Советская Сибирь, 1949, № 67

П ралм ивнт вс*х т р о н , соединяйтесь! СИБИРЬ Оргаа Н о восибирского обкома, я горкома ВКП(б), областного к городского Советов депутатов трудящихся. С Е Г О 1 СТРАНИЦА Д Н Н О М Е Р Е Передовая «Правды». — Б о е вы е задачи с е л ь ­ ских комсомольц ев. XI с ’е з д ВЛКСМ . У тренн ее и вечерн ее з а с ед а ­ ния 4 апреля . 3 СТРАНИЦА Нота Советского П р авительства по поводу незаконного измен ения за падных границ Германии. Сообщение ТАСС. Письма в редакцию. 3 С Т Р А Н И Ц А М 8 7 (8 7 8 5 ) 8 А П РЕЛ Я 1849 к., вреда. Цаиа 20 нов. В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЯМ ПОЛИТШКОЛ. Б. Геращенко. — Как в е с « занятия по м м « «Послевоенная сталинская п яти л етка ». А Н Д Р Е Е В С К И Е К О Л Х О З Н И К И Н А Ч А Л И ПОЛ Е В Ы Е Р А Б О Т Ы . М. Лыков. — Колхоз «Н о в а я ж и зн ь » к севу готов. Вл. Павлов. — Д анило Степанович, рядовой т р а к т о р и с т . . . Кулунда перед севом. Иностранные отклики на меморандум Советског о Пра вительс тва о Северо-атлантическом договоре. Подписание Северо-атл антического договора. Д а т с к а я га зе та о Северо- атлантическом пакте. Выступление Палм Д атта. Перед Всемирным конгрессом сторонников мира.. Ч е т вер т а я годовщина освобождения Венгрии. Г. Бастриков. — к итогам шахматного чемпно- 1 ната Сибири и Дальн е г о Востока.. Г V Боевые задачи сельских комсомольцев X I с’еад ВЛКСМ подводит итога работ ы комсомола за длительный период. Эти итога ярко показывают, какой огромной силой являю тся комсомольские организации на селе. В деревне насчитывается 2.200 т ы с я ч членов ВЛКСМ. За последние годы намного увеличилось к количество первичных организаций. Сейчас насчиты ­ ваются 54 области, края и республики, где в каждом колхозе, совхозе и МТС есть первичная организация ВЛКСМ. Вырос актив сельского комсомола. В деревне теперь полмиллиона секретарей организаций, их заместителей и членов комитетов, более трехсот ты сяч комсомольцев — председателей колхозов, членов колхозных правлений, бригадиров и т. д. Комсомол — верный и деятельный помощник большевистской партии — всегда принимал самое активное участие в социалистическом строительстве на селе. В послевоенные годы сельский комсомол немало сделал для восстановления и дальнейшего под’ема сельского хозяйства. Осуществляя задачи, поставленные партией, комсомольские организации колхозов, совхозов и МТС усилили свое влияние на хозяйственную и культурную жизнь деревни. Будучи передовым отрядом советской молодежи, комсомол на селе во всем проявляет свой почин, проводя в живнь директивы партии. Партия предоставила комсомольским организациям право широкой инициативы в обсуждении и постановке перед соответствующими парторганизациями всех вопросов работы колхозов, совхозов, МТС, учреждений. Используя иго свое право, организации ВЛКСМ на селе добиваются повышения культуры земледелия, активно участвую т в хозяйственно-политических кампаниях, выступаю т застрельщиками социалистического соревнования, добиваются строгого проведения в жизнь Устава сельскохозяйственной артели. Комсомольцы увлекают молодежь и всех людей деревни своим личным примером. Они — передовики в борьбе за высокий урожай, за увеличение поголовья и продуктивности скота. Но они не ограничиваются этим. Многочисленны» выступления делегатов на X I с ’езде ВЛКСМ показывают, как многогранна работа комсомольских организаций на селе. Комсомольцы — вто поборники всего нового, всего передового в сельском хозяйстве, огромная культур ­ ная сила в деревне. В Новосибирской области широкое распространение получили школы и кружки юных животноводов. Молодежь не только изучает новейшие достижения науки и практики в области животноводства, но внедряет на деле все лучшее в своих колхозах. Тесное содружество с наукой — очень важная и характерная черта наших комсомольских организаций на селе. Достойна одобрения и подражания работа, которая проводится алтайской краевой организацией комсомола. По ее инициативе созданы мичуринские школы молодых хлеборобов. 23 ты сячи юношей и девушек уж е окончили эти школы и получили весьма полезные знания для практической борьбы за высокие и устойчивые урожаи. Но комсомольская организация не ограничивается пропагандой мичуринской агробиологии. Комсомольцы на практике добиваются внедрения новейших приемов агротехники. Передовиками в этом деле являю тся созданные по инициативе комсомольских организаций 2.000 мичуринских звеньев, которые сейчас идут во главе соревнования на селе. Со свойственной нашей молодежи настойчивостью комсомольцы включились в величайшую работу по преобразованию природы. Они содействуют введению правильных травопольных севооборотов, заботятся о семенах трав, участвую т в создании прудов и водоемов, взяли шефство над лесопосадками. Почти везде, где проходят. государственные лесные полосы, комсомольцы обязались сократить сроки создапия их и немало уже практически сделали для осуществления своих обязательств. Они действуют так, как действовало старшее поколение комсомольцев на важнейших стройках Родины. Комсомольская организация Курской области взяла шефство также над колхозными лесопосадками. Решено выполнить государственное задание на 7 лет раньше установленного срока. С зтой целью создало 2.520 молодежных лесоводческих звеньев, руководители которых прошли подготовку на курсах и семинарах. Комсомольцы помогают изыскивать семена и посадочный материал, заботятся о колхозных лесопитомниках. Сельская молодежь успешно овладевает культурой и техническими знаниями. Достаточно сказать, что 80 проц. трактористов и комбайнеров — молодежь. Кому же, как не комсомольским организациям, прежде всего вести борьбу за наилучшее использование тракторов, комбайнов, всех сельскохозяйственных машин, которых все больше и больше становится в деревне. И там, где комсомольские организации правильно берутся эа это дело, они добиваются значительных успехов. Например, в Краснодарском крае комсомольцы широко подхватили почин бригадира тракторной бригады Ивана Шацкого, начавшего соревнование за отличное качество полевых работ. Опыт показал, что организации ВЛКСМ могут оказать огромную помощь и в электрификации села. На Украине при активном участии комсомольцев сооружено в прошлом году 420 электростанций. Комсомол — шеф электрификации. И он с еще большей настойчивостью должен добиваться быстрейшей электрификации всех колхозов, совхозов и МТС, бороться за высокое качество строительных работ, га использование электроэнергии для производственных нужд, для механизации сельскохозяйственных работ. Комсомол всегда был проводником кул ьтуры на селе. Теперь, когда советский народ решает великие задачи строительства коммунизма, воспитательная, в том числе культурно-просветительная работа приобретает особо важное значение, и правильно делают те комсомольские организации, которые заботятся о радиофикации колхозов, о клубах и избах-читальнях, с физкультурных площадках и о многом другом, что обогащает духовный мир колхозного крестьянства, содействует воспитанию нового человека в деревне — сильного духом и телом, бодрого и жизнерадостного, готового преодолеть любые трудности во имя победы коммунизма. Партийные организации на местах, вы ­ полняя свои задачи по руководству комсомольскими организациями, должны удел я ть им еще больше внимания, повышать их боеспособность, добиваться дальнейшего организационно-политического укрепления их. Общеизвестно, что сила комсомола — в партийном руководстве. Для у с ­ пешного решения огромных задач в деревне партийные организации должны позаботиться о дальнейшем под’еме работы комсомола. Надо добиваться, чтобы в ближайшее время в каждом колхозе была создана организация ВЛКСМ, чтобы комсомольская работа в деревне была во всех отношениях действительно многогранной, боевой. Насущная задача комсомола — содействовать тому, чтобы все весенние полевые работы были проведены в л у ч ­ шие агротехнические сроки, чтобы качество этих работ было отличное. Сейчас на деле надо бороться за высокую культуру земледелия. И т у т есть где развернуться комсомольским организациям. В приветствии ЦК В К П (б ) И с’ееду Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи говорится, что «Центральный Комитет В К П (б ) выражает уверенность, что ленинский комсомол и впредь будет поднимать силы юных патриотов на борьбу за дальнейший расцвет нашей Родины и прославит себя новыми подвигами во имя победы коммунизма». Нет сомнения, что и сельские комсомольцы приложат все усилия, чтобы боевыми делами оправдать эту уверенность большевистской партии, нашего великого вождя и учителя товарища Сталина. (Передовая «Правды» за 5 апреля). « И Я М М ' Стахановская вахта одной смены В с я первая смена механического цеха ремонтного завода ¡N1 2 строительного у п ­ равления недавно встала на коллективную стахановскую вахту в честь X с’езда профсоюзов. Было принято обязательство выполнить сменное задание на 350 процентов. В вахте участвовали токари, олеоари, строгальщик, сверловщ ик.г Хорошая подготовка производства, четкая организация труда н ' деловое руководство вахтой со стороны начальника цеха тов. Мухортова обеспечили большой успех. Смена выполнила задание на 502 процента. Рекордных показателей добились токари-скоростники тт. Фадеев — 1.002 процента и Картавых — 850. Молодые рабочие тт. Ганыпин, Семенов, Горленко, Бахтина, прошедшие до этого практическое обучение у стахановцев, дали по две— три нормы. Десять лучших стахановцев, участников вахты, премированы. С оценкой в 97 баллов В пекарне Л1? 5 второго Новосибирского хлебокомбината замечательно работают бригады тт. Шитиковв и Проценко. Соревнуясь между собой, они на протяжении почти двух месяцев выдают всю продукцию с высшей оценкой — в 97 баллов при соблюдении установленного стандарта, Хлеб, булочные и кондитерские изделия этих бригад отличаются хорошей выпечкой, привлекательным видом и прекрасным вкусом. Борясь за качество, бригады тт. Шити- кова и Проденко повысили и выработку. Они ежедневно перевыполняют задания. Мартовский план ими завершен досрочно. X / С ' Е З Д В Л К С М У т р е н н е е з а с е д а н и е 4 а п р е л я 4 апреля на утреннем заседании X I е'езда Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи продолжались прения по докладу тов. Т. И. Ершовой «0 работе комсомола в шкоде». Первой в прениях выступила тов. Л. А. Данилова (Белоруссия). — Теперь, когда наш советский народ решает великую задачу строительства ком-, мунистического общества. — говорит тов. Данилова, — еще более возрастает роль комсомола в деле коммунистического воспитания молодого поколения. Авторитет и влияние комсомола в школе неизмеримо выросли. В прошлом году в комсомол вступили десятки ты сяч у ч а ­ щихся. Пионерская организация республики насчитывает 600 ты сяч человек. К ак правило, комсомольцы-школьники учатся успешно. В прошлом году 160 комсомольцев окончили школу с золотыми а серебряными медалями. Знания учащихся стали более прочными и глубокими. Однако в деятельности комсомольских организаций в школе немало серьезных недочетов. Некоторые комсомольские организации недостаточно требовательны к тем комсомольцам, которые плохо учатся и нарушают дисциплину. Комсомольские организации иногда недостаточно опираются на опыт и звания учителей в вопросах воспитания детей. Порой и учителя стоят в стороне от деятельности комсомольских и пионерских организаций. В заключение тов. Данилова говорит о необходимости улучшения качества учебников. — Советская школа благодаря постоянной вабото и вниманию партии и правительства. товарища И. В . Сталина сделала большой шаг вперед в дело улучшения обучения и воспитания подрастающего поколения, — говорит секретарь МГК ВЛКСМ тов. В . П. Гаврилов. В улучшение работы школы внесли свой вклад комсомольские организации. Комсомольцы направляли все усилия на оказание всемерной помощи директорам школ и учителям в воспитании у школьников сознательного отношения к учебе, в укреплении дисциплины в школе. Большую роль в воспитании вообще, а в школе в особенности играет коллектив. Коллектив. — будь то пионерский отряд, комсомольская группа, класс, — при умелом руководстве является большой силой. Поэтому Московский комитет, райкомы комсомола совместно с директорами школ обращали особое внимание на укрепление коллектива. МК и МГК ВЛКСМ стали более диференцированно руководить комсомольскими организациями в школах. Тов. Гаврилов говорит о необходимости изучения, обобщения и распространения опьгга работы комсомольских и пионерских организаций, об улучшении школьных программ и учебников, часть которых сейчас перегружена второстепенным материалом. Секретарь по работе среди школьной молодежи и пионеров ЦК ЛКСМ Узбекистана тов. Ш . 3. Салямова рассказала с’езду об успехах народного образования в республике. До Великой Октябрьской социалистической революции среди узбеков было всего 2 процента грамотных. В Узбекистане имелось тогда всего 160 школ. В советском Узбекистане осуществлено всеобщее обязательное обучение, В республике имеется свыше 4.500 школ, в которых занимается более 1 миллиона 140 ты сяч учащихся. Это в десятки раз больше, чем в Иране, Афганистане и Ираке вместе взятых. Останавливаясь на недостатках работы, тов. Салямова отмечает, что некоторые комсомольские организации ие установили еше тесной связи школ с общественностью, е родителями. Тов. Салямова высказывает пожелание о том, чтобы Академия педагогических наук начала работу над темами, связанными е деятельностью комсомольских и пионерских организаций. — За пять с половиной лет, прошедших после освобождения области от немецко-фашистских оккупантов, трудящиеся Орловщины провели большую работу но восстановлению народного хозяйства и культурному строительству, — сказал в своем выступлении делегат от Орловской организации комсомола тов. П. М. Д ячук. — В области снова работают ты сячи школ. 6 помощью молодежи на Орловщине построено 446 новых школ. Комсомольские организации в школе за последние годы стали значительно глубже заниматься вопросами повышения Успеваемости, укрепления дисциплины и развития творческой работы среди учащихся. Однако обком, горкомы и райкомы комсомола оказывают недостаточную практическую помощь школьным комсомольским н пионерским организациям на местах, плохо изучают и обобщают их положительный опыт. Говоря о культурном росте советской молодежи. тов. Д ячук привел яркий пример из жизни села Кочеты, Залегощенекого района области. За годы советской власти сельская школа воспитала не одну сотню молодых людей. 318 кочетовских юношей н девушек получили среднее образование, 109 — высшее. Далее выступил секретарь комитета ВЛКСМ ремесленного училища (Саратовская область) тов. Н. Л. Осипов. На трибуне — поэт, лауреат Сталинской премии Сергей Михалков. Он передает с’езду горячий привет от советских писателей. ч ь я творческая работа неразрывно связана с ленинско-сталинским комсомолом и советской школой. — Мы. детские писатели, — говорит тов. Михалков, — гордимся тем, что народ доверил нам, наравне с народными учителями, дело воспитания нашего молодого поколения в духе высокой советской морали, в духе коммунизма. Мы чувствуем т у огромную ответственность, которая леж и т на нас. работающих для самого счастливого в мире маленького читателя-патрио- та. с юношеских лет знающего такие слова, как честь, правда, дружба, Родина, Сталин. (Аплодисменты). — Наши писатели создали хорошие книги для детей. Но мы такжо знаем, — продолжает тов. Михалков, — в каком неоплатном долгу перед своим народом, перед его чудесными детьми находятся работники детской литературы. Мы в долгу перед школьниками, пионерами, потому что написали еще очень мало интересных книг и пьес о советской школе, о пионерском отряде. Мы в долгу перед учителем, потому что еще мало создали книг и пьес, в которых достойно был бы воспет вдохновенный труд советского учителя. Тов. Михалков подчеркивает, что писатели, пишущие на комсомольские и пионерские темы, нуждаются в повседневной помощи комсомола, во взыскательной, принципиальной дружеской критике. Секретарь Воронежского обкома ВЛКСМ тов. А. Т. Долгих говорит, что комсомольские организации стали активнее бороться за высокое качество учебы. Однако ста борьба еще недостаточна — требуются дальнейшее укрепление комсомольских организаций в школах, улучшение руководства ими со стороны райкомов ВЛКСМ. Тов. Долгих пред’являет ряд требований к Министерству просвещения РСФСР, отмечая, что министерство еще недостаточно руководит преподаванием в школах русского языка, биологии, что оно уделяет мало внимания комсомольской и пионерской работе в школе. — В Мордовской республике почти удвоилось за отчетный период число школ и учащейся молодежи,— говорит тов. 3. П. Арсентьева, делегат Мордовской организации комсомола, — Более широко развернулась подготовка национальных кадров учителей. Во всех школах созданы комсомольские и пионерские организации. Число комсомольцев и пионеров за зто время увеличилось в несколько раз. Главное в работе комсомольских и пионерских организаций школ— это борьба за высокую успеваемость учащихся. Тов. Арсентьева считает необходимым, чтобы ЦК комсомола и Академия педагогических наук серьезно занялись изучением и обобщением опыта работы учительских и комсомольских организаций и их влияния на учебный процесс. Она ставит далее вопрос перед Министерством просвещения РСФС Р о необходимости более серьезного внимания к учебной работе и, особенно, к изучению русского языка в нерусских школах. Выступивший в прениях секретарь Татарского обкома ВЛКСМ тов. А. А. Миль- мухаметов сказал, что по сравнению с дореволюционным временем число учащихея- татар на территории бывшей Казанской губернии увеличилось в 100 раз. Столица Татарии — Казань стала городом вузов. Татарская областная комсомольская организация провела значительную работу по укреплению первичных школьных комсомольских организаций, которые стали лучше помогать учителям в коммунистическом воспитании детей. В школах республики пионерами широко развернута кружковая работа. При активном участии юных натуралистов посажено около 200 ты сяч деревьев. 75 ты сяч юных путешественников в летние каникулы приняли участие в различных детских походах. За последнее время значительную помощь школам стали оказывать вузы . Тов. Мильмухаметов сообщает, что в Татарии для руководящего комсомольского актива периодически будут проводиться специальные чтения по вопросам педагогики. Он ставит затем вопрос о необходимости лучшего обобщения опыта работы школьных комсомольских организаций, улучшения руководства со стороны Министерства просвещения РСФСР и ЦК ВЛКСМ подготовкой кадров старших пионервожатых. Министр просвещения РСФСР тов. А. А. Вознесенский в своей речи заявил, что Советский Союз стал страной сплошной грамотности. Это имеет огромное политаческое, экономическое я культурное значение. В стране осуществлено всеобщее обязательное обучение: начальное в сельских местностях, семилетнее — в городах и рабочих поселках. Теперь уже многие рабочие и колхозники, занятые непосредственно физическим трудом, имев« семилетнее и полное среднее образование. Это елужнт одной из ярких -иллюстраций происходящего в нашей стране процесса преодоления противоположности между физическим и умственным трудом. В стране гигантски выросла сеть начальных, семилетних, средних школ я техникумов, в которых обучается сейчас 34 миллиона учащихся. За три года выпущено 330 миллионов экземпляров учебников. В этом году будет издано еще 174 миллиона экземпляров. Теперь каждый ученик будет иметь полный комплект необходимых учебников. Советская школа — вто школа высшего типа. Ее превосходство над школой капиталистического общества определяется* прежде всего тем, что все содержание ее работы отражает превосходство советского государственного я общественного строя над строем капиталистическим. Все воспитание детей в советских школах зиждется на основе подлинно научной марксистско- ленинской теории. По решению правительства, значительно расширяется подготовка учительских кадров. В Российской федерации в текущем году открываются 80 новых учительских институтов, специальный педагогический институт ж 20 педагогических училищ по подготовке преподавателей физкультуры. В капиталистических странах школа, просвещение, как и вся культура, переживают глубочайший кризис. Особенно зто относится к положению школы в Соединенных Штатах Америки, где все преподавание сводится к навязыванию детям реакционнейшей идеологии господствующей клики империализма. Эта школа антидемократическая, антинаучная, антигуманистическая по самой своей сущности. Огромное число детей в США вообще не обучается в школах. В Америке имеется около 20 миллионов неграмотных. Такова «культура» в Соединенных Штатах Америки! Основные усилия Министерства просвещения РСФСР направлены сейчас на то, чтобы значительно повысить качество обучения и воспитания в наших школах, добиваясь хорошей успеваемости школьников и ликвидации второгодничества. Решающим условием улучшения качества воспитания и обучения в школах является создание доброкачественных учебников и программ, дальнейшее повышение квалификации учителей. Руководствуясь решениями ЦК В К П (б ) по идеологическим вопросам. Министерство просвещения РСФСР проводит большую работу по улучшению школьных программ и учебников, повышению идейно-теоретического и политического уровня педагогов. С приветствиями с’ езду выступили- тепло встреченные делегатами представитель Австрийской демократической молодежи Отто-Вальтер Брихачек и председатель организации «Свободная немецкая молодежь» Зрих Хонеккер. В адрес е’езда продолжают поступать многочисленные приветствия от партийных, комсомольских и общественных организаций страны. (ТАСС). В е ч е р н е е з а с е д а н и е 4 а п р е л я На вечернем заседании 4 апреля на X I с’езде Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи продолжались прения по докладу тов. Т. И. Ершовой «О работе комсомола в школе». Слово предоставляется секретарю ЦК ЛКСМ Литвы тов. А. В . Рагуотис, — В Советской Литве с каждым годом растет сеть учебных заведений. Двери школ, институтов открыты для детей рабочих и крестьян. В школах республики создано 60 у ч и ­ тельских комсомольских организаций, об’- единяющпх 500 учителей-комсомольцев. В этих школах быстрее растут школьные комсомольские организации, лучше поставлена внешкольная работа. Тов. Рагуотис останавливается на вопросе о работе педагогов и комсомольцев с родителями. В заключение он вносит предложение — ввести в программу сельских школ преподавание агротехнических знаний, знакомя учащихся с основами учения Мичурина, Вильямса, Лысенко. Заместитель председателя Комитета по делам физкультуры и спорта при Совете Министров СССР тов. H. Н. Романов говорит, что дело физического воспитания школьников приняло в нашей стране огромный размах. Однако работа по физическому воспитанию в школах еще не отвечает пред’являемым требованиям. В начальных, семилетних и средних школах одной из основных форм физической подготовки учащихся является урок гимнастики. В ряде школ преподавание гимнастики ведется на низком уровне, что об’ясняется слабой подготовкой преподавательских кадров. Органы народного образования и комитеты по делам физкультуры неудовлетворительно ведут работу по подготовке и переподготовке кадров работников физического воспитания. В. Советском Союзе 315 педагогических и учительских институтов, в которых обучается свыше 150 ты сяч студентов. Кроме того, мы имеем десятки ты сяч обучающихся в педагогических училищах. Но в учебных планах, программах педагогических институтов на курс физического воспитания отведено 180 часов, а в педагогических училищах — всего 100 часов. Роль комсомола в воспитании подрастающей спортивной смеиы огромна. Его активное, непосредственное участие в работе школьных коллективов физической культуры , в сяортивных соревнованиях должно поднять на более высокий уровень всю работу спортивных организаций. Секретарь Владимирского обкома комсомола тов. В . С. Тику нов в своем вы ступлении затронул вопросы, связанные с повышением идейно-политического уровня и деловой квалификации учителей. В области регулярно проводится День учителя. В городах и районных центрах в втот день для учителей организуются лекции по истории В К П (б ), истории СССР, о международном положении, по вопросам педагогики, литературы и искусства. 500 наиболее подготовленных учителей руководят политкружками, участвую т в семинарах для пропагандисте* при райкомах, горкомах партии и комсомола. Тов. Тикунов говорит о необходимости улучш ения работы по повышению квалификации учителей. Большую роль в этом призваны сыграть институты усовершенствования учителей и методические кабинеты. Однако они не укомплектованы достаточно квалифицированными кадрами, слабо обобщают преподавательский опыт. Секретарь Тбилисского горкома комсомола тов. М. А. Мегрелишвили говорит, что школьная сеть в Грузии непрерывно растет. В результате улучшения учебно- воспитательной работы неуклонно повышается успеваемость учащихся,. ^ , Серьезным мероприятием явилось введение 11-летнего обучения в средней школе. В результате число учащихся, оканчивающих среднюю школу, возросло более чем на 20 процентов. Затем тов. Мегрелишвили говорит о целесообразности передачи железнодорожных школ из ведомства Министерства путей сообщения в еистему министерств просвещения союзных республлк. — Комсомол Дона оказал большую помощь партийным и советским органам в ликвидации последствий войны, — говорит секретарь Ростовского обкома ВЛКСМ тов. А. Н. Нрыкова. — К началу 1948— 1949 учебного года школьная сеть Ростовской области полностью восстановлена. Комсомольские организации в школах деятельно помогают учителям и органам народного образования в улучшении всей воспитательной работы среди учащихся. Большое внимание уделяется, в частности, физическому воспитанию учащейся молодежи, укреплению спортивной базы школ. Тов. Крыкова вместе с тем отмечает, что обком, райкомы и горкомы комсомола еще не вникают глубоко в содержание работы школ, порой руководят не диферен- цнрованно, а «вообще». Практика показывает, что работа комсомольских и пионерских организаций наиболее успешно протекает в тех школах, где весь педагогический коллектив и, в особенности, классные руководители принимают непосредственное участие в жизни комсомольской и пионерской организаций. К сожалению, многие учителя и работники органов народного образования незнакомы с важнейшими постановлениями ЦЕ комсомола в школе, не знают структуры и содержания работы комсомольских и пионерских организаций и поэтому не могут оказывать действенной помощи в их работе. Директор Детгиза тов. К . Ф . Пискунов заявил, что Детгиз выпустил в свет около 4,5 ты сячи названий книг тиражом свыше 330 миллионов экземпляров. 45 раз изданы произведения Пушкина, 37 раз — произведения Толстого, 30 — произведения Лермонтова, 23 раза — произведения Горького, 18 раз — Маяковского. Десятки новых интересных книг выпущены для маленьких читателей первоклассников и дошкольников. Тов. Пискунов сообщает, что в текущем году об’ем работы издательства, по сравнению с 1948 годом, возрастет в полтора раза. Широко будет ознаменовано 150-летие со дня рождения А. С. Пушкина. За один год будет издано до 4 миллионов книг произведений великого русского поэта. — Я могу сегодня сообщить, — говорит он, — е выходе в свет книга делегата X I с’еада ВЛКСМ, трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба «С луж у Родине». Так назвал он свою книгу о жизненном пути простого человека, сумевшего прославить свою мать-Родину. Сейчас писатели заканчивают работу над рядом новых произведений для детей.; Новые романы пишут Катаев, Полевой, Павленко и другие. С’еяд приветствовал^. тепло встреченные делегатами представители зарубежных демократических молодежных организаций? от имени демократической молодежи Нор-' вегии — Ульф Кнут-Сон, от молодежи Монгольской Народной Республики — ге-' неральный секретарь ЦК Революционного1 союза молодежи Данго Сурун Нэйдачин. В адрес с’езда продолжают поступать приветствия от партийных, комсомольских и профсоюзных организаций страны. Получены такж е приветствия от ряда зарубежных организаций, ЯАОвК 1

Е и о л о щ Ь р у к о в о д и т е л я м п о л и т ш к о л К а к в е с т и з а н я т и я п о т е м е „Послевоенная сталинская пятилетка“ З а н я т и я по м о й т ем е д о лж н ы показ а т ь , к а к в е л и к и е ид еи п а р тии Л ени н а — С т а ли н а , в дохн овляющ и е со в етск и х люд ей на т р у д о в ы е подвиги, находят с вое воплощ ение в борьбе з а выполнение п о сл евоенной с т ал и н ск о й пя т иле тки , в борьбе з а пост роение к оммун и зм а . Н а п р е д ы д у щ и х з а н я т и я х сл у ш а т е л и ус во и л и , к а к под ру к о во д ст вом партии Л е н и н а — С т али н а народы нашей с т р а ­ ны доби л и с ь всемирно-и сторической по беды — п о ст р о ени я с о ц и ал и з м а . И зу ­ ч ение т е м ы « П о с л е в о ен н а я с т ал и н с к а я п я т и л е т к а » д о лж н о помочь с л у ш а т е л я м е щ е г л у бж е п он ят ь великую ж и зн енн ую с и л у с о ци ал и сти ч еск о г о с т р о я и ег о п р е и м у щ е с т ва , об есп ечи ваю щ и е как б ы ст рое з а л е ч и в а н и е р а н , н ан есенных войной , т а к и новый п о д ’е м вс ех о т р а с ­ л е й х о з я й с т в а и к у л ь т у р ы С С С Р ка пути з а в е р ш е н и я пос т роени я соц и ал и зм а и по степенного п е р е х о д а о т соц и ал и зм а к коммунизму. И зу ч ени е темы « П о с л е в о ен н а я с т а ­ л и н с к а я п я т и л е т к а » ра с с чи т а н о на три з а н я т и я , с о о т в ет ст в енн о трем р а з д ел а м брошюры. I . П ервое з а н я т и е п о с в я щ а е т с я о сн о в ­ ным з а д ач а м послевоенной пя тиле тки . П ропа гандис т р а з ’я с н я е т , что выполнение п ослевоенного п я т и л е тн е г о п л ана о з н а ч а е т не т о ль к о лик вид ацию т я ж е ­ л ы х посл ед ствий войны, но и д ал ь н е й ­ ш ее р а з в и т и е народного х о з я й с т в а н а ­ шей с т р а н ы с тем, чтобы з н ач и т ел ь н о п р е в зо й т и д овоен ны й у р о в е н ь , повы сить м а т е р и а л ь н о е б ла г о со с т о ян и е народ а и е щ е б ольш е у к р е п и т ь военно-экономическ ую мощ ь С С С Р . Обратив внимание с л у ш а т е л е й к а то, что тру дн о сти п ослевоенного времени б ы ли вы з в а н ы п р еж д е всего о г ромными р а з р у ш е н и я м и , при чиненными с т р ан е в ра гом , п р о п а ган ди ст и л лю с т р и р у е т р а з м е р ы р а з р у ш е н и й на о т д е л ь н ы х прим е р а х . Д л я этого ц е л е с о о б р а з н о исп оль ­ з о в а т ь м а т е р и а лы и з Сборник а со о бщ е ­ ний Ч р е з в ы ч а й н о й Госуд арс т венн ой к о ­ миссии о з л о д е я н и я х н е м ец к о -ф аш и с т ­ с к и х з а х в а т ч и к о в , а в ра й о н ах , подвергш и х с я о к к у п аци и , и с п о л ь з о в ат ь местн ы е п р и м еры . П ропагандист п од черки ­ ва е т , что любое к ап и т али сти ч е ск о е гос у д а р с т в о , п он еся т а ки е потери, было бы отброшено в своем ра зв и т и и д ал е к о н а з а д и в т е ч е н и е многих л е т не мо гло б ы вс т а т ь на ноги. Т о л ько С оветск ое г о с у д а р с т в о о б л а д а е т могучими вн у т р ен ­ ними с и л ам и д л я р еш е н и я гранд и о зны х з а д а ч посл е во енн о г о во сс тан о влен и я и д ал ь н е й ш е г о бы стро го р а з в и т и я н а р о д ­ ного х о з я й с т в а , как им и не р а с п о л а г а е т и не мож ет р а с п о л а г а т ь ни одно к а п и ­ т а л и с ти ч е с к о е государс тво . Все эти с и ­ л ы н а п р а в л яю т с я больш е ви ст ской парт и ей , поли ти к а которой я в л я е т с я ж и з ­ ненной основой сове тск о го с т роя. Основой у с пеш ного переход а . нашей с т р а н ы к о р г а н и з а ц и и прои зводст ва при м ен и т ель н о к мирным у слови ям яв и ­ л и с ь о б щ е с т в е н н а я с о б ст в енн о ст ь на с р е д с т в а про и з во д с т ва , могучие д в и ж у ­ щ и е с и л ы р а з в и т и я нашего о б щ е с т в а — моральн о -п оли ти ч е ское единство с о в е т ­ с ког о народ а, д р у ж б а на родов и жи во ­ т в о р н ы й сове тски й патриотизм . Чтобы с л у ш а т е л и г л у бж е и н а г л я д ­ нее п он яли п р е и м у щ е с т ва сове тск о го с т р о я п ер ед к а п и т али с ти ч е ски м , проп аг андис т д о лж е н п о к а з а т ь , к а к п р о и с х о ­ д и л переход к мирн ому п р о и зво д ст ву в к а п и т а ли с ти ч е с ки х с т р ан а х . К а п и тал и с ти ч е ский мир, р а з д и р а е ­ мый борьбой м еж ду э к сп л о ати р у емы м и и э к с п л о а т а т о р а м и , не в сос тоянии пре ­ о д о л е т ь ос т р ей ш и х п ротиворечий после ­ военного пери ода. Переход б у р ж у а з н ы х г о с у д а р с т в о т войны к миру вы з в а л р о с т б е з р аб о т и ц ы , с о к р ащ е н и е п р о и з ­ водства, уси лени е э к сп л о а тац ии т р у д я ­ щ и х с я , с о п р о в о ж д а л с я уси л енн ы м н а ­ с т у п л е н и е м монополий на ж и зн е н н ы й у р о в е н ь народ а. П ереход к мирн ому п р о и з в о д с т в у в к а п и т а ли с ти ч е с ки х с т р а н а х с о п р о в ож ­ д а е т с я с о к р а щ е н и е м пр о и з в о д ст в а во вс ех б е з и ск лю ч ен и я б у р ж у а з н ы х госуд а р с т в а х , у ч а с т в о в а вш и х во вт орой миро в о й войне. В С Ш А , к о т о ры е не пон е сл и ни каки х п от ерь о т войны, у р о ­ в е н ь п р о и зв о д с т в а у п а л з н а ч и т е л ь н о ни ­ ж е в процентном отношении , чем после п ервой мировой войны. Д л я и л лю с т р а ­ ции н аж и вы монополи й во в р е м я войны можно и с п о л ь з о в а т ь м а т е р и а лы и з книги « 1 . 0 0 0 а м е р и к а н ц е в » . Д а л е е р у к о в о д и т е л ь п олитш колы пер е х о д и т к р а с с м о т р е н и ю о сновных з а д ач п осл ево енн о й п я ти л етк и . Р а з ’яснив г л а в н ую хозяйс т венно -п оли ти че скую з а ­ д а ч у п осле военной п я ти л е т к и , проп а ган ­ д и с т н ап оминае т с л у ш а т е л я м , что в год ы бо р ьбы з а со ц и ал и с т и ч е с к ую индустр и а л и з а ц и ю с т р а н ы т я ж е л а я промыш ­ л енн о с т ь я в л я л а с ь основным зв еном п р е о б р а з о в а н и я нашей с т р а н ы из о т с т а ­ лой а г р а р н о й в передовую индустриа л ь н у ю . И в после военны й период п е р ­ в ооч еред н ой з а д ач е й я в и л о с ь вос с тан ов ­ л ени е и д ал ь н е й ш е е р а з в и т и е т яж е л о й п р омыш л ен нос ти . П ропа гандис т при этом о б р ащ а е т вниман ие с л у ш а т е л е й на огромную р аб о т у , к от орую необходимо было п р о д е л а т ь д л я вос с тан овлен и я р а з р у ш е н н о й т я ж е л о й промыш ленности в р а й о н ах с т р а н ы , п о д в ер гш и х ся немецкой окк упации . Т ак , в южном пром ыш л ен н ом р а й о ­ не и нек оторых р а й о н ах ц е н т р а г и т л е ­ р о в цы р а з р у ш и л и 6 1 доменную печь, 2 2 5 м ар тен о вски х печей , 1 7 4 п р о к а т ­ ны х с т ан а , 1 3 1 кок совую б ат арею . К ром е того, з н а ч и т е л ь н о по дорванной о к а з а л а с ь т о п л и в н а я и э н е р г е т и ч е с к а я б а з а на юге, был р а з р у ш е н Д н еп р о г эс . Р а з ’я снив необходимость п е р в о о ч е ­ р едн о г о во с с тан о влен и я т я ж е л о й про ­ м ышленн ос ти , п р о п а ган ди ст д о лж е н п о к а з а т ь , к ак ое это им е е т з н а ч е н и е д л я п о д ’ема всех д р у ги х о т р а с л е й нар о д н о ­ го х о з я й с т в а — ж е л е з н о д о р о ж н о г о т р а н ­ сп о р т а , се л ь с к о г о х о з я й с т в а , п р о м ы ш ­ л енн о сти , п р о и зв о дящ ей п редм е ты потр е б л е н и я . И з р а с с к а з а п роп а ганди ст а с л у ш а т е ­ ли д о лж н ы у я сн и т ь , как о е огромное з н а ч е н и е в по слевоенном п я тилети ем п лане п р и д а е т с я т е х ни ч еск ом у п ро грес ­ с у во вс ех о т р а с л я х народного х о з я й с т ­ ва. На о с н о в е этого п р о г р е с с а об есп ечи ­ в а е т с я н е у к ло н н ы й п о д ’ем прои зводства и повыш ени е п рои з води тел ьн ости тр у д а . В с в я з и с этим перед сов е тск ой наукой во зни к л и новы е б ольш и е зад ачи . Н ео б ­ ходимо, как у к а з ы в а л т о в а р ищ Сталин, в б ли ж а йш е е вр ем я не т о л ь к о догн ать, но и п р ев зо й ти д о ст и ж е н и я науки за п р е д е л ам и СССР. , З д е с ь ц ел е со о бр а зн о при вести при- > м еры и з ж и зн и с в о е г о з а в о д а , шахты, ф а бр и к и , к о л х о з а , у к а з а в на высокую п р ои зводи тельн ос т ь новог о о б орудова ­ ни я, со зд а в а е м о г о в годы по слевоенной п я ти л е тки . Т а к о вы , н а п р им ер , т о к ар ны е с т ан ки с высокими ск о р о с т я м и р е з а н и я м е т а л л а , в р у б о в а я м ашина « М В - 6 0 » , горный комбайн и т. д. В ка ч е с т в е иллю страции можно при вести мощный гид ­ р о а г р е г а т д л я Д н е п р о г эс а , и зготовленный в Л е н и н г р а д е , п о к а з а т е л и которого зн а ч и т е л ь н о л у чш е , чем у а г р е га т о в а м е р и к а н с к и х фирм. Пропагандист с е л ь с к о й политш колы д о лж е н пр ивест и в ка ч е с т в е п р и м ер а т ехнич е ского про ­ г р е с с а в с е л ь с к о х о з я й с т в е н н ом п рои з ­ водстве внедрение с амоходн ого комб айна, хлопкоуборочной м ашины , к а р т о ф е ­ ле -уборочной машины и т. д. З а т е м руко во д и т ел ь ' политш колы р а с ­ с к а з ы в а е т о з а д а ч а х промышленности, т р а н с п о р т а и с е л ь с к о г о х о з я й с т в а в после воен н ой п я ти л етк е и р а з ’я с н я е т зн а ­ ч ение пр и в ед ен н ы х в брошюре в аж н ей ­ ш их ц и ф р о п я тилетк е. Выполнение з а д ач , п ос т авлен ны х пос л е в о ен ны м пя тил етним планом, обеспеч и ва е т д а л ь н е йш е е у к р е п ле н и е обороно ­ способности нашей Ро д и ны , зн ам ен у е т новый крупный ш аг со в етск о г о народа на пути постепенн ого пер ех о д а от со ци а ­ л и з м а к коммунизму. Р а з в е р н у т а я б есед а по этому р а з д е л у д о лж н а бы ть п о св ящ ен а выяснению усло ви й переход а к мирн ому п рои зводс т ву в после военны й период и глубокому у яснению с л у ш а т е л я м и основн ых з а д ач п ослевоенного п я т и л е тн е г о п лана. Б е с е д у можно н а ч а т ь с т ого , ■чтобы один на с л у ш а т е л е й р а с с к а з а л о з а д а ­ чах , выдвинутых т о в а р ищ е м Сталиным п ер ед сов етским н ародом в е го речи на собран ии и зб и р а т е л е й Сталинско го и з ­ б и р а тел ьн о го о к р у г а г. Москвы 9 ф е в ­ р а л я 1 9 4 6 года . Отсюда с л е д у е т п ер ей ­ т и к вопросу о п ер е с т р о й к е наш е г о народного х о з я й с т в а соот в ет с т в е н н о з а д а ­ чам п о сле военно го мирн ого пери ода и выяснению т ру дн о ст е й , с в я з а н н ы х с этим переходом . С л уш а т ел и , и с п о ль з у я к о н к р е т н ы е п ри м еры своего п р ед п р и я ­ т и я , к о л х о з а , р а с с к а ж у т , к а к п р е о д о л е ­ в а л и с ь эти трудности. После этого проп а ганди ст у сл е ду е т пос т а вит ь вопрос — почему т а к усп еш ­ но с о в етск ий н арод с п р а в и л с я с трудной з а д ач е й пер е ст р о й ки нашего хо зя й с т в а прим енительно к мирн ому пери оду? В о т в е т а х на этот во прос с л у ш а т е л и р а с ­ с к а ж у т о п реи м ущ е с т ва х советск о го о бще ст венного и г осударст венн ог о с т р о я , о р о л и в еликой партии Л е н и н а — Стали на. С л уш а т ел и р а с с к а ж у т , какими о с т р ы ­ ми п р отиворечиями с о п р о в о ж д а л с я пере ход к мирн ому п р о и з во д с т ву в капит а л и с ти ч е ски х с т р а н а х и почему к а п и т а ­ листич еские с т р а н ы не в со с то ян ии п ре ­ о д о л е т ь противоречий по слевоенного пери ода . В. с в я з и с этим необходимо пок а з а т ь , в каких т я ж е л ы х у с л о в и я х ж и ­ вут т р у д я щ и е с я в кап и т али с ти че ски х с т р а н а х и к а к все более у х у д ш а е т с я их ж и зн ь . Д а л е е б есед а р а з в е р т ы в а е т с я вокруг о сновных з ад ач п о сле военного п я т и л е т ­ него п л ан а в облас ти п р омыш ленно ­ с ти , с е л ь с к о г о х о з я й с т в а и повышения м а тер и альн о г о и ку л ь т у р н о г о уровня т р у дящ и х с я . В процессе б еседы ц ел есообра зн о и с п о л ь з о в а т ь альбом на г л ядн ы х пособий о пя ти л етн ем п лане во с с тан о влен и я и р а з в и т и я народного х о з я й с т в а С С С Р на 1 9 4 6 — 1 9 5 0 годы. В б еседе необходимо ос в е ти т ь о с н о в ­ ные з а д ач и п я т и л е тки своей республики, к р а я , облас ти , рай он а, з а в о д а , ш ах ­ ты, МТС, к о л х о з а и т. д. Пропагандист подводит с л у ш а т е л е й к мы сли о том, что план д анного п р ед п р и я ти я ес ть ч ас т ь о бще государс т венн ого п л ан а р а з ­ вития х о з я й с т в а и к у л ь т у р ы в нашей с т р ан е по пути к коммунизм у. к о л х о з а и т. д. Пропагандист р а з ’яс- н я е т с л у ш а т е л я м зн ач ени е пр иведенных в брошюре ци ф р о выполнении пятиле тк и . На п ри м ере р о с т а т ракторного ц а р к а и у в ел и ч ен и я коли че с т ва с е л ь с к о ­ хоз я й с т в е н н ы х машин нужно подвести с л у ш а т е л ей к глубокому пониманию з н а ­ ч ен и я успехов пр омышленности д ля п о д ’е м а с е л ь с к о г о х о зяй ст в а . П о к а з ы в а я успехи соци али сти ч е ског о с е л ь с к о г о х о з я й с т в а з а т р и года послевоенной пя тиле тки , проп аганди ст от м е ­ ч ае т у велич ение посевных п лощ адей , р ос т у р о ж а я и п о д ’е м жи вотн оводства, и с п о ль з у я и в этом с л у ч а е со о т в ет с т в у ­ ющие д ан ны е из сообщений об итогах выполнен ия планов. Н адо т а к ж е р а з ’яс- нить с л у ш а т е л я м великое зн ач ение г рандиозного с т ал и н ск о г о п л ана преобр а з о в а н и я природы . Наши х о з я й с т в е н н ы е успехи играют ог ромную р о л ь в повышении б ла г о с о ­ с т о ян и я народ а. З д е с ь важно у к а з а т ь на зн ач ен и е провед енных в конце 1 9 4 7 года д ен еж н о й р е ф о р м ы и отмены кар т о ч н о й си с т ем ы сн а б ж е н и я д ля р оста м а т ер и аль н о г о и кул ьт у р н о г о у р о в н я т р у д я щ и х с я нашей с т р ан ы . Н е ­ обходимо т а к ж е в этой с в я з и напомнить о новом сни ж ении государс т в енных р о зн и чн ы х цен , пр оведенном с 1 м арта 1 9 4 9 года , и п о к а з а т ь , к а к возросло потребление т р у дящ и х ся . Улучшение условий быта можно пок а з а т ь на п ри м ере жилищн ого с т р о и ­ т е л ь с т в а , а п о д ’е м кул ьт у р н о г о уровня — на ра зв и т и и нау ки, к у л ь т у ры и иск усств а. Б е с е д а по в т орому заня тию долж на р а з в е р н у т ь с я во к р у г во проса, в чем н а ­ хо дит с вое вы р аж ени е в сен ародн ая борьба з а выполнение пятилетн его плана, к ак в соци али ст ич еском с о р е в н о в а ­ нии п р о я в л яю т с я трудовой эн т у зи а зм и со ц и ал и с т и ч е с к а я со зн а т е л ь н о с т ь с о в е т ­ ски х людей , к а к соци али стич е ское с о ­ р евн ов ани е с т ал о м ассовым — вс ен а ­ родным. Слуша т ели д о лж ны ясно с е б е п р е д ­ с т ави ть , что т р у д в С С С Р я в л я е т с я делом чести и с л а в ы . Они д о лж ны прив ести ф а к т ы , с в и д етел ьс т вующ и е , как высоко п ар ти я и п ра в и те л ь с т в о ц ен ят и п оощряют вы сокоп роизводит ельн ы й , с а ­ моот верж енный труд. Необходимо, чтобы с л у ш а т е л и у я с ­ нили в ходе беседы, ка кую ог ромную м обилизующую с и л у имеют' с о ц и ал и с т и ­ ч еские о б я з а т е л ь с т в а т р у д ящ и х с я в пи сьмах на им я т о в а р ищ а Ст алина . На кон кретны х п р и м ер ах своего п р ед п р и я ти я , к о л х о з а с л у ш а т е л и р а с ­ с к а ж у т , какими успехами ув е н ч а ла с ь борьба с о в е т с к о г о н арода з а повышение темпов хозяй ст венн ог о и кул ьтурно го р а з в и т и я з а три года по слево енной пя тиле тк и . Р у к о в о д я беседой , проп аганди ст подводит с л у ш а т е л е й к выводу, что всенародный п о д ’ем в борьбе з а выполнение п я ти л е тн е г о плана одновременно со п р о ­ в ож д а е тс я неп реры вны м улучш ени ем м а т е р и а ль н о г о п олож ен ия т рудящ и хс я нашей, с т р ан ы . Ч ем с т ан о в и т с я богаче С оветское государство, чем лу чш е в ы ­ полняю тся г осуд арс т венны е планы, тем к р а ш е д ел а е т с я ж и з н ь т р у д ящ и х с я . Нота Советского Правительства по поводу незаконного изменения западных границ Германии III. I I . Второе занятие посвящается вс ен а ­ родной борьбе з а выполнение послевоенн ого п я тилетн его п л ан а . И з р а с с к а з а п роп а ганди ст а с л у ш а т е л и д о лж ны отч ет л и в о у я сни т ь , что б о льш е ви с т ска я п а р т и я я в л я е т с я вдохновителем , о р г а ­ н и з а то р ом и р у к о в о д и т ел ем борьбы со ­ в е т ск о г о народ а з а успешное выполнение послевоенной п я ти л е тк и . Огромный п олитический и тр у до в о й п о д ’е м с о в е т ­ с кого народЪ наш ел с в о е я р к о е в ы р а ж е ­ ние во вс енародном с оци ал и стич е ском с о р е в н о в а н и и , в бурном р осте с т а х а н о в ­ с к о г о д в и ж е н и я . И с п о л ь з у я м а т е р и а лы , о публик ованные в нашей п еч ати , п роп а ганди ст р а с ­ с к а з ы в а е т о п ер ед о вы х лю д я х своей р е сп убли ки , к р а я , о б ла с т и , рай он а, з а ­ вода, МТС, к о л х о з а , об успехах передовиков города и д е р е в н и в борьбе з а вы ­ полнение послевоенного п я тил етн его плана. ( Советское г о с у д а р с т в о е щ е в ходе войны н ач ало в о с с т а н а в л и в а т ь т я ж е ­ лую пр ом ыш л ен н о с т ь в освобож да емых р ай он ах и уж е тогд а о б е с п е чи л о введение в с т р о й зн а ч и т е л ь н о й части п р о ­ м ышленных п р ед п р и я тий , р а з р у ш е н н ы х врагом. Это им ело в аж н о е зн ач ен и е д л я успешного вы п олн ен и я плана п ер ­ вого года по слевоенной пя тил етки . Посл е в о е н н а я п ер е с т р о й к а народного х о з я й ­ с т в а уж е была в основном з а в е р ш е н а у нас в первом году посл евоенной п я т и ­ летки. В р а с с к а з е с л е д у е т подчеркнуть, что больш е ви с т ски е п л аны р а с счи таны не на с р е д н е ар и ф м е т и ч е с к и е нормы, дос тигнуты е в прои зводст в е , а на с р е д н е ­ п р о г р е с си вны е нормы, т о -есть р а в н яю т ­ с я на передовиков . Д л я иллюстрации этого п олож ен и я хорошо п о к а з а т ь , к а ­ кую р о л ь с ы г р а л о вн ед р ен и е с р е д н е ­ п р о г р ес си вны х норм в д ел е успешной борьбы з а выполнение послевоенного п я тилетн его п л ан а на данном з а в о д е, ф а б р и к е , шахте, в со в х о з е и МТС, к а ­ кую р ол ь с ы г р а л и новые нормы в к о л ­ х о зн ом прои зводс т ве , у с т ан а в ли в а е м ы е на основе достиж ений п ередовиков с е л ь с к о х о з я й с т в е н н о г о прои зводства. Д а л е е р у к о в о д и т ел ь политш колы пок а з ы в а е т , каких г ром адных успехов доб ились со в е тск и е люди под руковод ством партии Л ени н а — Стали на на п р о ­ т я ж е н и и т р е х лет борьбы з а досрочное вы полнение послево енной п я т и л е тки в п р омыш л ен нос ти . Д л я этого необходимо и с п о л ь з о в а т ь сообщ ени я об итогах вы п олн ен и я планов вос стан овлен и я и р а з в и т и я народного х о з я й с т в а , а т а кж е при вести п ри м еры из ж и зни своей об ­ л а с т и , ра й о н а , з а в о д а , ш ах ты , со в х о з а , Т р е т ь е з а н я т и е по теме «П осл евоенн а я с т а л и н с к а я п я т и л е т к а » с т а в и т своей целью р а з ’я с н и т ь основные з а д ач и в б орьбе за досрочное выполнение пятил етки . З а н я т и е д олж н о м о б и л и з о в а т ь , с л у ш а т е л ей на то, чтобы они были в этой борьбе и ници аторами и вожаками . Пропагандист р а з ’я с н я е т всю в а ж ­ нос ть борьбы за досрочное выполнение пятилетн его п л ана и п о к а з ы в а ет , какими пут ями со в етск и е люди добиваю тся этого. При этом он п одчеркивает , что д л я доср очного выполнения послевоенной п я т иле тки необходимо преж де всего непреры вно повыш ать про и з во ди тел ь ­ ность т р у д а , шире р а з в е р т ы в а т ь соци а ­ ли с ти ч еск ое соре вн ов ани е . В борьбе за по вышение производительн ос ти т р у д а огромное зн ач ени е им е ­ е т внедрение п ередовы х ме тодов ор г а ­ низа ции прои зводс т ва и труда: н еп р е ­ рывно -п оточное прои зводство , а в т ом а т и ­ за ц и я , м е х а н и з а ц и я и т. д. Необходимо с т р ем и т ь с я к о снащ ению всех о т р асл ей народного х о з я й с т в а передовой т е х ни ­ кой и повышению к в а л и ф и к а ц и и р а б о ­ чих, ин ж ен еров и техников. Важн ейшим р ы ч а г ом досрочного выполнения п я ти л е тн е г о п л ан а я в л я е т с я соци али сти ч еское соре в н о в а н и е , которое т о в ар ищ Сталин н а з в а л коммунистическим методом ст р о и т ел ь с т в а с о ц и а л и з ­ ма. Соци али сти ческое со р е в н о в а ни е в нашей с т р ан е с т а л о мас совы м, в сен а ­ ро дным; в его бурном р осте вы р аж аю т ­ с я моральн о -п оли ти ч еское единство , горячий сов етский па т риотизм наш е г о народа. В с воих пи сьмах в еликому вождю и учителю т о в а р ищ у Стали ну т р у д ящ и е с я нашей с т р а н ы б ер у т на с е б я о б я з а т е л ь ­ с т ва выполнить пя ти л е тк у досрочно . Эти письма — вы р а ж е н и е глубокой любви т р у д ящ и х с я к соци али сти ч е ской Родине, к большевистской партии , к т о в а р и щ у 1 Стали ну. Эти п и сьм а я в л яю т с я по к а з а - ! т е л е м огромного политич еского и к у л ь ­ тур но-техническ ого р о с т а т р у дящ и х с я . Пропагандист р а с с к а з ы в а е т о з н а ч е ­ нии с т р ож а йш е й экономии и с ни ж ени я с ебестоимости продукции, о з а д а ч а х , пос т а в л е н н ы х в с в я з и с этим послевоенным пятилетним планом. На конкретных при м ер ах п роп а ганди ст п о к а з ы в а ет , как с о ве тск и е люди, р уководим ы е б о льш е в и ­ стской партией , борются з а л у чш ее исп о л ь зо в ан и е оборотных ср е д с т в , з а выпуск с в ер х п л ан о в о й продукции и з с э к о ­ н омленного с ы р ь я и м а т е р и а ло в , за отличное ка ч е с т в о продукц ии, В политш коле промышленного предп р и я ти я проп аганди ст д олж ен п о к а з а т ь на кон кре тны х при м ер ах сво е г о за вод а, ф абр и к и , ш ах ты , как можно достигн уть экономии с ы р ь я , м а тер и ало в , э л е к т р о ­ эн ер гии , т о п л и ва в проц ессе п рои звод ­ с т в а того или иного и зд ел и я . П ропагандист с е л ь с к о й по литшколы д о лж е н напомн ить с л у ш а т е л я м о р е ш е ­ ниях ф е в р а л ь с к о г о Плен ума ЦК ВКП(б) в 1 9 4 7 году «О м е р а х п о д ’ем а с е л ь ­ с ко г о х о зя й с т в а в послевоенный период* и подчеркнуть, что выполнение исторических решений ф е в р ал ь с к о г о Пленума Ц К ВКП(б) об е с п е чи в а е т т а ­ кой под’е м с е л ь с к о г о хоз я й с т в а , которы й п озволи т в к ра тч айший ср о к с о з ­ д ат ь обилие продовольстви я д л я нашего на с е л е ни я , с ы р ь я д л я легкой промышл енност и н накопление необходимых гос у д а р с т в е н ны х продовольственных м с ы р ь е в ы х р е эервов . Повышен ие урожайности , ра зви ти е о бщес т в енно го жи вотн оводства, д ал ь ­ нейшее о р ганизационн о -хозяйс тв ен ное ук р еп л ен и е к олхозов , с т р ож а йш е е с о ­ блюдение Уст ав а сел ьско х о з яй с т венн о й а р т е л и — все это я в л я е т с я боевой программой д ействий ко лхозн ого к р е с т ь я н ­ с т в а и вс ех работников с е л ь с к о г о х о з я й ­ ства. Д л я того, чтобы с л уш а т ел и наглядн о могли п р ед стави ть перспек ти ву д ал ь н е й ­ шего по д ’е м а с е л ь с к о х о зя й с т в е н н о г о прои зводст в а , проп аганди ст д олж ен р а з ’я сни т ь зн ач ение в недрения т р а в о ­ п ольных се вооборотов и п о к а з а т ь на прим ере с воего ко л х о з а , что озн а ч а е т п р а в и ль н а я и с в о е в р е м ен н а я о бработ ка почвы, подчеркнуть, что посевы с о р т о ­ выми сем ен ам и обесп ечиваю т получение дополнительного у р о ж а я в 2 —4 цен тн е ­ р а с г е к т а р а , что внесение удобрений т а к ж е я в л я е т с я одним из в аж ных усло ­ вий повышения урожайности . Г оворя о з а д а ч а х борьбы з а высокие, устойчивые у р ож аи , пропагандист дол-1 ж е н особо подчеркнут ь зн ач ени е вел и ­ кого с т али н ског о п л ан а п р ео б р а зо в ани я при роды . Пропагандист д олж ен обрати т ь внимание с л у ш а т е л ей на тот ф а к т , что в колхозн ой д ер е в н е вы росли н оваторы с ел ьск о х о з я й ст в енн о г о прои зводст ва — Герои Соци али сти ческого Т р у д а , о р д е ­ ноносцы, которы е своим ум елым и с а м о о тв ерж ен ны м трудом ув л е к аю т т р у ­ ж ен и ков с е л ь с к о г о х о з я й с т в а на т р у д о ­ вые подвиги. В годы по слевоенной пя ­ тилетки многие ты сячи к о лхозников и колхозн иц все шире пр именяют дост иж е н и я передовой мичуринской н а у к и и своим прак ти че ски м опытом помогают уч еным д в и г а ть и р а з в и в а т ь эту науку. Б е с е д а об основных з а д а ч а х в борь ­ бе з а доср очное выполнение пятилетки д олж н а помоч ь с л у ш а т е л я м уяснить, ято у нас е с т ь все возможности д л я успеш ­ ного р еш ен и я этой за д ачи . Б е с е д у с л е д у е т н ач ать с того, чтобы кто-либо из с л у ш а т е л ей р а с с к а з а л о знач ении повыш ения п рои зводи тельно ­ сти т руда д л я увели ч ен и я произв одства и об усл о ви ях , которы е обеспечивают е е неуклонный рост. И с п о л ь з у я примеры своего п р ед п р и я ти я , ко л х о з а , с л у ш а ­ т ели р а с с к аж у т , к а к на основе м еханизации и в недрения новой техники р а ­ с т е т эн ерг овооруж енн ос т ь т р у д а , а т а к ж е к а к в р е з у л ь т а т е улучш ени я орг анизац ии п рои зводст ва р а с т е т п рои з ­ водительн ость труда. Отсюда мож н о прямо перейти к т о ­ му, как о е зн а ч е ни е имеет рос т п р о и з ­ водительн ости т р у д а д л я сни ж е н и я с е ­ бестоимости продукции, а н а р я д у с р о ­ стом прои зводи тельности т р у д а — какую р о л ь и г р а е т эк ономия с ы р ь я , м а те ­ ри ал о в , элект р о эн ер ги и , топлива в сн и ­ ж ен ии з а т р а т в прои зводстве продукции и е е удешевлении . Вопрос о борьбе з а снижение с е б е ­ стоимости необходимо с в я з а т ь с з ад ач ей пос тоянной борьбы з а улучшени е к а ч е ­ с т в а промышленной продукции. Необходимо, чтобы в проц ессе б еседы с л у ш а ­ т ели уяснили, как о е важное народнох о зяй с т венн ое зн ач ени е имеет борьба з а вы сокок ачеств енную продукцию. Д а л е е б есед а с о ср едо т о чи в а е тс я вок р у г вопрос а о борьбе з а пя ти л е тк у в с е л ь с к ом хозяйс т в е . Наше с ел ьск о е х о ­ з яй ст во , как и промыш ленность, имеет все возможности д л я досрочного выполнения п я тилетн его плана. Сл уш ат ел ям необходимо помочь, чтобы они , п ри в е ­ д я в б есед е кон крет ны е прим еры своего с о в х о з а , МТС, колхоза , бригады , з вен а , ф ермы , уя снили , ка ким о б р а з о м они м о ­ гут и сп о ль з о в а т ь эти возможности д ля у ск о р ен и я п о д ’е м а с ел ь с к о х о зя й с т в е н ­ ного прои зводс т ва и досрочного выполнен ия пя ти л етн е г о плана . Д а л е е необходимо в пр оцессе б ес ед ы подвести с л у ­ ш ат ел ей н пониманию того, ка кую огромную помощь о к а з ы в а е т наше г о с у ­ д а р с т в о с е л ь с к о м у х о з я й с т в у д л я его д ал ь н е йш е г о п о д ’ем а и р а з ви ти я . П ропагандисту необходимо ’ добиться того , чтобы с л у ш а т е л и я сно представили се б е с о д е рж а ни е с т ал и н ск о г о плана п р е о б р а зо в а н и я при роды и е го вел и ч ай ­ шее з н а ч е н и е д л я нашей с т ран ы . З а к л ю ч а я за н я т и е по т е м е в целом, п роп а ганди ст говорит о р у к о во д ящ ей и вдохновляющей роли большевистской партии в борьбе з а п я ти л е тк у , о необходимости к аж дом у с ов е тск ому г р а ж д а ­ нину не по к л ад а я р у к боротьс я з а е е досрочное выполнение и о том, ч то вы ­ полнение пя т иле тки е щ е более укрепит военно-экономическую мощ ь Сов етского Сою за и б уде т со д ей с тво ва т ь 'н ашему успешному продвиж ению вперед, по пути к коммунизм у. * * * При подготовке к этим з а н я т и я м про ­ п а гандист у с л е д у е т и сп о ль з о в а т ь работы и м атер и алы : 1 . И. В. С талин — Р е ч ь на предвы ­ борном с обрании и з б и р а т ел ей С талинского и збира т ельного о к р у г а г. Москвы 9 ф е в р а л я 1 9 4 6 года. 2 . З а к о н о пя ти л ети ем п лане восстан овлени я и р а з в и т и я народного х о з я й с т ­ ва С С С Р на 1 9 4 6 —5 0 гг. 3 . О м ерах п о д ’е м а с е л ь с к о г о х о з я й ­ с т ва в послевоенный период. Постан ов ­ л е н и е П ленума ЦК ВКП(б ), пр инято е по д о к л а ду тов. А. А. А ндреева. 4 . Постан овление Совета Министров С С С Р и ЦК ВКП(б) о проведении д е ­ нежной р е ф о р м ы и о тм ен е к а р т о ч ек на продовольств ен ны е и п ромыш лен ны е т о в а р ы , а т а к ж е п остановление Совета Министров С С С Р и ЦК ВКП(б) о новом с нижении с 1 м ар та 1 9 4 9 года госуд ар с т в е н н ы х розни чных цен на т овары мас сового по требления . 5 . В. М. Молотов — Т ридца тиле ти е Великой Окт ябрь ск ой соци али стич еской революции. 6 . В. М. Молотов — 3 1 - я го до вщ и ­ на Велик ой Октябрьск ой соци али сти ч е ­ ской революции. 7 . А. Г. З в е р е в — Д о к л а д о Госуд арст в енн ом бюджете С С С Р на 1 9 4 9 год. 8 . Сообщения Госплана и ЦСУ при Совете Министров С С С Р об итогах выполнения г осударс т венны х планов восс т ан о в л ен и я и р а з в и т и я народного х о ­ з я й с т в а С С С Р з а п ер вы е три года после воен н ой пя тилетки. И з художественной л и т е р а т у р ы мож ­ но и сп о ль з о в ат ь сл едую щ и е книги: 1. П. П а в л е н к о — « С ч а с т ь е » . 2 . С. Б а б а е в с к и й — « К а в а л е р З о л о ­ той З в е з д ы » . 3 . А. Суров — « З е л е н а я у л и ц а » , Б . Г Е Р А Щ Е Н К О . В связи е решением, принятым правительствами Англии, США, Франции, Бельгии. Голландии и Люксембурга об изменении западных границ Германии, Посол СССР в Англии Г. Н. Зарубин по поручению Советского Правительства направил на имя министра иностранных дел следующую ноту: «Советскому Правительству стало известно из опубликованного 26 марта 1949 г. совместного коммюнике правительств В е ­ ликобритании, США, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга решение правительств вышеуказанных государств об изменении западных границ Германии и присоединении части германской территории к территориям Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга. Советское Правительство считает необходимым обратить внимание правительств Великобритании, Соединенных Штатов Америки и Франции на то обстоятельство, что в «Декларации о поражении Германии», подписанной 5 июня 1945 года правительствами СССР. США, Великобритании и Франции, определенно сказано, что вти правительства «установят границы Германии или любой части ее, а также определят статут Германии или любого района, который в настоящее время является частью германской территории». Из этого следует, что изменение границ германской территории, находящейся под контролем четырех держав, может быть произведено только по совместному решению правительств СССР. США, Великобритании и Франции, взявших на себя верховную власть в отношении Германия. В соответствии е изложенным Советское Правительство считает необходимым поставить правительства Великобритании, США и Франции в известность о том, что оно считает незаконными изменения западных границ Германии, произведенные правительствами Великобритании, США и Франции в нарушение «Декларации о поражении Германии». Аналогичные ноты были нанравлены министрам инострапных дел США и Франции советскими послами в Вашингтоне и Париже. (ТАСС). С о о б щ е н и е Т А С С 4 апреля Правительство Советского Союза направило через своих послов правительствам Италии, Норвегии, Дании и Исландии, приглашенным к участию в Северо-атлантическом договоре, меморандум Правительства СССР в Северо-атлантическом договоре, ранее направленный правительствам СШ А, Великобритании и др. н опубликованный в советской печати 1 апреля. (ТАСС). ПИСЬМА В Р Е Д А К Ц ИЮ Развивать витаминную промышленность в Сибири Общеизвестно значение витаминов, как регуляторов жизнедеятельности и здоровья человека. Наукой установлено, например, что витамин «С », не только предохраняет от авитаминоза (цы нги), но и усиливает сопротивляемость организма многим инфекционным заболеваниям. Витамин «С» — серьезнейшее средство в борьбе с заболеваниями дыхательных путей, ангиной, гриппом. Можно многое сказать об исключительной целебной силе каротина и других витаминов. Вот почему вопросы развития витаминной промышленности должны стать сейчас в порядок дня. Сибирь располагает богатейшими сырьевыми ресурсами. Единственная во всей области' Новосибирская витаминная станция не в состоянии использовать их и поставить на службу народу. Станция изготовляет исключительно ценную по своему содержанию витаминную продукцию в виде натуральных соков. Начав свою полезную деятельность 15 лет назад, она вырабатывала всего полторы тонны продукции в год и, шаг за шагом, довела ее вы п уск до ста тонн. В короткое время нашему коллективу удалось организовать плодоягодное хозяйство на 15 гектарах. Это позволило не только увеличить вы п уск витаминной продукции, но и намного повысить ее биологическую ценность. И сейчас коллектив продолжает экспериментировать и находить новые возможности расширения ассортимента. В результате научно-исследовательской работы удалось получить исключительно ценный лечебный препарат из ягод облепихи. И, тем не менее, станция никак не может освоить все то оырьевое богатство Сибири, которое позволило бы резво поднять промышленное производство натуральных витаминов не только для наших восточных областей, но и для всего Союза. Новосибирская с т а н ц и я очень мала и может обслуживать лишь незначительную часть детских учреждений, слабо оснащена технически. Только техн и че ск и хорошо поставленное производство сумеет обеспечить максимальное сохранение витаминов в продукции и расширите ассортимент натуральных витаминов. Нужно у ч е с т ь также, что население Сибири в течение 7 — 8 месяцев совершенно не получает витаминов в натуральном виде, а домашн я я пища зачастую лишена их. С каждым днем витамины применяются все шире при лечении различных болезней. Практика показала, что синтетические витаминные препараты не являю тся столь же активно действующими, ка к витамины натуральные. Витаминную промышленность ждет большое будущее. И не пора ли нашим областным организациям, в частности областному отделу здравоохранения, поставить перед Министерством вопрос о строительстве новых витаминных станций в Сибири, об их техническом оснащении и расширении? Л. УМ НОВА. Заведующая производством Новосибирской витаминной станции. Не уважают правил социалистического общежития В сентябре прошлого года я получил квартиру в доме 0^ 35 четвертого домоуправления (Восточный поселок Кировского района). На новое место жительства отделение связи 36 отказалось доставлять газеты и письма, так как здесь «не его участо к». В 29 отделении мне такж е заявили: «В поселок газеты не носим». Дом № 35 не радиофицирован, с эдек- тросветом перебои, водопровод с января не исправен, хотя деньги на ремонт собрали с жильцов. Начальник домоуправления тов. Попов установил своеобразный «контроль». 18 марта, в двенадцатом часу ночи, ко мне явился электромонтер Абрамов. Он был пьян и держал себя вызывающе. Он об’яс- нил, что ему рекомендовано домоуправлением «ловить ж улпков» ( ? ) и проверять по ночам, ка к жильцы пользуются электроэнергией. Не ясно ли, что работники домоуправления не уважаю т правил социалистического общежития? К . ВА С И Л ЬЕВ. Заведующий учебной частью школы № 72. Ловкие комбинаторы из артели „Пламя“ В августе прошлого года я сдал в ремонт сапожной мастерской артели «Пламя» хромовые сацоги. Через несколько дней мне сообщили, что сапоги... украдены , и взамен предложили сшить новые. С этого момента начались мои «хождения по мукам»: то в артели нет товара, то мастера заняты, то нужно «заглян уть» завтра или «через недельку». Только в ноябре злополучные сапоги были, наконец, сшиты. Я полагал, что все окончилось благополучно. Но наступила весна, и радость оказалась преждевременной: «новые» сапоги через два дня... развалились. Так бракоделы из артели «Пламя» (председатель тов. Полыгаков, начальник цеха тов. Горбунов) обманывают заказчиков. Инженер Л. ЧУПИН . Ответы на неопубликованные письма Тов. Масленникова Е . Г. из Легостаев- ского района написала в редакцию в непорядках на Новосибирском вокзале при формировании поезда № 71. К а к сообщил нам начальник пассажирской службы Томской железной дороги тов. Мингалев, факты подтвердились. За допущенные нарушения должностной инструкции и приказов МПС начальник поезда Ельченко С. М. с работы снят. Проводники вагонов Попова В . П. и Поленкова 3. С. предупреждены. ★ * ★ Письмо о бесхозяйственности и злоупотреблениях на Татарском маслозаводе, Че- репановского района, было направлено для проверки в областную Госмясомодинспек- цию. Ф акты подтвердились. За невыполнение плана молокопоставок и халатное отношение к производству директор маслозавода Антонов от руководства отстранен. Заработная плата рабочим выплачивается регулярно. Приняты меры по улучшению работы завода. А ★ ★ В деревне Большая Речка , Болотнинско- го района, плохо поставлено обслуживание колхозников: нет ни клуба, ни красного уголка. Об этом написал в редакцию тов. Певнев И. А. К а к сообщил зав. отделом пропаганды и агитации Болотнинского райкома В К П (б ) тов. Лаврухин, партийное собрание территориальной парторганизации Болыперечен- ского сельсовета обсудило письмо тов. Пев- нева. Принято решение об улучшении культурно-просветительной работы на селе. Сельскому Совету дано указание в ближайшие дни освободить из-под зерна колхозный дом и организовать в нем избу-читальню,; * К. т

RkJQdWJsaXNoZXIy