Сибирские огни № 4, 2022
35 ИГОРЬ НАЗАРОВ ТАЛИФА-КУМИ — Заходите. Я зашел и увидел кухонный столик, перегораживающий прихожую. С двух сторон к нему были приставлены стулья. Вон что, оказывается, Райхман двигал за закрытой дверью. И как приволок-то? Мебель была еще, наверно, выпуска сталинских годов: только по названию «столик», а по сути — здоровенный стол, сделанный не из прессованных опилок и не из пластика, а из настоящего дерева. Шут его знает, сколько такой весить может. А Райхман — старик мелкий, щуплый. Однако, поди ж ты, спра- вился! Мне только непонятно было, зачем он надрывался-то. Впрочем, он тут же и объяснил: — Разговаривать будем здесь. Закройте дверь, садитесь и давайте мне свой текст. — Не больно-то вы гостеприимны, Семен Семенович, — закрываю я дверь и сажусь. — Или коронавирусом от меня заразиться боитесь? — Заразиться не боюсь, — отвечает мне Райхман, старинные кру- глые очки на нос цепляя. —Боящихся презираю. Надо или жить как подо- бает человеку, или заботиться о своем здоровье. Совместить не получится. Про меня не скажешь, что я много думаю о своем здоровье, но тако- му выводу Райхмана подивился. — Да почему же, Семен Семенович? — спрашиваю и одновременно радуюсь, что вот так с ходу старика «разболтать» получается. —Неужели нельзя быть человеком и о здоровье думать? Райхман очками на меня блеснул и говорит: — Что такое, по-вашему, быть человеком? — Ну-у-у... — развел я руками. — Это сложный вопрос. Ответ слишком длинный получится. —Ничего сложного и ничего длинного, — отрезал Райхман. —Быть человеком — значит работать. Я не знаю, можно об этом еще говорить открыто или уже нет, мне плевать, но утверждаю, что человека создал труд! Иначе непонятно, зачем обезьяне разум. — И зачем, Семен Семенович? — Чтобы работать! Разум и появился-то в процессе труда. Соот- ветственно, при отсутствии труда — исчезает. Не сразу, конечно, посте- пенно. Но быстро. Таким образом, — Райхман поднял указательный па- лец, — мы с вами установили, что разум без его ежедневного активного использования деградирует. Активное использование возможно только в процессе труда. Следовательно, у человека, ведущего праздный образ жизни, разум атрофируется за ненадобностью. И он уже не может счи- таться хомо сапиенсом, а становится заурядной прямоходящей обезьяной. Итак, можно считать доказанным выдвинутый мной тезис: быть челове- ком — значит работать, работать и работать! — А как же «учиться, учиться и еще раз учиться»? Райхман одобрительно покосился на меня: —Ильича знаете? Это хорошо. Но до конца не понимаете. Это пло- хо. Объясняю: учеба — это обратная сторона работы. И наоборот. Одно без другого невозможно. Работая, всегда чему-то обучаешься. В свою очередь, обучение, если оно всерьез, никак без труда не обойдется.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2