Сибирские огни, 1988, № 9
гайте во другой»,— и сам тому образ явил, бегая не токмо от смерти, но и от гонений богоборных евреев. — Ох, мерзкие! — вскинув голову и закрыв в мучительном изнеможе нии глаза, прошептал Иван,— Уж и Христа себе в заступники призыва ют. Он несколько мгновений сидел так, тяжело и шумно дыша, как буд то ему не хватало воздуха. — Да веди Христос бегал — от глупой смерти,— прежним, тихим, слабым голосом заговорил он, и так, словно оправдывался перед кем-то. — От глупой, никчемной... А коли пришел его час взойти на Голгофу,— голос его на этих словах разом набрал силу,— и телом своим вознести на древо грехи мира сего, он не побежал, не поискал спасения! Коли в сер дце святые помыслы и путь стезей осиян правдой, тогда не бегают, яко псы блудящие, от одной подворотни к другой. Тогда бестрепетно идут на плаху, на костер, прямо и гордо зря в глаза судьям своим и палачам. И Христос явил образ как раз сего великого подвига, а не бегания от всегнусных богоборцев. — Твоя правда, государь,— дождавшись, когда Иван выговорится и немного успокоится, сказал Самойла Михайлов.— Я так мню: сих ше потников тебе нечего страшиться. Они хоть и умны, и злоречивы, и в святом писании сильны, но то и вся их сила. Опасны не они, опасны молчуны. Молчуны делают дело, а шепотники токмо шепчутся. — Опасны и те и другие,— недовольно изрек Иван.— Одни дело де лают, другие — души растлевают! Посему не сулись так-то уж прытко вывести злоречивых на чистую воду. Поберегись, чтоб не истопнуть са мому в той воде, бо вельми много понадобится тебе воды. Целое море! Были уж в иных государствах и странах таковые ретивцы и глупцы... Не чета тебе! Порфироносные ретивцы и глупцы, тщившиеся выводить на чистую воду шепотников! И сколико воды утекло с тех пор, и сколи- ко государств и стран распалось и исчезло с лица земли от злоречия шепчущихся, а они как мутили воду, так и мутят. Истинно речено мудрейшими: не пресечешь дела их, иначе как пресекши их слова. — Что же делать-то тогда, государь? — растерялся дьяк. Иван снисходительно усмехнулся, обвел взглядом своих вниматель ных особинов, словно спрашивал: и вам страшно? И должно быть, не без удовольствия убедившись — в какой уже раз! — что они из того же теста, что и дьяк, самодовольно изрек: — Страшно было б, кабы се я спрашивал у советников своих: что делать? А коли спрашивают советники — не страшно. Слава богу, я знаю, что делать. — Что же, государь? — в простоте душевной воскликнул дьяк. — Тебе — читать далее, — пресек его Иван. — Хочу знать, что в Новыграде? — Прости, государь, — смутился дьяк. — Я не от любопытства... А в Новыграде, государь, в Новыграде: новых ересей и крамол покуда не завелось, а старые не переводятся. Худо им под рукой Москвы... Не мо гут они позабыть свои былые вольности. Мысль отдаться ляцкому либо свейскому живет, государь... «Мы от Москвы не кормимся. Нам от Москвы токмо протори и утеснения»,— таковы их речи. — Дождутся они у меня,— скрипнул зубами Иван. — Крепче следить надобно за Новыградом,— осторожно вмешался Басманов.— А дьяк, я уж давно приметил, следит худо, бо повсегда у него про Новыград одно и то же. — Да ужли я не слежу, Алексей Данилович?! Побойся бога, боярин! Он мне, проклятый, во сне снится! Слежу, государь, пуще пущего слежу я за Новыградом, и все бы гораздо было, кабы не этакая даль! Далеко больно, государь! Зимой, по санной дороге, нимало не мешкая, трое суток пути — гонцу! А тележным ходом, в сушь, вести ко мне идут добре двадцать дён, по распутице же — два месяца. Недавно — приходит весть: отступают, деи, новогородцы от закона, продают немецких плен ников в Литву, вопреки твоему, государь, указу продавать токмо в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2