Советская Сибирь, 1985, № 215

С О В Е Т С К А Я С И Б И Р Ь 17 СЕНТЯБРЯ 1985 г., № *15 В ЛЮ БУЮ ПО ГОД У Из опыта уборки урожая в хозяйствах Купикского района Первые купинские комбай- хозе, В остальных хозяйст- неры со своими агрегатами вах, где скошенные хлеба но­ на хлебную ннву вышли в лил дождь, для этого исполь- иолце второй декады августа. Вышли в самом добром наст­ роении. Еще бы! Посевы от­ менные, погода, нанонец-то, установилась: солнечная и теплая, — только не ленись, работай. И работали. Днем н ночью, с вдохновением. Води­ тель «Сибиряка» из колхоза «Первое мая» Александр Александрович Трухманов со своим помощником Алек­ сандром Спиваком в две сме­ ны в валки скашивали По 75 — 80 гектаров пшеницы — это более трех норм! Каждый день сделали ударным и коллективы безнарядных убо- рочно - транспортных звень­ ев колхоза им. Чкалова. Они за пятидневку в валки уло­ жили три четверти хлебов. — Еще день-другой подо­ ждем, пока зерно доспеет в валках, и начнем их подби­ рать, — говорил председа­ тель колхоза им. Чкалова Н. С. Азаренок. — Сил много, и мы за неделю за­ вершим обмолот, с каждого гектара возьмем по 20 цент­ неров зерна. На предельно сжатые сро­ ки уборни — до 7— 10 сентя­ бря — настраивались и во многих других хозяйствах Купинского района. Однако развернуться во всю ширь не позволила погода — нача­ лись дожди. Они насквозь пгополоскали и прибили к земле хлебные валки, на больших площадях положили нескошенную пшеницу и пре­ жде всего высокостебельную, возделываемую на парах. Уборка урожая, таким обра­ зом, усложнилась до предела, создалась угроза осыпания и даже прорастания зерна в мокрых валках. Допустить такое, значит, не­ добрать десятки тысяч цент­ неров хлеба. А что противо­ поставить угрозе, если мало- мальски подсохшая масса в валках через 5 — 8, а самое большее через 8 — 10 часов поливается дождями. Ilo-разному делали это в хозяйствах района. Скажем, механизаторы колхоза «Куль­ тура» для переворачивания валков приспособили 4 зерно­ вых комбайна. Точнее, у жа­ ток ЖВН-6 сняли мотовила и вместо них б помощью уко­ роченных кронштейнов наве­ сили обыкновенные подбор­ щики, а пальцы режущих ап­ паратов закрыли металличе­ скими.щитками. Подборщик в действие приводится От при­ вода мотовила через ремен­ ную передачу, для чего до­ полнительно поставили по два шкива. В процессе движения такая жаТка-подборщик за­ хватывает валок и во взрых­ ленном состоянии подает его на полотно жатки, а с полот­ на хлебная масса укладыва­ ется на стерню н уже через 3 — 4 часа, обдутая ветром и подсохшая, обмолачивается комбайнами. Похвально, что в дополне­ ние к жатнам-подборщикам в хозяйстве организовали пере­ ворачивание валков вручную. На ниву с вилами вышли все колхозники, притом многие семьями. Приехали на по­ мощь и работники районного отдела внутренних дел. В итоге на площади в 500 с лишним гектаров переверну­ ты, подсушены и обмолочены валки. Хлеб спасен. По примеру этого колхоза переоборудовали два комбай­ на для переворачивания вал­ ков в Новониколаевском сов- зуют боковые тракторные грабли. К примеру, в колхозе «Первое мая» с их помощью на большой площади спасли ячмень, в колхозе «Маяк» и Купинском совхозе — пшени­ цу. Но наибольший объем ра­ бот по ускоренному просу­ шиванию намокших валков выполняется вручную. По графику, утвержденному рай­ исполкомом, все коллективы предприятий, организаций и учреждений уже четыре ра­ за выезжали в хозяйства на переворачивание хлебных валков. Достойный пример в этом деле показали работни­ ки райисполкома. Хотя их немного, за субботу и воскре­ сенье вилами подняли валки на 90 гектарах. — А спустя три часа, — рассказал зам. председателя райисполкома В. В. Журав­ лев, — валки уже обдуло ветром, и комбайнеры при­ ступили к обмолоту. Около 800 горожан выез­ жали на хлебную ниву. Они перевернули валки на тысяче с лишним гектаров. Втрое больший объем выполнили сельские жители. Заметим, однако, хотя ручное перево­ рачивание ускоряет подсушку и обмолот хлебной массы, зерно все равно поступает по­ вышенной влажности — до 30 процентов. Норма — 19 про­ центов. Как быть? В такой обстановке хлеборобов здоро­ во выручают местные элева­ торщики. Еще до начала жат­ вы хлебов они подготовили 6 зерносушилок, общая суточ­ ная производительность кото­ рых три тысячи тонн зерна. Для их обслуживания подо­ брали и обучили мастеров. Так вот. в дни, когда колхо­ зы и совхозы вынуждены об­ молачивать влажный хлеб,, элеваторщики задействовали 5 сушилок и перевели их на круглосуточную работу. — От колхозов и совхозов неограниченно принимаем зерно любой влажности, — говорит зам. директора элева­ тора Н. П. Ступаченко, — и все в течение суток доводим до стандартной влажности. — А почему простаивает 6-я сушилка? — Пока объем работ не­ велик, ее мы держим в ре­ зерве, — пояснил Николай Порфирьевич. Пользуясь услугами элева­ тора , Колхозы и совхозу экс-t* плуатируют и собственное Су-' шильное хозяйство. Возьмем колхоз «Коллективный па- парь». Механизаторы этого хозяйства работают вдумчи­ во, напряженно. Они Ие ув­ леклись первой фазой убор­ ки, а скашивали столько, сколько было в силах подобрать за 5 — 6 дней. Заранее настраивались на прямое комбайнирование чи­ стых посевов. Их и жа­ ли в погожие «окна», кото­ рые выдавались между дож­ дями. Это делали уборочно­ транспортные звенья, возглав­ ляемые Максимом Анисимо­ вичем Одинцом и Иваном Кузьмичом Вороной. А непогода не стала поме­ хой, потому что заблаговре­ менно привели в рабочее со­ стояние зе р н о с у щ и л к у КЗС-10. Обслуживают ее Владимир Васильевич и Алексей Иванович Капчуки. Дело свое они знают непло­ хо, трудолюбивые. За пяти­ дневку высушили 3500 цент­ неров ячменя и 1500 центне­ ров пшеницы «пиротрикс-28». Все это зерно поступило нз- под прямого комбайнирова- ния. Только благодаря этому способу колхоз и вышел по обмолоту на первое место в районе, активно продает хлеб государству. Запустили зерносушилку КЗС-20 на Вишневском отде­ лении совхоза «Советская Сибирь». В прошлом году че­ рез нее пропустили 15 тысяч центнеров зерна, а нынче ма­ стера Алексей Иосифович Шмигельский и Николай Пет­ рович Мощенко из-под прямо­ го комбайнирования сушат пшеницу. С токов этого хо­ зяйства на элеватор отгруже­ но более 20 тысяч центнеров хлеба. Запустили зерносу­ шилки, сблокированные с зерноочистительными комп­ лексами типа ЗАВ, также в колхозе «Верный путь», Стек- лянском совхозе. В колхозах «Культура», «Маяк» привели в полную готовность наполь­ ные сушилки. Самой же со­ временной и мощной сушил­ кой марки М-819 (она посту­ пила из ПНР) обзавелся кол­ хоз им. Чкалова и теперь при любой погоде может от­ гружать высококондиционное зерно. Сушилка — ее обслу­ живает только один оператор Иван Федорович Следенко — способна за час пропустить 200 центнеров пшеницы. —- Вчера, — сообщил председатель колхоза Н. С. Азаренок, — валки обдуло только во второй половине дня, а в полночь опять пошел дождь, но комбайнеры все же намолотили около тысячи центнеров пшеницы влажно­ стью 23 процента. А к утру все зерно было просушено н подготовлено для отрузки на элеватор. Отличный агрегат1 Точно такую же сушилку смонтировали и на днях запу­ стят в действие в Кулундин- ском совхозе. В Новоникола­ евском Совхозе подготовили КЗС-20 и сблокировали ее с поточно - зеркоочисти т е л ь ­ ным комплексом ЗАВ-20. А пока она приводилась в по­ рядок. влажное зерно овса, ячменя и Пшеницы до конди­ ций доводили с помощью бункера активной вентиля­ ции. Хозяйство имеет их 4 штуки. В них одновременно Засыпается тысяча центне­ ров зерна и в течение двух суток досушивается теплой струей воздуха. Вот так с помощью руч­ ных 'Внл, жатон-подборщиков йГбокОВДГ граблей, ского применения техноло­ гии обработки, задействова­ ния сушильного хозяйства ку- Пинцы и спасают хлеб на по­ лях и токах, предотвращают его потери и порчу. При том даже в самых неблагоприят­ ных условиях колхозы им. Кирова, «Культура», Медя- ковский совхоз и другие хо­ зяйства ухитряются постав­ лять ценную пшеницу. Да, слишком серьезный экзамен выпал здешним хлеборобам. Но с 9 сентября им пришло облегчение — начала улуч­ шаться погода. И механизато­ ры района еще с большей ор­ ганизованностью круглосуточ­ но убирают драгоценный и богатый урожай. В частности, 9 числа обмолотили 4 тысячи гектаров зерновых, на следу­ ющий день — 5665. А те­ перь, когда высветило солнце и подсохла хлебная масса, ку- пннцы стремятся ежесуточно обмолачивать по 9 — 10 тысяч гектаров пшеницы. Г. ХОБЕНКОВ. Соб. корр. «Советской Сибири». 0 О Б Л А С Т И А П ГТРЕ- l C'Q —Г Р У П П А С О О Б Щ А Е Т Леонид ЧИКИН ЗЕМЛЯ ЗОВЕТ Коммунист В. А. ОВЧИННИКОВ работает «мошковский». Но в дни уборки ежегодно оя В селе безделья не бывает, в совхозе дел невпроворот. И у него всегда хватает, как у других, — забот-хлопот. Их меньше никогда не станет. Но в дни особые, когда на первом, самом главном плане, она — осенняя страда, быть просто тружеником мало. Зовет на подвиги земля. И руки просятся к штурвалу, и сердце вновь ведет в поля. И кто ты — слесарь или плотник, но в час, когда зовет она, земля, — .Ш'ШС’Ж и»с" ... ты той земли работник, " У~ <- ’• • начальником мехотряда в совхозе садитсл'за штурвал комбайна. ты должен ей отдать сполна свое уменье, руки, опыт, чтоб в дни, когда идет страда, ты горд был той землей, и чтобы она была тобой горда... Слова пословицы старинной, как ни были б мудры они, «Не хлебом, мол, живем единым!», не вспоминают в зти дни, когда, просторны и угрюмы, поля взбухают под дождем... *Не хлебом лишь...» Но мысли, думы, и все заботы — лишь о нем. На снимке: В. А. Овчинников. Фото С. Дятлова. ОТРЯД - 100 ДЕЙСТВУЕТ Крепко держат свое слово инициаторы областного со­ циалистического соревнова­ ния на уборке урожая тру­ женики Краснозерского рай­ она. В областной сводке убо­ рочной страды они идут среди первых. Немалую долю в общий ус­ пех дела вносит тут убо­ рочный отряд из 100 зерно­ вых комбайнов, созданный на базе районного объедине­ ния «Сельхозтехника» по инициативе райкома партии н райисполкома. Особенность этого отряда в том, что он полностью орга­ низован из добровольцев — тружеников предприятий И организаций района, поже­ лавших принять участие в благородном деле — уборке хлеба. Организация и подго­ товка этих людей к работе на комбайнах шла задолго до на­ чала страды. Из общего числа было создало пять убо­ рочных комплексов по 20 комбайнов в каждом. Среди тех, кто первыми от­ кликнулись на призыв райко­ ма партии н райисполкома помочь хлеборобам в уборке урожая, явились коммунисты районных предприятий. Мно­ гие из них являются передо­ виками производства, и тут на хлебной ниве тоже отлича­ ются успехами. Вот, к примеру, в совхозе «Лотошанский» с самого на­ чала уборки трудится звено . комбайнеров из трех комму­ нистов: автомеханика район­ ного объединения «Сельхоз- энерго» А. Л. Шубина и электриков этого же пред­ приятия Н. П. Леонова и Н. А. Новикова. Ежедневно они перевыполняют дневную норму, ничуть не уступая в соревновании кадровым ме­ ханизаторам. Так же хорошо отзываются о механизаторах из убороч­ ного отряда-100 (как его те­ перь называют в районе) и в совхозах «Хабаровский» и «Калачинский». Все 20 ком­ байнов, работающих тут, не знают простоя, а если слу­ чится внезапная поломка, на помощь приедет и быстро ус­ транит повреждения специ­ альная мастерская, оборудо­ ванная электросваркой и на­ бором необходимого инстру­ мента и запчастей. В О Б Л А С Т НОМ С О В Е Т Е НАРОДНЫХ Д Е ПУ Т А ТОВ АВТОМОБИЛЯМ НА НОРКЕ- ВЫСОКОЮПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ Исполнительный комитет Новосибирского областного Совета народных депутатов и президиум областного совета профессиональных союзов приняли постановление «Об организации социалистиче­ ского " соревнования среди районов области по эффек­ тивному использованию авто­ мобильного транспорта на вывозке сельскохозяйствен­ ной продукции и централизо­ ванных автомобильных отря­ дов, работающих на перевоз­ ке зерна урожая 1985 года с токов и хлебоприемных пунк­ тов». В целях улучшения ис­ пользования автотранспорта на уборке урожая и вывозке сельскохозяйственных про­ дуктов урожая 1985 года этим постановлением испол­ нительный комитет Новоси­ бирского областного Совета народных депутатов и прези­ диум областного совета про­ фессиональных союзов утвер­ дили и ввели в действие- с 11 сентября 1985 года усло­ вия социалистического сорев­ нования между районами за повышение эффективности ■использования грузового ав­ тотранспорта по вывозке сельскохозяйственной про­ дукции урожая 1985 г. Утвердили и ввели в дей­ ствие с 11 сентября 1985 го­ да условия областного социа­ листического соревнования централизованных автомо­ бильных отрядов, работаю- . щих на перевозке зерна уро­ жая 1985 г. с токов и хлебо­ приемных пунктов. Райисполкомам, райкомам профсоюза работников сель­ ского хозяйства, профсоюз­ ным организациям, хозяйст­ венным руководителям пору­ чено организовать в каждом колхозе и совхозе соревнова­ ние между водителями за до­ стижение наивысшей произ­ водительности на перевозке сельскохозяйственной про­ дукции, районное социалисти­ ческое соревнование между колхозами и совхозами на i лучшее хозяйство по исполь­ зованию автотранспорта, не­ зависимо от его ведомствен­ ной принадлежности. Преду­ смотреть меры морального и материального поощрения. Районным центрам управ­ ления перевозками поручено обеспечить сбор и обработку материалов использования автотранспорта по району и лучшему централизованному автоотряду и представление их в областной центр управ­ ления перевозками. У С Л О В И Я с о ц и а л м гтч е ск о го со ревм о м м ив райомоа облает ха швина эфф ективности и спо льэом нм а грузового автомобиль- ного транспорта на вы возке сельскохозяйственной урож ая 1985 года Социалистическое продукции сорвемO’- м еж ду районами орга­ низовано в целях повышения трудовой активности и разви­ тия творческой инициативы колхозов, совхозов м других предприятий и организаций районных агропромыш ленных объединений по обеспечению эф ф екти вн ого использования транспортных средств на пере­ возках сельскохозяйственной продукции урож ая 1985 года. Главное внимание соревную ­ щ ихся сосредоточивается на: повышении эфф ективности использования грузового авто­ мобильного транспорта, об ес­ печении качества его работы при безусловном выполнении декадн ого задания; наивьгешей выработке на од­ ну списочную автотонну грузо­ подъемности автомобилей и прицепов, безаварийной работе авто­ транспорта, высокой трудовой дисциплине, экономии горю че­ смазочных материалов; внедрении передовой техно­ логии, научной организации труда и -передов ого ®лыта. Итоги социалистического со­ ревнования за повыш ение эф ­ фективности использования грузового автомобильного транспорта на перевозках сель­ скохозяйственны х продуктов урож ая 1985 года подводятся еж едекадн о. Д ля поощ рения победителей социалистического соревнова­ ния учреж дены по каж дой з о ­ не области (Кулундинской, Ба- рабинсквй, Ц ентрально-Восточ­ ной) пер ехо дящ ее Красное знамя облисполком а и прези­ диум а облсовлроф а с вруче­ нием рейону-побелителю По- Ч четной грам оты облисполком е и президиум а облсовлроф а денеж ной пр. 1 тью. рублей. емии в размер' 3 Д енеж ная премия п обедите­ лям социалистического сорев­ нования выплачивается из фон­ дов областного агропромыш ­ ленного объединения. Г.ри этом ие м енее 85 процентов денеж ны х средств долж но быть направлено на премиро­ вание водителей, руководи те­ лей районного Ц У Л а, районно­ го ш табе, инженерно-техниче­ ских работников, диспетчеров и др уги х работников, непосред­ ственно заняты х на транспорт­ ных работах. М атериалы для подведения итогов социалистического со­ ревнования районов области, подписанные руководителям и агропромыш ленного объедине­ ния и согласованны е с соответ­ ствующими партийными и со­ ветскими органами, представ­ ляю тся в областной ш таб по перевозкам сельхозпродуктов урож ая 1985 года (областной центр управления перевозка­ ми). У С Л О В И Я областного социалистического соревноваина централизован­ ных автомобильных отрядов, работающих иа перевозке зерь£" на урож ая 1985 года с токов и хлебоприемных пунктов облисполкома к облсовлроф а и денежных премий а сум м а 300 рублей на каж ды е 10 че­ ловек, работающ их в отр яде. 3. П ремирование централи­ зованных автомобильных отр я­ дов-победителей производится за счет средств выш естоящ ей организации по их ведом ствен­ ной принадлежности. 4. М атериалы по вы полне­ нию условий социалистического соревнования центрадизован- 1. П обедителями в социали­ стическом соревновании будут считаться коллективы центра­ лизованных отрядов, которые достигнут по итогам декады наивысшей выработки в тоннах и тонно-километрах на одну списочную автотонну гр узо ­ подъемности автомобилей, с учетом сохранности экономии горю чего, рийкости работы автопарка, высокой дисциплины. 2. Д ля награж дения победи­ телей по зонам области уч­ р еж дается 3 классны х м есте с вручением Почетной грамоты зерна, безава- ных отрядов, согласованны е е райисполкомами, представля­ ю тся районными Ц УП ами в областной центр управление перевозками еж едекадно. Б АРАБИНСКИИ эле­ ватор встретил не­ привычной для этого горячего времени тишиной. Не видно было машин у визи- ровочной, с ленцой работали авторазгрузчики. А между тем шла уже вторая декада сентября. В былые годы в это время здесь было жарко: кипели страсти среди водите­ лей, вытянувших свои маши­ ны в длинную очередь, кипе­ ла работа по приемке зерна на самом элеваторе. Навер­ ное, так было бы здесь и се­ годня, но погода Спутала все планы. Уборка, трудная и напряженная, только-только начинала набирать силу. И все уже знали, что будет она нелегкой. С неделю лежали в воде скошенные валки, да и в колосьях зерно под непре­ станным дождем начинало прорастать, И вот этот сырой, с недозрелыми зернами хлеб элеватору предстояло при­ нять, довести до нужных кон­ диций. Готов ли он был к этому? В июле «Советская Си­ бирь», публикуя обзор о под­ готовке складского хозяйства к приемке зерна нового уро­ жая, называла Барабннскйй элеватор в числе отстающих. — Правильно называла, — говорит директор элеватора С. И. Чернышев. — Было за что нас ругать. Затянули мы с ремонтом сушильного хо­ зяйства, были и другие недо­ работки. И если по большому счету, то и сегодня техниче­ ская база элеватора сущест­ венно отстает от требований времени. За последние десять лет на Барабинском элеваторе не по­ строено н не реконструирова­ но ни одного склада. А ведь только нынче предстоит при­ нять от барабинеких земле­ дельцев десятки тысяч тонн зерна. Да прибавьте к этому то, что привезут из Здвияска. Со старшим мастером Т. В. Максимовой мы 'Заглянули в четвертый склад. Запах сыро­ сти ощущался тут и сейчас! А чего удивляться, если по­ мещение каждую весну за­ топляет, если в дожди крыша протекает? — А кровлю-то почему не подремонтировали? — инте­ ресуюсь я. — Пусть стены старые, так хоть крыша це­ лая. — Рады бы, — отвечают — Да не получили в этом го ду ни листа шифера. И с пло щадками для временного хра нения зерна дело не лучше Для их обустройства не полу­ чили ни грамма битума. А площадки эти нам вот как бу­ дут нынче нужны. Зерно-то какое сырое поступает. В прошлом году к работе элеватора было много претен­ зий. Справедливости ради, надо отметить, что их здесь проанализировали и постара­ лись сделать все возможное, чтобы прошлогодние неудачи не повторились. В дополне­ ние к двум действующим ав­ топодъемникам для разгрузНи КамАЗов здесь ввели - еще один. Тщательно отремонти­ ровали сушилки, которые прежде выходили из строя в самый неподходящий момент. Установили дополнительную норию производительностью 175 тонн зерна в сутки — за счет этого выросла оператив­ ность рабочей башни элевато­ ра. Кроме того, смонтирова­ но и дополнительное устрой­ ство для отгрузки зерна на железнодорожный транспорт. С 12 сентября вступил в силу приказ о введении на элеваторе круглосуточного дежурства специалистов для оперативного решения вопро­ сов, связанных с приемкой, размещением н сушкой зерна. Не осталось в стороне и пар­ тийное бюро предприятия. На своем заседании оно утвер­ дило список коммунистов, ко­ торые закреплены за самыми горячими точками. Так, заме­ ститель начальника производ- сентября к десяти утра при­ шло только 6 машин, на сле­ дующий день до обеда мы приняли всего 19 машин. По­ ка справлялись, а что будет потом, сказать трудно. Но если, как и прежде, основной поток будет поступать е 12 часов до восьми вечера, нам будет нелегко. рить почасовые графики, нам бы еще 50 машин к тем пяти­ стам, что мы имеем, — та­ кую точку зрения высказал заведующий сельхозотделом горкома партии А. Д. Тру­ сов. — Ждем пополнения из Новосибирска, а там будем думать. Оно, конечно, удобнее, ского АТП). — Не первый год работаю и знаю, что КамАЗы разгружают на специальном подъемнике через задний борт. Поэтому и боковые бор­ та наглухо загерметизировал. Разломаю иХ, как потом рабо­ тать буду? Выяснилось, что водитель был послан в совхоз «Зюзин- ственно - технической лабо­ ратории М. К. Попова кури­ рует работу самого, пожалуй, главного цеха — первого. За этим же подразделением за­ креплена начальник планово­ го отдела председатель го­ ловной группы народного кон­ троля Г. А. Бочко. Разрабо­ таны и вывешены в цехах ус­ ловия социалистического со­ ревнования среди мастеров сушилок и рабочих, занятых на подработке зерна. Как скажется все это на рйботе элеватора в период массового поступления зерна нового урожая, покажет вре­ мя. Сейчас же хочется пого­ ворить о том, что выявилось уже сейчас, в период времен­ ного затишья. Да, пока машин на элеватор поступало не так и много. Но ясно было, что долго такое положение не продлится. Есть ли полная гарантия, что машины будут разгружаться четко и опера­ тивно? — Боюсь, что нет, — го­ ворит директор элеватора С. И. Чернышев. — Даже сейчас, в сравнительно спо­ койное время, машины идут неравномерно. Двенадцатого Но ведь как раз для уст­ ранения всех этих трудностей и существует почасовой гра­ фик доставки зерна, его цент­ рализованный вывоз с токов на элеватор. Разве не знают о нем в Барабинске? — Почему не знаем, зна­ ем, — говорит заместитель председателя райисполкома В. И. Чубко,— В прошлом го­ ду мы работали по таким гра­ фикам. Но действовали они у нас где-то дня четыре. Но и за это время мы сумели дове­ сти суточный вывоз зерна на элеватор до трех тысяч тонн. Все шло хорошо, пока не вме­ шались здвинчане. Они везли хлеб к нам без всякого гра­ фика —' и все наши расчеты полетели. Не будешь же про­ сить из очереди водителя, хоть он и не наш, а здвнн- ский. — Не доводили мы пока графики До хозяйств, — ска­ зал и главный государствен­ ный инспектор по закупкам сельхозпродукции Н. И. Бе­ каров. — Да и не разработа­ ны они: сами видите — убор­ ки пока не было, хлеба — тоже. — Для того, чтобы внед­ ждать и рассчитывать на до­ полнительный транспорт, чем подумать, как эффектив­ нее использовать тот, что имеется. Время для этого было отпущено немало. Все мои собеседники говорили о трудной уборке, но чувствова лось, что погожие дин застали их врасплох. Зачем нам гра­ фики, рассуждали они. Мол, есть у нас на элеваторе дис­ петчер, так он и без графике знает, куда и сколько машин надо посылать, чтобы выво­ зить скопившееся в хозяйст­ вах зерно. Диспетчер у нас опытный и транспортом ма­ неврирует умело. Счастливый случай по­ смотреть, как происходит этот самый маневр, представился вскоре. Посреди двора стоял груженный зерном КамАЗ. В кузове, подставив лицо сол­ нышку, лежал водитель. — Представляете, — го рячился заместитель директо­ ра элеватора С. А. Глебов, — он, видите ли, не хочет, чтобы мы разгружали его ма­ шину через боковые борта. — Конечно, не хочу, — отвечал водитель (им оказал­ ся С. А. Лапко из Барабин- ский» за овсом. А подъемник, предназначенный для разгруз­ ки длиннобазисных машин, работал в это время на при­ емке ржи и пшеницы. Разве не знал об этом диспетчер, тем более, что водитель спе­ циально предупредил его о том, как можно разгружать его машину. Да и овса-то в хозяйстве оказалось не на­ столько много, чтобы гонять за ним мощный КамАЗ, кото­ рый с успехом мог работать на пшенице. А кончилась эта история просто и грустно. Взяв в руки ломин, водитель со скрежетом взломал загер­ метизированные борта, ото­ шел в сторону. Хлынул на землю овес. Позже по доку­ ментам мы установили, что машина пробыла на элевато­ ре два часа. Выяснить, что к чему, не удалось. В пятницу, после обеда, мы так и не смогли увидеть диспетчера. А надоб­ ность в нем была не только у нас. В большом нетерпении прибыл на элеватор Виталий Иванович Чубко. — Сергей Анатольевич, — обратился он к стоящему ря­ дом заведующему промыш­ ленно - транспортным отде­ лом горкома партии Полес­ скому. — Появится Турнаев (так звали диспетчера), ска­ жи ему, чтобы послал допол­ нительные машины в Бара- бинский совхоз, там на току скопилось много зерна. Исчез он так же неожидан­ но, как и появился. Через не­ сколько часов уехали с эле­ ватора и мы, не выполнив просьбу: передавать ее было некому. Остается только га­ дать, как там барабинцы, су­ мели выйти из трудного поло­ жения или нет? Известно, что порой мело­ чи, которые и в расчет-то брать не хочется, могут на­ вредить самому серьезному делу. С одной из них столкну­ лись и мы, наблюдая, как идет разгрузка машин, при­ бывающих на элеватор. Если исключить те досадные при­ меры, о которых шла речь выше, то наши наблюдения показали, что по вине работ­ ников элеватора транспорт зря не простаивал. Остава­ лось только пожелать, чтобы так же работали здесь и в го­ рячую пору. Как вдруг.. — Что-то беспокоит шестой склад, — сказала ра­ ботница весового . хозяйства Н. Н. Жук. — Дольше поло­ женного стоят там машины. Вот и сейчас, полчаса назад, пришли два самосвала из Устьянцевского совхоза и до сих пор их нет. Идем на шестой склад. Так и есть: стоят два КамАЗа-са- мосвала. В чем дело? А в том, что по своим габаритам они не могут ссылать зерно прямо в бункер, а вынужде­ ны выгружать, буквально це­ дить его в щель приемного устройства. Волнуются води­ тели, недовольны и те, кто работает на сушилке. — Сколько раз говорил меня на визировке, чтобы не толь­ ко длиннобазисные КамАЗы, но и такие, как эта, с высо­ кими бортами, не посылали на наш склад, — никакого толку нет, — вступает в раз­ говор мастер зерносушилки С. И. Гордеев. — Сорок ми­ нут продержали шоферов, разве это дело? ■— Неужели? — удивляет­ ся девушка на визировочной, когда мы растолковали ей, что к чему. И бросает сни­ сходительно: — В следующий раз буду знать. А через несколько минут та же история — только с «Колхидой» с полуприцепом, которая пришла из Таскаев- ского совхоза. Хорошо, что водитель быстро сообразил, что к чему, и наотрез отка­ зался разгружаться на ше­ стом складе, требуя, чтобы его направили туда, где раз­ гружаются большие машины. С каждым днем набирает размах жатва-85. И чем труд­ нее предстоит она, тем серь­ езнее требования, которые предъявляются ею к каждому участнику битвы за урожай. Пока в действиях звеньев ба- рабинского зернового конвей­ ера не чувствуется четкости и организованности. Об этом, в частности, свидетельствуют и те неувязки, 0 которых шла речь выше. Можно, ко­ нечно, в приказном порядке заставить городские органи­ зации отправить на село весь имеющийся транспорт, нима­ ло не заботясь о том, готов ли оя для этих целей, сможет ли выдержать испытание трудными хлебными трасса­ ми. Но лучше работать по графику, который ейм по се­ бе дисциплинирует, побужда­ ет даже при недостатке тран­ спорта работать четко и орга­ низованно. В. ОКЛАДНАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2