Сибирские огни № 4, 2022
52 ИГОРЬ НАЗАРОВ ТАЛИФА-КУМИ — А папа при чем? — спрашиваю. — Он же за это вроде сжигать на костре должен был. — В двенадцатом веке это было еще не модно. Это позднее в прак- тику вошло. А Гонорий Третий искренне считал, что ему, как наместнику Христа на земле, должны повиноваться не только люди, но и все черти во главе с Сатаной. И после долгой работы он составил вот такой гриму- ар, который, как считают некоторые, действительно позволяет управлять Сатаной. Позднее этот гримуар много раз переписывался и перепечаты- вался. Самое позднее издание состоялось уже в двадцатом веке. Столь был популярен. — Замучили, небось, Сатану, — вздохнул я. — Сколько же раз его вызывали с помощью этой книги? Представляю, как он этого папу Гоно- рия материл! — Не переживайте за Сатану, — утешил меня Райхман. — Он не уработался. Просто ни разу на вызов не явился, и все. — Так тоже можно? — Можно, — говорит Райхман. — Если тот, кто вызывает Са- тану, читает не подлинный текст, написанный рукой папы, а копию. А подлинник-то был только один! — Он стукнул рукой по папке. — Его фото вы и видели. — Как же он попал в руки ОГПУ, да еще и новосибирского? Кста- ти, тогдашние чекисты, знакомясь с текстом, Сатану ненароком не вы- звали? — У них тоже шансов не было, — усмехнулся Райхман. — Как не было? Подлинник же! Вызвать его, мерзавца, и к стенке! — Подлинник-то он, конечно, подлинник, — говорит Райхман раз- думчиво. — Так-то оно так. Но поступил он к ним уже с вырезанными местами. А чтоб этого самого Сатану или кого еще вызвать, текст целе- хонький должен быть. Понимаете, о чем я? Я-то понимал. По крайней мере, начинал понимать, и чем дальше, тем быстрее. Но Райхману показалось, что недостаточно быстро. — Кусочки вырезанные сначала на место надо поставить, — тычет на меня пальцем. — В том числе и ваш. — А кто и когда их вырезал? — спрашиваю. —И вы так и не сказа- ли, как этот документ оказался в ОГПУ? Или это неизвестно? — Как он в Сибири оказался, известно. А вот кто сделал из него вы- резки — нет. В тысяча двести двадцать третьем году папа Гонорий отпра- вил этот гримуар в дар королю Франции Франциску Второму. Правда, пока суть да дело, Франциск умер, и гримуар получил его сын Людовик. И через год тоже умер. От неизвестной болезни. Ходили слухи об от- равлении. Подозрение даже падало на его жену Бланку Кастильскую, необычайно умную женщину и религиозную фанатичку. В Средние века это еще могло совмещаться. Гримуар перешел к наследнику престола — Людовику Девятому. Так вот, к нему в руки он попал уже с вырезками из текста. Это зафиксировано в источниках. А вот кто сделал эти вырезки и когда... — Райхман развел руками. Я решил блеснуть профессионализмом и говорю:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2