Сибирские огни № 4, 2022

147 Пятилетие «Сибирских огней» жено у Сейфуллиной в ее рассказе «Александр Македонский». Там речь идет о самом рядовом учителе, который был назначен заведывающим от- делом народного образования и через которого все эти прожекты про- ходили. Между прочим, был задуман проект постройки Дворца Труда, очень величавого и крупного здания. Так вот, этот проект не мог быть осуществлен по той простой причине, что, когда нужно было вычертить план, во всем городе не нашлось чертежной туши. Как видите, есть все же разница, у нас тушь нашлась и нашлись силы не только для вычерчивания чертежа проекта, но и для осуществления этого проекта. Мы думали тогда и об объединении писательских сил, о том самом, что осуществилось год тому назад в форме Сибирского союза писателей. Только тогда мы ставили другие сроки и говорили это иначе. При пере- ходе на второй год издания редакция говорила об этом так: «Если в 1922 году, смеем думать, редакции удалось, хотя бы частично, объединить писательские силы Сибири, то в 1923 году это объединение, надеемся, закрепить более полно, подготовляя, таким образом, создание одного из окраинных революционно-культурных бастионов первой в мире респу- блики трудящихся». Вы видите, что самый стиль этого заявления соответствует тем го- дам. Объединение, о котором тогда говорилось, осуществилось несколько позже, и наши писательские силы пришли под другим названием, в более потертой одежде, с иными, более простыми словами. Этот революцион- но-культурный бастион мы имеем под более скромным названием Сибир- ского союза писателей, который отмечает сегодня пятилетие сибирского журнала. И за время, когда были найдены более простые слова, писа- тельскими силами была проделана довольно большая будничная работа. Писатели пришли к нам с грудами чернового материала, с большим жиз- ненным опытом, который им остается только претворить в художествен- ные ценности! Я две минуты займу, как это обычно полагается в выступлениях, ста- тистическими данными. ( Голос с места: Не обязательно. ) Это нужно для некоторых выводов, да к тому же здесь уже говорилось относительно удельного веса тех или иных отделов журнала. Вот по части художественного слова. Художественное слово сделало скачок от 33 до 45 процентов размеров журнала. Художественное слово идет на повышение. Вторым отделом по величине является отдел «Бы- лое», занимающий 20 процентов, причем были годы, когда этот процент доходил до 27, т. е. один Вениамин Давидович Вегман занимал целую четверть журнала! Критика и библиография составляет в среднем 17 про- центов, но тоже доходила до одной трети журнала. Политико-экономиче- ский отдел занимает в среднем всего лишь 10 процентов. В 1922 году он доходил до 24 процентов, а сейчас спустился до шести. Статьи по вопросам современности. Они появились лишь с 1924 года, и сейчас удельный вес их достигает уже 17 процентов, т. е. совре- менность сейчас на втором месте после художественного слова. Отдел «Былое» занял уже третье место.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2