Советская Сибирь, 1962, № 83

ДУХОВНЫЙ МИР С О В Е Т С К О Г О Ч Е ЛОВ Е КА хиным, Ольгой, Ведерни- > новым. Второе действие, где в тугой у зел завязью , ваются отношения между. Ольгой, Ведерниковым, Мишей, становится таким полным, богатым благодаря присутствию в нем Нины — Скробковой. Сцена се­ стер, сцена приезда Миши, отъезда Ольги на фронт — все это сыграно женщинами по большому счету. Это настоящая драма. И как они зву­ чат в устах этой девочки — как будто ничего не значащие слова: «Он уехал на грузовике, прямо на фронт. Они пили чай. Видишь, ста­ кан еще теплый...». •> ■ ' И что, на наш взгляд, немало­ важно — эти три исполнительницы во втором действии сумели дать зрителю почувствовать свое фа­ мильное, кровное родство. Мы ощущаем, что Нина, Ольга и тетя Тася в чем-то главном сходятся — это порода женщин умных, страст­ ных, самостоятельных. Способству: ет успеху второго акта « В. Лист- ратенко — Павлик Пучков. Лист- ратенко хорошо играет и в первом действии, но там у него небольшой удельный вес в происходящих со­ бытиях. Здесь актеру удается по­ казать своего героя достаточно полно. Но после такого драматичного, такого тонкого, такого напряжен­ ного второго акта начинается спад. Пятая картина «Люся — жена Ве­ дерникова», которая должна быть центральной, ключевой, проходит совсем невыразительно. Ведь Люся — главная героиня у Арбузова. Между тем то ли по замыслу ре­ жиссера, то ли по вине исполни­ тельницы этой роли — Г. Кулико­ вой Люся уступает центральное ме­ сто в спектакле Ольге. В пятой, своей главной картоне, Люся — Ку­ ликова все такая же недалекая де­ вочка, добрая, преданная, но огра­ ниченная. К сожалению, режиссе­ ром в этой сцене сделаны такие со­ кращения текста, которые обедня­ ют образ Люси, полноту ее внут­ реннего мира и, возможно, лишают актрису «опоры». Самое вдохновен­ ное, что есть в Люсе, — ее прозор­ ливая любовь к Ведерникову, даю­ щая ей мудрость и красоту. — ушла со многими вымарками. И картины не получилось. Неудача постигла и Михаила Са* мойлова, герой которого претерпе­ вает самые большие и самые слож ­ ные изменения на протяжении пье­ сы. В шестой картине — «Дороги» — Александр Ведерников пред­ стает перед нами постаревшим, об­ росшим, много пережившим. Но нет в нем того мучительного бес­ покойства, недовольства собой, ко­ торое хотел показать Арбузов. Весь построенный на скачках, нюацрах, противоречиях, подверженный лю-- бому влиянию, характер Ведерни- ‘кова на страницах пьесы еще не вошел, а только начинает входить в русло зрелости. И в последних картннах это можно было показать только при очень тонком и глубо­ ком психологическом рисунке, при большой сыгранности всего ансамб: ля. Но в спектанле так не получи­ лось. Все это и сделало его заклю ­ чительную, центральную (по смыс­ лу) часть слабее начала. Это несоответствие между ис­ полнительским уровнем первых и последних картин легко объяснимо. Здесь не вина режиссера и актеров, а беда. Видимо, пока еще трудно даются самодеятельным артистам сложные психологические ситуа­ ции, характеры в развитии. Ведь не случайно те герои, которые на про­ тяжении пьесы не претерпевают больших внутренних изменений, получились удачными. Но такая беда поправима. Из-за нее не только не следует отказьь ваться от пьес, подобных «Годам странствий», а, наоборот, нужно обращаться к ним чаще. И тогда «психологические» спектакли бу­ дут проходить у сибсельмашевцев от начала до конца по большому счету. И. КАЛАБУХОВА . давно отметил четвертую годовщину своего существования. Много инте­ ресного узнали ребята за это время. А самое главное — научились пони­ мать прекрасное, находить его в ок­ ружающей жизни: Беседа с артиста­ ми углубила их знания о театре. Школьникам было интересно ус­ лышать, что областной театр — один из старейших передвижных театров в нашей стране, скоро, 14 мая, он бу­ дет отмечать свое тридцатилетие. Ежегодно коллектив дает на селе до 250 спектаклей. Наряду со старейши­ ми артистами, пришедшими в театр в дни его основания, здесь работает способная молодежь. Особенный интерес вызвала беседа о том, как работает артист над ролью. Об этом подробно рассказы­ вали Н. Рылов и В. Бассэль. Члены искусствоведческого кружка не только слушали и задавали вопро­ сы, но и высказали замечания по спектаклям. Встреча оказалась взаимно полез­ ной: и коллективу театра и членам кружка. С. ДЬЯКОВИЧ. Засл. учитель РСФСР. С КОНЦЕРТАМИ ПО ЗДВИНСКОМУ РАЙОНУ Агитхудожественная бригада заво­ да «Сибсельмаш» пробыла в Здвин- ске полмесяца, почти ежедневно да­ вая концерты. На следующий же день после прибытия в район выеха­ ли в подшефное опорно-показатель­ ное хозяйство, где было шесть вы­ ступлений. Более тысячи человек по­ бывало на этих концертах. В селе Нижний Чулым дали два концерта, один из них был платный. Сбор от этого концерта передан сельскому Совету для нужд всеобуча. Тепло встречали сельские труже­ ники заводских артистов. Фрезеров­ щик Анатолий Шумкин исполнял пес­ ни композиторов Левашова с Вместе веселей» и Айбокана «Земляки». Тан­ цевальная группа показала три тан­ ца:' «Молдавский», «Украинский» и румынский танец «Батутамэ». Виктор Войтулевич прочитал отрывок из ро­ мана Шолохова «Поднятая целина». После опорно-показательного хо­ зяйства бригада выехала в подшеф­ ный Сарыбалыкский совхоз и высту­ пила с концертами на всех фермах. Труженики совхоза тепло провожали бригаду. Всего за время пребывания в районе было дано 17 концертов, на которых присутствовало около 4 ты­ сяч человек. Районный исполнительный комитет и райком партии наградили агит­ бригаду нашего завода Почетной гра­ мотой. Е. ШАП КИН. Нештатный корреспондент заводской газеты «Знамя труда». ЛЕЙСЯ, ПЕСНЯ! Советский человек любит хорошую песню. Вот почему с таким нетерпе­ нием ожидали болотнинцы концер­ тов заслуженных артистов РСФСР Юрия Притулы и Ивана Круглова. Выступления их прошли с большим успехом. В течение трех дней, пока они давали в Болотном концерты, зрительный зал был заполнен до от­ каза. Несколько дневных концертов состоялись специально для детей. Во вступительном слове Юрий При­ гула сказал, что у них сегодня двой­ ной праздник — встреча с уважаемой аудиторией и 12-летие совместной с Кругловым творческой деятельности. В концерте также принимали уча­ стие певица Ирина Ушакова и иллю­ зионист-манипулятор Михаил Моисе­ ев. Всех артистов зрители встречали с большой теплотой и без конца вы­ зывали «на бис». Но наибольший ус­ пех, конечно, выпал на долю глав­ ных исполнителей — Юрия Притулы и Ивана Круглова. С. СОЛОВЬЕВ. Пенсионер. В гостях У школьников Спектакли Новосибирского област­ ного драматического театра — боль­ шое событие в культурной жизни на­ шего района. На этот раз новосибир­ цы привезли три новых спектакля: «Зерно риса», «Один год», «Солнеч­ ное сплетение». Сельскому зрителю давно уже по­ любился дружный и талантливый коллектив театра, основная задача которого — пропагандировать сцени­ ческое искусство на селе. В каждый свой приезд артисты дружески встре­ чаются, беседуют со зрителямц. Та; кая. встреча состоялась с искусство -1 ведческим кружком Чистоозерной 1 средней школы. Кружок, которым ру-\ ководит учительница литературы\ Нэлли Ивановна Воскобойникова, не-1 Николай ПЕРЕВАЛОВ ФИРЮЗА Фирюэа, Фирюза — это синее небо в глаза, виноградная даль, где лоэу обнимает лоэа, Это — каждая гроздь так и просится в теплую горсть, говорит: —- Похвали, полюби, уважаемый гость. Я и так похвалю. Я и так бесконечно люблю всю земную красу — мимо сердца ее не пролью. Бросят в холод и жар эти гордые кроны чинар, это буйство садов и цветов негасимый пожар. Фирюэа!, Фирюза! Речка льется, как счастья слеза, подойду, загляжусь — и мечта затуманит глаза. Речка — струйка одна, и в траве-то почти не видна, Но долина цветет, торжествующей жизни полна. А в горах надо мной ни цветка, ни травинки живой, плюнь — и камень шипит в азиатский немыслимый зной. мать, встретиться с дру- м зьями, любителями-худож- никами. И тогда Такие выставки, как выставка карикатур Жени Андриа­ нова, открытая сейчас в цехе, не были бы. редкостью. Но студия существует. Ее участ­ ники продолжают упорно работать и дома, и на предприятиях, где по­ могают в оформлении клубов, крас­ ных уголков. Пусть медленно, но накапливает­ ся опыт, разнообразнее становятся средства выражения, ярче высту­ пает в работах авторская индиви­ дуальность. На лето у самодеятельных худож ­ ников зреют различные планы, но все они, пожалуй, сводятся к одно­ му: хочется на лоно природы. Близится время маленьких и боль­ ших путешествий, время творче­ ских трудностей и находок. И. КАЗАНЦЕВА . Молчаливый оскал тяжело нависающих скал.. Нет, недаром всю жизнь я любви в этом мире искал. И сегодня не смог, на одной из далеких дорог не вздохнуть о тебе, почему-то не найденной в срок. Так была мне нужна неразменной души глубина^ как долине в горах эта малая струйка нужна!. Сергей МОСИЯШ ЧЕР ЕПАХА <.яг с е с т р ч т ь А г* Г «ия А : Приняли курьером Черепаху. Надо срочно отправлять пакет Дали ей пакет, И дали маху: Ни пакета, ни курьера1нет. НЕ НА МЕСТЕ Слоны чистюли отродясь, Но этот так и лезет в грязь, Здесь ситуация ясна — Из Мухи сделали Слона. Шагал Верблюд, Плевал повсюду Ведь убирать-то Не верблюду,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2