Сибирские огни, 1988, № 9

ГЛАВА ВОСЬМАЯ 1 Рассвет еще где-где — и не брезжит даже, ни малейшим пятнышком не проклёвывается сквозь ночную темь, а благовещенский протоиерей Епифаний, затеплив огарок свечи, уже направляется из своей соборной келейки в царский дворец. Сперва идет длинным переходом, соединяю­ щим дворец с собором,— под ногами ковры, глушащие шаги, и Епифа­ ний шествует по переходу совсем бесшумно, как бесплотный. И переход, и ковры — для царя. Храм святого Благовещения — царская домовая церковь («церковь на сенях»), и царь ходит сюда и к обедне, вот и соору­ дили переход, и коврами устлали... И переход и ковры раздражали Епифания. Раздражения этого он не скрывал — ни сейчас, ни ранее, когда еще не был царским духовником. Открыто язвил: «Неужто ему нагишом на моления бегати?» Доходили его слова до царя или нет — он не знал, но с некоторых пор начал за­ мечать в царском взгляде, обращенном на него, необычную присталь­ ность. Иному от такой пристальности не то что язвить — жить перехо­ телось бы! Но Епифаний был не из робкого десятка, и язвить не пере­ стал. Когда Иван неожиданно избрал его в духовники, вместо принявшего постриг протопопа Андрея,— не удивился, но согласия поначалу не дал — Иван трижды повторял просьбу,— а согласившись, начал с того, •что сразу же и высказал ему в глаза это свое давнее неудовольствие. Иван не рассердился. Но удивился: что уж тут худого?! В боярских хоромах ни стен, ни полов не видать за коврами. Како же в царском дворце не стелить ковров? И получил ответ: .— На бояр своих не зри! О себе помысли! Дабы пребывати в истин­ ном благочестии, надобе думати! Задумайся: Христос шел к нам чрез тернии, а мы к нему по коврам! Иван с благодарностью поцеловал Епифания, ковры, однако, убрать не повелел. И сейчас ступая по ним, как по каким-то мерзким тварям, думал Епифаний с ожесточением, что даже вот эти раскрашенные куски обыкновенной шерсти имеют большую силу и большую власть над чело­ веком, нежели живое разумное слово, наставляющее на путь истинной веры и спасения. «Ах, худые! Мерзкие! Небожьи вы создания — отродье дьяволово!»— клял он с презрением племя людское и знал, что не отде­ ляет от этого племени и того, к кому шел сейчас. Не отделяет! И не от­ делял никогда! Потому и согласился стать его духовником. Племя это (для него — стадо животных в образе человеческом) он не взялся бы очищать от скверны и вести к спасению даже по велению самого всевыш­ него, а этого хочет спасти. Видит он и в нем дьяволову кость (ух как вы­ пирается она — посильней, чем во всех тех, кого до сих пор довелось ему зреть на своем веку!), но видит и блёстки божественного света, который может осветить ему путь к истине, а через истину — в царствие божие. Может, если только сохранит их в себе, не погубит, не втопчет в ту грязь и скверну, в которой копошится людское стадо, если презрит мир сей, суету и тлетворные соблазны его и сокрушит дьяволову кость, уже про­ росшую ему в душу... Если! Много, невероятно много требовало это если, которое было лишь первым шагом на пути к спасению. Лишь первым! Но даже этот шаг он уже не способен был сделать сам. Не способен! Знал это Епифаний, потому и шел сейчас к нему. Дойдя до конца перехода, он поднялся по тройчатым всходцам, толк­ нул приоткрытую дверь, вступил в темные полусенцы. Огонек от его све­ чи чуть размыл мрак. На лавках, по обе стороны двери, вприсап похра­ пывали стражники. Епифаний еще ни разу не заставал их бодрствую­ щими, но ни разу и не прошел мимо, чтоб не растолкать. Растолкал и сейчас. Два дюжих мужичины исусиками преклонили перед ним колени. — Святой отец! В этом возгласе все: и страх, и новина, и просьба о благословенйгг.йас: ■

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2