Советская Сибирь, 1965, № 160

НАУКА-НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ — О Вениамине Савельевиче Хлевецком трудно рассказывать. Его нужно видеть за работой, — сказал секретарь парткома В. А. Фадеев. — Он руководит лаборато­ рией НОТ немногим больше меся­ ца, а результаты уже видны. Вскоре встреча с Вениамином Савельевичем состоялась. — Научную организацию труда нужно пропагандировать. Это очень полезное и необходимое дело, — сказал он. — Без нее нам нельзя резко повысить производитель­ ность, рационально использовать рабочую силу, интенсивно эксплуа­ тировать оборудование. О своем участке работы Вениа­ мин Савельевич говорил с большим увлечением. Лаборатория научной организа­ ции труда Новосибирского инстру­ ментального завода организована в 1964 году. — Тогда нам поручали делать все, с чем не успевали справлять­ ся в отделах, — рассказывают Ва­ лентина Михайловна Елистратова и Екатерина Михайловна Мазгале- На сним ке: н ачальник лаборатории научной организации труда В. С. Х Л ЕВ ЕЦ К И Й (слева) и начальник бюро эстетики и культур ы труда В. Р. Ф Р А Н К зам еряю т шумометром интенсивность ш ума в девятом цехе Новосибирского инструментального завода. Ф ото С. Высоцкого. ПРЕМИЯ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ Продолжительное время у нас на заводе радиодеталей в основных цехах применялась индивидуаль­ ная сдельная система оплаты. Ее минусы не являлись секретом. Бы­ ли приписки в нарядах, случаи не­ доплат за фактически выполнен­ ную работу. Происходило это из- за отсутствия строгого учета в межоперационных кладовых и на участках массового производства радиодеталей. Рабочие не очень пеклись о плане бригады, участка или цеха. Их заработок зависел только от выполнения норм выра­ ботки на закрепленных за ними операциях, как бы «отрывался* от результатов труда коллектива. Поэтому произволе т в е н н и к и основных цехов, нашего предприя­ тия стали переходить на так назы­ ваемую бригадную систему оплаты труда по комплексным расценкам,. Она сочетала в себе ценные каче­ ства двух систем: коллективной и индивидуальной сдельщины. Вы ­ работка членам бригады опреде­ ляется по сдаче готовой продук­ ции на склад, а заработная плата — по расценкам выполняемой операций. ‘В итоге усиливается ма­ териальная заинтересованность рабочего в повышении производи­ тельности труда, предупреждается возможность возникновения урав­ ниловки. Члены бригады хорошо знают друг друга. Они решают, кому ка­ кие присвоить разряды. Заработок распределяется согласно вновь присвоенным разрядам и отрабо­ танному времени. Если, скажем, работа сделана недоброкачествен­ но (такие случаи еще бывают) и детали возвращены, то по действу­ ющему учету нетрудно установить, кто виновник. В том случае, когда кто-нибудь трудится ниже своих возможностей, это отражается на заработке всей бригады, и коллек­ тив с помощью средств обществен­ ного воздействия стремится заста­ вить работать своего товарища лучше. При этом возможно более це­ лесообразно использовать рабо­ чих и расширять их профессио­ нальный профиль, строить работу на началах взаимозаменяемости, улучшать за этот счет использова­ ние рабочего времени, повышать у каждого чувство ответственности за успех коллектива. Во втором цехе, который носит высокое звание коллектива комму­ нистического труда, на коллектив­ ной оплате работают свыше 85 про­ центов всех сдельщиков. За шесть лет семилетки показатели их ра­ боты неуклонно повышались. За это время производительность тру­ да рабочих-сделыциков возросла на 32 процента, а средняя зарпла­ та — почти на 21. Усилилась тяга к освоению смежных специальностей. Напри­ мер, на участке, где мастером В. М. Севастьянов, многие работ­ ницы выполняют пять и более опе­ раций. Среди них В. Г. Храмова, К. М. Михеева, Т. В. Шаболина, В. В. Перминова, М. П. Атик и другие. Однако и во втором цехе от кол­ лективной сдельной оплаты труда взяли далеко не все возможное. Оплата по присвоенному разряду и отработанному времени не всег­ да в полной мере учитывает коли­ чество и качество труда, затрачен­ ного каждым членом бригады. К решению этих вопросов, слабо при- КАЧЕСТВО влекается общественность, в част­ ности члены бюро по нормирова­ нию труда на общественных нача­ лах. Раз уж речь зашла о системах оплаты труда, нельзя не сказать об их недостатках, о решении назрев­ ших вопросов нормирования и ор­ ганизации заработной платы. Всякий раз, когда на совещани­ ях и научных диспутах, в статьях ставится вопрос о технически обос­ нованных нормах, — как из рога изобилия, сыплются доказательства их безусловной прогрессивности по сравнению с любыми другими. Но... всегда умалчивают о прямой связи норм с уровнем сложившей­ ся или складывающейся заработ­ ной платы. О технически обосно­ ванных нормах написано и сказано уже много. Никому сегодня не при­ дет в голову оспаривать очевидную .пользу их внедрения. Вопрос в другом: есть ли для этого возмож­ ность на всех операциях, участках, ■цехах и предприятиях. Восточная поговорка гласит: «Если тесны сапоги, какая тебе польза, что мир широк?» Хорошо сказано! Заводские работники., об­ ладая необходимыми нормативны­ ми материалами, часто все же не могут внедрить технически обосно­ ванные нормы. Дело в том, что нынешняя система оплаты труда делает их не нормой труда, а нор­ мой заработка. Выход один — поднять тарифный уровень, чтобы за счет этого можно было резко повысить и нормы выработки, ка­ чество изделий, избавиться от бра­ ка. Это позволит ввести в нормаль- ное русло и планирование фонда заработной платы, ибо ориентиром будет не «достигнутый уровень», а численность работников и их та­ рифные ставки. Действующие системы оплаты труда совершенно недостаточно учитывали и пока не учитывают качество продукции. Отдел техни­ ческого контроля с удовольствием принимает работу, сделанную на «отлично». В то же время контро­ леры не отказываются принять и такую, которая выполнена лишь удовлетворительно. Причем усло­ вия оплаты за «отлично» и «удов­ летворительно» одинаковые. Та­ ким образом, труд посредственный оказывается приравненным к тру­ ду отличному. Можно экономить на всем, но не на вознаграждении людей, которые создают отличную продукцию. Госкомитет по вопро­ сам труда и зарплаты и Президи­ ум ВЦСПС недавно утвердили ти­ повое положение о премиальных системах оплаты труда рабочих, изготовляющих продукцию высо­ кого качества и сдающих ее с пер­ вого предъявления. Хорошее на­ чало! Назрела необходимость платить премии «производственникам, вы­ полняющим технически обоснован­ ные нормы, в размере 15—20 про­ центов к их сдельному заработку. Следует сократить слишком боль­ шой перечень условий, при выпол­ нении которых премируются инже­ нерно-технические работники и служащие. Необходимо материаль­ но заинтересовать рабочих в со­ вмещении профессий, ибо это один из факторов повышения произво­ дительности труда. А. ЯСЮКЕВИЧ. И. о. начальника отдела тру­ да завода радиодеталей. ВОТ ТЕБЕ П РО Г РАМ М А , С Т А Н О К ! — Дайте программу, — обращ а­ ется расточник к технологу. — Для какой детали? Ладно, сделаю. Такой диалог можно теперь до­ вольно часто усл ы ш ать в механи­ ческом цехе завода имени Еф ре­ мова. Здесь появилась зам ечатель­ ная новинка — горизонтально-рас­ точной станок с программным ( управлением. Рабочие вздохнули с облегчением: новый помощник из­ бавляет их от ручного управления сам ы м и слож ным и и ответствен­ ными операциями, от контрольны х замеров детали. Теперь с помощ ью магнитной ленты и специальной приставки технологи счи ты ваю т на станке разработанную программу. Следуя ей, ум ная маш ина делает любые перемещ ения детали, безошибочно выходя на заданные координаты. Качество обработки, конечно, по­ лучается отличное, с вы соким классом точности. — У ж е в этом году, — сказал главны й инж енер завода Анатолий А ким ович Наумов, — мы создадим целый участо к маш ин, куда войдут три токарны х и два ф резерных станка. Все они будут с программ­ ным управлением. ва. — Мы рассчитывали оборот­ ные средства, делали фотографию рабочего дня в цехах, в конце ме­ сяца даже упаковывали продук­ цию... С приходом в лабораторию Ве­ ниамина Савельевича Хлевецкого положение изменилось. Составле­ ны годовой и месячные планы НОТ. Они рассчитаны на творче­ ство рабочих, техников и инжене­ ров всех специальностей и состав­ лены при их участии. Лаборатория основательно изу­ чила причины потерь рабочего вре­ мени в самом большом цехе — цехе слесарно-монтажного инструмента. Вывод неутешительный: из-за от­ сутствия заготовок, оснастки, ин­ струмента, транспорта и т. д. здесь пропадает зря 20 процентов смен­ ного времени. Оказалось, что нор­ мы времени отдельных операций завышены. Обследование подсказа­ ло работникам цеха пути лучшей организации производства. Очень большие потери рабочего времени в цехе из-за отсутствия за­ готовок разводного ключа. Они не­ своевременно поступают из кузнеч­ ного цеха. Лаборатория НОТ пред­ ложила организовать в кузнечном цехе поточную линию и соединить ее с линией сборки. Кузнецы и сборщики будут работать в едином и четком ритме. Простои сократят­ ся. По предварительным подсчетам, объем выпуска продукции увели­ чится почти на 15 процентов. Своими подчиненными Вениамин Савельевич доволен. В лаборатории сейчас трудятся 12 человек. Из них шесть экономистов, пять техно­ логов и один архитектор. Все они опытные производственники, хоро­ шо знают завод. , — Если внедрить в производст­ во хотя бы один процент наших предложений, — сказал Вениамин Савельевич, — то он даст эконо­ мию, в три раза превышающую за­ траты, связанные с созданием лабо­ ратории. Когда изучили вспомогательные службы, то увидели, что на отдель­ ных работах возможно совмещение профессий. Внесли об этом предло­ жение. Его приняли и получили экономический эффект более 31 ты­ сячи рублей. С помощью лаборатории создан перспективный план по механиза­ ции инженерно-управленческого труда. Его цель заключается в том, чтобы до минимума сократить за­ траты времени специалистов на за­ полнение разного рода бумаг, дать им возможность глубже вникать в производство. В кузнечно-прессовом цехе на участке рубки деталей выбрасыва­ лось много годного материала. Ла­ боратория НОТ предложила делать из этих отходов мелкие детали. Экономия металла в год составила 77,5 тонны. — Реализация всех наших пред­ ложений рассчитана на один—два года,— заявил В. С. Хлевецкий.— По-научному будет организована одна треть рабочих мест. В перспек­ тиве нужно ликвидировать потери рабочего времени и во вспомога­ тельном производстве. А. ПЕЧУРИН. СОЗЕРЦАТЬ ИЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ Качество изделий всегда было основной заботой коллективов на­ ших предприятий. Теперь же этот вопрос поставлен особо остро: ка­ чество продукции — на уровень мировых стандартов! Другой ключевой задачей производства является научная организация труда. По освещению этих двух тем можно уверенно судить об уровне заводской газеты. Со страниц газеты «Метал­ лург» обе названные1темы не схо­ дят. Это естественно. Ведь первы­ ми в Новосибирске решили раз­ работать и внедрить планы науч­ ной организации труда вальцов­ щики прокатного стана «740» четвертого цеха металлургическо­ го завода. За последние полгода почти в каждом номере можно видеть статью или корреспонденцию, фотоокно или информацию о по­ вышении качества или о планах научной организации труда. Еще в декабре была опублико­ вана большая статья бригадира третьего цеха Осипова «Дорогу эстетике в цех!» Автор подробно рассказывает о том, как эстети­ ка внедряется на предприятии. В статье выражено пожелание, чтобы газета продолжила этот разговор. Но... кроме «Условий соревнования за культуру произ­ водства» да статьи «За труд при­ ятный, радостный, безвредный», больше ничщ> не было напеча­ тано. В январе впервые появилась >■ газете рубрика «Качество продук­ ции — на уровень мировых стан­ дартов». Первым на эту тему вы- Вопросы качества и научной организации труда на страницах многотиражной газеты ступил начальник цеха холодно­ го проката Кайгородов. Он по­ ставил вопрос о проекте органи­ зации производства биметалличе­ ской рулонной стали и аргумен­ тированно доказал, что руко­ водителям завода следует забра­ ковать проект, потому что он не учитывает условий производства. Это чрезвычайно важный мате­ риал. Но прошло четыре месяца, а на страницах газеты — ника­ ких откликов. Вопросам качества посвящен интересный, значительный по со­ держанию материал начальника газозащитной станции Б. Лысого. К сожалению, до сих пор и эта статья не подкреплена другими выступлениями. Под рубрикой о качестве довольно часто появляются фото­ окна, небольшие заметки. Но это только информации, а ведь редакции стоило бы шире развер­ нуть эти материалы, дать не только портреты рабочих, но и показать, как они добились успе­ ха. В январе газета опубликовала обращение бригад вальцовщиков стана «740» Ф. Лопаты и Б. Пикалова: «За научную орга­ низацию труда и отличное каче­ ство продукции на каждом рабо­ чем' месте». Бригады обязались внедрять планы НОТ, выпускать 99 процентов продукции первым сортом. На этот раз газета продолжила разговор о почине вальцовщиков в статье «Дело важное, дело бое­ вое». Из нее выясняется: про­ шло две недели, как было опуб­ ликовано обращение вальцовщи­ ков стана «740», однако в цехах письмо не обсуждалось. Статья верная,/ принципиальная, но от­ ветом на нее была лишь инфор­ мация о том, что трубники чет­ вертого цеха поддержали почин вальцовщиков. О других коллек­ тивах молчок. Не оттого ли это произошло, что обращение вальцовщиков было опубликова­ но в январе, а подробно газета рассказала о планах НОТ только 25 мая? Этот номер был подготовлен совместно с отделом организации труда. В нем рассказывалось о задачах завода, было напечатано объявление о конкурсе на луч­ шую организацию работ. Вскоре газета снова вернулась к этой теме. Под рубрикой «Орга­ низацию труда — на научную основу» она поместила большую статью инженера Кузнецова «Твой рабочий день». Статья подвела итоги объявленного два месяца назад общественногосмот­ ра резервов рабочего времени. Рассказав о достижениях, основ­ ное внимание автор направил на критику пренебрежительного от­ ношения к этому важному делу. ' Можно заметить, что боль­ шинство корреспонденций о ка­ честве продукции и планах НОТ написаны начальниками отделов, инженерами. Они необходимы, но в газете, кроме обращения валь­ цовщиков, нет ни одного мате­ риала, подробно рассказывающе­ го о делах и мыслях рабочих. Исключение составляет коррес­ понденция «Бригада находит ре­ зервы». Вот таких бы материа­ лов, конкретно показывающих инициативу рабочих, побольше! Газета писала о пользе рейдов, но сама ни одного не провела. А ведь они-то и дают широкую воз­ можность привлечь к смотру организации труда массу рабо­ чих, техников, инженеров. Довольно часто в газете «Ме­ таллург» публикуются обзоры журнала «Сталь», материалы под рубрикой «Что читать металлур­ гу», корреспонденции с родствен­ ных предприятий о передовом опыте. Неплохо бы вернуться к этим выступлениям, проверить, как внедряется этот опыт. Несомненно, что газета «Ме­ таллург» стремится регулярно освещать работу завода по улуч­ шению качества продукции и внедрению научной организации труда. Об этом говорит и коли­ чество материалов, и их высокий уровень. Но редакции не хватает действенности выступлений. Ведь мало рассказать, что 'делается, надо показать и как это делает­ ся,, .конкретно, доступно, интерес­ но. И. ТИМОФЕЕВА. МАСТЕРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА, Стоит на покрытой зеленым ковром лужайке маленькая бело­ ствольная березка. Вокруг нее водят хоровод мальчишки и дев­ чонки, а примостившийся на пеньке музыкант наигрывает что- то на балалайке. Мирно пасутся на лугу... страу­ сы. Маленький котенок с удивле­ нием разглядывает свирепого ин­ дюка... Журавль вытаскивает застрявшую у волка в горле кость... Это выставка детского творче­ ства Новосибирской средней шко- ' лы № 47. Мы у стенда с поделка­ ми учеников 3 «б» класса, руко­ водит которым Варвара Федоров­ на Копейкина. Сколько изобрета­ тельности, выдумки, настойчиво­ сти, любви к делу проявили ма­ ленькие школьники, чтобы из еловых шишек, дубовых желу- Сердце Варвары Федоровны дей, ореховой скорлупы и цвет­ ной бумаги изготовить радующие глаз экспонаты! Воспитание у детей чувства прекрасного стало одним из крае­ угольных камней всей системы воспитания Варвары Федоровны. Но не единственным. ...Урок арифметики. В классе тишина. Сорок мальчиков и де­ вочек склонились над тетрадями. Надо решить несколько задач и примеров. До звонка еще минут пятна­ дцать, а Светлана с заданием уже справилась. Чем же заняться? Хорошо ли сидеть сложа руки, когда товарищи трудятся? На мгновение девочка призадума­ лась, и ее глаза встретились с глазами учительницы. Света получила карточку с до­ полнительным заданием. Теперь есть над чем работать. И так всегда. Все сорок пять минут урока каждый работает по мере сил. Поговорка «Кончил дело — гуляй смело» здесь не в почете. Наоборот. Когда трудится весь коллектив, трудиться обязан каж­ дый. Ребята, которые пришли учить­ ся у Варвары Федоровны 1 сен­ тября 1962 года, уже три года все до одного успевают, перехо­ дят из класса в класс. Широк и многообразен круг интересов учащихся 3 «б». Нет ни одного мальчика, ни одной де­ вочки, которые не были бы чита­ телями детских библиотек, не выписывали бы «Пионерскую правду». А сколько среди ребят любителей выразительного чте­ ния, сколько музыкантов, тан­ цоров, спортсменов, художников, шахматистов! Все вместе ходят в кино, в ТЮЗ, сами выступают с концертами перед родителями. Двадцать три года отдала В. Ф. Копейкина детям. Последние семь лет она работает в школе № 47. Она принимает активное участие в общественной работе. Руководит методическим объеди­ нением учителей начальных классов своей школы, часто вы­ ступает с докладами и лекциями перед родителями, делится опы­ том работы с учителями. Они охотно посещают ее уроки. Варвара Федоровна известна в Кировском районе как талант­ ливый педагог, вдумчивый орга­ низатор, прекрасный методист. Ее сердце щедро дарит любовь детям. А. ЗАХАРОВ. НАМ ОТВЕЧАЮТ «0 ЧЕМ УМОЛЧАЛИ Ц И Ф Р Ы» Под таким заголовком 11 июня в «Советской Сибири» опубликова­ на заметка, в которой указан ряд недостатков в оплате и организа­ ции труда на заводе теплоизоляци­ онных изделий. Как ответили редакции директор завода Н. Шеврыгин, секретарь партбюро Г. Бабенцев и председа­ тель завкома В. Попов, указанные факты имели место. В настоящее время большинство их устранено. Составлен план профилактического ремонта оборудования. Снижена себестоимость ваты и полужесткой плиты, ликвидирован перерасход фонда зарплаты. Проводится значительная работа по техническому нормированию, повышению культуры производст­ ва. Корреспонденция обсуждалась на производственном совещании завода, а затем на открытом пар­ тийном собрании. Новой технике-зеленый сигнал В СОВЕТСКОМ С О Ю З Е грузооборот железных до­ рог ежегодно растет на 80—90 миллиардов тонно-километ­ ров. Один только этот прирост на­ много превышает весь современ­ ный грузооборот железных дорог Франции. В целом же грузооборот советского железно д о р о ж н о г о транспорта в прошлом году пре­ высил 1.850 миллиардов тонно-ки­ лометров и тем самым на год опе­ редил планы семилетки. Железные дороги СССР, составляя по своей протяженности 10 процентов же­ лезнодорожной сети мира, перево­ зят 45 процентов всех грузов ми­ ра. Это, между прочим, вдвое боль­ ше грузооборота железных дорог США, хотя протяженность совет­ ских линий втрое меньше. В пер­ вой половине этого года советский железнодорожный транспорт пере­ вез сверх плана более 30 миллио­ нов тонн грузов. Непрерывно увеличиваются и перевозки пассажиров. В 1964 го­ ду было перевезено 2 миллиарда 250 миллионов человек. Это озна­ чает, что на каждого жителя при­ ходится примерно 10 поездок в год. В СССР каждый километр пути используется в пягь раз интенсив­ нее, чем на железных дорогах США, и в 8— 10 раз интенсивнее, чем на европейском транспорте. Меньше чем за 6 лет коммерческая скорость движения грузовых поез­ дов возросла на треть, и теперь она одна из наиболее высоких в мире. Намного возросли и скорости движения пассажирских ^поездов. Еще года два назад, чтобы про­ ехать от Москвы до Тбилиси, тре­ бовалось 54 часа. Теперь это рас­ стояние поезд проходит за 40 ча­ сов. На двое с лишним суток мень­ ше тратится теперь для поездки от Москвы до Владивостока. Много времени экономят пассажиры при поездках в Алма-Ату, Ташкент, Це­ линоград, Мурманск. На главных магистралях пассажирские поезда, как правило, следуют со скоростью 100— 120 километров в час. А на линии Москва — Ленинград ком­ фортабельный поезд развивает на многих участках скорость 150— 160 километров в час. По новым летним расписаниям ход поездов вновь ускорен. Время пути из Моск­ вы в Новосибирск сокращено на четверть суток, а в Крым —■на семь часов. Недалеко время, когда появятся пассажирские поезда, скорость ко­ торых составит 200 километров « час. Такой рост перевозок и такое по­ вышение скорости, конечно, были бы немыслимы при прежнем тех­ ническом уровне железных дорог. По долгу службы мне часто прихо­ дится бывать на железнодорож­ ных станциях. Приедешь на стан­ цию, которую, казалось бы, хорошо знаешь, на которой уже много раз бывал прежде, — и везде рази­ тельные перемены! В одном месте на высокой прожекторной мачте появились объективы телекамер, в- другом — новая установка для автоматического перевода стрелок, в третьем — вместо паровозов уже маневрируют тепловозы, а на сор­ тировочной горке применяются но­ вые замедлители для торможения вагонов. В 1956 ГОДУ, когда был принят генеральный план электрификации железных дорог, в СССР насчитывалось не­ многим больше 5 тысяч километ­ ров электрифицированных линий. Сейчас их 22,5 тысячи — боль­ ше, чем в любой другой стране ми­ ра. Каждый год на электротягу пе­ реводится больше двух тысяч кило- Инженер С. АЛЬТЕРМАН , заместитель начальника Главного управления движения Министерства путей сообщения СССР. метров железнодорожных линий, примерно столько же, сколько на всех железных дорогах мира, вме­ сте взятых. В короткие сроки были созданы и успешно действуют крупнейшие электрифицированные магистрали Москва — Байкал и Ленинград — Ленинакан. В конце прошлого го­ да вступила в строй еще одна электрифицированная магистраль: Москва — Горький — Свердловск. Открыто сквозное движение элект­ ропоездов по трансъевропейской магистрали Донбасс — Львов — Чоп — Прага. Контактные провода опоясали Московский, Ленинград­ ский, Харьковский и другие круп­ нейшие железнодорожные узлы и подходы к ним. Они протянулись над Криворожским рудным и До­ нецким угольным бассейнами. Не­ давно линии электротяги появи­ лись в угольной Караганде и Це­ линном крае Казахстана. Ведутся работы по электрификации линии, связывающей Москву со столицей Украины — Киевом. Скоро ток помчит электровозы к новому крупному месторождению руды — Коршунихе, что невдалеке от знаменитой Братской электро­ станции. В строй вступает мощная электрическая магистраль — Тай­ шет — Абакан, а изыскатели уже трудятся над тем, чтобы в ближай­ шее время перевести на электротя­ гу еще тысячу километров самой длинной в мире магистрали Моск­ ва — Тихий океан. К концу года общая протяжен­ ность электрических магистралей Советской страны достигнет при­ мерно 25 тысяч километров. При этом важно отметить, что на по­ давляющем большинстве новых участков применяется переменный ток промышленной частоты. Быстрыми темпами расширяется и полигон дизельной тяги. Сейчас почти 50 тысяч километров совет­ ских железных дорог обслуживает­ ся тепловозами. Количество таких линий все время увеличивается. В этом году новые локомотивы по­ явятся и на Крайнем Севере — в районе Заполярной Воркуты. На линию выходят и дизельные локо­ мотивы специально для скорост­ ных пассажирских перевозок. Ра­ стет выпуск мощных маневровых тепловозов. Это особенно важно, если учесть, что на советских же­ лезных дорогах наряду с поездами весом 3.—4 тысячи тонн уже по­ явились составы, вес которых со­ ставляет 6—8 и даже 10 тысяч тонн. Сейчас электровозами и теплово­ зами выполняется 80 процентов всех совершаемых в стране пере­ возок. К концу нынешнего года протяженность линий, обслуживае­ мых дизельными и электрическими локомотивами, достигнет 78 тысяч километров. З АМ ЕН Е малоэкономичных паровозов новыми, про­ грессивными локомотива­ ми сопутствует подъем уровня всех видов железнодорожной техники. Лет десять назад вагонный парк наполовину состоял из коробочек — двухосных старотипных вагонов, оборудованных винтовой стяжкой. Теперь 95 процентов всех перево­ зок совершается в большегрузных, оборудованных автотормозами и автоматической сцепкой вагонах. За последние годы в парке прибави­ лось 250 тысяч большегрузных ва­ гонов на роликовых подшипниках. В этом году уральские вагоно­ строители дадут транспорту пер­ вую партию восьмиосных полуваго­ нов. Они, как и выпускаемые сей­ час серийные шестиосные вагоны, повышают грузоподъемность и вме­ стительность, лучше приспособле­ ны для механизации погрузки и выгрузки и могут обращаться со скоростью до 120 километров в час. Прекратилось строительство уста­ релых «ледников» с льдо-соляным охлаждением. Брянские вагоно­ строители начали изготовление изо­ термических вагонов с машинным охлаждением. Создаются автомати­ зированные вагоны с механиче­ ским охлаждением без обслуживаю­ щего персонала. Высокие скорости и возросший вес поездов потребовали выполне­ ния большой программы рекон­ струкции путевого хозяйства. За последние годы в путь уложено примерно 55 тысяч километров рельсов тяжелых типов, миллионы новых, в том числе железобетон­ ных, шпал, десятки тысяч километ­ ров пути поставлены на щебень, появились и с каждым годом уве­ личиваются участки бесстыкового, «бархатного» пути, состоящего из длинномерных рельсовых плетей. Надежными помощниками совет­ ских железнодорожников стали автоматика и телемеханика. Быст­ ро отходят в прошлое устарелые способы регулирования движения. За последние несколько лет около 40 тысяч километров линий жез­ ловой связи заменены полуавтома­ тической блокировкой. Почти 30 тысяч километров оборудовано ав­ томатической блокировкой. В этом году автоматика придет еще на 2.400 километров, а полуавтобло- кировкой вновь будет оборудовано еще 6 тысяч километров пути. Многие участки получили и дру­ гие новейшие средства регулирова­ ния движением -— диспетчерскую централизацию. Здесь все автома­ тизировано. Повернул диспетчер рычажок — и где-то за десятки ки­ лометров. моментально перевелись стрелки. Нажал кнопку — за­ жглись сигналы, указывая путь поездам. Не так давно такая уста­ новка была уникальной. Сейчас ими уже оборудованы 7 тысяч ки­ лометров железнодорожных линий. А впереди^— широкая программа их дальнейшего строительства. В больших размерах проводятся работы по электрической централи­ зации стрелок. В прошлом году, например, их появилось еще 5 тьн сяч. Все большее применение при автоматизации транспортных про­ цессов находит электронно-вычис­ лительная техника. С ее помощью уже составляются графики движе­ ния и план формирования поездов, выполняются тяговые расчеты. С помощью счетно-решающих уст­ ройств осуществляется автоматиче­ ский роспуск поездов с сортиро­ вочных горок. На основе программ­ ного управления в Ленинграде, на Финляндском вокзале, вместо де­ журного успешно готовит маршру­ ты поездам автомат. Создается автодиспетчер. Это будет машина, которая не только сама переводит стрелки на станциях, но и выби­ рает наилучший вариант пропуска поездов. Для автоматизации управления перевозками на железных дорогах создаются вычислительные центры. Так новейшая техника меняет об­ лик советских железных дорог.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2