Сибирские огни № 4, 2022

188 Картинная галерея «СИбирских огней» Владимир ЧИРКОВ О ПАССИОНАРНОСТИ КАК ДУХОВНОМ «ВЛЕЧЕНИИ» КОНСТАНТИНА ВОЙНОВА И с к у с с т в о в е д ч е с к и е п и с ь м а Языческий восторг перед непостижимостью мироздания... К. С. Войнов Письмо первое. Этническая теория пассионарности Льва Николаевича Гу- милева, несмотря на жесткое сопротивление строгой академической науки, все же прижилась в той же академической науке, а со временем приобрела универсаль- ный характер: о пассионарности сегодня не говорит разве что ленивый. Поставив термин Гумилева в заголовок, я обязан привести слова ученого о пассионарности: это «активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели… и в способ- ности к сверхнапряжениям и жертвенности ради этой цели». Из уст ироничного Гумилева звучит пафосно, но верно: ни большой науки, ни большого искусства без жертв на Руси не бывало и не бывает. Кстати, в новейшей истории «пассио- нарность» обрела родственницу в виде «креативности» — способности создавать новое, исходя из внутренней мотивации человека. В нашем случае — мотивации Константина Семеновича Войнова, героя сегодняшних писем. Красноярский живописец родился и вырос в деревне Усолке, в трехстах ки- лометрах от Красноярска. В 2010 году картинную галерею на малой родине от- крыл, публично признавшись: «Помню, как мне хотелось увидеть настоящее ис- кусство, живых художников, а возможностей не было. И если благодаря галерее хоть в одной душе божья искра зажжется, значит — не зря мы здесь собрались». Константин и учился в родных пределах — в Красноярске, пройдя все ступени художественного образования: училище, институт, творческая мастерская Акаде- мии художеств — это и есть гумилевский «кормящий ландшафт» Константина Войнова. Однако, имея представление о творчестве автора в целом — о его пейзажах, о портретах императоров, генсеков, ветеранов войны и современников, — понимаю: что-то не стыкуется в моем раскладе о Войнове. Своим творчеством он как бы опровергает мой тезис о пассионариях, но предлагает другой: о сочетании несо- четаемого. Будем разбираться. Письмо второе. О «Розовых облаках». Так называется ранняя работа Кон- стантина, которую он написал в 1994 году, в пору стажировки в академических мастерских у Анатолия Павловича Левитина, к слову сказать, так много сделав-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2