Советская Сибирь, 1993, №068

ОТЧЕТ ГЛАВЫ АДИИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ В. П. МУХИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДИИНИСТРАЦИИ В 1992 ГОДУ ( До к л а д на с е с с и и о б л а с т н о г о С о в е т а н а р о д н ы х д е п у т а т о в ) (Продолжение. Начало на 1-й стр.). Прежде всего, речь идет об актах, в которых устанавли­ ваются льготы для многодет­ ных семей, инвалидов, детей. Для их реализации требуют­ ся миллиардные затраты, но у нас их нет в бюджете. В связи с этим их реализация практически невозможна, что вызывает справедливые воз­ мущения этих категорий на­ селения. Администрация об­ ласти настойчиво выражает свое несогласие с подобной практикой. I. Практическое осуществление социально-экономических преобразований Администрацией области была разработана и одобрена облсоветом программа дейст­ вий по стабилизации эконо­ мического и социального по­ ложения, направленная на разрешение первоочередных и перспективных проблем, со­ вершенствование системы уп­ равления. На ее основе осу­ ществлялась система меропри­ ятий по достижению стабили­ зации в финансово-кредитной сфере, структурной перестрой­ ке экономики, в том числе конверсии оборонной про­ мышленности, развитию при­ ватизации и предпринима­ тельства, обеспечению насе­ ления продовольствием, ре­ гулированию в установленных пределах цен и тарифов, со­ циальной защите малообеспе­ ченных слоев населения. Одной из своих первооче­ редных задач администрация считала формирование поли­ тики структурных преобразо­ ваний в народном хозяйстве. С этой целью разработана программа структурной пере­ стройки экономики, которая охватывает 46 целевых на­ правлений и которая должна быть осуществлена до конца 1995 года. При разработке этих доку­ ментов решалась задача: оп­ ределить те ключевые сферы, поддержка которых позволит обеспечить «выживаемость* нашей'экономики в переход­ ный период и одновременно продвижение к той ее струк­ туре, которая необходима в будущем. Приоритетными сфе­ рами производства на средне­ срочный период определены: продовольствие, энергетика, конверсия, товары народного потребления, транспорт, связь и информатика. Что же каса­ ется социальной сферы, то это: поддержка образования, культуры и искусства, обес­ печение гарантий в сфере здравоохранения, охраны ма­ теринства и детства. Пакет программ не может рассматриваться как завер­ шенный документ. Требуется его дальнейшая проработка с точки зрения конкретизации, количественной детализации отдельных положений, форм, этапности и приоритетов. В качестве первого этапа такой доработки служит па­ кет 17 первоочередных про­ грамм, проработанных и от­ правленных по взаимной до­ говоренности в Совет Мини­ стров — правительство Рос­ сийской Федерации для по­ лучения налогового кредита в размере 28—30 миллиардов рублей в год. Их реализация даст возможность достичь позитивных сдвигов в ограни­ чении спада производства в промышленности области и в постепенном наращивании объема продукции сельского хозяйства. Пакеты этих про­ грамм в настоящее время име­ ются в правительстве Россий­ ской Федерации и находятся на рассмотрении в Минэконо­ мике и Минфине России. Структурная перестройка экономики включает в себя и процесс конверсии. Админи­ страция области стремилась придать системный характер этой работе. Отсутствие средств для планомерного про­ ведения перестройки произ­ водств с военных на граждан­ ские нужды, разрыв традици­ онных связей не позволяют пока остановить как общий спад выпуска продукции, так и сокращение численности работающих на предприятиях этого комплекса. Учитывая это, нами (с уча­ стием специалистов отраслей оборонной промышленно-сти) подготовлено 30 программ конверсии по 13 приоритет­ ным направлениям развития производства гражданской продукции и товаров народ­ ного потребления. Все они включены в перечень конвер­ сионных программ для пре­ доставления целевых креди­ тов. Общий объем предостав­ ленного Минфином России в прошлом году целевого креди­ та составил 2,8 миллиарда рублей. Помимо этого, администра­ ция приняла постановление «О разработке комплексной программы конверсии научно- технического потенциала и производственных мощностей оборонного комплекса г. Но­ восибирска и области*. , Был роздан творческий коллектив, который сформировал концеп­ цию построения комплексной программы конверсии. Она одобрена постоянными комис­ сиями областного Совета на­ родных депутатов. Сейчас идет разработка конкретных направлений программы. Наряду с этим совместно с руководителями оборонных предприятий подготовлены предложения по поддержке деятельности оборонного комплекса, которые необхо­ димо незамедлительно ре­ шать на государственном уровне. Администрация по­ ставила их перед Председате­ лем Совета Министров — правительства Российской Федерации, а также минис­ терствами экономики, финан­ сов и обороны России. В результате проводимых мер по конверсии оборонной промышленности в текущем году удельный вес граждан­ ской продукции в этом комп­ лексе достигнет 78 процентов, в том числе товаров народно­ го потребления — 35 процен­ тов. Предстоит освоить вы­ пуск новых изделий для агро­ промышленного комплекса и других отраслей народного хозяйства. К сожалению, помощь этим предприятиям со стороны го­ сударства чрезвычайно мала. Более того, в последнее вре­ мя делаются попытки пере­ ложить на местный бюджет финансирование социальной сферы предприятий, подверг­ шихся конверсии. Эта ситуа­ ция пока до конца не прояс­ нилась. но администрация изыскивает пути оказания финансовой поддержки пред­ приятиям оборонного комп­ лекса. Составным элементом структурной политики адми­ нистрации области стало со­ действие развитию предпри­ нимательского сектора эконо­ мики. Нами разработан про­ ект программы поддержки и развития предприниматель­ ства на 1993—1995 годы. Вы помните о том, что на преды­ дущей сессии областного Со­ вета нашло поддержку пред­ ложение администрации о создании финансового фонда развития малого и среднего бизнеса за счет внебюджет­ ных средств. Сейчас в этом направлении развернута соот­ ветствующая работа. На мой взгляд, для созда­ ния условий предпринима­ тельству местные Советы, ор­ ганы исполнительной власти на местах должны инициа­ тивнее и активнее включать деловые круги в выполнение основных экономических про­ грамм. Им надо на самом де­ ле создавать режим льготного налогообложения в приори­ тетных отраслях производ­ ственной сферы, содейство­ вать формированию инвести­ ционных компаний, в том числе с привлечением иност­ ранного капитала. Стимули­ ровать выделение предприни­ мателям земельных участков и помещений для расширения производства. Приватизация — одно из направлений деятельности областной администрации по формированию рыночной эко­ номики. Процесс этот слож­ ный и противоречивый. С точ­ ки зрения нормативной и ме­ тодологической базы, он во многом не проработан, а с точки зрения его глобальных последствий, к тому же и во многом непредсказуемый. Мы здесь, в области, дела­ ли все возможное для отно- сительновбезболезненного хо­ да приватизации. В кратчай­ шие сроки была создана сис­ тема органов приватизации, подготовлены кадры, привле­ чены специалисты высокой квалификации, налажена ме­ тодическая .помощь. Полным ходом идет «малая» привати­ зация и процесс акциониро­ вания крупных предприятий со стоимостью основных фон­ дов более 50 миллионов руб­ лей. В реестре обязательного акционирования их более 60. Практически закончена выда­ ча приватизационных чеков, их получили 2,7 миллиона че­ ловек. Начались чековые аук­ ционы. Созданы первые ин­ вестиционные чековые фон­ ды, выданы первые лицензии с правом оперировать вауче­ рами. Приватизировано более 630 предприятий на общую оце­ ночную стоимость, превы­ шающую 4 миллиарда руб­ лей. В бюджет всех уровней поступило свыше 1,6 милли- эрда рублей, в том числе в областной — 300 миллионов рублей. Из общего количества при­ ватизированных предприя­ тий 360 продано трудовым коллективам, 169 — юриди­ ческим лицам и 68 — част­ ным. Продолжается .процесс раз­ граничения собственности между республикой и об­ ластью. В собственность об­ ласти передано около 300 предприятий, в основном аг­ ропромышленного и строи­ тельного комплексов, строй­ индустрии. На первый взгляд, все идет хорошо. Темпы, динамика приватизации соответствуют средним показателям по Рос­ сии. Во всяком случае, по приватизации предприятий розничной торговли, бытового обслуживания и общественно­ го питания наша область в 3 —4 раза превышает показа­ тели, окажем. Тюменской об­ ласти. Но чувства удовлетво­ ренности этим нет. Пока сме­ на форм собственности не да­ ет зримых изменений л эф­ фективности производства, качестве товаров и услуг. Думается, что в текущем году администрации придется вплотную заняться качествен­ ной стороной дела, ее соци­ альной результативностью. Единственное, что сейчас, безусловно, радует, — что, развертывая процессы прива­ тизации, удалось избежать социальных катаклизмов и нарушений законодательства. Впереди у нас массовые че­ ковые аукционы. Мы должны сделать все возможное, чтобы граждане области, особенно труженики бюджетной сфе­ ры, военнослужащие, домохо­ зяйки и пенсионеры увидели хоть какой-нибудь положи­ тельный смысл в широко раз­ рекламированном процессе ваучеризации. Наконец, пред­ стоит разработать и утвер­ дить областную программу приватизации, акцентируя внимание на региональном аспекте приватизации, допол­ нительных гарантиях сохра­ нения профиля предприя­ тия, ассортимента, объемов оказываемых услуг. Действуя в пределах своей компетенции, администрация Области осуществляла регули­ рование цен и тарифов. Для предприятий всех форм соб­ ственности установлены пре­ дельные уровни рентабельно­ сти и торговых надбавок на все виды хлеба, молоко, не­ жирный творог. Ограничена рентабельность оптовых пред­ приятий торговли и автотран­ спортных предприятий по пе­ ревозке мясных и молочных продуктов. Регулярно прово­ дятся проверки соблюдения ценовой дисциплины. За ее нарушения в прошлом году в бюджет взыскано свыше 68 млн. рублей. Совместно с тер­ риториальным управлением Государственного антимоно­ польного комитета ведется работа по контролю за дея­ тельностью предприятий- монополистов. Вследствие уменьшения производства товаров пред­ приятиями области, сокраще­ ния их завоза оставалось на­ пряженным положение на по­ требительском рынке. Рост цен на товары более чем в три раза опережал де­ нежные доходы населения. Снижена продажа основных продуктов питания, одежды, обуви, бытовой техники. Зна­ чительно свернуто оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности. Финансовое состояние предприятий торговли — не­ достаток собственных обо­ ротных средств — снизило платежеспособность пред­ приятий и ограничило по­ ступление товаров в рознич­ ную сеть. Структурные преобразова­ ния, ликвидация централи­ зованного управления позво­ лили предприятиям приобрес­ ти большую хозяйственную самостоятельность, наряду с этим возникли серьезные трудности, связанные с на­ лаживанием связей, изыска­ нием ресурсов, работой с бан­ ками. Активно проявились нега­ тивные явления, выраженные в нарушениях прав потреби­ телей и предпринимателями, осуществляющими торговлю. В общих тенденциях, кото­ рые стали проявляться, есть и положительные: явно идет движение к созданию кон­ курентной среды, предприя­ тия новых форм собственно­ сти работают не хуже, а где- то и лучше государственных, и явно, что смена форм соб­ ственности предприятий не явилась главной причиной низкого пока уровня обслу­ живания населения. (Для при­ мера : система потребитель­ ской кооперации осталась прежней, не поменяла своей организационной структуры, но и эта «целостность» не дала возможность наполнить товарами магазины в селе). В законах о местном са­ моуправлении, о краевом, об­ ластном Совете и краевой, об­ ластной администрации четко определены полномочия орга­ нов власти в отношении тор­ гового и бытового обслужи­ вания населения. И наиболее полное использование полно­ мочий позволяет устранить массу нарушений в сфере тор­ говли. Особую роль здесь должны играть создаваемые органы по защите прав по­ требителей при местной ад­ министрации. В условиях отсутствия отраслевых органов уп­ равления и контроля, суще­ ствование которых вполне обо­ снованно прекращено, недо­ статочное внимание к дея­ тельности предприятий тор­ говли, общественного пита­ ния слишком дорого обходит­ ся потребителю. Сегодня са­ мым эффективным контроле­ ром и регулятором по зако­ ну может быть только орган исполнительной власти на месте. Это очевидно. Время иллюзий, что само существование законов опре­ деляет их беспрекословное вы­ полнение, прошло. Необходи­ мо принуждение. Главы го­ родских, районных админист­ раций, эта работа — на вас, и спрос — с вас. Областная администрация, используя закон о поставках товаров для государственных нужд, формирует ресурсы для гарантированного обеспече­ ния основными продовольст­ венными товарами лечебных, детских учреждений, сто­ ловых учебных заведе­ ний. Принимает меры по закупке зерна для про­ довольственных нужд, обе­ спечению детским питанием, для закупки которого выделе­ ны льготные кредиты. На ме­ стном уровне эти действия не­ обходимо дополнить мерами, обеспечивающими постоян­ ное наличие в торговле това­ ров первой необходимости. На примере Ленинского рай­ она г. Новосибирска экспери- ментируется форма расчетов за хлеб, молоко, которая по­ зволит упорядочить расчеты за основные продовольствен­ ные товары и, следовательно, обеспечить их постоянное на­ личие в продаже. Пока задей­ ствованы около 50 магази­ нов. Через 3—4 недели эту систему расчетов попытаемся распространить на всю сеть. Используя представленное законодательством право, ад­ министрация области стано­ вится активным участником межрегиональных и внешне­ экономических связей. Первая задача, которая решалась в этой сфере, — содействие предприятиям в обеспечении производственных процессов, сохранении их хозяйственных связей с партнерами по быв­ шему СССР. С' этой целью в прошлом году администраци­ ей области были подписаны договоры о взаимовыгодном сотрудничестве с 40 террито­ риями, в том числе с региона­ ми Кыргызстана и Литвой. На основании этих договоров, например, успешно решались вопросы с Кемеровской обла­ стью по поставкам угля, чугу­ на и стального проката; с Красноярским краем — угля, шин, строительных красок, линолеума и ДВП; с Алтай­ ским краем — по полиамиду; с Иркутской областью — по лесной продукции. На пред­ приятиях нашей области раз­ мещались заказы из Кузбас­ са на изготовление горно­ шахтного оборудования. На 1993 год договоры за­ ключены уже с 59-ю региона­ ми Российской Федерации. Например, подписаны согла­ шения с правительствами Москвы, Санкт-Петербурга, ведущими министерствами Республики Беларусь. Другой мерой сохранения хозяйственных связей пред­ приятий со своими смежни­ ками в других странах СНГ было лицензирование вывоза производимой продукции. За прошлый год комитетом по внешнеэкономическим и меж­ региональным связям админи­ страции области выдано поч­ ти 2200 лицензий. В услови­ ях разрушения централизо­ ванной системы материально- технического снабжения был обеспечен как сбыт произве­ денной продукции, так и встречная поставка техниче­ ского сырья, комплектующих изделий и товаров народного потребления. Хотя здесь мы столкнулись с массой нере­ шенных проблем, начиная от неурегулированности систе­ мы платежей, особенно на Украину, недостатка финан­ совых средств для оплаты по­ ставок и до транспортных не­ урядиц при отправке грузов. ^В дальнее зарубежье пред­ приятия и—организации об­ ласти в истекшем году поста­ вили машин, оборудования, сырья, материалов и товаров почти на 1,6 миллиарда руб­ лей. Объем бартерных сделок достиг 433 миллионов рублей. По-прежнему остается не­ значительной доля поставок по прямым производственным связям. Это снижает возмож­ ности области в получении не­ обходимых медикаментов, продовольствия, товаров для населения, современного тех­ нологического оборудования. Исходя из этого, мы ориенти­ руем предприятия и организа­ ции на вывоз изделий обраба­ тывающей промышленности, возможно, что и военной тех­ ники в том числе. Впервые в прошлом году области были выделены регио­ нальные экспортные квоты на 15 тыс. куб. метров лесо- и пиломатериалов, 10,8 ТЫР. тонн металлопроката, 2 тыс. тонн нефти, 5 тыс. тонн лома и отходов черных металлов. По этим квотам было выдано 9 лицензий в соответствии с заключенными договорами на поставку необходимого техно­ логического оборудования, медицинских препаратов, про­ дуктов питания и промыш­ ленных тр^арра для населе­ ния. По 6 лицензиям реализо­ вано на экспорт 4,9 тыс. куб. метров лесо- и пиломатериа­ лов и 188 тонн металлопрока­ та. Взамен поставлено дерево­ обрабатывающее оборудова­ ние на 60 тыс. долларов США и продукты питания. Осталь- ’ные квоты по разным причи­ нам не использованы. Конеч­ но, нас это не устраивает. В этом году мы создали специ­ альную комиссию по распре­ делению региональных квот. Они теперь выделяются толь­ ко на определенный срок, под конкретный контракт, для производителей, как правило, под поставку оборудования, для других предприятий и ор­ ганизаций — для решения приоритетных для области со­ циальных и производственных задач. В целом за прошлый год в областной валютный фонд по­ ступили средства в размере 230 тыс. фунтов стерлингов. В области зарегистрировано 104 предприятия с иностран­ ным капиталом. Открыты или близки к завершению перего­ воры об открытии представи­ тельств крупных зарубежных фирм, в частности, герман­ ских концернов «БАСФ*, «Байер*, южнокорейского — «Самсунг» и других. Начал работать областной инфор­ мационно - экономя в е с к и й центр в Германии. В соответ-, ствии с подписанным с пра­ вительственным агентством США соглашением ведется ра­ бота по реализации проекта строительства международ­ ного аэропорта в Новосибир­ ске. Эти меры призваны обес­ печить выполнение и другой поставленной во внешнеэконо­ мической деятельности адми­ нистрации задачи использо­ вать внешнеэкономические связи как дополнительный фактор структурной пере­ стройки экономики области. Среди ключевых направле­ ний деятельности админист­ рации было проведение зе­ мельной реформы, создание условий для равноправного развития различных форм собственности и хозяйствова­ ния на селе. На первом ее этапе прове­ дена инвентаризация сельхоз­ угодий, определены объемы работ по освоению и улучше­ нию сельскохозяйственных угодий. Общая площадь для коллективного садоводства доведена до 24 тысяч гекта­ ров. Размер предоставляемо­ го садового участка, увели­ чился с 4 до 6—10 соток. В прошлом году полностью удовлетворены заявки жела­ ющих посадить картофель. Для развития личных подсоб­ ных хозяйств определена пло­ щадь размером 2,1 тысячи гектаров. В 20 районах облас­ ти создан земельный фонд для беженцев, вынужденных пере­ селенцев и военнослужащих. Жителям Новосибирска для индивидуального жилищного строительства передан 521 гек­ тар земли, из них на террито­ рии города — 123 гектара. Постоянное внимание уде­ лялось фермерскому движе­ нию. На начало текущего го­ да организовано 4160 кресть­ янских хозяйств. За ними за­ креплено 243 тысячи гектаров земли, средний земельный на­ дел составил 58,5 гектара. Из бюджета области на финан­ сирование строительства 3-х экспериментальных фермер­ ских хозяйств выделено 46 млн. рублей. В прошлом году фермерами продано государ­ ству 32 тысячи тонн зерна, произведено молока 5,7 ты­ сячи тонн, мяса — 760 тонн, картофеля — 9 тысяч тонн и овощей — 800 тонн. Цифры скромные, но первый шаг сде­ лан. Как вы знаете, в прошед­ шем году проводилась боль­ шая и ответственная работа по выполнению указа Прези­ дента и постановления пра­ вительства Российской Фе­ дерации по реформированию хозяйств. По состоянию на 1 марта текущего года из 610 хозяйств, подпадающих под реорганизацию, зареги­ стрировали свои уставы и форму собственности на зем­ лю 467 хозяйств, или 92 про­ цента. Создано 332 акционер­ ных общества, 4 ассоциации крестьянских хозяйств, 12 то­ вариществ с ограниченной от­ ветственностью, 2 агрофирмы, 20 коллективных хозяйств. Наряду с этим 47 хозяйств сохранили свой статус. Конечно, в земельной ре­ форме, как во всяком новом и сложном деле, да еще опира­ ющемся на несовершенное и неполное законодательство, возможны недостатки и упу­ щения. Регулярно проводимые специалистами облкомзема, управления сельского хозяй­ ства проверки выявляли и нарушения сроков рассмот­ рения заявлений о выделении земли, и попытки появления «номенклатурных* фермеров, и задержки выдачи государст­ венных актов, распределения земельных и имущественных паев. По веем таким фактам принимались меры к их уст­ ранению. Так же мы будем действовать и в этом году. Но при этом мы будем решитель­ но противодействовать попыт­ кам организовывать различ­ ного рода спекуляции, в том числе и политические, вокруг этих недостатков. К сожалению, проведение реформы сопровождается ухуд­ шением дел в сельском хозяй­ стве, особенно в животновод­ стве. Только за прошлый год в общественном секторе пого­ ловье крупного рогатого ско­ та сократилось на 89 тысяч голов, резко упала продук­ тивность. С каждым днем усу­ губляется ситуация в отрас­ лях промышленного птице­ водства и свиноводства, где резко уменьшилось поголовье птицы и свиней. Специализи­ рованные предприятия на се­ годня не способны обеспечить население цыплятами и поро­ сятами, наметился полный упадок бройлерного производ­ ства. Отрасли из высокорен­ табельных превращаются в убыточные. С целью стабилизации поло­ жения и недопущения полно­ го развала животноводческой отрасли, администрацией в течение прошлого года на компенсацию убытков живот­ новодческим комплексам и специализированным свино­ совхозам из областного бюд­ жета было выделено 132 мил­ лиона рублей, а для закупа кормов — почти 600 миллио­ нов рублей. На накопление фуражных ресурсов птицеводческим фаб­ рикам и свиносовхозам уда­ лось получить кредиты в раз­ мере 2,6 миллиарда рублей. Это дало возможность допол­ нительно закупить 120 тысяч тонн фуражного зерна. Кроме того, администрация сама вы­ делила 200 млн. рублей пти­ цеводческим хозяйствам на приобретение кормов. В настоящее время органи­ зована внутриобластная пе­ реброска 200 тыс. тонн соч­ ных и грубых кормов. Нам удалось ,в правитель­ стве решить вопрос о поддерж­ ке племенных хозяйств. Из федерального бюджета на эти цели выделено 40 миллионов рублей. В целом на дотацию жи­ вотноводческой продукции, реализуемой в государствен­ ные ресурсы, в истекшем го­ ду из федерального бюджета получено 3,7 миллиарда руб­ лей. Следует сказать, что не все уж так у нас плохо в сельском хозяйстве. Положительным в работе хозяйств является то, что большинство из них ста­ ли заниматься возделыванием масличных культур, органи­ зацией переработки маслосе- мян на месте, производством качественного растительного масла, обеспечением населе­ ния этим продуктом. Неплохо налажено возделы­ вание гречихи и ее переработ­ ка в хозяйствах Краснозер- ского, Карасукского, Наган­ ского, Ордынского районов. Заслуживает всяческого одобрения выращивание са­ харной свеклы. Все убеди­ лись, что растет эта культу­ ра во всех зонах и дает не­ плохой урожай с высоким со­ держанием сахара. В прош­ лом году собрано более 22 ты­ сяч тонн сахарной свеклы. Примером ее выращивания могут служить хозяйства Ко- ченевского, Колыванского, Искитимского, Ордынского и Карасукского районов. Ад­ министрация области для за­ купки техники на возделыва­ ние сахарной свеклы в 1992 году выделила беспроцент­ ный кредит в размере 15 мил­ лионов рублей. Особое внимание сейчас должно быть уделено подго­ товке к предстоящей посев­ ной. С учетом погоды осени прошлого года предстоит вы­ полнить весьма значительные объемы по подготовке земли. Беспокойство вызывает низ­ кое состояние готовности тех­ ники, запасов горюче-смазоч­ ных материалов, состояние дел с семенами. Сельскохозяй с т в е н н ы е предприятия зако н ч и л и прошлый год с прибылью в сумме 10 миллиардов рублей. Однако ее не хватает на то, чтобы провести мероприятия, связанные с получением уро­ жая 1993 года. Только на го­ рюче-смазочные материалы и запчасти необходимо 4,5 мил­ лиарда рублей. Есть еще одно опасение. В условиях нынешней политики ценообразования хозяйства всех форм собственности мо­ гут в волевом порядке перей­ ти на режим простого само­ обеспечения, отказавшись от производства невыгодных им с экономической точки зре­ ния видов продукции. В этой обстановке мы внес­ ли предложение в прави­ тельство об открытии в пер­ вую очередь специальной льготной кредитной линии для агропромышленного комплекса области в размере 24 миллиарда рублей. Ус­ корить выделение кредита под фьючерские сделки на закупку зерна из урожая 1993 года в размере около 10 миллиардов рублей, решать вопрос о выделении финан­ сов на пополнение оборотных средств в объеме 10 миллиар­ дов рублей. В период работы VIII Съезда народных депу­ татов Российской Федерации мы просили правительство немедленно задействовать ме­ ханизм реализации всех по­ зиций своего же постановле­ ния' «О чрезвычайных мерах финансовой поддержки агро­ промышленного комплекса Российской Федерации *. Ду­ маю, что депутаты областно­ го Совета поддержат такую тактику действий. Предметом повышенного внимания администрации об­ ласти являлась работа по формированию государ­ ственных ресурсов продоволь­ ствия и обеспечению промыш­ ленности сельскохозяй­ ственным сырьем. Были дове­ дены объемы обязательных поставок продукции, органи­ зовано заключение договоров контрактации сверх обяза­ тельных поставок, осуществ­ лялся контроль за использо­ ванием государственных ре­ сурсов и вывозом сельскохо­ зяйственной продукции пу­ тем выдачи лицензий. Прора­ батывались вопросы разви­ тия перерабатывающей и пи­ щевой промышленности об­ ласти и другие. Готовились соответствующие предложе­ ния и обращения Президен­ ту, Верховному Совету, пра­ вительству России, минис­ терствам и ведомствам. В то же время в результа­ те резкого ухудшения эконо­ мического положения сель­ ских товаропроизводителей, по итогам прошлого года, за­ купки молока сократились на 26 процентов, мяса — на 21 процент, яиц — на 33 про­ цента, шерсти — на 21 про­ цент, картофеля — на 60 про­ центов и овощей — на 31 процент. Разумеется, все это отрицательно сказалось на использовании мощностей предприятий пищевой и пе­ рерабатывающей промыш­ ленности. Однако такая си­ туация возникла не только из-за снижения производ­ ства сырья. Она возникла еще и из-за того, что теперь про­ изводители сельскохозяй­ ственной продукции имеют право распоряжаться ею по своему усмотрению. В такой обстановке адми­ нистрация решает задачу: как оставить в 1993 году не­ обходимые сырье и продук­ ты для обеспечения области в условиях постоянного взвинчивания цен из-за опе­ режающего роста доходов на­ селения в соседних регионах. В настоящее время опреде­ лены необходимые объемы поставок для федеральных и собственных нужд зерна, кар­ тофеля, овощей, животно­ водческой продукции. Они доведены до администраций районов. Готовятся докумен­ ты, определяющие механизм формирования и использова­ ния государственной продук­ ции с помощью государ­ ственных заказчиков, взаимо­ отношения с которыми стро­ ятся на договорной основе. Однако состояние дел в аг­ рарном секторе сложнейшее, если не сказать катастрофи­ ческое. Нам в голову еще в доперестроечные времена вби­ то, что наше сельское хозяй­ ство вопиюще неэффективно по сравнению с фермерством США и Западной Европы. Я, как и многие другие люди, непосредственно не связан­ ные с сельским хозяйством, тоже верил этим воззрениям, пока не пришлось, а вернее, пока не получил сравнитель­ ную информацию, пока лич­ но не познакомился с цифра­ ми и фактами, лишенными идеологических выводов, пока не познакомился близко с са­ мими фермерами Европы и США, пока не окунулся в круговерть проблем сибир­ ских деревень и сел. Скажу откровенно: я не в восторге, как устроено наше сельское хозяйство, — возможности улучшения его огромны. Но они могут быть реализованы только через кропотливую работу, только через разви­ тие, а не через презрение к селянам и разрушение того, чем мы реально обладаем. Еще в начале 80-х годов, работая директором завода и отвечая за шефские связи со Здвинским районом, всегда говорил, что нам, прежде все­ го, надо говорить селянам спасибо за их труд. А если уж их сравнивать с заокеан­ скими фермерами, то уж тог­ да по цифрам. Итак, в области числен­ ность работников АПК — 182 тыс. человек, из них в сельхозпредприятиях (колхо­ зы, совхозы или, как сей­ час, АО) трудится 163,5 тыс. чел. В Америке по этому объему трудилось бы 17 тыс. человек. Но это сравнение абсурдно, т. к. на деле это дает возможность трудиться 182 тьгс. человек, плюс еще около 800 тыс. членов семей и пенсионеров, и если с этой точки зрения посмотреть на безумную теорию поголовной фермеризации с/х, то речь идет о политике разрушения образа жизни села, да и в це­ лом нашей страны. И если у нас на селе будет, как в Ев­ ропе или Америке, — это значит, что в области десят­ ки тысяч людей будут согна­ ны с земли, а старики и пен­ сионеры пойдут в богадельни. Не этого ли хотят новоявлен­ ные земельные реформато­ ры?! Теперь о дотациях. Людей постоянно пугают ужасаю­ щими цифрами дотаций в с /х . Посмотрим, какие же до­ тации в странах заокеанско­ го рая- На один га сельскохо­ зяйственных угодий США — 222 в 86 г., Европы — 1099, НСО — 6 руб. ,в 89 г. На 1 работающего США — 28 тыс. долларов, Европы — 14,3 тыс. долларов, НСО — 340 руб. в 1989 г. и 200 руб. в 1992 г., с учетом инфляции. Нашим колхозам и совхо­ зам такие дотации не могут присниться даже в самых невероятных снах. Если эти дотации дать НСО — 3 млрд, долларов, пли, по нынешнему курсу, 2 триллиона 100 мил­ лиардов ру*б., то это пре­ вышало бы в стоимости все ваучеры России — 1,5 трил­ лиона рублей. Важнейшее условие нор­ мальной работы сельского хо­ зяйства — дороги. На 1000 кмг территории в НСО приходится 22 км дорог с твердым покрытием, в США — 601, во Франции — 1364, даже в Польше — 493 км. И если сравнивать нас с США, то речь должна идти о мощ­ нейших структурных сдвигах и огромных капиталовложе­ ниях, и никакой демагогией Черкиченко и иже с ним преобразователям колхозов и совхозов эту задачу не ре­ шить. Можно только удив­ ляться, как наше село еще выживает в этом беспределе,^ когда у него осенью покупают зерно по 10 тыс. за тонну, а затем сеют его в Канаде по 70 тыс. за тонну, и при этом громогласно унижают селян, что они-де работают неэф­ фективно. Вот такие факты. Я вношу на решение сес­ сии облсовета предложения: для того, чтобы остановить спад с /х производства, сдер­ жать рост цен на первооче­ редные продукты питания, по состоянию на 1 апреля пере­ смотреть статьи бюджета и направить на дотацию с /х производства дополнительно не менее 25 млрд, рублей. Ад­ министрация готова к 25 ап­ реля — 1 мая представить свои расчеты, предложения и источники финансирования. Кризис платежей, расстрой­ ство финансового обращения, разрыв хозяйственных свя­ зей создали острейшую ситуа­ цию в промышленности. Но дело не только в этом. Неко­ торые наши руководители понадеялись на помощь го­ сударства, опоздали с пере­ профилированием, недоста­ точно знают рынок сбыта своей продукции. В первом квартале прошло­ го года мы рассмотрели на специальном совещании ме­ ры по стабилизации работы промышленности с участием руководителей предприя­ тий. По его итогам направле­ ны правительству конкретные предложения в части коррек­ тировки кредитно-финансо­ вой, ценовой политики и по совершенствованию взаимо­ расчетов. Администрация области в свою очередь приняла рас * поряжение о мерах по улуч­ шению расчетов, на основа­ нии которого проведены внутрирегиональные, внут­ риотраслевые и межхозяй­ ственные взаиморасчеты. Эго помогло уменьшить более чем в 3 раза имевшуюся задол­ женность. Однако ввиду не­ совершенства хозяйственного механизма эта проблема вновь обострилась. Взаимные неплатежи снова растут. Очень много времени при­ шлось заниматься разрешени­ ем проблемы наличного де­ нежного обращения, которая резко обострилась во втором квартале прошлого года. Был установлен ежедневный конт­ роль за работой банков и сбо­ ром выручки, подготовлены и реализованы пакет програм­ мных действий, обращений в Верховный Совет и прави­ тельство Российской Федера­ ции. Совместными усилиями удалось снять дефицит де­ нежной наличности, со вто­ рой половины прошедшего го­ да выплаты заработной пла­ ты, пенсий и других пособий по этой причине не сдержи­ ваются. Принятые меры по • стаби­ лизации денежного обраще­ ния и кредитования хозяйств позволили в некоторой степе­ ни «притушить» имеющиеся здесь проблемы. Но решить вопрос о сокращении количе­ ства убыточных предприятий не удалось. С вступлением в силу с 1 марта 1993 года За­ кона о банкротстве придется всем нам понять, что дальше так продолжаться не может, да и не будет. Итоги ушедше­ го года ясно говорят, что са­ мой главной, самой приори­ тетной задачей в 1993 году является сдерживание инфля­ ции. В свою очередь это тре бует, чтобы прибыль, кото­ рая формируется у пред­ приятий за счет увеличения цен на собственную продук­ цию, не направлялась бы к фонды потребления, а шла главным образом на форми­ рование возросших оборотных средств. Мало того, придется Увязывать заработную плату с результатами производ­ ственной деятельности пред­ приятий. (Окончание на 5-й стр ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2