Сибирские огни, 1988, № 9
русские города. И гляжу, когда писана грамотка? А писана в феврале, на сретенье, а в Москву привезена в марте, на Иоанна Лествечника. Почитай два месяца! Шлю гонца... Добре управился за десять дён. Про давцы сысканы и вершены', а с допросу сказали, что, в русские города продавая, и полцены не набирают от той, что дают литвины. Вот и усле ди тут за ними, и управь, коли они, проклятые, во всем выгоду ищут. Я так мню, государь: тех немецких пленников, которые руду серебряную умеют делать и всякое дело серебряное, медное и оловянное, надобе покупать из казны. Дай мне ту казну! — озлился Иван. Возьми у монастырей, у архиереев,— нашелся дьяк. Монастыри и архиереи своих выкупают, и дал бы бог не престали в том своем почине! А Новыград я управлю... С землей сравняю, плугом пройду и рожь посею. Про языческую их скверну я уже доносил тебе, государь... Про оклички^ на радунице да про мольбища идольские, что творят они по лесам, по болотам, где жертвы приносят бесам, русалкам и прочей не жити, жгут святые иконы и книги... Присягают друг другу також сквер ным обычаем идольским — ком земли на главу покладая, а и того пуще, государь,— костьми человеческими присягу творят. Единое токмо доброе и могу сказать, государь, да и то — не про новогородцев, а про пскови чей. Спорили псковские попы с латинскими монахами и добре крепко постояли за веру нашу правую. Дьяк отыскал в списке нужное, стал читать: Приходили серые чернцы от немцев во Псков и говорили о вере со священники, а речь их такова: соединил веру наш папа вместе с ва шими на осьмом соборе®, и мы и вы — христиане, веруем в сына божия. Наши отвечали им: не у всех вера правая. Ежели веруете в сына божия, то чего для богоубийцам-евреям последуете, поститесь в субботу и опрес нок в жертву приносите? Чего для два духа беззаконно вводите, гово ря: и в духа святаго животворяща, от отца и сына исходяща? А что глаголите нам об осьмом сонмище, об италианском скверном соборе латинском, то про сие окаянное сборище мы и слышати не хотим, занеже отринут он богом и четырьмя патриархами. Будем держати семь собо ров вселенских, они угодны богу, ибо сказано: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов семь». — Молодцы псковичи! — чуть посветлел Иван. — Надобе и митропо лита порадовать... Снесешь ему весть сию, нынче же! — Как велишь, государь! Иван снова нахмурился: —- Не престают латыняне в своих непотребствах, чают истеснить правую веру Христову! Сказывал нам Иоасаф царегородский, что они, латыняне, книги те, где про тот италианский собор написано и про схизму^* их латинскую, на грецкий язык переложили, дабы грецкую землю прельщать своим папежеством. Может статься, что и на наш язык перепишут они те книги, и того беречи надобно накрепко, дабы книги те в землю нашу пути не знали и вреда нашей вере не чинили бы! — Как велишь, государь! — А Г 1 СК 0 ВИЧИ, однако же, молодцы! — вернулся к прежней мысли Иван. — Коль так крепко стоят за веру нашу правую, чаю, и за отечест 2 с к а н ы и в е р ш е н ы — найдены и наказаны. О к л и ч к и — восходящий к язычеству обычай причитания на могилах и «угоще. ния» покойников. Были запрещены церковным собором (1551 г.), созванным по инициа тиве Ивана Грозного. * В о с ь м о й В с е л е н с к и й (Флорентинский) собор (1439 г.) — принял фор- мальное решение об объединении католической и православной церквей, но реальное объединение оказалось невозможным. н . и с рот * ^ ® ® раскол (греч.); так католицизм называл православие и наобо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2