниях люди шумели: — Сколько можно уговаривать несознатель ных? — Уезжай от нас, куда хочешь, не позорь сельский Совет и деревню всю, — заявил как-то мне в открытую председатель сельсовета Фо менко. — Денег на дорогу соберем, и подавайся в город куда-нибудь, а? Растерялся я: кому нужен в городе, что.там делать буду я, крестьянин, костями к земле при росший? Всю ночь не спал, с женой разговаривал. А утром запряг Гнедка в телегу, собрал инвентарь ручной, веревки, какие были, и на колхозный двор приехал. С тех пор в колхозе навсегда. 3. колхоз - В Усть-Сумах четыре колхоза было: «Ле нинский путь», «Память Ильича», «Красная за ря» и колхоз имени Грядинского, — продолжал дед Костя. — В 1937-м году колхоз имени Гря динского расформировали. Потому что товарищ Грядинский. сказали нам. больше не товарищ, а враг народа. Вывеску сняли, печать со штампом аннулировали. После этого осталось три колхоза. У нас, в «Ленинском пути», например, 500 гек таров пахотной земли было. Я к колхозу привык, понравилась мне артельная жизнь. Все работы испытал: пахал, сеял, сено метал, на стройке ра ботал, даже руководить приходилось. Когда вернулся домой с фронта, колхоза сво его не узнал: покосилися дворы, что после кол лективизации строили, тягла нет, инвентаря нет, на весь колхОз четыре лошади, которых и за прячь не во что. Из МТС для полевых работ да вали два колесных трактора, которые большей частью простаивали из-за поломок. Землю жен щины да подростки на своих домашних коровах обрабатывали. Хоть убейся — больше двухсот гектаров сеять не могли, да и те сорняками за растали. На фермах сорок коров, от которых ты сяча килограммов молока на голову — и весь надой. Колхозники на трудодень почти ничего не получали. Молодежь в город подалась. Усадьбы опустели, колодцы бурьяном заросли. От дерев ни в триста пятьдесят дворов осталось восемь десят хат. Назначили меня бригадиром. С чего начать — ума не приложу. Помню, в 1946-м году, в по севную. настроили мы хорошенько свою технику, круглосуточный сев организовали. А тракторы светом не оборудованы. Заправил я керосином фонарь деревянный со стеклами вставными и всю ночь впереди агрегата бегом, чтоб след трактористу показывать. А когда рассвело, побе жал в деревню за продуктами для трактористов и сеяльщиков. Пораньше, думаю, чтобы к утрен ней пересмене поспеть. Можно бы и на лошади, да 'конь у нас в бригаде всего один был. Не дай Бог в тракторе поломка какая, в МТС срочно на до, а на чем? Нет, думаю, пусть Арзюрюм (так мерина звали) сено пожует, а я пешком сбегаю. Пять километров для солдата, хоть и старого, не расстояние... Две сумки с продуктами через плечо переки нул, штаны засучил и бегом через лужи в бри гаду, От сапог тяжесть лишняя, опять же худые они были, вода в них долго не задерживалась — одно хлюпанье. Бегу. А навстречу мне из кустов уполномо ченный, что на посевную к нам из райисполкома был прислан, вроде комиссара ко мне пристав лен. Сам он не то в кожсырье, не то в утиль сырье директором был. Все указания насчет сева он мне давал. Земля еще не подошла, а он на стаивает: — Сеять пора! — Рано. — говорю ему. А он угрожает за срыв посевной ответственностью в уголовном порядке. Или наоборот даю наряд приступить к севу, а он мне: — Земля недостаточно обработана, не меньше в три следа еще боронить нужно. А зачем, скажите вы мне, землю десять раз перегребать, иссушать, когда она уже готова и ищет семян? Ну так вот, встретились мы, он верхом на Ар- зюрюме, и двустволка у него в руках. Поохо титься на зорьке выехал. Затряслось во мне все нутро: «Кто, спраши ваю, разрешил лошадь взять?!». Комиссар "мой замялся. — Слезай, — командую ему. — сию минуту и чтоб духу твоего не было в бригаде! В райис полкоме расскажешь, за что из бригады прогна ли. Натянул он легонько поводья на мерина гу бами чмокнул, я для него вроде бы место пустое. Не стерпел я, как хвачу его за патронташ на по ясе да с лошади, двустволка в сторону отлетела. «Дальше можешь путешествовать пешком», — говорю. Лошадь забрал, в бригаду на поводу свел. Вечером в сельсовет вызвали. Там, кроме председателя и уполномоченного, участковый милиционер меня дожидался. Началось следст вие. Как и при каких обстоятельствах я оскорбил уполномоченного? Не надо мне таких уполномоченных, которые не помогают, а мешают в работе. А уполномоченный спрашивает: — Сколько времени ты. Шабашов, на фронте был? — Четыре года, — отвечаю, — воевал. — Мало. Жалко, война кончилась, тебя бы «партизана» надо еще лет на десять в самый огонь бросить, чтобы научился мирную жизнь ценить. Затрясло меня, как в лихорадке. Не мог сдер жаться, чтоб на словах свои понятия насчет вой ны и мира выложить, схватил со стола черниль ницу хрустальную, а уполномоченный молнией в дверь шмыг. Сказал я тогда в сельсовете: «Дайте мне воз можность самому сев провести, на мое усмот рение, а осенью, если что не так с урожаем по лучится, тогда уж ваше дело, ставьте к стенке Шабашова». Пришлось поработать много. На отдельных участках, где сыро было, вруч ную сеяли. Сам не спал и другим не давал. Больше всех моим сынам доставалось. Чужого нельзя заставить круглосуточно работать, а мои хлопцы сами шли. Петьку один раз чуть было не запахали трактором, когда он. сонный, свалился с плуга, из сил выбившись. Но и пшеничка уродила в том году — дай Бог здоровья! А осенью пошли дожди заливные. Небо слов но разверзлось, ни на один день просвету. На полосу не то что с комбайном — с жаткой не суйся. Хоть на лодке въезжай. Заплакала пше ничка моя. Посмотришь - душа кровью обли вается. Организовали ручную косьбу. Литовки, серпы в ход пустили. Не у одного меня кровяные мозоли на руках лопались. Хлеб убрали весь до последнего колоса. Заскирдовали, обмолотили, просушили. Семена засыпали и план государст венный по сдаче хлеба выполнили. Только на этом делО не кончилось. Приезжает из района уполномоченный, тот самый, и требует отвезти семенное зерно в заготзерно. Я, конечно, проте стовать начал. — Ты, Шабашов, — говорит мне уполномо ченный, - враг народа! Страна нуждается в хле бе сегодня, а ты о будущем печешься. Без нас с тобой подумают, чем сеять, наше дело — хлеб давать. Без этого не поднимешь страну из пепла, и в сельском хозяйстве тракторов и комбайнов не прибавится. Отвезли семена в Каргат, сдали. А я целый год после этого ходил, как гусак побитый, который не сумел своих гусят защитить.. Про все не расскажешь. Всякое было. Труд ностей и лишений в нашей жизни больше, чем радостных, счастливых дней. Но вот что интерес но: предложи мне сейчас единоличную жизнь — нипочем не соглашусь. Понравилась мне кол хозная. А если бы еще убрать из нее все пере косы-перегибы? В 1947 году мы праздновали 30-летие Со ветской власти, Анна Налетова письмо присыла ла. Поздравляла всех, делами нашими интересо валась и про товарищей спрашивала. А про Пет ра Боевого ничего не слышно. Хороший человек был. ..Давно уже нет среди нас деда Кости. А рас сказы его по сей день живут в памяти односель чан. Когда я сравниваю сюжеты этих рассказов с тем, что происходит сегодня, мне становится не по себе. Не радуют меня перспективы ни кула ков, ни тем более батраков. Когда я мысленно вижу себя или своих сыновей в их роли, мне становится тяжело на душе. ВЛАДИМИР ЗАЙЧЕНКО. Каргатский район. «Советская Сибирь» Ш № 123, 2 июля 1994 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2