, __________________ *" , Щ и «Советская Сибирь» Н е о ж и д ан н ы й р а к у р с Хорошо падает. Фото Ю. Захарова. Конец навигации. Фото В. Новикова. шт. с л а в а Так жиьт невозможно! Сегодня об ста но вка в стране напряж енная, люди взб уд ор аж е ны , прошлое наше пу гае т, но и б уд у щее ст рашит. Н о ед и н ст венное , чему все рады, так это в о з м о ж н о с т и о т к рыто го во ри ть о своих г о ре стях, обидах , без боя зн и называть адреса, фамилии. В о т и мы долг о тер пели, а сейчас не выдержали, взялись за письмо в до ро гу . Живем мы в час тном с ек т ор е в доме № 37 2 по ул. Свободы . Рядом с нами семья Д олго половых , к о торым надо бы быть фермерами, ж и т ь в селе, н и к о г о не стесняя , и с в о бодно занимать ся своим х о з я й с т в о м . А они в у с л о виях го рода , н и с к о л ь к о не считаясь с интересами с о седей, развели ог ромное по дворье. Вы скаже те : ну и молодцы, выпо лняют прод ов ол ьстве н ную п р о грамму. Со ст ор оны -то оно так, а к а к о в о нам? Они д ерж ат 2 5 п о ро с ят и о к о ло тысячи цыплят, с оби р а ют в о к р у г пищевые о т х о ды , чтобы пр о к о р м и т ь такое по головье. Н у , это не гр ех . Главная беда, что вместе с эт и м по г о л о в ь е м - они о т к а р м л и в а е т и крыс. И нет нам от них н и ка к о г о п о ко я ! Пр осто страшно! Бьем их, ставим к а п к а ны, травим без кон ца , они по едают картофель в подполье , в с крыв аю т бан ки с вареньем и соленьями, сделали с к в о з н о й ход на улицу, так что стены зи м о й пр омерзают. А в доме у нас много детей, живет многодетная семья. И еще беда: живем с з акры тыми окн ами , зл о воние ра спрос тра няет ся на весь квартал. Наши «фермеры» н а в о з н ую ж и ж у смывают в канализаци о нный л ю к , что на пер е кр ес тке улиц Свободы и Светлой. А н аходится он метрах в десяти от ко л о н ки, где мы все берем воду. Замечание сделать нельзя: в ответ — брань, оскорбления . Писали, об ращались к местным властям — глухо. Убедительно п р о с и м помочь нам, может быть, создать к о ми с с и ю и посмотрет ь, м о ж н о ли ж и т ь в таких нечеловечес ких условиях. А . С И Д Е Л Ь Н И К О В А (семья из 4-х человек) Л. Щ Е Л К У Н О В А . (чет вер о) йемья К О Р Н Е Е В Ы Х , где пятеро детей, г. Новосибирск. В Д о м е а р х и т е к т о р а о т к р ы л а с ь в ы с т а в к а р а б о т Г е н н а д и я Н и к о л а е в и ч а Т у м а н и к а , з а с л у ж е н н о г о а р х и т е к т о р а Р С Ф С Р , к а н д и д а т а а р х и т е к т у р ы , г л а в н о г о а р х и т е к т о р а и н с т и т у т а « Н о - в о с и б г р а ж д а н л р о е к т » , п о с в я щ е н н а я 5 0 - л е т и ю с о д н я р о ж д е н и я и 2 5 - л е т и ю т в о р ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и . Ю б и л е й н а я э к с п о з и ц и я н е б о л ь ш а я , с н р о м н а я , н о в н у ш и т е л ь н а я . В е р н и с а ж н а ч а л с я т р а д и ц и о н н о : п о з д р а в л е н и я , г р а м о т ы , ц в е т ы . . . Э к с п о н е н т ж е в м е с т о з а к л ю ч и т е л ь н ы х б л а г о д а р с т в е н н ы х с л о в с т а л к о м м е н т и р о в а т ь к а ж д ы й п о д р а м н и к , и ю б и л е й н о - е л е й н о е м е р о п р и я т и е п р е в р а т и л о с ь в т в о р ч е с к и й о т ч е т , в о в з ы с к а т е л ь н ы й , о т к р о в е н н ы й р а з г о в о р , о в ы с о к о м п р е д н а з н а ч е н и и з о д ч е с т в а и з о д ч е г о , о ж е с т к и х р е а л и я х п р о ф е с с и о н а л ь н о й д е я т е л ь н о с т и в у с л о в и я х в с е о б щ е й н а ш е й н и щ е т ы и б е д н о с т и , д у х о в н о - н р а у с т в е н - н о й д е г р а д а ц и и о б щ е с т в а , п о л н о м б е с п р а в и и и с о ц и а л ь н о й н е з а щ и щ е н н о с т и а р х и т е к т о р а . До с а д н о, конечно, что многие, в первую очередь власть имущие — «новые демократы», не могут уяснить, что архитектура — только зеркало общества. Увидев себя в нем, общество ужаснулось. Но вместо того, чтобы исправить свои изъяны, оно пеняет на зеркало. А порой пытается даже разбить его. От этого непонимания, от , конформизма, прямо скажем, беспринципности народных депутатов СССР от Союза архитекторов СССР многие накак Геннадий Николаевич Туманив. «Внешние» фак то ры архитектурной деятельности усугубляются «внутренними». О них вспоминаешь, когда обращаешься к личности юбиляра. В силу разных причин наша а р хитектурная практика большей частью находится в состоянии теоретической растерянности и неуверенности. У архитекторов такая загруженность и занятость, что они едва успевают работать. У них нет времени подумать, серьезно осоЯ " . д . ■ дальнейшего проектирования, г, худшем — блистательные идеи п разработки вообще остаются на бумаге. В этом’ смысле при всем незаурядном творческом потенция ле Туманик оста ется во многом «бумажным» архитектором. Невостребованный талант! Что может быть горше? Казалось бы, в наши дни, когда не до архитектуры, когда цсе озабочены рынком, стоит ли говорит!, о таланте и прочих возвышенных материях. Стоит, потому что бея этого не может быть нашей профессии, без этого зодчий не может стать личностью. «Божий дар» архитектора, конечно, прояв ляетс я не так рано. Невостребованный Т А Л А Н Т , или Грустные размышления на юбилее друга - а рхи тектора ши беды. Р азв е не от них в первую очередь зависит, что до сих пор нет архитектурно-градостроительного законодательства, юридически не определен статус архитектора, его творческого союза? Странно получилось с выборами наших депутатов. Если бы избирать их по квоте, то от РСФСР , включая Москву и Ленинград, было бы 6 — 7 из 10, а на самом деле их ока за лось только 5, причем 4 москвича и 1 ленинградец и ни одного от остальной России. Представители других республик, избранные от Союза архитекторов, в результате сепаратистских и центростремительных тенденций разошлись по группам и группкам. Дело дошло до того, что на объединенный пленум правлений СА СССР и РСФ С Р в Пензу, где обсуждался проект пакета документов по архитектурно-градостроительному законодательству, приех ало только четверо народных депутатов, из которых двое выступили, а один з а д а л вопрос. О чем, вы думаете, они говорили? Один возм ущался, какой некультурный состав депутатов. Второй с завидной страстью пыта лся убедить всех в необходимости строительства общеевропейского архитектурного «дома» (он до этого был в свите высокого начальства при поездке во Францию), когда свой архитектурный и государственный «дом» горит и рушится. Еще год назад правление СА РСФ С Р предложило комитет по архитектуре создавать не при Госстрое, а при Совете Министров республики, чтобы вывести наконец архитектуру из-пцд диктата строителей, все поставить на свое место. (Где же это видано, чтобы, например, композитор создавал музы ку только по согласованию с исполнителями?!). В Верховный Совет Р С Ф С Р были представлены пять кандидатур на должность председателя, но законодатели д а же в комиссиях не захоте ли рассмотреть их, встретиться с людьми. На местах положение еще хуже: в местных Советах практически нет депутатов-архитекторов. До сих пор во множестве городов России не утв ерждены главные архитекторы. Отношения местных организаций Союза архитекторов и Советов народных депутатов складываются сложно. Это хорошо видно на п р и мере Новосибирска. В общем, ситуация не вдохновляет. Судя по первой речи избранного председател ем Комитета по архитектуре и строительству Верховного Совета Р С Ф С Р Б . А. Фурманова, нам не на когр надеять ся , кроме как на самих себя... Да таких творцов-подвижников, знать свою высокую миссию. Мы «забытовали» себя и свою профессию. Редко можно встретить теперь зодчего, творящего с «крыльями з а спиной». Мы чаще только работаем архитекторами, но не живем архитектурой. Серость мышления и поведения. И вот, когда на этом фоне видишь человека, являющегося главным архитектором института не по должностной номенклатуре, а потому, что по его проектам зас тр аи ваются Новосибирск, многие райцентры области и Сибири в целом, имеющего четкие научно и социально аргументированные творческие принципы и критерии, проникаешься к нему огромным уважени ем. Г. Н. Туманик входит в состав градостроительных советов, является членом правления Новосибирского отделения Союза архитекторов РСФСР , ведет дипломное проектирование в архитектурном и н ституте, будучи и. о. профессора, рецензирует проекты, пишет статьи, книги. Я давно знаю Геннадия Николаевича. Он мне напоминает вулкан, в котором под твердой корой молчаливости и скромности бурлит настоящая лава, извергаясь часто всплесками творческих удач. Его архитектурно-градостроительные проекты в свое время были отмечены дипломом Гй степени всесоюзного смотра творчества молодых архитекторов, первыми и другими премиями. Он со своими коллегами награжден з а конкретные проекты центров ряда городов Сибири и Дальнего Востока. Кстати, Туманик получал это признание в творческом соревновании с крупнейшими авторитетными коллективами Москвы, Ленинграда и других признанных архитектурных центров страны. И все-таки судьба архитектора- градостроителя незавидная: результата своего творчества он вынужден ждать десятилетиями. Это в случае, если его авторство сохранится на всех последующих стадиях проектирования. На экспонируемых планшетах много этих конкурсных градостроительных проектов, размеченных автором: п ер в ая премия — кра сный ярлычок, вторая — зеленый и т. д. На подрамниках преобладает кумач. Но вот еще один парадокс архитектурной судьбы. Всюду в мире, да и у нас когда-то, первая премия служила гарантией дальнейшего творчества. И дело часто доходило до реализации проекта. Но т а к было и так есть в нормальном обществе, нормальном государстве, но только не у нас сегодня. Творческий успех Туманика и его коллег, закргшие&лся * обычно победой в й>Йкур#е* В луч- * шем случае авторов отлучают от как у будущих музыкантов, художников, поэтов, но он есть. Коллеги Туманика отмечают его интуицию, великолепное чувство пространства. Например, в конкурсном проекте центра Кемерова предложен принцип «воздухопроводящей» от реки застройки, который позднее полностью подтвержден комплексными санитарно - гигиеническими исследованиями. Универсализм творческой личности всегда в п е ч а т л я т . Туманик не только практик и теоретик. Он еще и публицист, ав тор книг, которые у него выходят в соавторстве с женой — кандидатом архитектуры М. Р . Колпаковой. Их последний совместный труд — моногра фия «Новосибирск: город в году». В книге сделана попытка провести с читателем экскурсикдею Новосибирску прошлому, настоя- щему и будущему. Но городу, в котором они получили профессио нальное образование, тр удятся уже не первый десяток лет, который любят, в который в ерят и на кото рый надеются. Думаю, городу на Оби посвятят свой труд и их сыновья — студенты, будущие архи текторы. Последняя профессиональная и гражданская боль Туманика — судьба монумента под городом Белым. Несколько лет наза д Геннадий Николаевич вместе с В. М. Галямовым и А. В. Бондаренко (безвременно ушедшим) при уч астии В. П. Зонова выиграли конкурс проектов мемориала Славы сибиряков-добровольцев, прорвавших в 1942 году оборону противника под городом Бе лым Тверской области. В проекте мемориала проявилась новая грань архитектурно-художественной одаренности зодчего. Туманик вместе с коллегами просто и очень выра зите льно решил генплан, нашел, на мой взгляд, блестящий архитектурно-художественный образ. Они выбрали символом сражения огромную пирамиду, словно прошитую насквозь снарядом, рассеченную надвое, а за ней — треу гольная площадь братской могилы. Оборону прорвали, но все полегли этим треугольным клином. Есть в проекте и другие находки. Двухкилометровая тропа памяти, проходящая через огромное огоньковое поле, а ^Зрах погибших будет покоиться под сенью кедровой рощи. Работа над проектом продолжается, но будет ли сам монумент? Сбор средств на него идет вяло, и не видно ему конца, хотя и сами авторы распространяют билеты... Да, архитектурный талант Геннадия Николаевича многогранен, а его творческий потенциал далеко ье ис к. риал. Вл п и в к и н Кандидат архитектуры.
RkJQdWJsaXNoZXIy