Советская Сибирь, 1990, № 270-271

П о к л о н и т е с ь д еревенским п ус ты р я м Светлая память и с ч ез н у вш им деревням К у йбышевского района Н о в о с и б и р с к о й области : Со ко ло вке , Баргазам, Соскулю , К ра с н о - г о рке , Ове чки но, Барэбуш ке , Трехречке. .. Помяните все дере вни по именно, По кл он и тес ь всем дере вням по районно . Н е у х о ж е н ны м могилам и крестам. Покл он и тесь де ревенским пустырям В с е м с т ар уш ка м покл онитесь д о земли. Ч то в г о д и н у нас от голода спасли. Ч то держали в с ю де ревню на себе, Покл онитесь п о ко с и вш е й с я избе. И над пр опа с тью у топи й и прожектов, Над величием амбиций и прое ктов . После д о л г о г о и го рь ко го раздумья Очертите прошлое безумье. И , по ка явшись у т и х о го жилища, По кл онитесь дере венским пепелищам. В. Т Ы Р Ы Ш К И Н . Ф о т о Н. Стацевича. \ ВСЕ у них с п о к о й н о и ладно в то время, к а к мы бьемся в к р у г у неурядиц, к о т о р ы м и буквально ощ етинилась вся наша ж и з н ь , сжались в к о м о к о т с ош ед ш и х на стра ну злобы, беднос ти, коры с ти . К ак тут не по за видовать, мо ж е т быть, ед инств енная сем ья в окру г е , где м и р и п о ко й . Оба и з ве р ую щ и х семей, так к а к с л у ж е н и е бо г у для них т а к же ес тественно, к а к дыхание. П о з ­ н аком ил и с ь самым заурядным о б р а з о м . Юная ра ди о мон таж ни ­ ца приехала на п р а к т и к у в Барнаул, на том же заводе работал по сле ар мии Сергей . Жили в од ­ ном о бщ еж и ти и . У красивой Светланы недост атка в по кл о н ­ н и ка х не было, но для всех невыполнимым к азалось ее у с л о ­ вие: венчаться . А Серг ей Госу- д а р к и н с ра до стью согласился, тем более, что эт о н и ка к не шло вразр ез с его у беждениями . Ро дился Сашенька . Беленький , ясноглазый . И вдруг несчастье — тяжело заболел. В бол ьнице сказал и , что нет ни малейшей надежды спасти ребенка, о н обречен. И тогда молодая мать забрала его до мо й . Пусть лучше, сказ ала, о н у меня дома умр ет , чем у вас по д иглами. Решили с Се ргеем, что надо о к ­ рестить Сашу, будет хоть за к о ­ го б о г у молиться , если даже у м ­ рет. Я н и к а к не о ц ен и ваю ситуацию , п р о с т о по следовательно пе редаю и х ра с с ка з . В М ар и и н- ск е, где они в т у п о р у жили, ц е ркви не было, пр ишлось ехать в с о с е д н и й г о ро д . Окр естили и стели молиться с в ят ом у Пантелеймону, к а к научила Свету тетка. О д и н с р е б ен к ом водится, д р у г о й на коленях с т о и т перед обр азам и . В о б щ е м , д о м о й о н и п р и в е з л и з д о р о в о г о с ы н а . В ы м о л и л и . А ч е р е з н е н о т о р о е в р е м я е щ е о д ­ н а б о л е з н ь д о г н а л а С а ш у . П р и ­ ш е д ш а я п о в ы з о в у д о к т о р ш а п о з л о р а д с т в о в а л а : — Ч т о , в ы л е ч и л а р е б е н н а 7 С м о т р и , п р е д с м е р т н ы е с у д о р о ­ г и н е п р о с л е д и . И о п я т ь о н и о т м о л и л и с ы н о ч ­ к а . Т е п е р ь С а ш а г л а в н ы й п о ­ м о щ н и к о т ц а с м а т е р ь ю в в о с к ­ р е с н о й ш н о л е — и л а м п а д у з а ж ж е т , и п о д с к а ж е т н о в и ч к а м о т в е т н а т р у д н ы й в о п р о с . Ш е с т ь л е т н а з а д с е м ь я п р и ­ е х а л а в Б а р а б и н с к . С е р г е й с т а л и е р е е м С в я т о - П о к р о в с к о г о х р й - м а , С в е т л а н а — р е г е н т ш е й ц е р ­ к о в н о г о х о р а , а С а ш а п о ш е л в п е р в ы й к л а с с . В о з в р а щ а е т с я и з ш к о л ы с о б и д о й : с т а р ш е к л а с ­ с н и к и п о с а д и л и е г о н а п л е ч о и п р о н е с л и п о в с е й ш н о л е — с м о т р и т е п о п е н к а . — Ч т о ж т у т о б и ж а т ь с я , — у с ­ п о к о и л о т е ц . — Е с л и я п о п , т о т ы п о п е н о к и е с т ь . М а л ь ч и ш к а р а с т е т п о д в и ж ­ н ы й , э н е р г и ч н ы й , к о н ф л и к т о в в м а л ь ч и ш е с к о й с р е д е у н е г о п р а к т и ч е с к и н е б ы в а е т . П р а в д а , т у т к а н - т о с л у ч и л о с ь н а к у л а ­ к а х о т с т а и в а т ь в е р у . П р и х о д и т д о м о й : я в н о с п о л е й с р а ж е н и й . — А ч т о , — э т о о н в а д р е с с в о е г о з а к а д ы ч н о г о д р у ж к а . — К а к с о м н о й и г р а е т , г о в о р и т , ч т о Б о г е с т ь , а п о р у г а е м с я , с р а ­ з у к р и ч и т , ч т о е г о н е т . — Т р у д н о управля ть ся с пятерыми? — с пр аш и в аю Светлану. — д а нет,— улыбается она ,— все к а к - т о иде т само собой . У к а ж д о г о св ое дело есть, все о х о т н о по м о гаю т мне и д р у г ДРУГУТ о л ь к о что ушли в школу мальчишки. Дома шестилетняя Таня и совсем крошечная Ксения. В разго вор взрослых они не встревают, но понравиться ч уж о й тете, видно, хочется. К с ю ­ ша время от времени появляется на поро ге с веником и возит им по полу. Еще она очень любит мыть п о суду . У Тани дела поважнее. Она уже м о ж е т накрыть на стол, пр иго товить салат на в сю семью. В от сутствие мамы — отличная хозяйка. В этом доме детей любят, но не балуют. — У меня мама всегда говорила: люби ребенка в душе. Не с ю с ю к а й , а по мо ги ему стать человеком,— делится секретом Светлана. Бабушек и дедушек рядом нет и не было, так что все заботы о детях несут на с в ои х плечах. Труднее всего пришлось с Сашей. Чтобы не отдавать его в сад и к ( « к т о там его будет воспи тывать?»), работали в разные смены, передавая ребенка с рук на р у к и . Очень рано стали приучать к самостоя тельнос ти: пусть лучше о д и н побудет, чем с чуж и м человеком. К о м у и з нас не з н а ко м а такая картина? ! Полчаса до го вариваешься с сыном или д о ч ко й : я тол ько до бе г у до с оседнего магазина, к у п л ю молока , а ты по ­ сиди од и н . И телевизо р в клю ­ чишь, и к а с с е т у с любимой с к а з ­ к о й в магнитофон вставишь . А тол ько за по ро г — в квартире рев, и весь д о го в о р п о б о к у . У Гос уд ар и ко вы х ж е д е т и рано по нашим ме рк ам взр осл ею т духовно, учат ся отвечать за себя и за то г о , к т о младше. Э то закладывается постепе нно, по к и р п и ч и к у . Любая помощь пр инимаетс я с благода рнос тью: «Ты молодец! Постарался, вот все у тебя и получилось». Если потребуется переделать, то тайком, чтобы не заметил «о сн ов ­ ной работн и к» . Здесь берегут д о с т ои н с тв о д р у г друга . «Отстань», « Н е твое дело» в семье не в ход у . На любой вопр ос от ­ вечают подр обн о и терпеливо, на уро вн е по няти я ребенка. О Д Н А Ж Д Ы Саша попро сил к у п и т ь ему маленьк ую к у к о л к у . По до р о ге до ­ мой раскрыл маме с екре т п о к у п ­ ки: — Я ее буду ко р м и ть , она вырастет и станет моей сес трен ­ кой . Светлана уже ждала вто ро го ребенка, но все уверяли , что будет мальчик, п о э т о м у ответила Саше: — С к у кл о й ничего не полу ­ чится, она не жив ая . В о т будет у нас с к о р о маленьк ий ребенок, это д р у г о е дело. Т о л ь к о сест рен - В их доме тепло и ую т н о . З а ­ ботливая хо з яй к а , добрый умелый хозяин , пятеро детей — что еще н у ж н о для счастья! Оно у них и есть. Сп окой н ое , несу етное счастье. Эту семью а Ба рабинске долго провожали молчаливыми взглядами, теперь привы кли, по ­ тому что если от бросить чисто условные пр и зн ак и — Сергей и Света служители церкви , то получается самая обыкновенная семья. Т ол ько , может быть, н е ­ смотря на молодость, мудрости жи т е й с к о й побольше. ка доро го с тоит. Я поеду в больницу и там по смо трю по деньгам. Если хватит — к у п лю сестренку, а не хватит, тогда братика. Саша моментально взял под контроль все родительские пок у п к и : зачем купили конфеты, зачем купили мясо — и т а к денег на сес тр ен ку не хватает. Отк азывался даже от обновок. А когда до мо й принесли Таню- шу, он с пе рвого дня стал ей няньк ой . Убирал комнату , гладил пеленки, а маленько подросла, выводил на прогулку . Мать с от ­ цом, уходя на службу, а эт о по меньшей мере на 4 часа, с п о к о й ­ но оставляли на него дочь. Тане не было и пяти, когда родилась К сюш а и т о ж е вмиг повзрослела, озарилась трогательной любовью старшего к младшей. Теперь уже они гладили пеленки и убаю кивали сест ­ ренку, н и ка ко й ревности, н и ко г ­ да. Главное качество всех детей Светланы и Сергея — по слушание. Она не без горд ости говорит, что дети не закатят истерики в магазине: дай, к у п и . Не попросят пельменей, ко гд а я ставлю на стол кар т о ш ку . Они знают, есть пр аз д н и ки и есть будни. Ум ею т ог раничивать свои желания. Если в о з н и к аю т вопросы, она с п о ко й н о объясняет т о т или и н ой свой по с ту п о к , с детьми го во рит на равных, но слово старшего тем не менее закон . — Наверное , Бога боятся? — Нет,— разъясняют мне.— М ы и х учим любить Бога. Они боятся греха, боятся совершить дур н ой п о с т у п о к ,— это да. В и х с е м ь е в х о д у б и б л е й - с н н е и с т о р и и , п р и м е р ы и з ж и з ­ н и п р а в е д н и к о в . Р а с с к а з ы в а ю т и с т о р и и о б р а з н о , к а к б у д т о с а ­ м и б ы л и т о м у с в и д е т е л я м и . Н а п р и м е р : о д и н м о н а х у ч и л д в у х у ч е н и к о в . О д и н б ы л с м и ­ р е н н ы й н п о с л у ш н ы й , д р у г о й — н е о с о б е н н о . И в о т к а к - т о А в в а , т а к н а з ы в а ю т у ч и т е л я , у с л ы ш а л с р е к и к р и к о п о м о щ и . — Ч е л о в е к т о н е т , п о м о г и т е е м у , — с к а з а л у ч е н и к а м . П е р в ы й и з н и х с р а з у к и н у л с я в ы п о л ­ н я т ь п р и к а з , а д р у г о й с к а з а л : « с е й ч а с » . И в о т ч т о в ы ш л о : п е р в ы й д о б р а л с я д о у т о п а ю щ е г о « п о в о д е , к а к п о с у х у » и с п а с , а в т о р о й с а м н а ч а л т о н у т ь . И л и е щ е . И о д н о м у м о н а х у п р и ш е л д р у г о й и п о п р о с и л у н е г о п р и с т а н и щ а . Т о т с у д о ­ в о л ь с т в и е м п р е д о с т а в и л е м у с о ­ с е д н е е ж и л и щ е . П о н а ч а л у ж и л и в л а д у . Н о с т а л з а м е ч а т ь х о з я ­ и н , ч т о и н о в о с е л у л ю д е й и д е т б о л ь ш е , ч е м к н е м у . И з а в и с т ь е г о о д о л е л а . П о с ы л а е т у ч е н и и а и в е л и т ч е р е з н е г о с о с е д у у х о ­ д и т ь . А у ч е н и к п р и ш е л в д о м и г о в о р и т с т р а н с т в у ю щ е м у м о н а ­ х у : « У ч и т е л ь п о с л а л м е н я с п р а ­ в и т ь с я о в а ш е м з д о р о в ь е » . М о ­ н а х о т в е т и л , ч т о п р и б о л е л и п р о с и т г о с т е п р и и м н о г о с о с е д а п о м о л и т ь с я з а н е г о . Э т о т р а з ­ г о в о р у ч е н и к п р и н е с с в о е м у у ч и т е л ю в с о в е р ш е н н о и н о м в и д е : « М о н а х с н а з а л , ч т о з а в т р а у й д е т » . Н о п р о х о д и л д е н ь , д р у ­ г о й , н е д е л я , а с о с е д н е у х о д и т . И в н о в ь п о с ы л а е т А в в а с в о е г о у ч е н и к а г н а т ь з а с и д е в ш е г о с я г о с т я . И т о т в н о в ь п р и н о с и т г о н и м о м у с л о в а з а б о т ы , я к о б ы о т л и ц а с в о е г о н а с т а в н и н а . Т а и п р о д о л ж а е т с я н е с к о л ь к о р а з , п о к а у ч и т е л ь о к о н ч а т е л ь н о н е т е р я е т т е р п е н и я . — Я с а м п о й д у , — г о в о р и т , — и в ы г о н ю е г о . Н о у ч е н и к е г о о п е р е ж а е т и у в е д о м л я е т с о с е д а : с е й ч а с п р и ­ д е т м о й у ч и т е л ь с п р а в и т ь с я о в а ш е м з д о р о в ь е . « Ч т о ж е о н , — р а с с т р о г а л с я т о т , — я б ы с а м п р и ш е л к н е м у » . И в ы ш е л н а ­ в с т р е ч у . А в с т р е т и в , с т а л с е р ­ д е ч н о б л а г о д а р и т ь з а п р и ю т и з а б о т у . У ч и т е л ь с т р о г о с п р о с и л с в о е ­ г о у ч е н и к а : « Т ы т о ч н о п е р е д а ­ в а л в с е , ч т о я г о в о р и л ? » И п о ­ к а я л с я т о г д а у ч е н и к , и р а с с к а ­ з а л , к а к б ы л о . Т у т у ч и т е л ь з а п ­ л а к а л , о п у с т и л с я п е р е д н и м н а к о л е н и и с к а з а л : « Т е п е р ь т ы м о й у ч и т е л ь , а я т в о й у ч е н и к » . Т ак они го воря т с детьми о з ак он ах ж и з н и . На т а к и х примера х убе ж д а ю т в о всемогуществе добра. А мы о чем говорим со своими наследниками? С к а з о к - т о добрых не знаем , не го воря уже о поучительных историях , к о т о ­ рые призваны питать д уш у ребенка, сеять благославенные с е ­ мена, кот орые дадут нашим сы ­ новьям и дочерям душевное равновесие, ус тойчивость в ж и з ­ ни, а нам в будущем с п о ко й н у ю стар ос ть. Куда там! Ради с и ю м и ­ нутных дел и ценностей кидаем на детсад и школу ос новное дело своей ж и з н и и собираем потом камни. А что еще могло вырасти в пустыне? С Л У Ш А Л А Госуд арки ных взахлеб, боясь пр о п у с ­ тить ч то-то из главного, к а к будто читала захватываю ­ щий детек тив. Все хотела выведать тот главный секрет, к о т о ­ рый позволяет им жи ть умно и достой н о . У н и х нет страха за завтр ашний день. Они не стоят в очередях, не хв ат аю т в про к те остатк и товар ов , которыми еще т о р г у ю т магазины. — С божьей помощью все переживем. Хотя вот рассказывали детям, что с к о р о все будет д оро го , а значит, больше надо полагаться на свои силы, быть бережливее. К пр ос той пище они пр ивыкли. С т ро го соблюдают по сты и не только 7-недельный перед Пасхой, но и еженедельно в среду и пя тницу на столе только о в о ­ щи. Правда, у отца Се ргия в связи с рынко м по явилось куда больше забот, чем тольк о о своей семье. Если подскочат цены, надо заводить подсобное х о з я й с т ­ во и открывать пр ию т для бедных. Уже и сейчас в це рковной с т о р о ж к е время от времени ж и ­ вет кто -то из о д и н о к и х с тариков А тогда во с к о л ь к о раз возра стет потребнос ть в помощи! - С благословения настоятеля п р и х од начинает пр оникаться заботой о бедных, неимущих. Кто кар т о ш ку , кто од ежду н ен ужн ую соберет. Отец Се ргий заг ружает все это в свой видавший виды « М о с кв и ч » и везет н ужд аю щ им ­ ся. В делах пр и х ода к р у т и т с я с у т ­ ками , едет в др уги е районы, где нет церкви. Ни ра зу не отк а зы ­ вал в помощи больным, выезж ает по первому зов у . Посещает школу-интернат для детей-сирот. ведет занятия * вос к р е с н о й школе. Конечно, так о г о отца дети боготворят. ...Мальчиш ки вернулись с полдо ро ги : — Мам , Славка кеды забыл. Славка и Тамара появились в семье сравнительно недавно Вн езап но умерла сестра Сергея, и он забрал осиротевших ее детей. Приняли, обогрели , п р и л ^ - кали, к ак могли. Летом дом пр и ­ рубили, и теперь всем хватает места. Светлана хвалится: — Все сами делали. В о т эту стен ку Славка с Сашей мазали В ы р о с л а с е м ь я — в ы р о с л и и з а б о т ы . У п р а в л я ю т с я с н и м и б е з п а н и к и и н е р в о т р е п к и . З а л е т о у с п е в а ю т в ы р а с т и т ь к у р , г у с е й и л и у т о к , с м о т р я к а к о й м о л о д н я к у д а е т с я д о с т а т ь . Е с т ь о г о р о д . Н о в о т н е м о г у т к у п и т ь с т и р а л ь н у ю м а ш и н у , а н а р у к а х п о п р о б у й п е р е с т и р а т ь н а т а к у ю с е м ь ю . М н о г о с и л о т н и м а ю т в с е в о з м о ж н ы е б ю р о к р а т и ч е с к и е « п р о к а з н и к и » . П р и м н е , н а п р и ­ м е р , у л а м ы в а л и п р е д с е д а т е л я н е с у щ е с т в у ю щ е г о у л и ч н о г о к о ­ м и т е т а , ч т о б ы в ы д а л с п р а в к у д л я м у з ы к а л ь н о й ш к о л ы о т о м , ч т о в с е м ь е п я т ь д е т е й . О т м е т к а в п а с п о р т е т а м н и к о г о н е у б е ж ­ д а е т . Н у ж н о с в и д е т е л ь с т в о о т у л и ч н о г о к о м и т е т а . А т о т у ж е н е с к о л ь к о л е т в с а м о р о с п у с н е . В ц е р к в и н е т н и п р о ф к о м а , н и п а р т к о м а , н и С Т К , ч т о п о м о г б ы п р и д е л е ж е д е ф и ц и т н ы х в е ­ щ е й , о п р е д е л е н и и р а з л и ч н ы х л ь г о т . В с е п р и х о д и т с я р е ш а т ь с а м и м , е с л и н е х о ч е ш ь б ы т ь х р о н и ч е с к и м п р о с и т е л е м . — К то у вас главный в семье? — спрашиваю Светлану. — У нас полное равноправие, ко гд а он у с т у ™ т , когда я. Хотя, наверное, все-таки главный батюшка . Он де ньги зарабатывает, дети его по чита ют, ст ар аю тся во всем по др ажать . Но без совета со мной он нико гд а ничего не предпримет. — Совет да любовь? — Да. Я люблю свою семью, св ой дом. Хотя, к а к видите, нет у нас стро го г о порядка , и д е й ­ ной чистоты. У некоторых-то. прос ти меня Господи, плюнуть негде, д о то г о все стерильно, а нам такое не н у ж н о . Пуст ь в доме пахнет к а р т о ш ко й и св е ж и ­ ми щами. Пусть в нем будет удобно детям. М о ж е т быть, это и есть их главный секрет? 3 . Т Ю Р И Н А . Наш собкор. Духовная зрелость

RkJQdWJsaXNoZXIy