Сибирские огни № 4, 2022
139 Пятилетие «Сибирских огней» Яблоками, привезенными с Волги, искусно играет М. Никитин. В его рассказах видно, как яблоко растет, слышно, как оно падает в траву. Никитин много времени и сил отдает форме. Он кует форму для того, чтобы с ней подойти к Сибири. Сейчас он пишет о фруктовых садах, о помещиках, о крестьянах. Его герои собираются в Сибирь за землей, за ними, надо полагать, приедет и писатель. А. Коптелов интересен больше сам, чем его вещи. Кержак, начетчик, он пришел к революции и стал ее журналистом и писателем. Партизаны в своих воззваниях фамилию «Колчак» писали с маленькой буквы, вероят- но, желая тем унизить диктатора. Коптелов часто положительных героев своих пишет с большой буквы, а отрицательных с маленькой. От этого проигрывают и те и другие, и автор и читатель. Но Коптелов — писатель начинающий. У него все впереди. Поэтому сейчас о нем говорить еще рано. Н. Дубняк сродни Коптелову по ненависти к деревне. Но Коптелов не утрачивает светлой перспективы, Дубняк же весь черен. От его рас- сказов веет жутью деревенской дикости и косности. Страницы, где опи- сывается насильственный аборт и избиение крестьянина, заподозренного в краже, нельзя читать без содрогания. Дубняк работает в крестьянской газете. Каждый день через его руки проходят сотни селькоровских пи- сем. Кажется, что писатель отбирает самые мрачные из них, и из них, из этих подлинных кусков жизни, монтирует свои рассказы. Писателю надо выучиться не только монтировать, но и обобщать, переваривать сырье материала. Недоваренность его вещей заметна, непроработанные куски материала на зубах, как каша с песком. Были у костра и такие писатели, как Е. Минин, которые успели пока обмолвиться только одной фразой-афоризмом, что возможен «Дождь без ветра». Последним в «Сибирские огни» ворвался, прибежал с криком А. Каргополов. Он начал с повестей о крестьянстве. Он принес в редак- цию две повести, такие же растрепанные, как и он сам. Но за этой растрепанностью чувствовалась какая-то сила. Казалось, что слова распирают Каргополова, как зерно — туго набитый мешок. Ведь редактировать — значит предвидеть, значит помогать, способ- ствовать или, по меньшей мере, не мешать росту той молодой зеленой поросли, которая поднимается вокруг журнала. Поэтому надо печатать вещи и не совсем зрелые, но печатать надо обязательно, если к тому же пишущий обнадеживает. Печатать — значит облить творческие корни писателя живой водой общения с читателем. Бесспорно, в этом деле ну- жен такт и мера. (А то можно залить, захвалить насмерть.) Но где и в каком деле эти качества не нужны? Вот какими соображениями руководились мы, когда печатали три зеленые вещи Каргополова («Земной тряс», «Повесть полей» и «Под голубым потолком»). Каргополов пришел в революцию с большой любо- вью к земле, к пашне и с острой ненавистью к городу. Каргополов — кре- стьянин, не может не любить землю, в которую «что ни кинь — растет», на которой «травы ноне не перекосишь. Выдурела трава выше головы. Так куда ни кинь глаз — там и коси». Землю, как мать, у него обнима-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2