Советская Сибирь, 1979, №207

О П Ы Т • П Р О Б Л Е М Ы * Р Е З Е Р В Ы • Без увеличения числа работающих Т ек у ч ес ть к ад р о в , ниакое качество работы,, нарушение трудовымресурсами Р е ш е н и я м парти и и п р а ­ в и тел ьства в тек ущ ей и по­ следую щ ей п я т и л е тк а х п р е. д у с м а т р и в а е т с я н а р ащ и в а н и е экон ом и ческого п отен ц и ал а восточны х р ай он ов стр аны и п овыш ен и е их роли в о бщ е­ сою зном п р о и зв о д с тв е про­ м ы ш ленной п р од у кц и и . Т ак , унте в д есято й п я т и л е тк е за сч ет эти х р ай о н ов будет по­ л у ч ен весь п р и р о ст н еф т и , га ­ за и алю м и н и я, 9 0 п ро ц ен тов у гл я , 8 0 п р о ц ен то в м еди. Это п о тр еб у ет п р и в л е ч е н и я до. п о л н и те л ьн ы х рабочи х ру к в с ф е р е п р о и зв о д с тв а. О д н ак о д е м о гр аф и ч ес к ая с и ту а ц и я сей ч ас в стране^ и особенно в в о сто ч н ы х р а й о ­ н а х т а к о в а , что п р ед п р и я ти я ие м о гу т у ж е р а сс ч и ты в ат ь на у в ел и ч ен и е о б ъ ем а п р о и з­ в одства л иш ь за счет у в ел и ­ ч ен и я чи сл ен н ости р аб о таю ­ щ их. В с вя зи с этим д л я п р ед п р и яти й и с к лю ч и т ел ь­ ную а к т у а л ь н о с ть п р и о б р е ­ т ае т курс н а у в ел и ч е н и е п ро . и эвод ства при той ж е или м ен ьш ей чи сл ен н ости р а б о та ­ ющ их, т. е. к у р с на в с е м е р ­ ную р е ал и зац и ю им ею щ и хся зд е с ь р е зе р в о в у л у чш ен и я и с п о л ьзо в а н и я ж и во го т р у д а . О том , что так и е р е зер в ы есть и их в ел и ч и н а зн а ч и ­ т ел ьн а, с в и д е те л ь с тв у ет с л е ­ дующий ф акт: текучесть к ад р о в на п р е д п р и я ти я х р е ­ гиона и н аш ей об л асти вы со ­ к а. Р е а л и за ц и я эти х р е зе р ­ вов в о зм ож н а лиш ь п ри у е л о , вии п овсед н евн ой ц е л е н а ­ п р авл ен н о й р або ты в сех под­ р азд ел ен и й лю бого п р е д п р и я ­ ти я, о б ъ ед и н ен и я, т. е. при к ом п л ексн ом , си стем н ом подходе к р еш ен ию п р о б л е­ мы . Т а к а я си ст е м а к а к р а з и р а зр а б а т ы в а е т с я в н а ст о ящ е е в р ем я в н аш ем ф и л и а л е . В ее основу п о л ож ен оп ы т п е р ед о , вы х -предприятий го р о д а и об­ л ас т и — за в о д о в хим ико- ф ар м ац ев ти ч е ск о го , а в и ац и ­ онного им ени Ч к а л о в а , Б е р д . ского р а д и о за в о д а и д руги х , д об и вш и х ся х орош и х п р о и з­ в о д ств ен ны х р е зу л ь т а т о в за счет у л у чш ен и я и с п о л ьзо в а ­ н и я тр у д о вы х р есу р со в . С р е­ ди них есть т ак и е , ко то ры е за годы д ев ято й п яти л етк и у в ел и ч и л и объ ем п р о и зв о д с т ­ ва в 1 ,5 — 1,8 р а за не то л ьк о б ез у в е л и ч е н и я чи сл ен н ости , но и п р и ее с о к р ащ ен и и , сни. зи ли на 2 0 п р о ц ен то в т е к у ­ честь к ад р о в . Р а з р а б а т ы в а е м а я нам и си ­ стем а я в л я е т с я и сходны м б а­ зи сны м у р о в н ем единой си ­ стем ы у п р а в л е н и я тр у д о вы м и р есу р сам и го род а и обл асти , ко то рую необходим о со зд ать в б л иж айш ее в р ем я . П ер в ая за д а ч а , кото р ую д о лж н а р е ­ ш и ть си стем а, — это з а к р е ­ пить к ад р ы на за в о д а х и с о ­ к р ат и т ь в два р а за в р е м я п е­ р ехода р аботн и к ов с одного п р е д п р и я ти я на д р у го е б л аго ­ д а р я л учш ей и н ф орм и ро ван , н ости н а с е л е н и я о наличи и в ак а н т н ы х м ест и их х а р а к т е ­ ре. Б л а г о д а р я это м у еж его д . но м ож ет бы ть п о л у ч ен о д о ­ полнительной товарной про­ д у к ц и и на 4 0 м и л л и о н о в руб- л ей . В д ал ьн ейш ем систем а п озвол и т у п р а в л я т ь процес- сам и к ак ф о р м и р о в а н и я и р а сп р е д е л ен и я , так и и сп о л ь­ зо в а н и я тр у д о вы х ресурсов гор ода и обл асти , обесп еч и ­ в а я п отреб н ость п р ед п р и яти й и о рган и зац и й в р аб о ч ей с и ­ ле. труд ово й ди сц и п л и ны , с н и ж е ­ ние уров-ня о р ган и зац и и т р у ­ да — -все эти я в л е н и я с у щ е ­ ствен ны м о б р азом у в ел и ч и в а ­ ют д еф и ц и т тр у д о вы х р е с у р ­ сов. В н у три см ен н ы е потери от­ ним аю т в средн ем 1 6 — 18 п р оц ен тов, а ц ел о д н ев ­ ны е — 10 п роц ен тов от см енн ого ф о н д а рабочего в рем ен и . 1 5 — 2 0 п р оц ен тов врем ен и у осн овны х и до 3 0 п р оц ен тов у всп о м о гател ьн ы х рабочи х т р ат и т ся на вы п о л ­ нение н е п р о и зво д и тел ьн ы х работ, так к а к т р у д почти п олови ны в сех рабо чи х у нас ещ е не м ех ан и зи р о в ан . К о л л ек ти вы п р е д п р и яти й и о р ган и зац и й н аш ей области у ж е 15 л ет усп еш н о и сп о л ь­ зую т принципы и м етоды НО Т в борьбе за п овыш ен и е эф ф ек ти в н о сти и к а ч е с т в а п р о и зв о д ств а и рост п р о и зв о ­ ди тел ьн о сти т р у д а . П о к а за л свою вы году к ом п л ексн ы й м е­ тод вн ед р ен и я НО Т , с о зд а н . ный нам и и п о л уч и вш и й п р и . зн ан н о е общ есою зн ое н а з в а ­ ни е н овоси би рского м етод а. П ри в н ед р ен и и р е гл а м е н т и ­ ро ван н о й о р ган и зац и и тр у д а (в со о тв етств и и с этим м ето­ дом ) т р у д с т а н о в и т ся п р о и з­ в о д и тел ьн ее на 1 5 — 2 0 п р о ­ ц ен тов. Т е п р е д п р и я ти я,< к о . то ры ё д л и т е л ь н о е в р е м я с и . схем ати ч еск и п р о ек ти р ую т о р ган и зац ию т р у д а , п о с то я н ­ но с п р а в л яю т с я с вы п о л н ен и ­ ем го су д а р с тв е н н о го п л а н а и с о ц и ал и сти ч еск и х о б я з а ­ т ел ьс тв , и з года в год обес­ печи ваю т рост о б ъ ем а п р о ­ и зво д ства и п р о и зв о д и т е л ь н о , сти т р у д а, н ам н ого о п е р еж а - ю т д р у ги е к о л л ек т и в ы по уровню с о ц и ал ьн о - эк о н о м и ­ ч ески х п о к а за те л ей . О пы т п р ед п р и яти й горо да Н ово си ­ би рска п о р е гл а м е н т а ц и и т р у ­ да рабо чи х н аш е л п р и м е н е ­ ние во м ногих о т р а с л я х н а ­ родного х о зя й ст в а с тр а н ы , его и сп о л ьзую т п р е д п р и я ти я и о р ган и зац и и 3 6 м и н и , стер сгв . Ш и р о к о е в н ед р ен и е н овоси­ б и рского м ето д а к о м п л ек сн о й о р ган и зац и и т р у д а п озво л и т с о к р а т и ть н е п р о и зв о д и т ел ь­ ны е за т р а т ы рабочего в р е м е ­ ни ор и ен ти р о в о ч н о н а 2 0 п р о ­ ц ен тов, п овы си ть п р о и зв о д и , тел ьн о ст ь т р у д а в п р о м ы ш ­ л ен н ости на ¡2,5— 3 ,0 п р о ц ен . та и за счет этого еж его д н о п о л у ч ать до п о лн и тел ьн о п р о ­ ду кц и и на 1 4 0 — 160 м и л л и о ­ нов р у б л е й . Но чтобы этот п ри ро ст бы л п р а к ти ч е ск и ощ у ти м , н е о б х о ­ дим о ш и р о к о е в н ед р ен и е п е ­ р ед о вы х м ето д о в о р ган и зац и и т р у д а о с ущ е ст в и ть в теч ен и е 2 — 3, м ак с и м у м ч е ты р е х л е т . Б о л е е д л и т е л ь н ы е ср о к и в н е ­ д р е н и я ( 5 — 7 л ет), н е со м н ен ­ но, п о в ы ся т у р о в ен ь о р г а н и ­ зац и и т р у д а , но ощ у тим ого эк о н о м и ч еск о го э ф ф е к т а не д ад у т, т. к . с м е н я е м о ст ь п р о ­ дук ц и и в ы зо в е т м о р ал ь н о е с та р ен и е р а зр а б о та н н ы х на п р е д п р и я ти я х , но с во ев р ем ен . но не в н ед р ен н ы х п р о ек то в о р ган и зац и и т р у д а. П р о б л е ­ м ам и НО Т н адо за н и м а т ь с я не за в т р а , не п о с л езав тр а , а сего д н я, сей ч ас. В н а с т о ящ е е в р е м я в о б л а­ сти п р о в о д и тс я о п р е д е л ен н ая раб о та по п р о ф о т б о р у и п р о ф о р и ен та ц и и м о л о д еж и . О д н ан о ее эф ф ек т и в н о с ть н е ­ д о стато ч н а, а р е ал ь н ы е р е ­ зу л ь т а ты н езн ач и тел ьн ы . М н ого вы п у ск н и к о в ш к о л у в о л ьн яю т с я , не п р о р аб о тав и одного го д а н а п р о и зв о д ст­ ве, около 4 0 п роц ентов р а б о ­ чи х, п о л у ч и вш и х п о д го то вк у в ПТУ , м ен яю т п р оф ессию и л и м есто р аб о ты , л иш ь 2 0 п ро ц ен тов у ч ащ и х ся ш к о л вы би раю т проф ессию по со­ в ету , п о л у ч ен н ом у от п р е п о ­ д а в а т е л е й . С и с те м а ти ч ес к ая р а б о та по п р о ф о р и ен та ц и и и п р о ф о т б о ­ р у о р ган и зо в ан а л иш ь на 1 0 — 12 п р е д п р и я ти я х . Н а з а ­ воде и м е н и Ч к а л о в а , п р и б о ­ р о стр о и тел ьн ом им ени В,- И. Л ен и н а, на к ож ев ен н о -о б у в ­ ном о б ъ ед и н ен и и «О б ь» и д руги х раб о таю т к аб и н е ты и бюро п р о ф о р и ен та ц и и и п р оф о тб о р а. Они о к азы в аю т п о л ож и тел ьн о е в л и я н и е на вы бор, р а сс та н о в к у кад р ов, их за к р е п л е н и е на п р о и зво д ­ стве. Н о эт о го м ал о . Н а п р е д ­ п р и я т и я х с ч и сл ом рабо чи х б о л е е 10 т ы с я ч ч е л о в е к д о л ­ ж н ы бы ть о б р а зо в а н ы к аб и ­ неты п р о ф о р и ен та ц и и и п р о ф о т б о р а , д е й с тв ую щ и е в с о с т а в е о тд ел о в к ад р о в . Н а н еб о л ьш и х п р е д п р и я т и я х д о л ж н ы в ы д е л я т ь и з ч и сл а р аб о тн и к о в о тд ел о в к ад р о в и н сп ек то р а и л и м ет о д и ст а по п р о ф о р и ен тац и и . И звестн о, что за т р а т ы на п р о ф о р и ен тац ию , в расч ете на одного ч е л о в е к а , не п р е ­ во схо д ят 2 п р о ц ен т о в общ ей стоим ости о б у ч ен и я р абочей п р оф есси и . Н а о р ган и зац ию работы по п р о ф о р и ен та ц и и и п р оф о тб о р у т р е б у е т с я сего ­ дн я о к о л о о дн о го м и л л и о н а рубл ей , но эк о н о м и ч е с к а я э ф ф е к т и в н о с т ь п р о ф о р и е н т а ­ ции, в к лю ч а я эк он ом ию от со­ к р ащ е н и я тек у ч е с ти к ад р о в , у м е н ьш е н и я з а т р а т н а п о д го ­ то в к у раб о ч ей .силы , у с к о р е . н и я р о с та п р о и зв о д и т ел ь н о ­ сти т р у д а , м ож ет с о ст ав и т ь н а п р е д п р и я ти я х Н о в о си б и р ­ ской области б о л ее 10 м и л ­ л и о н о в рублей в год. Э ф ф е к т это т эк о н о м и ч еск и й и соц и ­ а л ь н ы й будет о со б ен н о четко в ы р а ж е н , если за т р а т ы будут о р и е н ти р о в ан ы п р еж д е всего на со зд ан и е в об л асти ед и н о ­ го н ау ч н о -м ето д и ч еск о го ц ен ­ т р а п р оф о р и ен тац и и . 7 СЕНТЯБРЯ 1979 г., №207. Т р ет ье го а в г у с т а Ч е р е п а- новский р ай и сп о л к ом п р и н ял реш ен и е о п р и вл еч ен и и на у б о р к у у р о ж а я г р у зо в ы х а в ­ том об и л ей , п р и н ад л еж ащ и х р а зл и ч н ы м о р ган и зац и я м р а й ц е н тр а. Т о гд а ж е с о зд а н а оп е р ат и в н а я гр у п п а д л я к о н тр о л я за сво ев р ем ен ны м н ап р ав л ен и ем и п р ав и л ьн ы м и сп о л ьзо ван и ем эти х м аш ин . Г ру п п у эт у в о згл а в и л я. А вош ли в нее п р е д с ед ат ел ь районной п л ан ово й ком иссии М. О сел ед ец , за м . н а ч а л ь н и ­ ка с е л ь х о зу п р а в л е н и я В. М и рчу к, н а ч а л ь н и к ГА И A . Г о родчи ков, за м . п р ед се­ д а т е л я го р и сп о л ком а А . Гри- ш нев, н а ч а л ьн и к д о рож н ого у ч а с тк а А . Л и то вч ен к о , на­ ч ал ьн и к « Т р ан с с ел ь х о зте х ­ ни ки » А . Ш у л и к , н ач ал ьн и к ж ел е зн о д о р ож н о й станци и B. М еркулов — так сказать, все за и н т е р ес о в а н н ы е сто­ роны . К аж д ы й рабочи й д ен ь у нас теп ер ь н а ч и н ае тся с вы ­ ясн ен и я оп ерати вн ой о б ста­ новки. — Д о б р о е у тро, М ар и я В аси л ьевн а! Х орош ей вам погоды , х о р ош его н астр о е­ ния. Э то н аш а д и сп е т ч е р ск а я с л уж б а — А . М оро з, А . Е в ­ сеев, Н. В асин , Н . С см ей к и н , А. К у зь м и н — при ним аю т по тел еф о н у о п ер ати в н ы е от­ четы из х о зяй ст в : ск о л ь к о вы ш л о в п о л е м аш ин , к ак работаю т, п очем у к то-то из ш оф еров не п р и ех а л или про­ стаи в ает. В 9 у т р а на м оем стол е у ж е л еж а т го то вы е сводки по рэй он у. И н а ч и н ае т ся о гр ом ­ ная е ж е д н е в н а я о р ган и зат о р ­ с к а я работа: с в е д е н и я мы пе­ ред аем в рай к ом п арти и и п р ед сед ателю р ай и сп о л к ом а, а сам и р а зб и р а е м с я с к а ж ­ дой отсу тств ую щ ей м аш ин ой — звоним в о р ган и зац ию , вы ясн яем при чины п р остоя, покЙЙЪем, если нужНО? щ о б и г0 в а е м е я ,"ч тобы все си лы бы ли бр ош ены на вы в о зк у зе р н а . гмКак ж д а л и мы ны неш цей уборки! Х леб в р а й о н е тгегрос *■ хорош ий. Н а стр о ен и е у лю ­ дей боевое. 6 ав гу с та прове­ ли мы со б р ан и е водителей районного а вто тр ан сп о р тн о ­ го п р ед п р и яти я: подвелн итоги с о ц со р ев н о в ан и я, при­ няли новы е у с л о в и я со ревн о­ ван и я на у б о р к е, ш оф еры при н ял и л и ч н ы е о б я з а т е л ь ­ ства. В ы сту п ал и на нем на­ ш и л у чш и е водители — Г е­ рой С о ц и ал и сти ч еск о го Т р у ­ да М. М еш ков, его др уг и соперн ик в тр у д о вы х д е л ах Л . П р авед н и ко в, н а гр а ж д ен ­ ный орденом Т р у д о в о го К расн ого З н ам ен и . О дин обе­ щ ал п ер ев езти ны н ч е 1,5 ты ­ сячи тонн зе р н а . Д р у го й то­ ж е о т ст ав а ть не со б и р ается. А всего к о л л ек т и в А ТП в зя л о б я зат ел ь ст в о п ер ев езти за у б о р к у 5 4 0 т ы с я ч тонн гр у ­ за, довести к о эф ф и ц и ен т ис­ п о л ь зо в ан и я а вто тр ан сп о р та до 0 ,8 5 . Н а д р у го й д ен ь так о е ж е собран и е п рош л о в « Т р ан с ­ с ел ьх о зте х н и к е » . С р а зу по­ сле с о б р ан и я водители о тп р а­ вились на у б о рк у, к ак в бой. С ейчас мы п р и вл ек л и к уборочны м работам 102 ав ­ том аш и ны и 3 0 т р ак то р о в р а зл и ч н ы х рай он ны х орган и ­ зац и й . С к а ж е м , за М айским совхозом за к р еп л е н ы 2 0 м а­ шин: с зав о д о в стр о и тел ьны х м атер и ал о в и «Ф ер м м аш » , и з л ес х о за и пу тевы х м ас т ер ­ ских. В совхозе «И с к р а» р а ­ ботаю т м аш ины к о м м у н а л ь­ ны х и бы товы х п р ед п р и яти й , ш вей н ой ф а б р и к и , л ес о т о р го ­ вого с к л а д а , СМ У об л п о треб ­ сою за. В Д о р о ги н ск и й со вх о з на­ п р а в л ен ы автом о б и л и л есх о ­ за , Д о р о ги н ск о й средн ей ш к о л ы и к е р а м и ч ес к о го з а ­ вода. Д а ж е а п те к а, м о л к о м б и - нат, р а й б о л ьн и ц а н ап р ав и л и с в о я м аш и н ы в х о зяй ст в а : нет сего д н я б о л ьш ей за б о ты , чем хлеб! В р а сп р е д е л ен и и п р и в л е ­ чен н ого а в т о т р ан с п о р т а по х о зя й с т в а м у н ас есть своя си стем а. Т ак , м аш ины « Т р ан с с ел ь х о зте х н и к и » у ж е н е ск о л ь к о л ет р аб о таю т в од­ них и тех ж е с о в х о зах — « Л и с т в я я с к и й » , « З и м о в ­ с ко й » , « И с к р а » . Ш о ф ер ы у ж е зн аю т там б р и гад и р о в , ком б ай н ер о в , зн аю т дороги . Е ст ь и ещ е одно п р е и м ущ е ­ ство: все эти с о вх о зы р асп о ­ л ож е н ы р яд о м . Э то очень п ом о гает о р ган и зац и и с л е ­ д и ть за т е х о б с л уж и в ан и ем , р еш а ть о р гво п р осы . Т очн о т а к ж е м аш и ны А ТП о б с л уж и в аю т соседн и е со вх о зы «В о с к р ес ен ск и й » , « К а р а с е в с к и й » , «К р у тиш и н - ски й » , «И н ск о й » . В се они р асп о л ож ен ы по одной т р а с ­ се — в эти х у с л о в и я х и к он т­ р о л ь л егч е н а л ад и ть , и ре­ м онт. Е сл и что-то с л у ч и л о с ь с м аш ин ой, ш о ф ер ы в сегд а м огут п е р ед ат ь «по ц еп о ч к е» , п отом у что на д о роге в стр е ­ ч аю т ся со своим и ж е т о в а р и ­ щ ам и . Н ам т а к а я р а сс та н о в к а сил к аж е т с я н аи б о л ее р а ц и о н а л ь ­ ной. С 9 а в г у с т а т р у д я т с я в н а­ ш ем рай о н е ш о ф еры и з Н ово­ си б и р ск а. И х мы т о ж е р а с ­ п р ед ел и л и по том у ж е п р и н ­ ципу. Н ап р и м ер , р яд ом р а с ­ п о л ож ены Ш у р ы ги н с к и й и М и л ьтю ш и хи н ск и й со вх о зы . И в них одной то л ь к о к у к у - у зы н уж н о бы ло у б р а ть 6 0 0 га.' П оэтом у' мы нащ>а-' вили ту д а с р а з у 6 5 ав т о м а ­ ш ин и з 3-го а вто о б ъ ед и н е- ^ С оздани й''0 Зруп н о й "■ГрЙЙб'- портной еди н и цы — ещ е од­ на осо бен н о сть ны неш н ей уб о р к и . С одной сто р о ны , мы н а ст р а и в ал и лю дей , чтобы они не ж д а л и п огоды , не те ­ р я л и в р ем ен и . А с д р у го й — с о зд а л и при о п ер ати вн ой гр уп п е о т р я д и з б о л ьш е гр у з­ ны х м аш ин: К А М А З о в , «К о л - хи д » . И сей ч ас в еж ед н ев ны х о тч етах и з х о зя й ст в п о я в и ­ л ас ь н о в ая гр аф а : ск о л ь к о зе р н а п о д гото вл ен о д л я п е р е ­ возки . « К у л ак » из 2 0 — 2 5 т я ж е л ы х м аш и н мы и сп о л ь­ зу е м д л я п е р ев о зо к по м арш ­ р у т у ток — эл е в а т о р . И м а­ ш ины б о л ьш е гр у зн ы е п о л ­ ностью и с п о л ьзую тс я, и х л еб на токах не буд ет з а д е р ж и ­ ваться. П ри т ак о м ц е н т р а л и ­ зованном п л ан и р о в ан и и а в ­ том обили ночью в о зв р ащ а ю т ­ ся к себе в г а р а ж и , где ноч­ ная см ен а т о к а р е й , сл е с ар е й их о с м а т р и в ае т, го то ви т к за в т р аш н е м у н а п р яж ен н о м у дн£ -Т ак о р ган и зо в ал и мы этой тр у д н о й осен ью р а б о ту а в то ­ тр ан с п о р та в р ай о н е. К он еч­ но, бы ваю т в это й си стем е сбои, но п о д ав л яю щ е е бо л ь­ ш и н ство наш и х ш о ф ер о в — т ак и е , к ак М. М еш ков, Л . П р ав ед н и к о в , Ю . Ц ап аев, В. Р и ге р т и д р у ги е, т р у д я т с я так , что с м о т р е ть при ятн о. Т р ан сп о р тн и к и не п о д ведут хл еб оробов. А. ДЕМИДЕНКО. ч Зам. председателя Чере- пановского райисполко­ ма. Н А Х Л Е Б Н Ы Х Т Р А С С А Х Виктор КРЕЩИК К Р А С Н ЫЙ 0 5 0 3 Обожают водители скорость, Им по нр а ву машины вести, Чуть покачивая на рессорах, Чтобы хлеб уш ко Н е растрясти. Х ле б идет Т р уд овой и тяжелый, К узовам не зазорно трещать, И его П ионеры и з ш колы С барабаном Выходят встречать. В оздадим же х в а л у урожаю, Тем, Кто все д л я него перенес ,— Это ж праздник, К огда подъезжает К элеватору Красный обоз. Он, конечно, Совсем не напрасно Не коней, а моторы запряг, С охранив красный ло зунг И красный, На ветру торжествующий стяг. Он стрелой М имо леса и пашни Свой багряны й проносит наряд. Ах, К акие бедовы е парни З а р улям и в кабинах сидят! Уж они:то Ровней, чем по нитке, Заставляют машины бежать. Им девчонки такие улы бки Дарят — М не не дано передать. Но водитель, В ед ущ ий колонну, Отходивший нем ало в строю, С лиш ком смотрит' Вперед напряженно, К ак тогда — Н а переднем краю. Может, Через стекло лобовое У вид а л он размытый откос? Может, Он услы х а л перебои В песне поршней, К олец И колес? Может, Контуры ло зун го в красны х Будят воспоминания в нем? Но шоферу П редельно опасно Вспоминать и мечтать за рулем . Е сли даже И зучена трасса И не знает оплош ки рука. Е сли даже С дороги ни р азу Не сры вались колеса пока. Е сли ты — Д а л ек о не мальчиш ка, Поостыл уже, К ак говорят. Но горят и дымятся покрышки. На крутых поворотах горят. Не снижая последнюю скорость, Он усиленно давит на *газ», С ловно все, Что в нем раньш е боролось, Нынче вы рвалось, К ак напоказ. Понимать надо эту работу, И бо Мастер сидит за рулем. Н машина берет П рям о с хо д у Затяжной и настырный подъем. И в такие минуты водитель, Г л я д я вд аль И дыш а горячо, Те подъемы , Что пройдены , Видит. Видит спуски, Что будут еще. Н е п уга ла подъем ам и чтобы Крутолобая эта зем ля, Д олж ен быть Нестареющий опыт Р ядом с молодостью У руля. К ак забудеш ь И как ты отринешь Посторонние думы В пути. Е сли даже Торжественный финиш П оказался уже впереди. И заекали, К а к селезенка, П орш ни в масле, К огда тормоза О садили привы чно трехтонку На четыре на все колеса. И когда Б елокры ла я стая, С ловно демон земных скоростей, П ронеслась, Торжества наруш ая, 'Над стоянкой машин и лю дей, Запы ленны й спокойный мужчина П осредине осеннего д ня . Г л а д и л жаркое тело машины, С ловно круп Вороного коня. Я11111111!ШМ1Ш11!1т11Л1!ИШ1!ШШ11Ш11ШШМШШ11ШП1111Ш11ИШШПП1НП111Ш1ШН1НШ1М!1Ш!11111П1Ш111!111 За полновесные рейсы Б е ск р а й н и й р а зл и в хл еб ов на п о л я х к о л х о за «Л ен и н ск и й п у т ь » , где раб о таю т в эти дни в о д и тел и Ч ан о в ск о го а в т о ­ п р е д п р и я ти я . С е л ь ск и е т р у ­ ж ен и к и д ел аю т все, чтобы у б р а т ь в ы р ащ ен н ы й у р о ж ай б е з п о тер ь . М ы с т а р а е м с я им в этом п ом о гать. Р а б о таю я в бр и гад е, р у к о ­ водит котор ой ш о ф ер ком ­ м унист А л е к с а н д р А л е к с е е ­ вич И в ан о в . К о л л ек т и в м а­ л ен ьк и й , но сп л очен ны й и д р у ж н ы й . С ей ч ас возим з е ­ лен ую м ассу от си л о сн ы х к ом бай н ов. М е х а н и за то ры п о д о б р ал и сь опы тны е, р а б о т я ­ щ и е — Л . С. С т яж к и н и н а­ гр аж д е н н ы й орденом Т р у д о ­ вого ^К расного З н а м ен и К . Н. П етров. О ба в ы р ас ти л и х о р о ­ ш ий у р о ж а й к у к у р у зы . В с р ед н ем на к р у г по.ЧУййеЧТй' бо л ее тр ех со т ц ен тн ер о в з е ­ лен ой м ассы . К ак и х -то п о д ­ сохни м етр о в п р о й д еш ь — к у зо в п о л ны й . Ч то бы не бы ­ л о п о тер ь , н ар о сти л и бор та. В д ен ь к аж д ы й и з нас отво­ зи т до 8 0 тонн сочного к ор ­ м а. Х орош о т р у д я т с я в о д и те­ ли Л . П. Ш и ц , м о л о ды е ш о­ ф е р ы В л ад и м и р Г аач , ком со ­ м о л ец С е р ге й И ван о в, к о то ­ ры й , р а б о т а я в одной бр и гад е с отцом , не у с ту п а е т ем у . К о сят к о м б ай н ер ы до на­ с ту п л е н и я ночи. Д л я м ех а н и ­ за т о р о в рабо чи й д ен ь кон ­ ч а е т с я , д л я нас, в о д и тел ей , он п р о д о лж а е т с я . В едем г р у ж е н ­ ны е хл еб ом а втом аш и н ы на э л е в ат о р . А к а к ж е ин аче? В го р яч ую п ору к а ж д а я еди н и ц а тр ан с п о р т а на стр огом у ч е т е. В рейс мы о т п р а в л я е м с я ц е­ л о й бр и гад о й . С т р ем я с ь в ы ­ и гр а т ь в р е м я на п о гр у зк е, во д и тели сам и р а зр ав н и в аю т зе р н о в к у зо в а х , тщ а те л ьн о у к р ы в аю т его п о л о гом . У нас в б р и гад е в н ед рен пбЧасовой г р аф и к п е р ев о зк и зе р н а , на­ л аж е н в заи м н ы й к о н тр о л ь в борЦбе с ‘ гф ай б йМ й ' ; Машин. Ч тобы избежать й& тё$ь" в р е ­ м ен и во в р е м я за п р а в к и у бен зо к о л о н о к , см о н ти р овал и н а м аш и н ах то п л и в н ы е баки. Т еп е р ь го рю чего х в а т а е т на весь т р у д о в о й день. И сп о л ь­ з у я зв е н ье в о й м етод работы т р ан с п о р т а, д о б и в ае м ся не то л ь к о роста к о эф ф и ц и ен та п о л езн о го д ей ств и я п ар к а, но экон ом им горю чее и с м а зо ч ­ ны е м а т е р и а л ы , с р ед с т в а на рем он те. Н а д н ях в а в т о х о зя й с т в е п од во д и л и и тоги п р о д ел а н ­ ной р аб о ты по вы п о л н ен ию п о с та н о в л е н и я ию л ьск о го (1 9 7 8 год а) П л е н у м а ЦК К П С С . Д и р е к т о р В. П . Н е ст е ­ рен к о теп л о о т о зв а л с я о н а­ ш ей б р и гад е. П р и я тн о , ко­ нечно, с л ы ш ат ь так о е. Н о нас, в о д и тел ей , т р е в о ­ ж и т п л о х а я о бесп еч ен н ость а вто м о б и л ей за п а сн ы м и ч а ­ стям и . Н аш и г р у зо в и к и не новы е, но р аб о та л и м ного, и н еу д и в и тел ьн о , что м ногие д е та л и вы х о д и л и и з с тр о я . Ц ы х о д ят не и з-за н е п р а в и л ь ­ ной эк с п л у а та ц и и а втом о б и ­ л ей и л и н еб р еж н о го отн ош е­ ния. Д е л о в др у го м . П л о х и е дороги у нас, вот тех н и к а и не вы д е р ж и в а ёт . В од и тел и п р е д п р и я ти я в дни ж а т в ы р аб о таю т под д е ­ визом «Н и одн ого о тстаю щ е ­ го р я д о м » . К а ж д ы й ищ ет р е ­ зе р в ы , чтобы т р у д и т ь с я э ф ­ ф ек ти в н о , с б о л ьш ей о т д а ­ чей. М. ИНОЗЕМЦЕВ. Шофер Чановского ав­ топредприятия. Василий Николаевич Ши- ринкин — один из лучших водителей колхоза «Баррика­ ды» Маслянинского района. В эти страдные дни он систе­ матически перекрывает днев­ ные нормы на отвозке зерна от комбайнов и доставке его на элеватор. На снимке: В. Н. ШИРИН- КИН. Фото С. Высоцкого. Самым опытным и добросовестным водителям доверено вывозить с полей плоды труда земле­ дельцев. Но и среди них есть лучшие. Среди шоферов Гав- риловского совхоза Каргатского района таким является Ни­ колай Иванович Ак- сенович, работаю­ щий на автомашине ГАЗ-52. Его посто­ янная дневная выра­ ботка — 240 процен­ тов. Он занимает первенство в сорев­ новании совхозных водителей. На снимке: Н. И. АКСЕНОВИЧ. Ф ото Л. Ямбикова. п о д ЛЕГЛИ В ер а С т еп а н о в н а В о л к о в а не зн а е т ни м и н у ты п о к о я. В ее к р о х о тн ую весо вую то и д е л о за гл я д ы в а ю т у с т а л ы е , за п ы л е н н ы е ш о ф ер ы , б р о с а ­ ю т н е ск о л ь к о т о р о п л и вы х сл о в и, о тм ети в кви тан ц ию , у х о д я т . В от в ош е л м ол одой п л еч и сты й п а р ен ь , и В е б а С теп ан о в н а, з а н я т а я до п р е ­ д е л а и, к а з а л о с ь , н и чего у ж е не за м е ч аю щ а я , р а д о стн о у л ы б н у л а сь : — О п ять ты , С аш а. К а к у п р а в и л с я ? — А я , В е р а С теп ан о в н а, н е ед у , а на к р ы л ь я х , к а к п ти ц а, л еч у . П о сл е, к о гд а он о то гн ал м аш и н у с в есо в, м ы р а зго в о ­ р и л и с ь. С аш а К о зы р е в ш о ф ер не м естны й , п р и е х а л н а у б о р ­ к у у р о ж а я с т а т а р с к о го а в т о ­ т р ан с п о р т н о го п р е д п р и я ти я « Т р а н с с е л ь х о зт е х н и к а » . П о­ р у ч и л и о т в о зи ть зе р н о от ком б ай н ов. о тп р ав и л и н а д ал ьню ю ф е р м у . Ш о ф ер он х о ть и м о л одо й , но у ж е з а ­ в о е в а л а в т о р и т ет у т о в а р и ­ щ ей по р аб о те и в совхозе. Он зд ес ь п ер вы й го д, а о нем уж е о т зы в аю т ся х о р ош о. В о ­ д и те л ь п е р в ы м д ел ом т щ а ­ тел ь н о и зу ч и л м ар ш р у т , п р и ­ ки н у л , гд е м ож н о д е р ж а т ь вы со к ую ск о р о сть, а где п ри ­ то р м о зи ть; С к а за л . что пои р а сс то я н и и ц 2 5 к и л о м е тр о в в одиц,\ц 9 ,нец; с у м е е т з а ч ас с д е л а т ь один рей с, з а с у тк и — 1 5 — 16. Г л ав н ы й агр о н о м с о в х о за Ю . П и ч к у р н е п о в е­ рил: р а з г р у з к а , п о г р у зк а ... Н о у С аш и все учтен о . Н а это он в общ ей сл ож н о сти о т ­ во ди л 1 0 м и н у т. П о сл е д о к а ­ за л п р а в и л ь н о с т ь своих т ео ­ р е ти ч ес к и х р а сч ет о в , д аж е у х и т р и л с я , с эк о н ом и в м ину­ ты , вы к р о и ть ещ е оди н рейс. По р а з м а х у п о л е вы х р а ­ бот, по к о л и ч е с тв у гр у зо п е ­ р е в о зо к С е в е р о - Т а т а р с к и й со вх о з м ож н о с р ав н и ть в р а й ­ оне то л ь к о с к о л х о зом «С и ­ б и р ь » . П очти 9 ты сяч га з е р ­ новы х, 2 5 0 0 п р о п аш ны х . Б у х ­ га л т е р -о п е р а т и в н и к Н . П л о т­ ни ко в а, д а в а я с п р а в к у , с к а ­ з а л а , что т о л ь к о силосн ой м ассы н адо п од везти к бу р там почти 5 0 т ы с я ч тонн. З д е с ь , по м и н и м ал ь н ы м р а сч ет ам , д о л ж н ы н а х о д и тьс я 4 5 г р у зо ­ ви к ов. 3 5 автом аш и н н ад о К О Л Е С А КИЛОМЕТРЫ д е р ж а т ь у к ом б ай н о в . Н е м е ­ н ее д есяти т р ан с п о р т н ы х ед и н и ц с л е д у е т дн ем и ноч ью н а п р а в л я т ь н а э л е в а ­ то р. А ещ е п е р е в о з к а к а р т о ­ ф е л я , к о р н еп л о д о в ... Т у т ж е в в есо в о й м ы п о­ зн ак о м и л и с ь с А . А . К о р ш у ­ новы м . к ото ры й т о ж е то л ь к о что п р и ех а л с ф е р м ы . А н а ­ толи й А н д р еев и ч и з стар о й гвар д и и в о д и тел ей . З а б а р а н ­ кой п очти 3 0 л е т . В этом году п о л у ч и л н о вы й З И Л . Б ы л н а п р а в л е н н а п ятую ф е р м у в зв ен о к о м б а й н е р а к о м м у н и ста А . Я . Т о п о р о в а. Об это м м е х а н и за т о р е в р а й ­ оне х о р ош о зн аю т. В п р ош ­ л ом го д у вм есте с п о м ощ н и ­ ком н а м о л о ти л б о л е е 1 2 т ы ­ с я ч ц е н тн е р о в зе р н а . Н ы н ч е в з я л под свою о п е к у 6 ком ­ бай н о в « Н и в а » , н а б р а л в зв е н о м о л о д е ж ь и в з я л о б я ­ за т е л ь с т в о н ам о л о ти т ь не м е ­ нее 4 5 т ы с я ч ц ен тн ер ов. В с тр е ч а я К о рш у н о в а, Т о­ поров с к а за л : — Н а м гл ав н о е — не им еть п р о сто ев . Н а т ех н и к у н а д е е м с я . Р е м о н т и р о в а л и с а ­ ми. Б ою с ь , что п отер и б у д у т и з-за н есв о е в р ем е н н о й вы ­ г р у зк и зе р н а и з б у н к ер о в . — С д ел аю , ч то в м оих си ­ л ах , — о т о зв а л с я на это К о рш у н о в. П ер ед вы езд о м в п оле он н ар о сти л у г р у зо в и к а б о р та, что п о зво л и л о б р а т ь з а р а з т р и б у н к е р а «Н и вы » . М еш ал и д ож д и . Т о л ь к о н а ­ стр о и тся к о м б ай н ер , в д р у г за м о р о си т. Н о А н ато л и й А н д р ее в и ч с ч и т ае т , что у в о ­ д и те л я е с т ь р а б о т а и в н еп о­ году. Э то б ы л о 3 1 а в г у с т а . К о м ­ б а й н ы уш л и с п ол ей р ан о . К о рш у н о в не п о е х а л н а о т­ ды х, за в е р н у л н а то к. Д о у т р а н а р а с с т о я н и и в 2 2 к и ­ л о м е т р а с д е л а л ещ е ш ес ть р ей со в , д о с та в и л н а х л еб о ­ п ри ем н ы й п у н к т п оч ти 4 0 то н н зе р н а . В С е в е р о -Т а т а р с к о м с о в х о ­ зе очен ь м н ого т р у д о в ы х ди ­ насти й . С р е д и м е х а н и за т о р о в с л а в я т с я б р а т ь я И гош е вы — Н и к о л а й , Б о р и с , Г ен н ад и й , к о то р ы е в эт и дни в о д я т к о м ­ б а й н ы по р о д н ы м п о л я м . Е с т ь о н и и с р ед и ш о ф ер о в . Н а п е р е в о з к а х си л о сн о й м а с ­ сы р а б о т а е т сы н К о р ш у н о в а — В и к т о р . П а р е н е к за к о н ч и л 1 0 -л е т к у , п о л у ч и л п р а в а , р е ­ ш и л с в я з а т ь свою с у д ь б у с р о д н ы м сел ом . Н е ч а с то в с т р е ч аю тс я н а п о л е в ы х до­ р о г а х отец и сы н , но д е л аю т они общ ее д е л о — у б и р аю т у р о ж ай . Т о к ц е н т р а л ь н о й у с а д ь б ы , н а к о то р о м м ы в с т р е т и л и г е ­ р оев х л е б н ы х т р а с с , по с у щ е ­ с тв у о г р о м н а я ф а б р и к а з е р ­ н а. С ю д а п о с т у п а е т х л еб с т р е х ф е р м . Д л я о ч и стк и и сушки , о б о р у д о в а н ы К З С -4 0 и ЗАВ -20>.«.- Д о п о сл ед н его в р е м е н и ш о ф е р ы б е д с тв о в а л и и з-за в есо в : одн и н а о гр о м ­ ное х о зя й с т в о , с м а к с и м а л ь ­ ной г р у зо п о д ъ е м н о с т ью в д е­ с я ть тон н , они я в н о т о р м о з и ­ ли р аб о ту . С е й ч а с п о стр о ен а н о в а я в е с о в а я с д в у м я в е с а ­ ми н а 1 5 И 3 0 то н н . « Х о з я й ­ к ой » и х и я в л я е т с я В. С. В о л к о в а . Е с т ь у н е е п ом ощ ­ ни к • — ш о ф е р Н и кол ай Н а за р о в и ч К у п а р е в . Н а п ер ­ вы й в зг л я д его о б я зан н о ст и не сл ож н ы : с ам ы й д ал ьн и й р ей с в 5 0 0 м ет р о в . Н и к о л ай Н а за р о в и ч д о с т а в л я е т зе р н о в с к л а д ы , в о бщ ей сл ож н о сти п е р е б р а с ы в а е т з а д ен ь на то ку до 2 0 0 тонн. Н е в о зм о ж н о р а с с к а за т ь о всех ге р о я х х л еб н ы х тр ас с. Б о л ьш о й х л еб в ед ет за собой лю дей , д е л а е т их гер о ям и . В. ПАЛЬЧИКОВ. Т а т а р с к и й р ай он Р А З В Е Э Т О П О Р Я Д О К ? б обидно, что все так не обд ум а ­ но. И ли еще: п р и еха ли со мной вместе 6 ш оф еров на \К АМ А З а х с прицепами. Т ак они вообщ е не пригодны оказались д л я ра­ боты на п о ля х и с 9 августа возят и з К уйбыш ева в С евер­ ное песок, щ ебень и другие грузы . Д о р о га я редакция, вас разобраться: ведь лю д и задыхаются без порта, а в Северном Д о ро гая редакция! Пишет вам шофер автотранс­ портной колонны УМТС. Каж­ дый год я езжу со своими това­ рищ ами помогать труженикам села убирать вы ращ енны й ими богатый урожай. Вот и в этом году мы поехали на уборочную . Заранее подготовил я свой «ЗИ Л -130 » и тележку к нему. М ои товарищи так же. Н а­ правили нас нынче в Северный район. Е хали с хорош им на­ строением: мол, машины наши хорош ие, больш егрузны е, зд о ­ рово поможем труженикам се­ ла. Но вот прибы ли на место, приступили к работе. Сначала вози ли мы рожь от комбайнов. И от наш их г З И Л -130 » тележ­ ки отцепили, и стоят они под забором около элеватора. О ка­ зывается, здесь на элеваторе нет таких подъем ников, кото­ рые м огли бы поднять наш при­ цеп. Вспоминаю я Татарский район и его элеватор! Вот и получается, что от ком­ байнов мы делаем по 3 — 4 рей­ са на расстоянии 4— 5 километ­ ров. Р азве это работа? Прямо руки опускаются. И вот д ум а ­ ешь: почем у бы сюда не по­ слать бортовые машины без те­ лежек, а наши с тележками в другое место, где бы эти те­ лежки д а ва ли пользу? Просто прошу где-то транс­ районе простаивает такая техника! И. Р АЧ ИН СКИЙ . Шофер. С Т Р А Т Е Г И Я ТРУДНОЙ ОСЕНИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2