Сибирские огни № 4, 2022

51 ИГОРЬ НАЗАРОВ ТАЛИФА-КУМИ — Семен Семенович, — говорю, — не все я вам могу рассказать. — Постойте! — воскликнул Райхман, откидываясь на спинку крес- ла. — Я понял. Понял! — Привстал, потянулся ко мне через стол — и шепотом: — Они уже здесь, да? В России? Или уже в Сибири? — Повторяю, Семен Семенович, не все я вам могу рассказать. А честно — и сам толком ничего не знаю. Для того к вам и приехал, что- бы хоть что-то узнать. А вы мне тут такого наговорили, что я, кажется, теперь понимаю еще меньше, чем до встречи с вами. Вы же мне так и не сказали, что это за чертова записка и почему за ней СС охотится! — Сейчас, — сказал Райхман и протянул мне через стол папку. — Посмотрите на этот документ. Четыре фотографии, сделанные Полно- мочным представительством ОГПУ по Сибирскому краю в тысяча де- вятьсот двадцать восьмом году. Я взял папку и на этот раз успел разглядеть ее ярко-красную об- ложку подробнее. По верхнему краю тоже, как и на прежней папке, шла надпись: «Министерство государственной безопасности СССР», а ниже крупно и жирно было выведено чернилами: «Литер Ф№ 230» — и еще чуть ниже: «Опыт». На фотографиях были листки с латинским рукописным текстом. Даже мне стало понятно, что документ старинный. Заглавные буквы были выполнены в виде рисунков, а в начале каждого абзаца красовалась миниатюра. В цвете, наверно, это выглядело бы шикарно. Но меня на этих фото сразу же привлекли не старинные рисунки, а выделенные на фото чернилами дыры в листах манускрипта. Всего их было пять штук, каждая пронумерована. Я поднял глаза на довольно улыбающегося Райхмана, постучал себя по карману, в котором лежала наша записка, потом показал на фото: — Она отсюда? — Да, — энергично кивнул он. — Конкретно — она из вырезки под номером «четыре». — Что это за документ? — спросил я. — И почему он у чекистов? — Давайте папку сюда! — энергично заграбастал воздух обеими ру- ками Райхман. — Давайте. Сейчас расскажу. Давайте-давайте! Я вернул папку. Старик тут же принялся яростно ее листать, а я по- дивился, как он умеет внезапно переходить от состояния полнейшего «за- висания» всего организма к всплескам дикой энергии. В молодости, поди, совсем бешеный был. Это у него от деда, наверно. А тот — надо же, участник трех революций. Ни одну не пропустил! Небось, и ни одна дра- ка в городе без него не обходилась. —Ага! — воскликнул Райхман, расправил страницы найденного ме- ста и говорит: —Этот документ называется «Гримуар Гонория Третьего». Это тот самый римский папа, вексель которого я вам давеча показывал. Он, как видите, не только векселя писал, но вот, извольте, и гримуары. — А что это такое? — Гримуар-то? По представлениям людей Средневековья и некото- рых современных нам идиотов, с помощью текста гримуара — вот этого, например, — можно вызвать злых духов и самого Сатану. И не просто вызвать, а заставить себе служить.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2