Сибирские огни, 1988, № 9
титьэ. Вероятно, для него не столько важно было, что ответит Вязем ский,— сколько — как, искренне или неискренне, и если неискренне, то сколь ухищренна, сколь искусна будет эта неискренность. Но это объяс нение лишь смутило Вяземского; он еще не научился распознавать Ива новы хитрости и уловки, не научился разгадывать, что скрывается за ними, и потому смутился, потерялся. — Что же ты, государь, изъясняешься передо мною худым?— вино вато промолвил он.— Ты волен спрашивать кого угодно... Не токмо середь нас — на всей земле русской. — Волен-то волен... Да как писано: спрашивай, коли есть отвечаю щий тебе. Было ясно, что Иван придал этому речению какой-то иной, свой смысл, да вот какой — Вяземский не понял и решил сдержать свою от кровенность, ответить уклончиво, и сразу же сообразил как, но в послед ний миг его осенило: «отвечающий» — это тот, кто искрен, тот, кому он может верить... Но мысль его не остановилась на этом, мысль пошла дальше: а может ли он вообще кому-нибудь верить? Может ли?! Ответ на это был лишь один; не может. И Вяземский знал почему. Самосох ранение! А раз так, значит, всякая откровенность с ним, всякая прямота и чистосердечность просто бессмысленны, более того, они опасны, и, значит, есть право на неискренность с ним — такое же право, как у не го на неверие. — Отвечающий тебе есть, государь,— почтительно умягчил голос Вяземский.— Он — твой высокий ум. Что бы ни ответил тебе спрошен ный тобой, ничего нового и неведомого для себя ты не услышишь, ибо ты знаешь ответ на все. Иван улыбнулся — одними губами, вернее, лишь уголками губ. Он умел и сдерживать и скрывать истинные чувства — одно лишь притвор ство не знало в нем удержу,— и что там сейчас таилось за этой улыб кой — никто не мог разгадать. — Молодец, Афанасий,— сказал он просто, бесстрастно, словно не хотел, чтобы эта похвала воспринималась как похвала.— Умно отвеча ешь. Занеже не ставишь своего государя убогим глупцом, как иные... Вопрошаю я нынче одного из них... Об чем, вопрошаю, думаешь, стоя у меня за спиной? И он, не помедлив нимало, дабы вздохнуть хоть единый раз, отвечает: о тебе, деи, государь, думаю. «И что же такое ты обо мне думаешь?»— не отступаюсь я. И он опять готов с ответом, и такое ре- чет... будто отмладу нас умом ссужал. — Афанасий виляет, а ты — умно!— выдавая себя, жалобно, ос корбленно проскулил Федька, а на Вяземского глянул так, что, казалось, яд брызнет из его глаз. —- Всякая собака умеет вилять хвостом,— прежним, ровным, бес страстным голосом сказал Иван, — однако же одной достаются кости, а то и мясо с них, а другой — лише пинки и брань. СлуГи внесли в трапезную большой медяной котел, прокопченный до черного блеска, и нерешительно приблизились с ним к царскому столу. Следом за ними на простом липовом подносе несли нарезанный боль шими ломтями хлеб, и не белый, обдирный, дворцовый хлеб, называе мый басмяным — из-за оттиснутых на его верхней корке узоров (столь ник сам сообразил, что такому хлебу не место рядом с холопскими щами), а черный, грубый, решетный, который пекут для дворни. Иван сам протянул свою миску, и стольник, пришедший вместе со слугами, скребанув черпаком по дну котла, наполнил ее доверху жи денькими, вытасканными щами. Осторожно, чтоб не расплескать, поставил ее перед Иваном, подал ему ложку, ломоть хлеба и, заговорщески шепнув: «А за пищалью послал на стрельницу»,— замер с невозмутимым видом, показывая, что теперь ему нипочем все чудеса мира. От царского стола котел перенесли к общему столу, и каждый полу чил по черпаку щей,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2