Сибирские огни, 1988, № 9
дареву державу, и того же году и Полотцко взял. И по том, по грехам Русская всея земли, воссташа ненависть во всех людех, и межусобная брань и беда велика, и бысть мятеж по всей земле и разделение. И збыстся Христово слово: восста сын на отца, и отец на сына, и дщи на матерь, и мать на дщерь, и врази человеку домашние его. И оттого бысть запустение велие Русской земле». Но этого еще нет, оно впереди, оно грядет. Потом, когда это все явит ся, когда оно грянет, у него будет и имя, и образ, с которым все это мо жет сравниться, а пока есть лишь безобидное слово опричь, что значит— кроме, и отвлеченный образ ада кромешнего. Общее у них только созву чие: кромешный — кроме, но потом появится и общий смысл, и действи тельный (не отвлеченный!) ад кромешный получит название опричнина, а тех, кому будет отдана на истязание Русь, назовут кромешниками. А что Русь? Что о н а загадывала себе? На что надеялась? Чего ждала? И ждала ли? Ждала. Перемены назревали давно и она давно жила надеждами и ожиданиями. Победоносный поход в Литву только усилил эти ожидания и прибавил надежд. И в самом деле, взятие Полоцка, как когда-то и взятие Казани, было не только большой и славной победой, не только большим и славным свершением, но и своеобразным рубежом, вехой, на которую были уст ремлены взоры всей Руси, думавшей: вот, дойдем дотуда, до этой вехи, а там непременно откроется что-то иное, новое, может быть, лучшее. Лучшего она никогда не переставала ждать — лучших времен, лучшей доли,— но это было ожидание вообще, ожидание вековое, неизбывное, подсознательное, которое не загадывало ни рубежей, ни вех. Теперь она ждала сознательно, ждала загаданное, заветное. Давно уже, в ту самую пору, когда Иван, совсем еще мальчишка, тринадцатилетний, выдал на растерзание псарям всемогущего боярского первосоветника Андрея Шуйского, вершившего тогда всеми делами на Москве, вживилась в ее сермяжные головы блаженная мысль, что явился наконец-то государь, который восставит на ее земле правду и справед ливость, попранную сильными и злосердными, и загадала она — на нем загадала!— свое избавление и освобождение от вековечного гнета, наси лия, бесправия, и ждала этого — истово, свято,— как не ждала, должно быть, второго пришествия. Тогда же начала она рассказывать и о чудес ных знамениях, которыми было якобы отмечено его рождение,— о неслы ханном дотоле громе, потрясшем землю до самого основания, об ужас ных молниях, что сверкали на чистом, ясном небе средь бела дня, хотя родился он ночью. Много еще напридумала она разных чудес и легенд, связанных с его рождением, и повторяла их чаще, чем молитвы. Но больше всего она любила рассказывать и вспоминать о пророчестве казанской ханши, ко торая, узнав о рождении Ивана, заявила московским послам: «Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас, а другими— вас!» Думала ли ханша просто досадить русским послам — под стенами Казани как раз стояли московские полки, либо и вправду обладала да ром провидения, и кого подразумевала под этим вас — бог весть. Но для Руси все было однозначно: ханша прорицала, а вас — это только их, бояр, сильных, вельможных. Кого же еще?! Вот почему прорицание хан ши и производило такое сильное впечатление. Впрочем, не только поэто му. В нем удивительным образом сошлось все, что носила Русь в себе, чем жила, чем грезила, что загадывала и ждала, сошлось в одну точку- острие, которое обладало такой проникающей силой, таким воодушев ляющим напором, каким не обладали прочие чудеса и знамения. Эти «двои зубы» не сходили с уст, особенно после того, как предска занное начало сбываться. Казань взята, татары покорены! Одними зуба ми он уже поработал, теперь настала очередь пустить в ход другие. Это го Русь ждала, этим ободряла себя и воодушевлялась. Каждая его стыч ка с боярами, каждая усобица, прибавляла уверенности, что час сей бли зится и второе предсказание казанской ханши скоро сбудется. Вот-и нынче, взбудораженная слухами о новой царевой усобице с 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2